Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление процессом формирования критического мышления у обучающихся на уроках физики

Работа №96406

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы144
Год сдачи2018
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
185
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 7
1.1 Теоретический анализ основных понятий исследования 7
1.2 Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования критического мышления 14
1.3 Модель управления процессом формирования критического
мышления у обучающихся на уроках физики 23
1.4 Формирование критического мышления у обучающихся на
уроках физики 49
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ 62
2.1 Анализ состояния формирования критического мышления
обучающихся старших классов 62
2.2 Реализация модели управления процессом формирования
критического мышления обучающихся в процессе обучения физике 72
2.3 Анализ результатов педагогического эксперимента по
формированию критического мышления в процессе обучения физике 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 132


Актуальность проблемы управления формированием критического мышления обучающихся на уроках физики обусловлена сложившейся в современном обществе ситуацией, когда человек получает избыточный объем информации, чего не было еще десять лет назад. В таких условиях человек должен мыслить критически, то есть уметь анализировать, сопоставлять, принимать правильное решение и находить пути выхода из проблемного поля. Таким образом, перед современной школой ставится приоритетная задача сформировать критическое мышление у обучающихся. Выпускник должен быть готов к самостоятельной деятельности и жизни в информационном обществе.
В настоящее время проблема формирования критического мышления у обучающихся средней школы и в теоретическом, и в методическом плане является недостаточно изученной. В советской педагогике проблеме формирования критического мышления в прикладном плане также уделялось недостаточное внимание. хотя в качестве педагогической основы мы можем считать теорию проблемного обучения (М.И. Махмутов). Некоторые аспекты развития критического мышления рассматривают российские и зарубежные ученые Е.С. Заир-Бек, Г. Линдсей, Д. Халперн, Д. Джонсон, С. Курфис, Ч.Темпл, О.К. Тихомиров, В.Н. Пушкин и другие.
Динамика социально-экономических изменений в развитии общества обусловила появление ситуации неопределенности, необходимости оценки и принятия решений, в значительной степени повысили роль личности как субъекта социальной эволюции, его способности к адекватной оценке существующей ситуации на основе ее критического анализа и построения на его основе проекта успешного решения заданной проблемы.
Наличие проблемной ситуации, связанной с недостаточным научным обоснованием развития критического мышления обучающихся в процессе обучения отдельным предметам обусловило актуализацию следующих противоречия:
- между существующим социальным заказом и недостаточной методической проработкой данной проблемы.
Выявленное противоречие обуславливают актуальность исследования и определяют его проблему, которая заключается в научном обосновании формирования критического мышления у обучающихся.
На сегодняшний день накоплен определенный научный опыт, необходимый для исследования данной проблемы. Изучению деятельностного и системного подходов посвящены работы таких ученых, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие. Особого внимания заслуживают исследования в сфере развития критического мышления (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, Д. Халперн, Г. Линдсей, Л. Джинни, С. Курфис, Ч.Темпл, С.И. Заир-Бек и другие) и теоретические положения освоения физики в общеобразовательной школе (Р.И. Малафеев, А.В. Усова, З.А. Вологодская, С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, С.А. Суровикина, К.В. Даутова и другие).
Актуальность, недостаточное научное обоснование, наличие противоречий обусловили выбор темы нашего исследования: «Управление формированием критического мышления у обучающихся на уроках физики».
Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели управления формированием критического мышления у обучающихся на уроках физики.
Объект исследования: образовательный процесс.
Предмет исследования: управление процессом формирования критического мышления на уроках физики.
Гипотеза исследования: эффективное формирование критического мышления у обучающихся на уроках физики возможно в том случае, если:
- будет теоретически обоснована, разработана и реализована модель управления формированием критического мышления у обучающихся на уроках физики.
При этом внедрение рассматриваемой модели будет возможно при условии решения следующих задач:
1. уточнение сущностных характеристик понятия «критическое мышление»;
2. проведение анализа уровня сформированности компонентов критического мышления;
3. определения характерных особенностей школьного курса физики;
4. разработки и реализации необходимых педагогических условий.
