Управление процессом формирования критического мышления у обучающихся на уроках физики
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 7
1.1 Теоретический анализ основных понятий исследования 7
1.2 Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования критического мышления 14
1.3 Модель управления процессом формирования критического
мышления у обучающихся на уроках физики 23
1.4 Формирование критического мышления у обучающихся на
уроках физики 49
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ 62
2.1 Анализ состояния формирования критического мышления
обучающихся старших классов 62
2.2 Реализация модели управления процессом формирования
критического мышления обучающихся в процессе обучения физике 72
2.3 Анализ результатов педагогического эксперимента по
формированию критического мышления в процессе обучения физике 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 132
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 7
1.1 Теоретический анализ основных понятий исследования 7
1.2 Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме
формирования критического мышления 14
1.3 Модель управления процессом формирования критического
мышления у обучающихся на уроках физики 23
1.4 Формирование критического мышления у обучающихся на
уроках физики 49
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ 62
2.1 Анализ состояния формирования критического мышления
обучающихся старших классов 62
2.2 Реализация модели управления процессом формирования
критического мышления обучающихся в процессе обучения физике 72
2.3 Анализ результатов педагогического эксперимента по
формированию критического мышления в процессе обучения физике 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 132
Актуальность проблемы управления формированием критического мышления обучающихся на уроках физики обусловлена сложившейся в современном обществе ситуацией, когда человек получает избыточный объем информации, чего не было еще десять лет назад. В таких условиях человек должен мыслить критически, то есть уметь анализировать, сопоставлять, принимать правильное решение и находить пути выхода из проблемного поля. Таким образом, перед современной школой ставится приоритетная задача сформировать критическое мышление у обучающихся. Выпускник должен быть готов к самостоятельной деятельности и жизни в информационном обществе.
В настоящее время проблема формирования критического мышления у обучающихся средней школы и в теоретическом, и в методическом плане является недостаточно изученной. В советской педагогике проблеме формирования критического мышления в прикладном плане также уделялось недостаточное внимание. хотя в качестве педагогической основы мы можем считать теорию проблемного обучения (М.И. Махмутов). Некоторые аспекты развития критического мышления рассматривают российские и зарубежные ученые Е.С. Заир-Бек, Г. Линдсей, Д. Халперн, Д. Джонсон, С. Курфис, Ч.Темпл, О.К. Тихомиров, В.Н. Пушкин и другие.
Динамика социально-экономических изменений в развитии общества обусловила появление ситуации неопределенности, необходимости оценки и принятия решений, в значительной степени повысили роль личности как субъекта социальной эволюции, его способности к адекватной оценке существующей ситуации на основе ее критического анализа и построения на его основе проекта успешного решения заданной проблемы.
Наличие проблемной ситуации, связанной с недостаточным научным обоснованием развития критического мышления обучающихся в процессе обучения отдельным предметам обусловило актуализацию следующих противоречия:
- между существующим социальным заказом и недостаточной методической проработкой данной проблемы.
Выявленное противоречие обуславливают актуальность исследования и определяют его проблему, которая заключается в научном обосновании формирования критического мышления у обучающихся.
На сегодняшний день накоплен определенный научный опыт, необходимый для исследования данной проблемы. Изучению деятельностного и системного подходов посвящены работы таких ученых, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие. Особого внимания заслуживают исследования в сфере развития критического мышления (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, Д. Халперн, Г. Линдсей, Л. Джинни, С. Курфис, Ч.Темпл, С.И. Заир-Бек и другие) и теоретические положения освоения физики в общеобразовательной школе (Р.И. Малафеев, А.В. Усова, З.А. Вологодская, С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, С.А. Суровикина, К.В. Даутова и другие).
Актуальность, недостаточное научное обоснование, наличие противоречий обусловили выбор темы нашего исследования: «Управление формированием критического мышления у обучающихся на уроках физики».
Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели управления формированием критического мышления у обучающихся на уроках физики.
Объект исследования: образовательный процесс.
Предмет исследования: управление процессом формирования критического мышления на уроках физики.
Гипотеза исследования: эффективное формирование критического мышления у обучающихся на уроках физики возможно в том случае, если:
- будет теоретически обоснована, разработана и реализована модель управления формированием критического мышления у обучающихся на уроках физики.
