Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНМЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА "ФИЗИКА")

Работа №40797

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы149
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
352
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование понятия информационной компетенции
1.1. Теоретическое обоснование понятия «информационная компетенция» в
федеральном государственном образовательном стандарте 6
1.2. Формирование «информационной компетенции» на уроках физики у учащихся 7-х, 8-х классов 10
1.3. Классификация и критерии оценивания «информационной компетенции»
на уроках физики у учащихся 7-х - 8-х классов 15
ГЛАВА 2. Экспериментальная проверка гипотезы исследования по оценке уровня сформированности «информационной компетенции» у учащихся 7-х, 8-х классов 19
2.1. Контрольно - измерительные материалы как условие эффективности оценивания «информационной компетенции» у учащихся 7-х классов 21
2.2. Контрольно - измерительные материалы как условие эффективности оценивания «информационной компетенции» у учащихся 8-х
классов 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 60

В последние годы намечается тенденция повышения эффективности образования за счет внедрения новых информационных технологий, широкого использования ресурсов сети Интернет. Созданы целевые программы, направленные на развитие единой образовательной информационной среды, обеспечивающие информационную поддержку образовательных, научно-исследовательских и управленческих процессов на всех уровнях образования.
Освоение информационных технологий в современном обществе является одной из важнейших задач. Современный человек должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств, т.е. обладать информационной компетентностью.^] Фундамент формирования информационных компетенций закладывается уже в школе и именно поэтому современная система образования ставит перед собой задачу по формированию у учащихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию, которые образуют ряд необходимых компетенций.
На уроках физики заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путём использования компьютерных технологий, которые, во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий ученика. Ведь не каждый ученик, выучив правила, может ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения.
С одной стороны, в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой также ставится задача — найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке.
С другой стороны, обучение с использованием информационно - коммуникационных технологий, — это и уровневая дифференциация, потому
что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне. [1]
К сожалению, на сегодняшний день нет ни точного определения «информационной компетентности», ни методов измерения ее сформированности.
Отсюда вытекает проблема исследования: каковы педагогические условия формирования информационной компетенции на уроках физики у учащихся 7-х, 8-х классов;
Актуальность проблемы, а также её недостаточная практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Формирование информационной компетенции учащихся 7-8-х классов средствами Интернет-ресурсов (на примере предмета «Физика»)».
Цели исследования: «изучить процесс формирования «информационной компетенции» у учащихся 7-8 классов на уроках физики с использованием Интернет - ресурсов.
В соответствии с поставленными целями сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно - методическую литературу согласно поставленной проблеме исследования;
2. Выявить педагогические условия для формирования информационной компетентности на уроках физики;
3. Разработать комплекс мероприятий по формированию «информационной компетентности» у обучающихся 7-8 классов на уроках физики.
Объект исследования: формирование «информационной компетенции» у учащихся 7-8 классов в процессе изучения физики.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формирования «информационной компетенции» у учащихся 7-х, 8-х классов на уроках физики посредством Интернет - ресурсов.
Гипотеза исследования: процесс формирования «информационной компетенции» при использовании Интернет - ресурсов в физическом образовании будет эффективным, если будет разработан комплекс педагогических условий для учащихся 7-8 классов.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование обучающихся, изучение и обобщение передового педагогического опыта.
База исследования: ЧОУ СОШ «Елена - Сервис» Московского района г. Казани.
Структура работы: содержание, введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Использование ИКТ на уроках физики позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов. Теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование компьютерных технологий позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции.
При использовании компьютерных средств обучения учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером.
Нами было выдвинута гипотеза: процесс формирования
«информационной компетентности» при использовании Интернет - ресурсов в физическом образовании будет эффективным, если будет разработан комплекс педагогических условий для обучающихся 7-8 классов.
Были определены следующие задачи:
1. Изучить научно - методическую литературу согласно поставленной проблеме исследования;
2. Выявить педагогические условия для формирования информационной компетентности на уроках физики;
3. Разработать комплекс мероприятий по формированию
«информационной компетентности» у обучающихся 7-8 классов на уроках физики.
