Управление инновационными изменениями в образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 11
1.1. Образовательная организация как объект управляемого развития 11
1.2. Механизмы стратегического управления инновационными
изменениями в образовательной организации
1.3. Оценка управления инновационными изменениями в
образовательной организации
1.4. Моделирование процесса управления инновационными
изменениями в образовательной организации
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 54
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Практика управления инновационными изменениями в
образовательной организации
2.1.1. Характеристика образовательной организации и анализ
инновационного потенциала педагогических кадров
2.1.2. Практика управления инновационными изменениями в образовательной организации на примере целевой программы «Чтение и работа с текстом»
2.1.3 Практика управления инновационными изменениями в
образовательной организации на примере целевой программы «Развитие ИКТ - компетентности обучающихся» 73
2.1.4 Практика управления инновационными изменениями в
образовательной организации на примере разработки и внедрения целевой программы «Планирование реализации целевой программы «Проектная деятельность» в Гимназии №205 «Театр» на уровне начального общего образования»
2.2. Экспериментальная проверка модели процесса управления
инновационными изменениями в образовательной организации 83
2.3. Анализ результатов и оценка эффективности механизмов управления инновационными изменениями в образовательной организации 89
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-11 105
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 11
1.1. Образовательная организация как объект управляемого развития 11
1.2. Механизмы стратегического управления инновационными
изменениями в образовательной организации
1.3. Оценка управления инновационными изменениями в
образовательной организации
1.4. Моделирование процесса управления инновационными
изменениями в образовательной организации
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 54
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Практика управления инновационными изменениями в
образовательной организации
2.1.1. Характеристика образовательной организации и анализ
инновационного потенциала педагогических кадров
2.1.2. Практика управления инновационными изменениями в образовательной организации на примере целевой программы «Чтение и работа с текстом»
2.1.3 Практика управления инновационными изменениями в
образовательной организации на примере целевой программы «Развитие ИКТ - компетентности обучающихся» 73
2.1.4 Практика управления инновационными изменениями в
образовательной организации на примере разработки и внедрения целевой программы «Планирование реализации целевой программы «Проектная деятельность» в Гимназии №205 «Театр» на уровне начального общего образования»
2.2. Экспериментальная проверка модели процесса управления
инновационными изменениями в образовательной организации 83
2.3. Анализ результатов и оценка эффективности механизмов управления инновационными изменениями в образовательной организации 89
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-11 105
Инновационная деятельность в образовательной организации на современном этапе развития образования-это явление неизбежное, необходимое и масштабное. На уровне государства и регионов - инновационная деятельность описывается как один из ключевых компонентов модернизации российского образования. На уровне самой организации наличие в ней признаков инновационной деятельности-это маркер её конкурентоспособности среди других подобных организаций, показатель положительной динамики качества образования в ней.
При этом во главу угла ставится управленческая деятельность руководителя и его административной команды. Грамотное, научно-обоснованное управление инновационными изменениями в образовательной организации позволит сделать данную организацию современной, динамически-развивающейся, интересной для общества, конкурентоспособной, экономически более самостоятельной, авторитетной в педагогическом сообществе. «Для управления инновационными изменениями в образовательной организации необходимо создать условия, выявить закономерности, планировать и организовывать данный процесс с учетом внутреннего резерва педагогического коллектива, его мотивации к инновациям» [30].
Проведенный анализ научной литературы и педагогической практики по управлению инновационными изменениями в ОО позволил выявить основное противоречие между необходимой на современном этапе реформирования системы образования высокой инновационной активностью ОО и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы создания эффективных механизмов управления, ориентированных на развитие ОО.
Потребность практики, недостаточность разработки теории, выявленное противоречие, определили проблему выявления механизмов управления инновационными изменениями в ОО.
Это позволило сформулировать тему исследования: «Управление инновационными изменениями в ОО».