Теоретическую основу исследования составляют:
- концепции развития критического мышления (Дж. А. Браус, А.В. Бутенко, Е.В. Волков, Д. Вуд, Дж. Гилфорд, И.Н. Грифцова, И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, Д. Клустер, А.В. Коржуев, Г. Линдсей, П. Макларен, И.В. Муштавинская, Ж. Пиаже, Р. Пол, В.А. Попков, К. Роджерс, Е.Л. Рязанова, Г.В. Сорина, А.В. Федоров, Д. Халперн, Е.А. Ходос, Д.М. Шакирова, Л. Джинни, С. Курфис, Ч. Темпл и другие);
- теоретические положения освоения физики в общеобразовательной школе (Р.И. Малафеев, А.В. Усова, З.А. Вологодская, С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, С.А. Суровикина, К.В. Даутова и другие).
Исследование осуществлялось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 49 с 2016 по 2018 год. В исследовании принимали участие:
1. Учителя физики - 3 человека.
2. Педагог-психолог - 1 человек.
3. Обучающиеся 10-11 классов - 40 человек.
Исследование осуществлялось в два этапа (2016-2018 года).
На первом этапе изучалась теоретическая литература по педагогике и психологии, диссертационные исследования по проблеме, обосновывался понятийный аппарат исследования.
На втором этапе был проведен формирующий этап исследования, на котором была дана сравнительная характеристика двух этапов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Разработана и теоретически обоснована модель управления
формированием критического мышления обучающихся на уроках физики.
Практическая значимость исследования заключается в представлении результатов в виде интегративного курса «Формирование критического мышления при обучении физике».
Положения, выносимые на защиту:
1. Эффективное управление формированием критического мышления обучающихся на уроках физики обеспечивается в рамках разработанной нами модели, представляющей собой единую взаимосвязанную систему.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
По данной тематике написаны и опубликованы статьи: «Управление процессом формирования критического мышления у обучающихся на уроках физики» в печатном сборнике «Академия педагогических знаний» в 2018 году;
«Реализация модели критического мышления» в печатном сборнике статей международного педагогического портала «Солнечный свет» «Педагогика и образование».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящее исследование посвящено разработке и внедрению модели развития критического мышления обучающихся в процессе изучения физики, а также определению педагогических условий реализации модели, которые обеспечивают эффективное формирование навыков критического мышления у учащихся старших классов школы в процессе обучения физике.
Объектом данного исследования выступил образовательный процесс, направленный на формирование критического мышления обучающихся.
Предметом исследования выступило понятие критического мышления и педагогическая проблема его развития в процессе обучения физике.
В основу исследования была положена гипотеза, в соответствии с которой успешное формирование критического мышления у учащихся в процессе освоения знаний по физике возможно лишь в том случае, если:
- образовательный процесс реализуется с учетом целей, структуры и
содержания понятия критического мышления, которое рассматривается как интегральное свойство личности, реализующееся в процессе освоения когнитивного компонента, в положительном отношении к его развитию;
- учитываются все особенности преподавания курса физики в средней школе;
- теоретически обосновывается и разрабатывается (на основе деятельностного и системного подходов) модель управления процессом формирования критического мышления учащихся в процессе обучения физике, которая представляет собой упорядоченное единство контекста (содержания материала предмета, ориентированного на развитие критического мышления), интегративного курса по развитию критического мышления в процессе обучения физике; организационно-методического обеспечения (формы, методы, средства организации деятельности учащихся по развитию у них критического мышления); диагностико-коррекционной деятельности и достигаемых результатов.
Внедрение предложенной модели в процесс преподавания физики обеспечивается следующим комплексом педагогических условий:
- активизация самостоятельной деятельности учащихся в получении учебной и дополнительной информации, которая необходима для оценки и аргументации своей позиции в процессе обучения физике,
- развитие у обучающихся потребности в овладении критическим мышлением,
- создание для обучающихся в процессе обучения физике
возможности для приобретения и реализации опыта критического мышления.
