Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей в учреждении дошкольного образования

Работа №95324

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2020
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Особенности развития творческих способностей детей в условиях
учреждения дошкольного образования 15
1.2. Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей как условие эффективного
развития творческих способностей у детей 28
1.3. Организационно-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей в
учреждении дошкольного образования 40
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Изучение творческих способностей детей дошкольного возраста на
констатирующем этапе опытно-поисковой работы 50
2.2. Содержание работы по организационно-педагогическому обеспечению
взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей в учреждении дошкольного образования 57
2.3. Результаты и анализ проведенного исследования 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 106

Актуальность исследования. Новое видение мира, понимание личной ответственности за его судьбу становится непременным условием существования человечества и каждого индивидуума. Современная ситуация в России также обозначила целый ряд проблем, в частности, связанных с новым пониманием роли и места человека в обществе и государстве.
Российское общество нуждается в творчески мыслящих людях, способных создавать культуру, жить в ней и развивать ее. Поэтому перед педагогической наукой стоит проблема поиска путей, способствующих максимальному развитию индивидуальных потенций каждого человека. Воспитание творческой индивидуальности означает, что растущий человек является носителем креативного начала, проявляет себя как подлинный субъект жизнедеятельности. Основной идеей при этом становится идея, уникальности ребенка. Это находит отражение и в нормативных актах страны, в частности, в Конституции Российской Федерации, в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) и др. Общетеоретической основой обновления стала парадигма развивающего вариативного образования, способствующая переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства. Основное и дополнительное образование призваны в единстве осуществлять полноценное развитие ребенка, организовывать разностороннюю его деятельность, стимулировать формирование системы творческих отношений к миру, людям и самому себе.
Анализ психолого-педагогической литературы (Ш.А. Амонашвили, В.А. Библер, Д.Б. Богоявленская, И.П. Волков, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, Б.М. Неменский, Э.П.Торренс, О.Л. Рубинштейн и др.), убедительно доказывают, что развитие творческих способностей личности осуществляется тем эффективнее, чем в более ранние сроки начинается данный процесс. В связи с этим одним из наиболее актуальных направлений современной педагогической теории и практики является поиск условий и средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста [3, 13, 14, 21, 37, 38].
С точки зрения психологии, именно дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей, поскольку именно в это время происходит созревание мозговых структур, отвечающих за формирование творческих способностей, дети проявляют любопытство и любознательность по отношению к окружающему миру, мышление ребенка дошкольного возраста в отличие от мышления взрослых является свободным от большинства стереотипов. Однако, способности к творчеству редко формируются сами по себе, их развитие нуждается в стимулировании. Согласно концепции Б.П. Никитина, разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. Таким образом, недостаток в обществе людей с высоким творческим потенциалом можно объяснить тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.
В связи с возросшей актуальностью развития творческих способностей дошкольников, педагогические коллективы организаций дошкольного образования ведут поиск современных методов и форм развития творческих способностей воспитанников, вовлекая в этот процесс родителей (законных представителей) детей. В нашей стране за родителями на законодательном уровне закреплено преимущественное право на воспитание детей, кроме того, определено обязательство по передаче детям «основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности» [67]. Одной из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [67].
Таким образом, обеспечение взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей в учреждении дошкольного образования становится важной задачей, как педагогической науки, так и практики, что и определило выбор темы нашего исследования «Организационно-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей в учреждении дошкольного образования».
Являясь одной из самых актуальных, проблема развития творческих способностей привлекает внимание ученых разных областей (педагогики, психологии, социологии и пр.), поскольку связана с вопросами проектирования моделей образовательного взаимодействия, разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям личности ребенка.
Современная система дошкольного образования направлена на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя, опираясь на имеющийся природный потенциал, и подготовиться к непрерывному развитию своих способностей. В педагогической науке ведется активный поиск путей раскрытия творческого потенциала детей дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе, который предоставил бы возможность каждому развить творческие начала, проявить себя полно и активно. Этому способствуют исследования Ю.А. Афонькиной, Н.А. Ветлугиной, Н.С. Лейтеса, Т.А. Ратановой, А.И. Савенкова, Ю.Г. Тамберга, Г.А. Урунтаевой, B.C. Юркевич и др. [4, 12, 16, 38, 65].