Цель исследования: обоснование признаков инновационных изменений в образовательной организации, разработка модели управления инновационными изменениями в образовательной организации и выявление результативности данной модели.
Объект исследования. Инновационные изменения в образовательной организации.
Предмет исследования. Управление инновационными изменениями в образовательной организации.
Гипотеза исследования также основана на предположении о том, что реализуемые механизмы управления инновационными изменениями в ОО обеспечат результативность преобразований, если:
- ключевыми факторами, определяющими управление инновационными изменениями в ОО, рассматриваются условия внешней и внутренней среды ОО;
- выделены типы стратегии нововведения: от внутренних ресурсов ОО, от возможностей ОО во внешней среде;
- разработана модель процесса управления инновационными изменениями в ОО, обеспечивающая рациональный способ достижения цели преобразования путем реализации механизмов управления: анализа среды инновационных изменений в ОО, выбора стратегии, целеполагания, вовлечения субъектов в процесс осуществления преобразований.
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- Раскрыть теоретико-методологические основы управления
инновационными изменениями в ОО.
- Выявить основные проблемы в практике управления
инновационными изменениями в ОО.
- Выделить типы стратегии управления инновационными
изменениями в ОО.
- Разработать и реализовать модель процесса управления инновационными изменениями в ОО, обосновать параметры оценки управления.
- Разработать критерии результативности управления
инновационными изменениями в образовательной организации.
- Оценить результативность предложенной модели управления инновационными изменениями в образовательной организации.
Методологической основой исследования являются положения системного, ситуационного и человекоцентристского подходов; методология инновационной деятельности в ОО.
Теоретическую базу исследования составили: теории развития организаций (И. Адизес, А.И. Пригожин, К.М. Ушаков); общая теория управления социальными организациями (Р. Акофф, М. Альберт, Г. Кунц, М. Мескон, Б.З. Мильнер, А.И. Наумов, В.Г. Афанасьев); теория стратегического управления (И. Ансофф, А. Томпсон, М. Портер, В.Р. Веснин, О.С. Виханский, В.С. Соловьев, Ю.Н. Лапыгин и др.) и ее развитие относительно образовательных систем (П. Друкер, М.М. Поташник, А.М. Моисеев, В.С. Лазарев, В.Ю. Кричевский, Г.Г. Корзникова и др.); теория управления образовательными системами (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова, В.П. Симонов, П.И. Третьяков, А.И. Жилина, Г.П. Чепуренко, К.Ю. Белая, В.В. Поздняк и др.) и работы по основам управления развитием образовательных систем (П. Далин, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, О.Г. Прикот, В.Н. Скворцов, Н.В. Горбунова, В.М. Лизинский и др.); системная концепция нововведений (Н.И. Лапин, А.И. Пригожин, В.С. Толстой) и исследования по основам инновационной деятельности (Э. Дандон, К. Ангеловски, В.И. Загвязинский, В.А. Сластенин, П.И.Третьяков, Л.С. Подымова, Н.Р. Юсуфбекова, Н.М. Полетаева, И.Ф. Игропуло и др.), работы в области теории принятия решений (В. Эдвардс, О.И. Ларичев, А.Б. Петровский, Г.В. Ройзензон и др.).
Выбор методов исследования обусловлен целью и содержанием работы. Характерной чертой работы является сочетание теоретико - методологического аспекта исследования с постановкой и решением задач прикладного характера. Это определило комплекс взаимодополняющих методов:
- теоретических (анализ, систематизация, обобщение, мысленный эксперимент, абстрагирование, моделирование);
- эмпирических (анкетирование, беседы, интервьюирование);
- обсервационных (прямое, косвенное и включенное наблюдение);
- проксиметрических (анализ результатов деятельности);
- прогностических (метод экспертной оценки - индивидуальной, коллективной);
- педагогический эксперимент.
Анализ экспериментальных данных осуществлялся с применением методов математической статистики.