В соответствии с целями, предметом, и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ состояния проблемы развития критического мышления у учащихся в процессе обучения в старших классах школы.
2. Провести анализ и сформулировать особенности физики, как учебного предмета, для формирования критического мышления у учащихся в ходе учебного процесса.
3. На основе системного и деятельностного подходов разработать и экспериментально проверить модель управления процессом формирования критического мышления в процессе обучения физике.
4. Сформулировать комплекс педагогических условий, необходимых для успешной реализации модели развития критического мышления обучающихся в процессе обучения физике.
5. Экспериментально проверить результативность разработанной модели в процессе обучения физике.
Исследование психолого-педагогических трудов по проблеме исследования позволил провести анализ основных понятий «критическое мышление», «формирование критического мышления». Рассмотрена структура критического мышления, выделены особенности его формирования в процессе обучения отдельному предмету (на примере обучения физике). Обоснована теоретическая база построения модели, включающая теоретические подходы (деятельностный, системный) и совокупность принципов (принцип систематизации, принцип анализа и синтеза, принцип рефлексии), представлена графическая модель формирования критического мышления в процессе обучения физике, дано описание ее компонентов, выделены педагогические условия ее успешной реализации в процессе обучения физике.
В рамках нашего исследования мы определили следующие особенности курса физики, которые способствуют эффективному развитию критического мышления у учеников:
1. Изучение физики ведет к формированию у учащихся целостных представлений об окружающей природе и ореальном мире. Само построение учебного процесса по физике соответствует циклу научного познания.
2. В физике, как науке, доминирует аналитический подход: критический взгляд на проблемные ситуации, возникающие при рассмотрении физических явлений и процессов; анализ полученных решений на соответствие действительности и истинность; обязательная оценка результатов экспериментальных и лабораторных; оценка состояния и параметров приборов и так далее. .
3. В обучении физике используются различные формы занятий, в ходе которых оказывается возможным эффективное развитие критического мышления учащихся (лабораторные и экспериментальные работы, решение задач-ошибок, решение задач с лишними или недостаточными данными). Технические средства при обучения физике оказываются также более разнообразны, чем в случае других дисциплин.
4. Физика связана неразрывно с реальной жизнью. Именно поэтому развитие критического мышления можно реализовать на ситуациях, с которыми учащиеся сталкиваются и решают в повседневной жизни.
5. Физика является фундаментальной наукой для большинства современных технологий. Поскольку эти технологии быстро развиваются и модернизируются, возникает необходимость их критического осмысления, оценки влияния этих технологий на различные стороны жизнедеятельности человека.
6. Физика тесно связана с актуальными проблемами экологии.
В соответствии с методологической основой нашего диссертационного исследования - системным и деятельностным подходами была разработана модель развития критического мышления у учащихся старших классов в процессе обучения физике и определены педагогические условия ее реализации:
1. Инициация у школьников потребности в овладении критическим мышлением.
2. Активизация самостоятельности школьников при поиске и получении учебной и дополнительной информации, которая оказывается необходима для оценки и аргументации своей позиции в процессе обучения физике.
3. Создание в процессе обучения физике условий и возможностей для приобретения и проявления опыта критического мышления.
Для экспериментальной проверки данной модели и оценивания эффективности комплекса педагогических условий на базе школы №49 города Екатеринбурга был проведен педагогический эксперимент.
В ходе эксперимента наблюдалась положительная динамика уровня развития критического мышления у учащихся. При обработке результатов экспериментальной работы методами математической статистики было установлено наличие статистически значимой связи между реализованной нами моделью развития критического мышления у учащихся и комплексом предложенных педагогических условий.
Проведенное исследование вносит свой вклад в разработку проблемы формирования критического мышления у учащихся и позволяет сделать следующие выводы:
1. Были определены цели, структура и содержание критического мышления.
2. Особенности школьного предмета «физика» дают возможность утверждать, что формирование критического мышления обучающихся должно являться неотъемлемым элементом образовательного процесса при обучении физике.