При этом внедрение рассматриваемой модели будет возможно при условии решения следующих задач:
1. уточнение сущностных характеристик понятия «критическое мышление»;
2. проведение анализа уровня сформированности компонентов критического мышления;
3. определения характерных особенностей школьного курса физики;
4. разработки и реализации необходимых педагогических условий.
Теоретическую основу исследования составляют:
- концепции развития критического мышления (Дж. А. Браус, А.В. Бутенко, Е.В. Волков, Д. Вуд, Дж. Гилфорд, И.Н. Грифцова, И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, Д. Клустер, А.В. Коржуев, Г. Линдсей, П. Макларен, И.В. Муштавинская, Ж. Пиаже, Р. Пол, В.А. Попков, К. Роджерс, Е.Л. Рязанова, Г.В. Сорина, А.В. Федоров, Д. Халперн, Е.А. Ходос, Д.М. Шакирова, Л. Джинни, С. Курфис, Ч. Темпл и другие);
- теоретические положения освоения физики в общеобразовательной школе (Р.И. Малафеев, А.В. Усова, З.А. Вологодская, С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, С.А. Суровикина, К.В. Даутова и другие).
Исследование осуществлялось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 49 с 2016 по 2018 год. В исследовании принимали участие:
1. Учителя физики - 3 человека.
2. Педагог-психолог - 1 человек.
3. Обучающиеся 10-11 классов - 40 человек.
Исследование осуществлялось в два этапа (2016-2018 года).
На первом этапе изучалась теоретическая литература по педагогике и психологии, диссертационные исследования по проблеме, обосновывался понятийный аппарат исследования.
На втором этапе был проведен формирующий этап исследования, на котором была дана сравнительная характеристика двух этапов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Разработана и теоретически обоснована модель управления
формированием критического мышления обучающихся на уроках физики.
Практическая значимость исследования заключается в представлении результатов в виде интегративного курса «Формирование критического мышления при обучении физике».
Положения, выносимые на защиту:
1. Эффективное управление формированием критического мышления обучающихся на уроках физики обеспечивается в рамках разработанной нами модели, представляющей собой единую взаимосвязанную систему.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
По данной тематике написаны и опубликованы статьи: «Управление процессом формирования критического мышления у обучающихся на уроках физики» в печатном сборнике «Академия педагогических знаний» в 2018 году;
«Реализация модели критического мышления» в печатном сборнике статей международного педагогического портала «Солнечный свет» «Педагогика и образование».
В настоящее время проблема формирования критического мышления у обучающихся средней школы и в теоретическом, и в методическом плане является недостаточно изученной. В советской педагогике проблеме формирования критического мышления в прикладном плане также уделялось недостаточное внимание. хотя в качестве педагогической основы мы можем считать теорию проблемного обучения (М.И. Махмутов). Некоторые аспекты развития критического мышления рассматривают российские и зарубежные ученые Е.С. Заир-Бек, Г. Линдсей, Д. Халперн, Д. Джонсон, С. Курфис, Ч.Темпл, О.К. Тихомиров, В.Н. Пушкин и другие.
Динамика социально-экономических изменений в развитии общества обусловила появление ситуации неопределенности, необходимости оценки и принятия решений, в значительной степени повысили роль личности как субъекта социальной эволюции, его способности к адекватной оценке существующей ситуации на основе ее критического анализа и построения на его основе проекта успешного решения заданной проблемы.
Наличие проблемной ситуации, связанной с недостаточным научным обоснованием развития критического мышления обучающихся в процессе обучения отдельным предметам обусловило актуализацию следующих противоречия:
- между существующим социальным заказом и недостаточной методической проработкой данной проблемы.
Выявленное противоречие обуславливают актуальность исследования и определяют его проблему, которая заключается в научном обосновании формирования критического мышления у обучающихся.
На сегодняшний день накоплен определенный научный опыт, необходимый для исследования данной проблемы. Изучению деятельностного и системного подходов посвящены работы таких ученых, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие. Особого внимания заслуживают исследования в сфере развития критического мышления (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, Д. Халперн, Г. Линдсей, Л. Джинни, С. Курфис, Ч.Темпл, С.И. Заир-Бек и другие) и теоретические положения освоения физики в общеобразовательной школе (Р.И. Малафеев, А.В. Усова, З.А. Вологодская, С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, С.А. Суровикина, К.В. Даутова и другие).
Актуальность, недостаточное научное обоснование, наличие противоречий обусловили выбор темы нашего исследования: «Управление формированием критического мышления у обучающихся на уроках физики».
Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели управления формированием критического мышления у обучающихся на уроках физики.
Объект исследования: образовательный процесс.
Предмет исследования: управление процессом формирования критического мышления на уроках физики.
Гипотеза исследования: эффективное формирование критического мышления у обучающихся на уроках физики возможно в том случае, если:
- будет теоретически обоснована, разработана и реализована модель управления формированием критического мышления у обучающихся на уроках физики.
При этом внедрение рассматриваемой модели будет возможно при условии решения следующих задач:
1. уточнение сущностных характеристик понятия «критическое мышление»;
2. проведение анализа уровня сформированности компонентов критического мышления;
3. определения характерных особенностей школьного курса физики;
4. разработки и реализации необходимых педагогических условий.
Теоретическую основу исследования составляют:
- концепции развития критического мышления (Дж. А. Браус, А.В. Бутенко, Е.В. Волков, Д. Вуд, Дж. Гилфорд, И.Н. Грифцова, И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, Д. Клустер, А.В. Коржуев, Г. Линдсей, П. Макларен, И.В. Муштавинская, Ж. Пиаже, Р. Пол, В.А. Попков, К. Роджерс, Е.Л. Рязанова, Г.В. Сорина, А.В. Федоров, Д. Халперн, Е.А. Ходос, Д.М. Шакирова, Л. Джинни, С. Курфис, Ч. Темпл и другие);
- теоретические положения освоения физики в общеобразовательной школе (Р.И. Малафеев, А.В. Усова, З.А. Вологодская, С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, С.А. Суровикина, К.В. Даутова и другие).
Исследование осуществлялось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 49 с 2016 по 2018 год. В исследовании принимали участие:
1. Учителя физики - 3 человека.
2. Педагог-психолог - 1 человек.
3. Обучающиеся 10-11 классов - 40 человек.
Исследование осуществлялось в два этапа (2016-2018 года).
На первом этапе изучалась теоретическая литература по педагогике и психологии, диссертационные исследования по проблеме, обосновывался понятийный аппарат исследования.
На втором этапе был проведен формирующий этап исследования, на котором была дана сравнительная характеристика двух этапов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Разработана и теоретически обоснована модель управления
формированием критического мышления обучающихся на уроках физики.
Практическая значимость исследования заключается в представлении результатов в виде интегративного курса «Формирование критического мышления при обучении физике».
Положения, выносимые на защиту:
1. Эффективное управление формированием критического мышления обучающихся на уроках физики обеспечивается в рамках разработанной нами модели, представляющей собой единую взаимосвязанную систему.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
По данной тематике написаны и опубликованы статьи: «Управление процессом формирования критического мышления у обучающихся на уроках физики» в печатном сборнике «Академия педагогических знаний» в 2018 году;
«Реализация модели критического мышления» в печатном сборнике статей международного педагогического портала «Солнечный свет» «Педагогика и образование».
Настоящее исследование посвящено разработке и внедрению модели развития критического мышления обучающихся в процессе изучения физики, а также определению педагогических условий реализации модели, которые обеспечивают эффективное формирование навыков критического мышления у учащихся старших классов школы в процессе обучения физике.
Объектом данного исследования выступил образовательный процесс, направленный на формирование критического мышления обучающихся.
Предметом исследования выступило понятие критического мышления и педагогическая проблема его развития в процессе обучения физике.
В основу исследования была положена гипотеза, в соответствии с которой успешное формирование критического мышления у учащихся в процессе освоения знаний по физике возможно лишь в том случае, если:
- образовательный процесс реализуется с учетом целей, структуры и
содержания понятия критического мышления, которое рассматривается как интегральное свойство личности, реализующееся в процессе освоения когнитивного компонента, в положительном отношении к его развитию;
- учитываются все особенности преподавания курса физики в средней школе;
- теоретически обосновывается и разрабатывается (на основе деятельностного и системного подходов) модель управления процессом формирования критического мышления учащихся в процессе обучения физике, которая представляет собой упорядоченное единство контекста (содержания материала предмета, ориентированного на развитие критического мышления), интегративного курса по развитию критического мышления в процессе обучения физике; организационно-методического обеспечения (формы, методы, средства организации деятельности учащихся по развитию у них критического мышления); диагностико-коррекционной деятельности и достигаемых результатов.