Экспериментальная база исследования: МАОУ Гимназия №205 «Театр» Орджоникидзевского района МО г. Екатеринбург.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе в 2016-2017г.г. было изучено состояние проблемы управления инновационными изменениями в образовательной организации на теоретическом уровне: проведен анализ литературы по менеджменту, экономической, социальной, психолого-педагогической, методической литературы, а также социологических и диссертационных исследований по изучаемой проблеме. На основе анализа существующих концепций и теорий в менеджменте и педагогике были определены основные положения исследования: сформулированы цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута рабочая гипотеза, разработан понятийный аппарат, проведен констатирующий этап экспериментальной работы по выявлению состояния сформулированной нами проблемы и поиска возможностей ее решения в условиях МАОУ Гимназия №205 «Театр».
На втором этапе (2017 г.) конкретизировались задачи и гипотеза исследования, уточнялась теоретико-методологическая основа; определялось своеобразие и специфичность модели управления инновационными изменениями в образовательной организации, выявлялись педагогические условия ее успешной реализации; обрабатывались результаты констатирующего этапа экспериментальной работы; проводился формирующий эксперимент, заключавшийся в разработке и практике применения целевых инновационных программ, специфических для МАОУ Гимназия №205 «Театр».
На третьем этапе (2017-2018 гг.) проводилась систематизация и статистическая обработка полученных данных, формулировались выводы, проводилось критериальное оценивание и анализ результативности разработанных целевых инновационных программ; осуществлялось оформление полученных результатов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования
Выявлены условия осуществления инновационных изменений в образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования
- Обобщены сведения об определении понятия инновационных изменений в образовательной организации.
- Обобщены сведения о современных моделях управления инновационными изменениями в образовательной организации.
- Разработана теоретическая модель управления инновационными изменениями в образовательной организации.
Практическая значимость исследования:
- Разработанная модель управления инновационными изменениями апробирована в МАОУ Гимназия №205 «Театр».
- Разработаны критерии мониторинга результативности управления инновационными изменениями для МАОУ Гимназия №205 «Театр».
- Реализация разработанной модели управления инновационными изменениями в образовательной организации позволила повысить инновационный потенциал педагогов учреждения, путем их включения в разработку
и реализацию целевых инновационных программ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Разработана модель управления инновационными изменениями в образовательной организации, которая состоит из взаимосвязанных компонентов: аналитического (включает анализ образовательной ситуации в ОО); целевого (включает систему целей, задач инновационных изменений в ОО); содержательно-процессуального (содержит направления, методы, используемую технологию управления инновационными изменениями), оценочно-результирующего (описывает критерии результативности управления инновационными изменениями, а также результат - повышение качества образования в ОО).
2. Разработанная модель управления инновационными изменениями в образовательной организации, опирающаяся на то, что одним из ключевых моментов управления инновациями в ОО является создание творческих групп педагогов, занимающихся разработкой целевых инновационных программ, позволила повысить не только инновационный потенциал педагогов учреждения, но и качество образования в Гимназии в целом.
3. Созданы организационно-педагогические условия, необходимые для результативного управления инновационными изменениями в образовательной организации.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись посредством реализации модели управления инновационными изменениями на базе начальной школы Гимназии и с привлечением педагогов кафедры учителей начальных классов.
Личное участие автора состоит в теоретико-методологическом и методическом обосновании разработанной модели инновационных изменений в ОО, контроле и руководстве творческими группами педагогов, разрабатывавшими целевые инновационные программы в ОО, анализе результатов, полученных при реализации модели.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, включающего 94 источника. Текст иллюстрируют 21 рисунок и 14 таблиц. Работа содержит 11 приложений.
При этом во главу угла ставится управленческая деятельность руководителя и его административной команды. Грамотное, научно-обоснованное управление инновационными изменениями в образовательной организации позволит сделать данную организацию современной, динамически-развивающейся, интересной для общества, конкурентоспособной, экономически более самостоятельной, авторитетной в педагогическом сообществе. «Для управления инновационными изменениями в образовательной организации необходимо создать условия, выявить закономерности, планировать и организовывать данный процесс с учетом внутреннего резерва педагогического коллектива, его мотивации к инновациям» [30].
