ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ
ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 7
1.1 Особенности развития детей дошкольного возраста с ЗПР 7
1.2 Анализ коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР 12
1.3. Задачи и методы работы дефектолога для формирования коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПИРЕМЕНТ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА И
РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НА БАЗЕ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД 244» 24
2.1 Краткая характеристика МБДОУ «Детский сад № 244» 24
2.2 Совместная деятельность родителей и педагога - дефектолога
для формирования коммуникативных навыков у детей с ЗПР 29
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА И РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 39
3.1 Анализ мероприятий по развитию коммуникативной
активности старших дошкольников в условиях совместной деятельности педагогов и родителей 39
3.2 Анализ результатов совместной деятельности родителей и педагога-дефектолога по формированию коммуникативных
навыков у дошкольников с ЗПР 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
В данной выпускной квалификационной работе раскрыта тема «Взаимодействие педагога-дефектолога и родителей как условие успешного формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с ЗПР».
Понятие «задержка психического развития» относится к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной.
Для данной категории детей свойственна неполная зрелость эмоциональных состояний и саморегуляции, соответствующей оценки своего места в окружении людей, неполное развитие коммуникативных способностей.
Исследуемая тема является очень важной и актуальной на сегодняшний день. В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей, поэтому крайне важно педагогу-дефектологу взаимодействовать с родителями для успешного формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Коммуникативные навыки являются залогом успешного формирования социально инициативного индивида.
Отсутствие четких представлений о социальных законах поведения, недостаточное развитие эмоционально - выразительных средств осложняют овладение детьми навыками коммуникативной культуры, в связи с чем, проблема формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является очень важной.
Объектом изучения в данной работе являются дети дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предметом изучения является совместная деятельность педагога- дефектолога и родителей как условие успешного формирования коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования является предположение, что взаимодействие педагога-дефектолога и родителей является важным условием успешного формирования коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование способов взаимодействия педагога-дефектолога и родителей для успешного формирования коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР.
Для достижения вышеуказанной цели были определены следующие задачи:
1. описать специфику развития детей дошкольного возраста с ЗПР;
2. рассмотреть проблему формирования коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР;
3. рассмотреть задачи и методы работы дефектолога для формирования коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР;
4. представить краткую характеристику МБДОУ «Детский сад № 244»;
5. рассмотреть коллективную деятельность родителей и педагога- дефектолога для формирования коммуникативных навыков у детей с ЗПР;
6. представить мероприятия по развитию коммуникативной активности старших дошкольников в условиях совместной деятельности педагогов и родителей;
7. оценить результаты совместной деятельности родителей и педагога - дефектолога по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР.
В работе применялись такие общенаучные методы исследования, как исследование литературы, наблюдение в группе дошкольного учреждения для выявления уровня коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР. Метод наблюдения для оценки сформированности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с ЗПР более приемлем, так как он помогает получить результаты в естественных условиях, и более распространен среди методов работы с дошкольниками.
Структура работы состоит из трех глав, введения, заключения, списка используемой литературы и приложений, дополняющих текст.
В данной выпускной квалификационной работе была рассмотрена тема: «Взаимодействие педагога-дефектолога и родителей как условие успешного формирования коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР».
Результаты проведенной работы позволяют:
1. Формировать коммуникативные способности, которые относятся к числу важнейших проблем дошкольного образования, так как ребенок формируется только в условиях социального взаимодействия с другими людьми.
2. Обучающимся с ЗПР испытывать некоторые трудности в общении со взрослыми и сверстниками: они не всегда идут на контакт, не могут поддерживать общую тему разговора, не слушают собеседника и не могут сказать свое мнение. Также у обучающихся недостаточно развито умение вступать в диалог, выражающееся в трудности идти на контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.
3. Были проанализированы коммуникативные навыки детей с ЗПР. Данная категория детей не любят принимать участие в совместной работе, испытывают напряжение в отношениях с другими членами группы. А также не умеют эффективно устанавливать отношения, продуктивно общаться, не чувствуют себя полноценными членами группы, не удовлетворены общением, что влечет за собой весьма пагубные последствия. Они часто бывают замкнутыми, с заниженной самооценкой. Такое поведение закрепляется реальными взаимоотношениями, и ребенку тяжело самому измениться и изменить отношение к себе в силу возраста.
4. Педагог-дефектолог дает родителям брошюры по коррекции когнитивных процессов. При общении с родителями ребёнка с ЗПР дефектолог обращает внимание на состояние различных сторон его
психической деятельности - памяти, внимания, мышления, речи, отмечает индивидуальные характеристики, такие как: отношение к учению, работоспособность, усидчивость, темп работы, умение преодолевать затруднения в решении поставленных задач, использовать разнообразные способы умственных и предметно-практических действий для выполнения заданий.
Дефектолог рекомендует родителям развивать познавательную активность, мелкую моторику, формировать приёмы мыслительной, интеллектуальной деятельности у детей с ЗПР.