Результат обработки анкетирования обучающихся, подтвердил необходимость применения ИКТ - технологий и Интернет - ресурсов на уроках физики, с целью формирования «информационной компетентности» обучающихся 7-х,8-х классов.
Основная форма оценки сформированности информационной компетентности обучающихся в данной работе представлена в виде экспертной оценки контрольно - измерительных материалов согласно разработанным критериям. Критерия оценки уровня сформированности информационной компетентности включают в себя умения, владение которыми влечет формирование информационной компетентности.
Обучающиеся 7-го и 8-го класса выполняли задания, требующие умения работать с учебной литературой, умения переводить визуальную информацию в вербальную и наоборот, умение критически мыслить, умение воспринимать информацию из разных источников, умение пользоваться ИКТ - технологиями.
Согласно проверке и полученным данным выполнения контроль - измерительных материалов выявлено, что 53% обучающихся контрольной группы 7Б класса сформировала средний уровень «информационной компетентности», а 53% обучающихся экспериментальной группы 8Б класса сформировали высокий уровень «информационной компетентности».
Анализ сформированных умений на этапе контрольного эксперимента выявил рост показателей информационной компетенции обучающихся 7-8-х классов.
Исходя из полученных результатов и необходимости развития информационной компетентности можно сделать вывод, что применение ИКТ - технологий и Интернет - ресурсов на уроках физики и при выполнении домашнего задания влечет за собой повышение уровня «информационной компетентности» обучающихся 7 - х и 8- х классов.
Полученные результаты нашего исследования не могут полностью решить проблему формирования информационной компетентности обучающихся, но способствуют дальнейшему развитию изучению данной проблемы.


1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения М.,1995 г.
2. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н., Информационно - коммуникационно - технологическая компетентность. Москва, 2007.
3. Еслямова У.Б., Методические рекомендации по комплексному использованию средств новых информационных технологий и традиционных технических средств обучения в процесс физике. Челябинск, 2005г., -с.
52.100 экз.
4. Загребина М.Г., Плотникова А.Ю., Севостьянова О.В., Смирнова И.В.
Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов
образовательных учреждений / Под ред. И.С. Фишман. - Вып. 2 - Самара, 2006.
5. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. -М.: Издательство «Экзамен» 2016
6. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий. Автореф. дис.канд. пед. наук. / - Брянск, 2002
7. Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия./ - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004
8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года МО приказ от 11 февраля 2002 Москва №393
9. Майоров А.Н. и др. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. С-Петербург,1992 г.
10. Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании// Педагогика, 1996 г.
11. Отчет «ИКТ-компетентность в мировой практике. Показатель ИКТ - компетентности учащихся и работников образования как индикатор результативности Проекта ИСО». — М.: НФПК, 2012
12. Опроненко О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе. М. Пр, 1988 г С.А. Старчеко, В.А. Старченко. Развитие естественнонаучного мышления учащихся лицея. - Челябинск: ЧГПУ, 2005. - 61 с.
13. Примерные программы по учебным предметам Физика. 7-9 классы. Естествознание. 5 класс: проект- 2-е изд.- М : Просвещение, 2010.- 80 с.
14. Переломова Н.А. «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал "Эйдос".
15. Разумовский В.Г. Проверка и оценка уровня знаний учащихся по физике. М. Пр 1997 г.
16. Руденко Е.Е., Бернавская М.В. Дидактические основы формирования информационной культуры в процессе подготовки будущих специалистов // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке: научный журнал / ДВПИ им. В.В.Куйбышева, 2008. - № 4.
- С. 51 - 53.
17. Сборник тезисов докладов 5 Российской конференции "Проблемы методологии и методики внедрения компьютерной графики в учебные дисциплины".
18. Серия материалов школы-семинара: «Создание единого
информационного пространства системы образования».- М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998
19. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие. М.: Школа
- Пресс, 1997
20. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. / М., 2000 - С.32.
21. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). — М., Школьная библиотека, 2005
22. Собкин В.С., Адамчук Д.Н., Руднев М.Г. Отчет “Анализ факторов, оказывающих влияние на компетентность учащихся школ в сфере ИКТ” М., ИСО РАО, 2006
23. Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М. Подросток: виртуальность и социальная реальность. По материалам социологического исследования. Труды по социологии образования. Том VI. Выпуск X. М., Центр Социологии Образования РАО, 2001
24. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
25. Старченко С.А., Шталева Н.Р.. Методические основы
осуществления дидактического синтеза содержания естественнонаучного образования. Челябинск: ЧГПУ, 2005.-30 с.
26. Тамарова З.Б., Юганова Н.А., Котельникова В.И.,
Использование информационно-коммуникационных технологий в технологическом учебновоспитательном процессе Ульяновский государственный педагогический университет Информационнокоммуникационные технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики : в 3-х ч.Ч.3.Сборник материалов научно-практической конференции / отв. ред. А. А. Богуславский - Коломна : Коломенский гос. пед. институт, 2008 - 72 с.
27. Тематическое и поурочное планирование к учебникам
программы Перышкина А.В. 8 класс.
28. Тенденции развития информационных технологий. Мир ПК, 5/96, с. 132-134.
29. Тришина С.В. Информационная компетентность как
педагогическая категория /Интернет-журнал "Эйдос". - 2005.
30. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике. Информатика, 7, 2006
31. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
32. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент
личностно - ориентированного образования» / Народное образование.- 2003 - №2. - С.58-64.
33. Хуторской А.В. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения, Российская Академия образования Москва 2006 С. 292
34. Хуторская Л.Н., Информационная педагогика, Интернет
журнал «ЭЙДОС» (лауреат Всероссийского конкурса «ИТ-образование в РУНЕТЕ»),
2005 С.12
35. American Association of School Librarians. (1998). Information literacy standards for student learning. Chicago: American Library Association.
36. American Library Association. (2000). Information literacy
community partnerships toolkit.
37. Bawden,D. (2001). Information and digital literacies: A review of concepts. Journal of Documentation, 57 (2), 218-59. (EJ 632 998).
38. Bloom, B.S. Taxonomy of Educational Objectives. Handbook I: Cognitive Domain. NY: McKay, 1956
39. Brievik, P.S. (1998). Student Learning in the Information Age. Phoenix, AZ: Oryx Press.
40. Bruce, C. (1997). The Seven Faces of Information Literacy. Adelaide (AU): Auslib press.
41. Doyle, C.S. (1992) Outcome Measures for Information Literacy Within the National Educational Goals of 1990 Final Report to National Forum on Information Literacy. Flagstaff, AZ: National Forum on Information Literacy.
42. Doyle, C.S. (1994). Information Literacy in an Information Society: A Concept for the Information Age. Syracuse, NY: ERIC Clearinghouse on Information and Technology.
43. Goodin, M.E. (1991). The Transferability of Library Research Skills From High School to College. School Library Media Quarterly 19(1), 33-42.
44. Irving, A. (1985). Study and Information Skills Across the Curriculum. London: Heinemann Educational Books.
Электронный ресурс
45. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая
образовании (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. URL http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps235135.
46. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: ЬЬр://минобрнауки.рф/документы/2974.
47. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
[Электронный ресурс] — Режим доступа. —
URL: http:// standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=7 91
48. Прищепа Т.А., Информационная компетентность как
педагогическая категория [Электронный ресурс]. URL:
http://planeta.tspu.ru/files/file/doc/1441870891.pdf
49. Харченко Г.И. Понятие и сущность информационной культуры педагога [Электронный ресурс] — Режим доступа. —
URL: http://www.superinf.ru/view helpstud.php?id=2371
50. Формирование информационно-функциональной компетентности школьников в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса. Всероссийский Интернет-педсовет - http://pedsovet.org/ .
51. Костенко С. Л., Симаков М. А. Информационная компетентность
как планируемый результат освоения ФГОС [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 143-145. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7262 / (дата обращения: 27.05.2018).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