При несомненной важности отмеченных исследований степень разработанности проблемы развития творческих способностей дошкольников является недостаточной: не в полной мере изучено взаимодействие педагогов ДОО и родителей в процессе развития творческих способностей дошкольников; не разработаны механизмы организационно-педагогического обеспечения данного процесса; отсутствуют методические рекомендации по практической реализации в условиях учреждения дошкольного образования обеспечения взаимодействия педагогов и родителей в процессе комплексного развития творческих способностей детей.
Таким образом, изучение теоретических источников по проблеме развития творческих способностей дошкольников показало наличие ряда противоречий:
1. На социально-педагогическом уровне: между общественным запросом на подготовку подрастающего поколения с разносторонне развитыми творческими способностями, что требует их развитие уже на уровне дошкольного образования, и тем, что в учреждениях дошкольного образования недостаточно используется для этого потенциал взаимодействия педагогов и родителей.
2. На научно-теоретическом уровне: между необходимостью актуализации в учреждениях дошкольного образования потенциала взаимодействия педагогов и родителей для разностороннего развития творческих способностей детей, и тем, что в педагогической теории недостаточно изучены структура и содержания организационно- педагогического обеспечения такого взаимодействия, на основе комплексного подхода к развитию творческих способностей детей.
3. На научно-методическом уровне: между необходимостью практической реализации в условиях учреждения дошкольного образования организационно-педагогического обеспечения взаимодействия педагогов и родителей в процессе комплексного развития творческих способностей детей, и тем, что остаются не разработанными аспекты методического сопровождения реализации этого организационно-педагогического обеспечения.
Выявленная актуальность, приведенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, суть которой состоит в выявлении того, какими должны быть структура и содержание организационно- педагогического обеспечения взаимодействия педагогов и родителей в учреждении дошкольного образования, позволяющие эффективно развивать творческие способности детей.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей в условиях организации дошкольного образования.
Предмет исследования: организационно-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей в учреждении дошкольного образования.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и проверка в опытно-поисковой работе структурно-содержательной модели организационно-педагогического обеспечения взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: предполагается, что взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей в учреждении дошкольного образования будет эффективным, если удастся разработать и реализовать его организационно-педагогическое обеспечение, структура которого будет включать в себя следующие необходимые компоненты:
- целевой, представляющий собой систему целей, достижение которых обеспечит эффективность взаимодействия родителей и педагогов и достижение цели развития творческих способностей детей;
- методологический, включающий в себя основные педагогические и управленческие принципы достижения поставленных целей и способы организации взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей;
- содержательный, включающий в себя программу деятельности по созданию и реализации организационно-педагогических условий эффективного взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей в учреждении дошкольного образования;
- операционально-деятельностный, включающий в себя описание конкретных этапов и мероприятий по созданию и реализации организационно-педагогических условий эффективного взаимодействия и реализации соответствующей программы деятельности;
- оценочно-регулятивный, определяющий систему критериев для определения и коррекции уровня готовности педагогов и родителей к взаимодействию в процессе развития творческих способностей детей, а также систему критериев для определения и коррекции уровня развития творческих способностей детей.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей детей в учреждении дошкольного образования
2. Рассмотреть существующие системы организационно-педагогического обеспечения взаимодействия родителей и педагогов в процессе развития творческих способностей детей.
3. Разработать структурно-содержательную модель
организационно-педагогического обеспечения взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей в условиях учреждения дошкольного образования.
4. Провести опытно-поисковую работу по проверке разработанной модели в дошкольной образовательной организации.
5. Провести формирующий эксперимент по реализации модели в практической деятельности и по результатам проведенной работы сформулировать методические рекомендации по организационно-педагогическому обеспечению взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей в условиях учреждения дошкольного образования.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- философские положения о воспитании и образовании как целостном педагогическом процессе К.Д.Ушинского, культурно-историческая концепция развития личности Л.С. Выготского [32];
- исследования различных аспектов системы дошкольного образования детей (В.В. Воскобович, Е.С. Демина, В.Е. Карагополов, В.Ф. Пронина, Ю.П. Русанова, Н.Е. Самсонова, Л.И. Шварко и др.) [32, 43];
- идеи сотрудничества в учебной деятельности (Е.П. Арнаутова, И.П. Волков, Т.Н. Доронова, Д.А. Леонтьев, А.В. Мудрик С.Л. Соловейчик и др.) [29, 56];
- основополагающие идеи о сущности творческих способностей и креативности личности (А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Дж. Гилфорд, Р.Н. Грановская, В.Н. Дружинин, А.Н. Лук, A.M. Матюшкин, Р.С. Немов, В.И. Петрушин, ЯЛ. Пономарев, Н.Ю. Посталюк, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, O.K. Тихомиров, Э.П. Торренс и др.)[3, 10, 11, 14, 33];
- общетеоретические исследования по проблеме развития детского творчества (Ю.А. Афонькина, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, М.В. Ермолаева, Т.С. Комарова, Н.С. Лейтес, А.А. Мелик-Пашаев, А.И. Савенков, Г.А. Урунтаева, Н.В. Хазратова, Т.Н. Чиркова, В.Д. Шадриков, B.C. Юркевич и др.) [12,13,29,34,35,71].