Проведенный анализ научной литературы и педагогической практики по управлению инновационными изменениями в ОО позволил выявить основное противоречие между необходимой на современном этапе реформирования системы образования высокой инновационной активностью ОО и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы создания эффективных механизмов управления, ориентированных на развитие ОО.
Потребность практики, недостаточность разработки теории, выявленное противоречие, определили проблему выявления механизмов управления инновационными изменениями в ОО.
Это позволило сформулировать тему исследования: «Управление инновационными изменениями в ОО».
Цель исследования: обоснование признаков инновационных изменений в образовательной организации, разработка модели управления инновационными изменениями в образовательной организации и выявление результативности данной модели.
Объект исследования. Инновационные изменения в образовательной организации.
Предмет исследования. Управление инновационными изменениями в образовательной организации.
Гипотеза исследования также основана на предположении о том, что реализуемые механизмы управления инновационными изменениями в ОО обеспечат результативность преобразований, если:
- ключевыми факторами, определяющими управление инновационными изменениями в ОО, рассматриваются условия внешней и внутренней среды ОО;
- выделены типы стратегии нововведения: от внутренних ресурсов ОО, от возможностей ОО во внешней среде;
- разработана модель процесса управления инновационными изменениями в ОО, обеспечивающая рациональный способ достижения цели преобразования путем реализации механизмов управления: анализа среды инновационных изменений в ОО, выбора стратегии, целеполагания, вовлечения субъектов в процесс осуществления преобразований.
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- Раскрыть теоретико-методологические основы управления
инновационными изменениями в ОО.
- Выявить основные проблемы в практике управления
инновационными изменениями в ОО.
- Выделить типы стратегии управления инновационными
изменениями в ОО.
- Разработать и реализовать модель процесса управления инновационными изменениями в ОО, обосновать параметры оценки управления.
- Разработать критерии результативности управления
инновационными изменениями в образовательной организации.
- Оценить результативность предложенной модели управления инновационными изменениями в образовательной организации.
Методологической основой исследования являются положения системного, ситуационного и человекоцентристского подходов; методология инновационной деятельности в ОО.
Теоретическую базу исследования составили: теории развития организаций (И. Адизес, А.И. Пригожин, К.М. Ушаков); общая теория управления социальными организациями (Р. Акофф, М. Альберт, Г. Кунц, М. Мескон, Б.З. Мильнер, А.И. Наумов, В.Г. Афанасьев); теория стратегического управления (И. Ансофф, А. Томпсон, М. Портер, В.Р. Веснин, О.С. Виханский, В.С. Соловьев, Ю.Н. Лапыгин и др.) и ее развитие относительно образовательных систем (П. Друкер, М.М. Поташник, А.М. Моисеев, В.С. Лазарев, В.Ю. Кричевский, Г.Г. Корзникова и др.); теория управления образовательными системами (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова, В.П. Симонов, П.И. Третьяков, А.И. Жилина, Г.П. Чепуренко, К.Ю. Белая, В.В. Поздняк и др.) и работы по основам управления развитием образовательных систем (П. Далин, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, О.Г. Прикот, В.Н. Скворцов, Н.В. Горбунова, В.М. Лизинский и др.); системная концепция нововведений (Н.И. Лапин, А.И. Пригожин, В.С. Толстой) и исследования по основам инновационной деятельности (Э. Дандон, К. Ангеловски, В.И. Загвязинский, В.А. Сластенин, П.И.Третьяков, Л.С. Подымова, Н.Р. Юсуфбекова, Н.М. Полетаева, И.Ф. Игропуло и др.), работы в области теории принятия решений (В. Эдвардс, О.И. Ларичев, А.Б. Петровский, Г.В. Ройзензон и др.).