3. Определение понятия «критического мышления» дало возможность выстроить модель управления процессом формирования критического мышления у учащихся в процессе обучения физике, которая разработана на основе деятельностного и системного подходов, и представляет собой единство целевого, содержательного, организационно-методического, диагностико-коррекционного и результативного компонентов.
4. В ходе исследования было показано, что эффективность формирования критического мышления в рамках разработанной модели обеспечивается, прежде всего, реализацией комплекса следующих условий: инициация потребности учащихся в овладении критическим мышлением; активизация самостоятельной деятельности учащихся в получении учебной и дополнительной информации, которая необходима для оценки и аргументации своей позиции в процессе обучения физике; создание в процессе обучения физике возможности для проявления и приобретения учащимися опыта критического мышления.
Экспериментальная проверка модели подтвердила переход обучающихся на более высокие уровни развития критического мышления.
Проведенное исследование показало значимость полученных результатов, что подтверждено методами математической обработки данных.
Наше исследование, осуществленное в рамках обучения физике, является ступенью в решении общей проблемы развития критического мышления школьников и задачи повышения качества преподавания физики, что в целом подтверждает основные положения выдвинутой гипотезы. Дальнейшая работа может быть продолжена в направлении исследования развития критического мышления в процессе изучения других предметов школьной программы.



1. Айсмонтас Б. Б. Общая психология. Схемы. М., 2002. - 288 с.
2. Актуальные проблемы развития критического мышления при изучении математики. / [Электронный ресурс]. / С.А. Горькова, Харьков, Украина. - Электрон. Текстовые данные (17 349 bytes). - М.: ГПНТБ РФ, 2006. - Режим доступа:http://users.kpi.kharkov.Ua/lre/mcad2000/5.htm
3. Аляев Ю. А., Баяндин Д. В., Гаряев А. В., Калинин И. Ю. «Электронное учебное пособие «Мультзадачник по физике». Научный журнал «Вестник Пермского государственного педагогического университета» №4. Пермь: Изд-во ПГПУ. 2008. 26 - 34 с.
4. Амиров А.Ф. Теория и практика допрофессиональной трудовой социализации старшеклассников: Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Уфа, 2001. 363 с. РГБ ОД, 71:02-13/101-2
5. Андронова О.В. Формирование критического мышления обучающихся при обучении математике в основной школе : диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Андронова Ольга Викторовна; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского].- Ярославль, 2010.¬245 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1039
6. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе// Психология формирования и развития личности. М., 1981. - С. 3-19.
7. Асадуллин Р. М. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности: Дисс. д-ра. пед. наук/ Р. М. Асадуллин. - М.,
2000. - 389 с. 8. Бабанский Ю. К. Педагогический эксперимент / Ю. К. Бабанский // Введение в науч. исследование по педагогике. - М.,1988.
9. Байрамов А. С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста / Автореф. докт. дис. — Баку, 1968.—128 с.
10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.,: Просвещение, 1989. - с. 21.
11. Бердникова И. А. Обеспечение качества усвоения учебного материала студентами в процессе развития критического мышления. Автореф. дис. канд. педагог. наук. Челябинск - 2009.
12. Богатенкова Н. В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. СПб: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 2001 - 79 с.
13. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление — ключ к
преобразованиям российской школы // Директор школы. 1995. N 1. C. 67-73. 14. Болотова Ульяна Владимировна. Критическое мышление в
жизни современного общества: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 Пятигорск, 2007. 149с. РГБ ОД, 61:07-9/322
15. Браус Дж., Вуд Д. Инвайроментальное образование в школах: Пер. с англ. - NAAEE, 1994. - 103 с.
16. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. - 413 с.
17. Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация / Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. С. 29-34.
18. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
19. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2000.
20. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.
21. Вахтина Е.А., Иванов В.Г., Лобейко Ю.А., Вострухин А.В. Дидактическое проектирование ресурсного обеспечения среды обучения // Научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс» №3 (52), 2014. С. 23-35.