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, сравнение, систематизация и обобщение передового педагогического опыта, моделирование; эмпирические - педагогическое наблюдение, тестирование.
База опытно-поисковой работы. МБДОУ - детский сад №393 г. Екатеринбурга.
Этапы проведения исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в период с 2018 по 2020 гг. в четыре этапа.
На первом этапе производился анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования. Изучалась степень разработанности проблемы, традиционный и инновационный опыт по развитию творческих способностей; анализировалось содержание дошкольного образования в контексте организационно-педагогического обеспечения взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей. Были сформулированы цель, гипотеза, задачи исследования, а также проектировался порядок выполнения опытно-поисковой работы, производился подбор и оформление методик диагностики творческих способностей детей дошкольного возраста.
На втором этапе исследования проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого проводилась диагностика уровня развития творческих способностей детей, анализ форм и методов работы в этом направлении.
В процессе формирующего этапа опытно-поисковой работы в деятельность дошкольной образовательной организации внедрялась структурно-содержательная модель организационно-педагогического обеспечения взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей.
Четвертый этап посвящен подведению итогов опытно-поисковой работы. Проведена итоговая диагностика развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Выполнен анализ эффективности проведенных мероприятий, обеспечивших взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Систематизировались и обобщались результаты исследования, оформлялся текст диссертации.
Основные результаты работы представлены в публикациях и на научно-практических конференциях.
Элементы научной новизны исследования включают следующие аспекты: уточнена структура организационно педагогического обеспечения взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей дошкольников. Уточнено содержание взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей в условиях ДОО.
Теоретическая значимость исследования состоит:
в определении и систематизации зарубежных и отечественных подходов к проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
в теоретическом обосновании организационно-педагогического обеспечения взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработаны методические рекомендации для организационно-педагогического обеспечения взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей в условиях учреждения дошкольного образования;
была апробирована и показала свою эффективность программа мероприятий, направленных на организационно-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей.
Результаты исследования могут быть использованы администрацией дошкольных образовательных организаций при планировании мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей, в основных образовательных программах дошкольного образования и дополнительных общеразвивающих программах для детей дошкольного возраста.
Достоверность основных положений и выводов, изложенных в исследовании, обеспечивается опорой на теоретические положения, разработанные в педагогике и психологии; применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования; использованием методов математической обработки и содержательным анализом полученных эмпирических данных; непосредственным участием автора в опытно-поисковой работе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эффективность взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей в учреждении дошкольного образования достигается разработкой и реализацией его организационно-педагогического обеспечения, с включением в его структуру следующих необходимых компонентов:
- целевого, представляющего собой систему целей, достижение которых обеспечивает эффективность взаимодействия родителей и педагогов и достижение целей развития творческих способностей детей;
- методологического, включающего в себя основные педагогические и управленческие принципы достижения поставленных целей и способы организации взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей;
- содержательного, включающего в себя программу деятельности по созданию и реализации организационно-педагогических условий эффективного взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей в учреждении дошкольного образования;
- операционально-деятельностного, включающий в себя описание конкретных этапов и мероприятий по созданию и реализации организационно-педагогических условий эффективного взаимодействия и реализации соответствующей программы деятельности;
- оценочно-регулятивного, определяющего систему критериев для определения и коррекции уровня готовности педагогов и родителей к взаимодействию в процессе развития творческих способностей детей, а также систему критериев для определения и коррекции уровня развития творческих способностей детей.