Выбор методов исследования обусловлен целью и содержанием работы. Характерной чертой работы является сочетание теоретико - методологического аспекта исследования с постановкой и решением задач прикладного характера. Это определило комплекс взаимодополняющих методов:
- теоретических (анализ, систематизация, обобщение, мысленный эксперимент, абстрагирование, моделирование);
- эмпирических (анкетирование, беседы, интервьюирование);
- обсервационных (прямое, косвенное и включенное наблюдение);
- проксиметрических (анализ результатов деятельности);
- прогностических (метод экспертной оценки - индивидуальной, коллективной);
- педагогический эксперимент.
Анализ экспериментальных данных осуществлялся с применением методов математической статистики.
Экспериментальная база исследования: МАОУ Гимназия №205 «Театр» Орджоникидзевского района МО г. Екатеринбург.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе в 2016-2017г.г. было изучено состояние проблемы управления инновационными изменениями в образовательной организации на теоретическом уровне: проведен анализ литературы по менеджменту, экономической, социальной, психолого-педагогической, методической литературы, а также социологических и диссертационных исследований по изучаемой проблеме. На основе анализа существующих концепций и теорий в менеджменте и педагогике были определены основные положения исследования: сформулированы цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута рабочая гипотеза, разработан понятийный аппарат, проведен констатирующий этап экспериментальной работы по выявлению состояния сформулированной нами проблемы и поиска возможностей ее решения в условиях МАОУ Гимназия №205 «Театр».
На втором этапе (2017 г.) конкретизировались задачи и гипотеза исследования, уточнялась теоретико-методологическая основа; определялось своеобразие и специфичность модели управления инновационными изменениями в образовательной организации, выявлялись педагогические условия ее успешной реализации; обрабатывались результаты констатирующего этапа экспериментальной работы; проводился формирующий эксперимент, заключавшийся в разработке и практике применения целевых инновационных программ, специфических для МАОУ Гимназия №205 «Театр».
На третьем этапе (2017-2018 гг.) проводилась систематизация и статистическая обработка полученных данных, формулировались выводы, проводилось критериальное оценивание и анализ результативности разработанных целевых инновационных программ; осуществлялось оформление полученных результатов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования
Выявлены условия осуществления инновационных изменений в образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования
- Обобщены сведения об определении понятия инновационных изменений в образовательной организации.
- Обобщены сведения о современных моделях управления инновационными изменениями в образовательной организации.
- Разработана теоретическая модель управления инновационными изменениями в образовательной организации.
Практическая значимость исследования:
- Разработанная модель управления инновационными изменениями апробирована в МАОУ Гимназия №205 «Театр».
- Разработаны критерии мониторинга результативности управления инновационными изменениями для МАОУ Гимназия №205 «Театр».
- Реализация разработанной модели управления инновационными изменениями в образовательной организации позволила повысить инновационный потенциал педагогов учреждения, путем их включения в разработку
и реализацию целевых инновационных программ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Разработана модель управления инновационными изменениями в образовательной организации, которая состоит из взаимосвязанных компонентов: аналитического (включает анализ образовательной ситуации в ОО); целевого (включает систему целей, задач инновационных изменений в ОО); содержательно-процессуального (содержит направления, методы, используемую технологию управления инновационными изменениями), оценочно-результирующего (описывает критерии результативности управления инновационными изменениями, а также результат - повышение качества образования в ОО).
2. Разработанная модель управления инновационными изменениями в образовательной организации, опирающаяся на то, что одним из ключевых моментов управления инновациями в ОО является создание творческих групп педагогов, занимающихся разработкой целевых инновационных программ, позволила повысить не только инновационный потенциал педагогов учреждения, но и качество образования в Гимназии в целом.