Внедрение предложенной модели в процесс преподавания физики обеспечивается следующим комплексом педагогических условий:
- активизация самостоятельной деятельности учащихся в получении учебной и дополнительной информации, которая необходима для оценки и аргументации своей позиции в процессе обучения физике,
- развитие у обучающихся потребности в овладении критическим мышлением,
- создание для обучающихся в процессе обучения физике
возможности для приобретения и реализации опыта критического мышления.
В соответствии с целями, предметом, и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ состояния проблемы развития критического мышления у учащихся в процессе обучения в старших классах школы.
2. Провести анализ и сформулировать особенности физики, как учебного предмета, для формирования критического мышления у учащихся в ходе учебного процесса.
3. На основе системного и деятельностного подходов разработать и экспериментально проверить модель управления процессом формирования критического мышления в процессе обучения физике.
4. Сформулировать комплекс педагогических условий, необходимых для успешной реализации модели развития критического мышления обучающихся в процессе обучения физике.
5. Экспериментально проверить результативность разработанной модели в процессе обучения физике.
Исследование психолого-педагогических трудов по проблеме исследования позволил провести анализ основных понятий «критическое мышление», «формирование критического мышления». Рассмотрена структура критического мышления, выделены особенности его формирования в процессе обучения отдельному предмету (на примере обучения физике). Обоснована теоретическая база построения модели, включающая теоретические подходы (деятельностный, системный) и совокупность принципов (принцип систематизации, принцип анализа и синтеза, принцип рефлексии), представлена графическая модель формирования критического мышления в процессе обучения физике, дано описание ее компонентов, выделены педагогические условия ее успешной реализации в процессе обучения физике.
В рамках нашего исследования мы определили следующие особенности курса физики, которые способствуют эффективному развитию критического мышления у учеников:
1. Изучение физики ведет к формированию у учащихся целостных представлений об окружающей природе и ореальном мире. Само построение учебного процесса по физике соответствует циклу научного познания.
2. В физике, как науке, доминирует аналитический подход: критический взгляд на проблемные ситуации, возникающие при рассмотрении физических явлений и процессов; анализ полученных решений на соответствие действительности и истинность; обязательная оценка результатов экспериментальных и лабораторных; оценка состояния и параметров приборов и так далее. .
3. В обучении физике используются различные формы занятий, в ходе которых оказывается возможным эффективное развитие критического мышления учащихся (лабораторные и экспериментальные работы, решение задач-ошибок, решение задач с лишними или недостаточными данными). Технические средства при обучения физике оказываются также более разнообразны, чем в случае других дисциплин.
4. Физика связана неразрывно с реальной жизнью. Именно поэтому развитие критического мышления можно реализовать на ситуациях, с которыми учащиеся сталкиваются и решают в повседневной жизни.
5. Физика является фундаментальной наукой для большинства современных технологий. Поскольку эти технологии быстро развиваются и модернизируются, возникает необходимость их критического осмысления, оценки влияния этих технологий на различные стороны жизнедеятельности человека.
6. Физика тесно связана с актуальными проблемами экологии.
В соответствии с методологической основой нашего диссертационного исследования - системным и деятельностным подходами была разработана модель развития критического мышления у учащихся старших классов в процессе обучения физике и определены педагогические условия ее реализации:
1. Инициация у школьников потребности в овладении критическим мышлением.
2. Активизация самостоятельности школьников при поиске и получении учебной и дополнительной информации, которая оказывается необходима для оценки и аргументации своей позиции в процессе обучения физике.
3. Создание в процессе обучения физике условий и возможностей для приобретения и проявления опыта критического мышления.
Для экспериментальной проверки данной модели и оценивания эффективности комплекса педагогических условий на базе школы №49 города Екатеринбурга был проведен педагогический эксперимент.
В ходе эксперимента наблюдалась положительная динамика уровня развития критического мышления у учащихся. При обработке результатов экспериментальной работы методами математической статистики было установлено наличие статистически значимой связи между реализованной нами моделью развития критического мышления у учащихся и комплексом предложенных педагогических условий.
Проведенное исследование вносит свой вклад в разработку проблемы формирования критического мышления у учащихся и позволяет сделать следующие выводы:
1. Были определены цели, структура и содержание критического мышления.
2. Особенности школьного предмета «физика» дают возможность утверждать, что формирование критического мышления обучающихся должно являться неотъемлемым элементом образовательного процесса при обучении физике.