2. Организационно-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей в учреждении дошкольного образования определяет эффективность этого взаимодействия по следующим направлениям:
- включение родителей в деятельность по реализации целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования понимается их участие в:
- обсуждение стратегических и тактических планов развития детей в сотворческой деятельности, разработка новых организационных форм развития творчества;
- создание творческих групп, которые активно опытом и творческими достижениями;
- организация развивающей творческой образовательной среды, включая дизайн групп и территории дошкольного учреждения;
- организация общественной экспертизы качества реализации образовательного процесса.
Структура и объем диссертации:
Диссертация изложена на 88 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (73 источников) и 8 приложений. Текст диссертации содержит 4 рисунка и 6 таблиц. В приложении представлены материалы методического и иллюстративного характера, отражающие отдельные положения диссертации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В начале нашей работы мы поставили перед собой цель: теоретическое обоснование, разработка и проверка в опытно-поисковой работе структурно-содержательной модели организационно-педагогического обеспечения взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Для достижения этой цели нами были предприняты следующие шаги. Были проанализированы психологические и педагогические источники по проблеме развития творческих способностей детей в учреждении дошкольного образования. Было выявлено, что дошкольный возраст является сенситивным для развития творческих способностей, однако, способности к творчеству редко формируются сами по себе, их развитие нуждается в стимулировании.
Анализ условий развития творческих способностей детей дошкольного возраста показал, что взаимодействие семьи и образовательной организации является важнейшим интегративным условием, позволяющим скоординировать усилия двух наиболее значимых социальных институтов в жизни ребенка, но несмотря на очевидную значимость организационно-педагогического взаимодействия педагогов и родителей в развитии творческих способностей у детей, анализ многочисленных источников показывает, что большинство авторов описывают или педагогические, или семейные влияния по отдельности, а скоординированные действия родителей и педагогов практически не рассматриваются.
Теоретически аргументированы основные компоненты модели обеспечения организационно-педагогического взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей у детей: - целевой, представляющий собой систему целей, достижение которых обеспечит эффективность взаимодействия родителей и педагогов и достижение цели развития творческих способностей детей;
- методологический, включающий в себя основные педагогические и управленческие принципы достижения поставленных целей и способы организации взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей;
- содержательный, включающий в себя программу деятельности по созданию и реализации организационно-педагогических условий эффективного взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей в учреждении дошкольного образования;
- операционально-деятельностный, включающий в себя описание конкретных этапов и мероприятий по созданию и реализации организационно-педагогических условий эффективного взаимодействия и реализации соответствующей программы деятельности;
- оценочно-регулятивный, определяющий систему критериев для определения и коррекции уровня готовности педагогов и родителей к взаимодействию в процессе развития творческих способностей детей, а также систему критериев для определения и коррекции уровня развития творческих способностей детей.
Теоретически обоснованная модель была внедрена в деятельность дошкольной образовательной организации в ходе опытно-поисковой работы. Эффективность проведенных мероприятий была статистически доказана.
Таким образом, цель работы достигнута, все задачи выполнены. Гипотеза о том, что взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития творческих способностей детей в учреждении дошкольного образования будет эффективным, если удастся разработать и реализовать его организационно-педагогическое обеспечение, структура которого будет включать в себя перечисленные выше компоненты, доказана.



1. Андреев, В.И. Педагогика творческого: учебное пособие для студентов вузов / В.И. Андреев. - Казань: Издательство Казанского университета, 1996. - Книга 1. - 567 с.
2. Белкина В.Н. Дошкольник: обучение и развитие : воспитателям и родителям / В.Н. Белкина [и др.]. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 256 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей/ Д.Б. Богоявленская. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
4. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е издание, исправленное и дополненное/ Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Культура, 2005. - 240 с.
5. Бодрова, Е.В. Актуальные проблемы развития творческих
способностей в обучении и воспитании [Электронный ресурс] / Е.В. Бодрова, О.Л. Князева, В.Т. Кудрявцев. - URL: http://www.voppsy.ru/-
issues/1989/891/891174.htm (дата обращения: 18.09.2019)
6. Варкки, Н.А. Программа творческо-эстетического развития
ребенка/ Н.А. Варкки, Р.Р. Калинина. - Москва: Речь, 2002. - 168 с.
7. Веракса, Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе/ Н.Е.
Веракса. - Москва: Мозайка-Синтез, 2007. - 150 с.
8. Веракса, Н.Е., Развитие ребенка в дошкольном возрасте/Н.Е.
Веракса, А.Н. Веракса. - Москва: Мозайка-Синтез, 2007. - 72 с.