3. Созданы организационно-педагогические условия, необходимые для результативного управления инновационными изменениями в образовательной организации.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись посредством реализации модели управления инновационными изменениями на базе начальной школы Гимназии и с привлечением педагогов кафедры учителей начальных классов.
Личное участие автора состоит в теоретико-методологическом и методическом обосновании разработанной модели инновационных изменений в ОО, контроле и руководстве творческими группами педагогов, разрабатывавшими целевые инновационные программы в ОО, анализе результатов, полученных при реализации модели.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, включающего 94 источника. Текст иллюстрируют 21 рисунок и 14 таблиц. Работа содержит 11 приложений.
Подводя итоги проведенной научно-исследовательской работы, нужно отметить, что основные задачи, поставленные в начале исследования, в целом реализованы.
На первом подготовительном этапе работы была изучена отечественная и зарубежная литература с целью выявления признаков и условий осуществления инновационных изменений в образовательной организации. Проведен анализ различных подходов к управлению инновационными изменениями в образовательной организации.
В первой части исследования раскрыты теоретико - методологические основы управления инновационными изменениями в ОО. Описаны основные понятия инновационого менеджмента. Выделены факторы развития инновационной деятельности:
- Объективные факторы - создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие её результатов;
- Субъективные факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступают ученые-педагоги, учителя, руководители и другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность.
Нами была разработана и апробирована структурная модель управления инновационными изменениями в образовательной организации. Её особенность - опора на кадровый потенциал ОО, создание творческих групп учителей и членов управленческих команд ОО, которые и призваны разрабатывать и вводить в жизнь целевые инновационные программы, актуальные для каждой конкретной организации. Другая особенность модели-коррекционный и диагностический блоки. Это подразумевает возможность своевременного внесения корректив в инновационный процесс, а также позволяет отследить и оценить эффективность вводимых новшеств.
Были выделены типы стратегии управления инновационными изменениями в ОО. В ходе экспериментальной деятельности на этапе внедрения ЦИП использовалась наиболее эффективная из них: стратегия открытых инноваций. Определение типа стратегий управления инновационными изменениями позволяет определить качественный уровень осуществляемых инноваций.
Таким образом, задача «Разработать и реализовать модель процесса управления инновационными изменениями в ОО, обосновать параметры оценки управления была выполнена».
Оценка результативности предложенной модели управления инновационными изменениями в образовательной организации в развернутом виде представлена в разделе 2.3. Дополнительным параметром ее успешности являются результаты НОКО, также представленные выше.
Научная новизна исследования заключается в том, что кадровый потенциал определен как одно из ведущих условий осуществления инновационных изменений в образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении сведений об определении понятия инновационных изменений в образовательной организации, о современных моделях управления инновационными изменениями в образовательной организации, что позволило разработать собственную теоретическую модель управления инновационными изменениями в образовательной организации.
Таким образом, практическая значимость исследования проявилась в разработке модели управления инновационными изменениями в МАОУ Гимназия №205 «Театр», подкрепленной разработанными нами критериями мониторинга результативности управления инновационными изменениями для МАОУ Гимназия №205 «Театр». Еще раз подчеркнем, что реализация разработанной модели управления инновационными изменениями в образовательной организации позволила повысить инновационный потенциал педагогов учреждения. Это осуществлялось путем их включения в разработку и реализацию целевых инновационных программ «Чтение и работа с текстом», «Развитие ИКТ-компетентности обучающихся», «Проектная деятельность», «Доступная среда», «Родительский клуб».
Полученные результаты были представлены педагогической общественности Гимназии, района и города. В частности, было подготовлено выступление для Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения и преподавания языка в вузе и школе», посвященной 200-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева в УрГПУ, 24-26 мая 2018 года. Тема выступления: «Управление работой школьного
методического объединения учителей по вопросам развития речи обучающихся на уровне начального общего образования». Научная статья, на основе которой подготовлено выступление, опубликована в Электронном сборнике конференции.