3. Определение понятия «критического мышления» дало возможность выстроить модель управления процессом формирования критического мышления у учащихся в процессе обучения физике, которая разработана на основе деятельностного и системного подходов, и представляет собой единство целевого, содержательного, организационно-методического, диагностико-коррекционного и результативного компонентов.
4. В ходе исследования было показано, что эффективность формирования критического мышления в рамках разработанной модели обеспечивается, прежде всего, реализацией комплекса следующих условий: инициация потребности учащихся в овладении критическим мышлением; активизация самостоятельной деятельности учащихся в получении учебной и дополнительной информации, которая необходима для оценки и аргументации своей позиции в процессе обучения физике; создание в процессе обучения физике возможности для проявления и приобретения учащимися опыта критического мышления.
Экспериментальная проверка модели подтвердила переход обучающихся на более высокие уровни развития критического мышления.
Проведенное исследование показало значимость полученных результатов, что подтверждено методами математической обработки данных.
Наше исследование, осуществленное в рамках обучения физике, является ступенью в решении общей проблемы развития критического мышления школьников и задачи повышения качества преподавания физики, что в целом подтверждает основные положения выдвинутой гипотезы. Дальнейшая работа может быть продолжена в направлении исследования развития критического мышления в процессе изучения других предметов школьной программы.
Объектом данного исследования выступил образовательный процесс, направленный на формирование критического мышления обучающихся.
Предметом исследования выступило понятие критического мышления и педагогическая проблема его развития в процессе обучения физике.
В основу исследования была положена гипотеза, в соответствии с которой успешное формирование критического мышления у учащихся в процессе освоения знаний по физике возможно лишь в том случае, если:
- образовательный процесс реализуется с учетом целей, структуры и
содержания понятия критического мышления, которое рассматривается как интегральное свойство личности, реализующееся в процессе освоения когнитивного компонента, в положительном отношении к его развитию;
- учитываются все особенности преподавания курса физики в средней школе;
- теоретически обосновывается и разрабатывается (на основе деятельностного и системного подходов) модель управления процессом формирования критического мышления учащихся в процессе обучения физике, которая представляет собой упорядоченное единство контекста (содержания материала предмета, ориентированного на развитие критического мышления), интегративного курса по развитию критического мышления в процессе обучения физике; организационно-методического обеспечения (формы, методы, средства организации деятельности учащихся по развитию у них критического мышления); диагностико-коррекционной деятельности и достигаемых результатов.
Внедрение предложенной модели в процесс преподавания физики обеспечивается следующим комплексом педагогических условий:
- активизация самостоятельной деятельности учащихся в получении учебной и дополнительной информации, которая необходима для оценки и аргументации своей позиции в процессе обучения физике,
- развитие у обучающихся потребности в овладении критическим мышлением,
- создание для обучающихся в процессе обучения физике
возможности для приобретения и реализации опыта критического мышления.
В соответствии с целями, предметом, и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ состояния проблемы развития критического мышления у учащихся в процессе обучения в старших классах школы.
2. Провести анализ и сформулировать особенности физики, как учебного предмета, для формирования критического мышления у учащихся в ходе учебного процесса.
3. На основе системного и деятельностного подходов разработать и экспериментально проверить модель управления процессом формирования критического мышления в процессе обучения физике.
4. Сформулировать комплекс педагогических условий, необходимых для успешной реализации модели развития критического мышления обучающихся в процессе обучения физике.
5. Экспериментально проверить результативность разработанной модели в процессе обучения физике.
Исследование психолого-педагогических трудов по проблеме исследования позволил провести анализ основных понятий «критическое мышление», «формирование критического мышления». Рассмотрена структура критического мышления, выделены особенности его формирования в процессе обучения отдельному предмету (на примере обучения физике). Обоснована теоретическая база построения модели, включающая теоретические подходы (деятельностный, системный) и совокупность принципов (принцип систематизации, принцип анализа и синтеза, принцип рефлексии), представлена графическая модель формирования критического мышления в процессе обучения физике, дано описание ее компонентов, выделены педагогические условия ее успешной реализации в процессе обучения физике.
В рамках нашего исследования мы определили следующие особенности курса физики, которые способствуют эффективному развитию критического мышления у учеников:
1. Изучение физики ведет к формированию у учащихся целостных представлений об окружающей природе и ореальном мире. Само построение учебного процесса по физике соответствует циклу научного познания.