22. Волков Е.В. Развитие критического мышления: Опыт неспортивного, но здорового и полезного ориентирования в реальности и в себе // Тренинг, 2005. 23. Володина Евгения Валерьевна. Педагогические условия развития творческого мышления у школьников в процессе преподавания математики: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Чебоксары, 2004. 252 c. РГБ ОД, 61:04-13/1959
24. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991.
25. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений в 6 т. Т.1, 3.М., 1983, с. 329.
26. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2005. - 352 с.
27. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов. -
М.:КДУ, 2005. - 336 с. 28. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М., 1966 // Введение в психологию. М., 1976. 29. Грабарь М.И. Применение математической статистики в
педагогических исследованиях. Непараметрические методы [Текст] / М.Н. Грабарь, К.А. Краснянская. - М.: Педагогика, 1977. - 136 с.
30. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986.
31. Джонсон Д.Х. Несколько замечаний касательно обучения критическому мышлению // КМ Новости. 1985. Т.4. №1. 210 с.
32. Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики. - М.: Высшая школа, 1999. - 718с.
33. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. - М.,1982.
34. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М., 1915. - 202 с.
35. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н.М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. - 208 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0136/(Дата обращения: 17.05.11).
36. Загашев И.О. Как решить любую проблему. СПб.: Прайм-Еврознак,
2001.
37. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
38. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
39. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. C. 66-72.
40. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. для учителя. М.: Просвещение, 2004. 173 с.
41. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Режим доступа:https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
42. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986.
43. Зверева Н.М. Формирование естественнонаучного мышления школьников в процессе обучения физике: Дисс... д-ра пед. наук. - 13.00.02 - теория и методика обучения физике. - Горький, 1984. - 321 с.
44. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
45. Керимов О.Ф. Особенности критичности мышления студентов при индивидуальном и групповом решении задач. Автореф. дис. канд. психол. наук. - Баку, 1982.
46. Кизовски Чеслав. Теория и практика управления деятельностью обучающихся по развитию их мышления на уроках физики: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02: СПб., 2001 310 с. РГБ ОД, 71:02-13/276-0
47. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига-Москва:
Эксперимент, 1998.
48. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных
педагогических поисках. М.: Арена, 1994.
49. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. —М.: Знание, 1989. -80 с. —(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №6)
50. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. № 2. C. 3-10.
51. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 1999. 462 с.
52. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С. 5-13.
53. Клустер Д. Что такое критическое мышление? (Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо) «Перемена» 2001, №
4.
54. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд.центр «Академия», 2003. - 176 с.
55. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Народное образование. - 2002. - №4. - с. 254-269.
56. Кожуховская И.И. Нарушение критичности у психически больных. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
57. Кожуховская И.И. О необходимости дифференцировать понятие «критичность» // Неврология и психиатрия им. С.С. Корсакова. 1972. №11.
58. Конева В.С. Формирование критичности как условие овладения младшими школьниками творческой деятельностью // Младший школьник: формирование и развитие его личности. СПб., 2002. C. 59-68.
59. Копылова Т.Ю. Особенности проявления критичности младших школьников при решении учебных и нравственных задач. Автореф. дис. канд. псих. наук.СПб., 2001.
60. Коржуев А. В., Попков В. А., Рязанова Е. Л. Как формировать критическое мышление? // Высшее образование в России. 2001. N 5. C. 55-58.
61. Котенко В.В., Шаров Д.А. Методика развития критического мышления
школьников в процессе обучения базовому курсу
информатики//Математика и информатика. Наука и образование. Омск, 2001. Вып.1. C. 235-241.
62. Критическое мышление, логика, аргументация / Ред. В.Н.Брюшинкин, В.И.Маркин. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. 173 с.
63. Кукушкина Ю. А. Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности (на примере программистов): дисс... канд. психол. наук. - М., 2008. -147 с.
64. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Нальчик, 1996. - 212 с.
65. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.:
Педагогика, 1981.-216с.
66. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.
67. Лисицин М.К. Обучение в целостном педагогическом процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2006. -197с.