9. Вахитова, Г.Х. Полисубъектное взаимодействие в контексте предшкольного образования [Электронный ресурс] / Г.Х. Вахитова // Вестник Томского университета. - 2013. - № 13. - С. 71-75. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21137792 (дата обращения: 15.02.2020).
10. Венгер, Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. - Москва: Знание, 1973. - 96 с.
11. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. - М.: Педагогика. - 1986. - 256 с.
12. Ветлугина, Н.А. О теории и практике художественного творчества детей / Н.А. Ветлугина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 11-12.
13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителя / Л.С. Выготский. - Москва: Просвещение, 1991. - 92 с.
14. Гилфорд, Д. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления: сб. пер. с нем. и англ. / под ред. А.М. Матюшкина. - Москва, 1965. - С. 433-456.
15. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность/ Э.А. Голубева. - Москва: Прометей, 2003. - 635 с.
16. Григорьева, О.А. Социальные условия развития творческих способностей детей / О.А. Григорьева, Д.В. Зайцев // Вестник ВУиТ. - 2010. - № 4.- С. 34-41
17. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - Москва: Просвещение. - 2009. - 29 с.
18. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретических и экспериментальных психологических исследований: учебное пособие для студентов вузов / В.В. Давыдов. - Москва: Академия,2004.- 288 с.
19. Демидова Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы Международной научно-практической конференции. Ч. I. (31 октября 2012 г.). Новосибирск: Издательство «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. 200 с.
20. Дружинин, В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов /
B. Н. Дружинин. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 656 с.
21. Дружинин, В.Н. Основные современные концепции творчества и одаренности /В.Н. Дружинин. - Москва: Молодая гвардия, 1998. - 389 с.
22. Дружинин, В.Н. Психология семьи: 3-е издание / В. Н. Дружинин. - Санкт-Петербург: Питер, - 2006. - 176 с.
23. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко. - Москва : Международный образовательный и психологический колледж, - 1996. - 197 с.
24. Дубровская, Е.А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е издание, исправленное и дополненное/ Е.А. Дубровская,
C. А. Козлова. - Москва: Издательство «Юрайт», 2016. - 185 с.
25. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/ О.В. Дыбина. - Москва: Мозайка-Синтез, 2010. - 64 с.
26. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов. - Москва: Академический Проект, 2003. - 304 с.
27. Зимина, А.Н. Первые шаги в творчестве: учебно-методическое пособие / И. А. Зимняя. - Москва: ГНОМ-ПРЕСС, 1997. - 186 с. 94
28. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 444 с.
29. Золотухина, О.С. Влияние детско-родительских отношений на развитие творческого потенциала детей старшего школьного возраста: магистерская диссертация / О.С. Золотухина, Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2017. - 121 с.
30. Ипполитова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. №1. С. 8-14.
31. Каптерев, П. Ф. Детская и педагогическая психология [Текст] / П. Ф. Каптерев. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 336 с.
32. Карпей, О.Н. Управление процессом подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности: магистерская диссертация / О.Н. Карпей, Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2017. - 122 с.
33. Козлова, З.Р. Модульный подход в развитии творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста: магистерская
диссертация / З.Р. Козлова, Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2018. - 149 с.
34. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография/Т.С. Комарова. - Москва: Мозайка-Синтез, 2016. - 144 с.
35. Комарова, Т.С. Коллективное творчество дошкольников/Т.С. Комарова, А.И. Савенков. - Москва: Педагогическое сообщество России,2005. - 128 с.
36. Кондаков, И.М. Психология: иллюстрированный словарь. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Прайм-Еврознак, 2007, - 783 с.
37. Кошелева, Е.С. Эволюция подходов к исследованию творческих способностей в России и за рубежом/ Е.С. Кошелева // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, 2013. С.145-151.
38. Кудрявцев, В.Т. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В.Т. Кудрявцев, Б.В. Синельников // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9. - С. 52-59.
39. Куприянов, Б.В. Вариативность социального воспитания дошкольников [Электронный ресурс] / Б.В. Куприянов. - URL: http:// altruism.ru/sengine.cgi/5/28/20/2/3#shemal (дата обращения: 20.02.2020).
40. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / составитель Л. М. Семенюк. - Москва, 1994. - С. 46-55.
41. Мир открытий: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Л. . Петерсон, И.А. Лыковой. - Москва: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. - 383 с.
42. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов/ В.С. Мухина. -Москва: Издательский центр «Академия», 2011. - 456 с.
43. Нестерова, Е.В. Формирование готовности коллектива
дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности: магистерская диссертация / Е.В. Нестерова, Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2014. - 142 с.
44. Николаева, Е.И. Психология детского творчества/ Е.И. Николаева. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 220 с.
45. Новикова, Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. 2-е издание / Г.П. Новикова. - Москва: «Аркти», 2004. - 224 с.
46. Новикова, Г.П. Научные проблемы развития одаренности и способностей у детей дошкольного возраста / Г.П. Новикова// Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2016. №1. - С. 38-45.
47. Новоселов, С.А. Ассоциативно-синектическая технология развития креативности субъектов образовательного процесса / С.А. Новоселов // Образование и наука. - 2011. - № 2. - С. 72-82.
48. О необходимости создания новой гуманизированной демократической - системы образования. //Человек и среда обитания. - Магнитогорск. Издательство лицея РАН, 1998. - С.99-103
49. Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольника/ Н.Н. Поддъяков. - Москва, 1977. -272с.
50. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от «18» октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс] URL: http://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения 15.09.2019).
51. Прохорова, Л.С. Развиваем творческую активность дошкольников/ Л.С. Прохорова // Дошкольное воспитание. - 1996. № 5. - С. 21-27.
52. Прохорова, Л.Н. Педагогические условия развития креативности старших дошкольников: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Л.Н. Прохорова; Владимирский государственный педагогический университет. - Владимир, 2000. - 36 с.
53. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Я. А., Пономарев [и др.]; ответственный редактор Я. А. Пономарев. - Москва: Наука, 1990. - 222 с.
54. Садыкова, Г.М. Исследование творчества детей / Г. М. Садыкова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-5. - С. 1050- 1052.
55. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский. - Ярославль: Гринго, 1996. - 192 с.
56. Сковородина, Д.Е. Творческое проектирование детско- родительских мероприятий в дошкольной образовательной организации: магистерская диссертация / Д.Е. Сковородина, Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2018. - 133 с.
57. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками / Е.О. Смирнова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 192 с.
58. Синюк, Д.Э. Технология организации психолого-педагогической работы по развитию творческого потенциала дошкольников / Д.Э. Синюк // Поддержка одаренности - развитие креативности: материалы междунар. конгресса: в 2 томах / гл. ред. И.М. Прищепа. - Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2014. - С. 315-318.
59. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей: популяр. пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
60. Тамберг, Ю.Г. Развитие творческого мышления детей / Ю.Г. Тамберг. - Екатеринбург : У-Фактория, 2004. - 208 с.
61. Теплов, Б.М. Способности и одарённость / Б.М. Теплов // Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - Москва, 1961. - С. 9-38.
62. Тихомирова, Т.Н. Взаимосвязь аспектов социальной среды с показателями интеллекта и креативности детей старшего дошкольного возраста / Т.Н. Тихомирова // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 85-94.
63. Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К.А. Торшина // Вопросы психологии.- 1998. - №4. - С. 123-132
64. Тропинки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. В.Т. Кудрявцева. - Москва: Вентана- Граф, 2014. - 170 с.
65. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов / Г.А. Урунтаева. - Москва: Академия, 2001. - 336 с.
66. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва: Омега - Л., 2014
67. Федеральный государственный образовательный стандарт:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.Москва.НВЕ: http:ZZwww.rg.ru/2013Z11Z25/doshk-standart-dok.html (дата обращения
12.12.2018)
68. Фельдштейн, Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования / Д.И. Фельдштейн // Известия Российской Академии образования. - 2009. - № 1. - С. 3-9.
69. Художественное творчество в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя / под редакцией Н.А. Ветлугиной. - Москва: Просвещение, 1974. - 249 с.
70. Хьелл, Л.Теории личности (Основные положения, исследования и применение)/ Л. Хьелл, Д. Зиглер. - Санкт-Петербург: ПитерПресс, 1997. - 608 с.
71. Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека/ В.Д. Шадриков. - Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2013. - 464 с.
72. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами : учебное пособие / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова ; под ред. Т.И. Шамовой. - Москва: Академия, 2006. - 382 с.
73. Юдина, Е.Г. Открытия: примерная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина [и др.]; под ред. Е.Г. Юдиной. - Москва: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014. - 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