2. В физике, как науке, доминирует аналитический подход: критический взгляд на проблемные ситуации, возникающие при рассмотрении физических явлений и процессов; анализ полученных решений на соответствие действительности и истинность; обязательная оценка результатов экспериментальных и лабораторных; оценка состояния и параметров приборов и так далее. .
3. В обучении физике используются различные формы занятий, в ходе которых оказывается возможным эффективное развитие критического мышления учащихся (лабораторные и экспериментальные работы, решение задач-ошибок, решение задач с лишними или недостаточными данными). Технические средства при обучения физике оказываются также более разнообразны, чем в случае других дисциплин.
4. Физика связана неразрывно с реальной жизнью. Именно поэтому развитие критического мышления можно реализовать на ситуациях, с которыми учащиеся сталкиваются и решают в повседневной жизни.
5. Физика является фундаментальной наукой для большинства современных технологий. Поскольку эти технологии быстро развиваются и модернизируются, возникает необходимость их критического осмысления, оценки влияния этих технологий на различные стороны жизнедеятельности человека.
6. Физика тесно связана с актуальными проблемами экологии.
В соответствии с методологической основой нашего диссертационного исследования - системным и деятельностным подходами была разработана модель развития критического мышления у учащихся старших классов в процессе обучения физике и определены педагогические условия ее реализации:
1. Инициация у школьников потребности в овладении критическим мышлением.
2. Активизация самостоятельности школьников при поиске и получении учебной и дополнительной информации, которая оказывается необходима для оценки и аргументации своей позиции в процессе обучения физике.
3. Создание в процессе обучения физике условий и возможностей для приобретения и проявления опыта критического мышления.
Для экспериментальной проверки данной модели и оценивания эффективности комплекса педагогических условий на базе школы №49 города Екатеринбурга был проведен педагогический эксперимент.
В ходе эксперимента наблюдалась положительная динамика уровня развития критического мышления у учащихся. При обработке результатов экспериментальной работы методами математической статистики было установлено наличие статистически значимой связи между реализованной нами моделью развития критического мышления у учащихся и комплексом предложенных педагогических условий.
Проведенное исследование вносит свой вклад в разработку проблемы формирования критического мышления у учащихся и позволяет сделать следующие выводы:
1. Были определены цели, структура и содержание критического мышления.
2. Особенности школьного предмета «физика» дают возможность утверждать, что формирование критического мышления обучающихся должно являться неотъемлемым элементом образовательного процесса при обучении физике.
3. Определение понятия «критического мышления» дало возможность выстроить модель управления процессом формирования критического мышления у учащихся в процессе обучения физике, которая разработана на основе деятельностного и системного подходов, и представляет собой единство целевого, содержательного, организационно-методического, диагностико-коррекционного и результативного компонентов.
4. В ходе исследования было показано, что эффективность формирования критического мышления в рамках разработанной модели обеспечивается, прежде всего, реализацией комплекса следующих условий: инициация потребности учащихся в овладении критическим мышлением; активизация самостоятельной деятельности учащихся в получении учебной и дополнительной информации, которая необходима для оценки и аргументации своей позиции в процессе обучения физике; создание в процессе обучения физике возможности для проявления и приобретения учащимися опыта критического мышления.
Экспериментальная проверка модели подтвердила переход обучающихся на более высокие уровни развития критического мышления.
Проведенное исследование показало значимость полученных результатов, что подтверждено методами математической обработки данных.
Наше исследование, осуществленное в рамках обучения физике, является ступенью в решении общей проблемы развития критического мышления школьников и задачи повышения качества преподавания физики, что в целом подтверждает основные положения выдвинутой гипотезы. Дальнейшая работа может быть продолжена в направлении исследования развития критического мышления в процессе изучения других предметов школьной программы.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Игровые технологии на уроках физики с использованием информационно-коммуникативных технологий (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Главы к дипломным работам, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Методические материалы к заданиям с текстами на уроках математики в третьем классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование информационной компетенции у учащихся 7-8 классов средствами интернет-ресурсов (на предмете предмета "физика")
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНМЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА "ФИЗИКА")
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Реализация активных методов обучения при обеспечении достижения образовательных результатов в курсе математики основной школы
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2023 - Веб-квест как один из способов организации проектной
деятельности на уроках английского языка на старшей ступени
обучения сош
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017