68. Литвинова И.С. Деятельность учителя гуманитарных дисциплин по развитию критического мышления старшеклассников: Дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2005.
69. Любимова Т.Д. Формирование критического стиля познавательной деятельности студентов в условиях технического вуза: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.
70. Маклаков А. Г. Общая психология. Спб., 2006. - 224 с.
71. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
72. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе: Кн. для учителя. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
73. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. 74. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика. 1972.
75. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.
76. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» [Текст] // Физика в школе. - 2004. - №4. - с.22-23.
77. Минкина Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования (на материале обществоведческих дисциплин): Дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2000.
78. Мороченкова И.А. Формирование критического мышления студентов в образовательном процессе вуза: Дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2004.
79. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. 2002. N 2. C. 30-35.
80. Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Критическое мышление на уроках естествознания // Естествознание в школе. - М., 2004. № 3. C. 34-39.
81. Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Уроки естествознания: опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления» в курсе естествознания 5 кл. Метод. пособие. - СПб: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 2003. 66 с.
82. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественнонаучного профиля / А.И. Семке. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 320 с.: ил.
83. Николаева А.Е. Формирование диалектического мышления будущих педагогов: Дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2001. 464 с.
84. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) [Текст] / Д.А. Новиков. - М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с. ISBN 5-94073-073-6
85. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA - 2000 [Текст] / А.Г. Каспаржак, К.Г. Митрофанов, К.Н. Поливанова и др. - М.: «Университетская книга», 2005. - 128 с.
86. Основы критического мышления: междисциплинарная программа / Сост. Дж. Стил, К. Меридит, Ч. Темпл и С. Уолтер. Пос. 1-8. - М., 1997-1999.
87. Основы методики преподавания физики в средней школе / Под ред. А.В. Перышкина и др. - М.: Просвещение, 1984. -398 с.
88. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич.
- Мн.: «Соврем. слово», 2005. - 720 с.
89. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М.: Просвещение, 1969. - 659 с.
90. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Пер. с фр. и англ. - М., 1999.
91. Полякова Е.Н., Малафеев Р.И. Развитие логического мышления обучающихся в процессе обучения физике [Текст] / Е.Н. Полякова, Р.И. Малафеев // Проблемы развития творческого мышления студентов и учащихся в процессе обучения физике: Сб. науч. тр. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1998. - 71 с.
92. Полякова Елена Николаевна. Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения физике: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: Курган, 2001. 177 с. РГБ ОД, 61:02-13/717-8
93. Попков В. А., Коржуев А. В., Рязанова Е. Л. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. - М.: Изд-во МГУ, 2001. 166 с.
94. Попков В.А. Критический стиль мышления в профессиональном самостановлении преподавателя высшей школы: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2002.
95. Преподавание физики, развивающееобучающийсяа. Кн. 1. Подходы, компоненты, уроки, задания / Сост. и под ред. Э.М. Браверманн: Пособие для учителей и методистов. - М.: Ассоциация учителей физики, 2003. - 400 с.: ил.
96. Примерные программы среднего (полного) образования / Сост. Н.Н. Гара, Ю.И. Дик. - М.: Дрофа, 2000. - 464 с.
97. Программы для общеобразовательных учреждений: Физика.
Астрономия. 7-11 кл. / Сост. Ю.И. Дик, В.А. Коровин. - М.: Дрофа, 2000. - 256 с. 98. Пузанова Юлия Владимировна. Формирование представлений о границах применимости физических законов и теорий как средство развития критичности мышления учащихся: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: СПб., 2001. 237 с. РГБ ОД, 61:02-13/489-6 99. Пурик Эльза Эдуардовна. Управление художественно-творческой деятельностью школьников в образовательном процессе: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01: Уфа, 2002. 335 с. РГБ ОД, 71:03-13/42-6
100. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004. - 175 с.: ил.
101. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.
102. Скаткин М. Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. - М., 1981.
103. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - C. 14-15.
104. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2006. - 350 с.
105. Современный словарь по педагогике [Текст]/ Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: Современное слово, 2001. - 924 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