«Возможности образовательной платформы Дневник.ру в организации работы учителя и классного руководителя» были представлены на городском научно-методическом семинаре «Ярмарка идей» в г. Екатеринбурге в мае 2018г., опубликованы в сборнике методических материалов семинара.
На первом подготовительном этапе работы была изучена отечественная и зарубежная литература с целью выявления признаков и условий осуществления инновационных изменений в образовательной организации. Проведен анализ различных подходов к управлению инновационными изменениями в образовательной организации.
В первой части исследования раскрыты теоретико - методологические основы управления инновационными изменениями в ОО. Описаны основные понятия инновационого менеджмента. Выделены факторы развития инновационной деятельности:
- Объективные факторы - создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие её результатов;
- Субъективные факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступают ученые-педагоги, учителя, руководители и другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность.
Нами была разработана и апробирована структурная модель управления инновационными изменениями в образовательной организации. Её особенность - опора на кадровый потенциал ОО, создание творческих групп учителей и членов управленческих команд ОО, которые и призваны разрабатывать и вводить в жизнь целевые инновационные программы, актуальные для каждой конкретной организации. Другая особенность модели-коррекционный и диагностический блоки. Это подразумевает возможность своевременного внесения корректив в инновационный процесс, а также позволяет отследить и оценить эффективность вводимых новшеств.
Были выделены типы стратегии управления инновационными изменениями в ОО. В ходе экспериментальной деятельности на этапе внедрения ЦИП использовалась наиболее эффективная из них: стратегия открытых инноваций. Определение типа стратегий управления инновационными изменениями позволяет определить качественный уровень осуществляемых инноваций.
Таким образом, задача «Разработать и реализовать модель процесса управления инновационными изменениями в ОО, обосновать параметры оценки управления была выполнена».
Оценка результативности предложенной модели управления инновационными изменениями в образовательной организации в развернутом виде представлена в разделе 2.3. Дополнительным параметром ее успешности являются результаты НОКО, также представленные выше.
Научная новизна исследования заключается в том, что кадровый потенциал определен как одно из ведущих условий осуществления инновационных изменений в образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении сведений об определении понятия инновационных изменений в образовательной организации, о современных моделях управления инновационными изменениями в образовательной организации, что позволило разработать собственную теоретическую модель управления инновационными изменениями в образовательной организации.
Таким образом, практическая значимость исследования проявилась в разработке модели управления инновационными изменениями в МАОУ Гимназия №205 «Театр», подкрепленной разработанными нами критериями мониторинга результативности управления инновационными изменениями для МАОУ Гимназия №205 «Театр». Еще раз подчеркнем, что реализация разработанной модели управления инновационными изменениями в образовательной организации позволила повысить инновационный потенциал педагогов учреждения. Это осуществлялось путем их включения в разработку и реализацию целевых инновационных программ «Чтение и работа с текстом», «Развитие ИКТ-компетентности обучающихся», «Проектная деятельность», «Доступная среда», «Родительский клуб».
Полученные результаты были представлены педагогической общественности Гимназии, района и города. В частности, было подготовлено выступление для Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения и преподавания языка в вузе и школе», посвященной 200-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева в УрГПУ, 24-26 мая 2018 года. Тема выступления: «Управление работой школьного
методического объединения учителей по вопросам развития речи обучающихся на уровне начального общего образования». Научная статья, на основе которой подготовлено выступление, опубликована в Электронном сборнике конференции.
«Возможности образовательной платформы Дневник.ру в организации работы учителя и классного руководителя» были представлены на городском научно-методическом семинаре «Ярмарка идей» в г. Екатеринбурге в мае 2018г., опубликованы в сборнике методических материалов семинара.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ГИМНАЗИЯ №2» ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ АДАПТИРОВАННЫЕ
ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Управление инновационными процессами в профессиональной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Организационно-педагогические основы управления воспитательной системой в образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2019