5. Констатирующий эксперимент по взаимодействию педагога- дефектолога и родителей с целью успешного формирования коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР был проведен на базе МБДОУ «Детский сад № 244».
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» МБДОУ «Детский сад № 244» в условиях группы комбинированной направленности обеспечивает психолого-педагогическую и социальную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы и оказывает помощь в необходимой коррекции отклонений в развитии детей.
6. Используя метод наблюдения для оценки сформированности коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, мы получили информацию о поведении детей. Данный метод наблюдения продуктивен, так как он помогает получить результаты в естественных условиях, и более распространен среди методов работы с дошкольниками.
Было проведено наблюдение за деятельностью 8 детей с ЗПР, уровень развития коммуникативных навыков можно было оценить, как низкий. Было выявлено, что дети не умеют эффективно устанавливать отношения, продуктивно общаться, не удовлетворены общением, что влечет за собой весьма пагубные последствия. Они часто бывают замкнутыми, с заниженной самооценкой.
7. Взаимодействие педагога-дефектолога и родителей позволит ознакомить родителей с основами коррекционно -развивающей деятельности и создания условий для воспитания и образования детей с ЗПР с целью их социальной адаптации и формирования коммуникативных навыков. От своевременного взаимодействия педагога-дефектолога и родителей во многом зависит обучение детей с ЗПР в школе и их дальнейшая социализация в обществе. Были предложены следующие мероприятия: консультационная работа педагога-дефектолога с родителями, разработка и отработка в семье метода проекта по созданию мультипликационного фильма из пластилиновых героев.
8. После проведения работы с родителями и самостоятельной работы с детьми в домашних условиях было вновь проведено наблюдение за детьми с ЗПР в группе. Было выявлено, что сформированы следующие коммуникативные навыки у детей с ЗПР: способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, владение нормами и техникой общения, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра. Также ребенок может считаться с мнением собеседника, отвечать на вопросы, сообщать собеседникам свое мнение, а также способен договариваться и приходить к общему решению.
Данная работа показала хороший результат при формировании коммуникативных навыков. Были поставлены следующие задачи: у детей сформированы коммуникативные качества, на высоком и среднем уровнях, дети более легко держатся перед аудиторией, речевая активность увеличилась, они с радостью общаются со сверстниками и взрослыми, первыми идут на контакт, расширяют содержание их общения.
В данной выпускной квалификационной работе было представлено, что благодаря совместной работе педагога-дефектолога и родителей можно достигнуть хороших результатов в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с ЗПР.
Таким образом, проведенные мероприятия благоприятно повлияли на развитие коммуникативных навыков у детей с ЗПР и развитие хороших дружеских взаимоотношений между ними.
Можно сделать вывод, что выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась - при взаимодействии педагога-дефектолога и родителей можно добиться значительных успехов в формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Все задачи, поставленные при написании выпускной квалификационной работы, были выполнены.
1. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 104 с.
2. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника [Текст] : методическое пособие / А. Г. Арушанова. - М. : Сфера,
2011. - 80 с.
3. Батенькина, О. В. Дизайн интерфейса обучающих программ для детей с задержкой психологического развития [Текст] : монография / О. В. Батенькина ; Омский гос. тех. ун -т. - М. : Магистр, 2014. - 112 с.
4. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, 2009. - 188 с.
5. Белопольская, Н. Л. Экспериментально-психологические
исследования личности детей с задержкой психического развития [Текст] : монография / Н. Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, 2004. - 32 с.
6. Беткер, Л. М. Психологические особенности восприятия эмоционального состояния другого человека по паралингвистическим характеристикам речи младшими школьниками с задержкой психического развития [Текст] : монография / Л. М. Беткер. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2010. - 128 с.
7. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : Учебное пособие для студентов пед. вузов / Л. Н. Блинова ; М-во образования РФ, Упр-ние спец. образования. - М. : НЦ ЭНАС, 2001. - 134 с.
8. Бойко, Т. В. Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития : Старшая группа [Текст] : / Т. В. Бойко. - Волгоград : Учитель, 2012 . - 100 с.
9. Борякова, Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР : Организационный аспект [Текст] : методическое пособие / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицина. - М. : Сфера : Секачев В., 2007. - 80 с.
10. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития : Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] : Учебно-методическое пособие / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002. --64 с.
11. Булатова, О. В. Программа оптимизации родительско-детских отношений (по интенсификации психологических механизмов, определяющих формирование познавательного интереса у детей с задержкой психического развития) [Текст] : методическое пособие для пед. вузов / О. В. Булатова. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2007. - 70 с.
12. Бутко, Г. А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития [Текст] / Г. А. Бутко. - М. : Книголюб, 2006. - 142 с.
13. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] : практическое пособие / А. Л. Венгер, Г. А.Цукерман. - М. : Владос- Пресс, 2001. — 158 с.
14. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 176 с.
15. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной ; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1984. - 256 с.
...