Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методические материалы к заданиям с текстами на уроках математики в третьем классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Работа №26688

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы43
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
461
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические и методические основы для разработки текстов и заданий к ним по математике.
1.1 Анализ УМК «Школа России» на предмет содержания
текстовых заданий и задач в программе математики 3 класса 6
1.2 Анализ существующих приёмов работы с текстами на уроках
математики в начальной школе 7
1.3 Анализ имеющихся текстов и заданий к ним по ФГОС 14
1.4 Критерии работы с текстами на уроках математики в 3 классе.... 16
2 Разработка и апробация методических материалов заданий с текстами по математике в третьем классе
2.1 Разработки заданий и текстов для уроков математики в 3 классе. 19
2.2 Разработка критериев оценки работы с текстами на уроках
математики 26
2.3 Оценка эффективности результатов работы по тексту 28
Заключение 39
Список использованных источников 40

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения страны перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт. В нем прописаны требования к метапредметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. В результаты включены освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД): познавательные, регулятивные и коммуникативные, которые обеспечивают овладение ключевой
компетенцией - умением учиться. [22]
Введение ФГОС привело за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС НОО. С тех пор, как в школах появились новые учебники, работа с ними стала одним из важнейших средств обучения. Лихачёв Борис Тимофеевич - известный русский педагог и педагогический психолог, утверждал: «Учебник должен учить ученика учиться». [19, 5] Содержание, по его мнению, должно быть кратким, лаконичным, и вместе с тем быть конкретным. Материал учебника и учебных пособий, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления, памяти; стимулировать потребности, волю обучающихся в познании, их ответственность в процессе обучения. [19]
На одном из муниципальных педагогических советов начальником управления образования администрации Богучанского района были представлены результаты мониторинга. По итогам 2014-2015 учебного года процент учащихся района, которые не продемонстрировали достижения уровня базовой подготовки следующий: 8,86% - математика, 8,94% - русский язык, 16,1% - читательская грамотность, 8,1% - групповое проектирование. Самый высокий процент (16,1) показывает, что обучающиеся не демонстрируют базовой подготовки по читательской грамотности, что вдвое выше в сравнении с другими умениями проведенного мониторинга.
Анализ программы показал, что работа с текстами в начальной школе на уроках математики занимает не более 5-7 %, хотя такая деятельность является актуальной. Всероссийские проверочные работы, содержащие до 50% текстовых заданий и востребующих умение работы с текстом, включены в обязательную оценку результатов обучения выпускников начальной школы.
Таким образом, существующая проблема рассогласования между тем, какими читательскими умениями должны обладать выпускники начальной школы и той недостаточностью заданий, а так же методических материалов к ним в программе УМК «Школа России», связанных с работой с текстами на уроках математики в 3 классе.
Умение работать с текстом по существующим учебникам на уроках математики формировать сложно, поскольку тексты короткие с простыми инструкциями или же с их отсутствием, чаще всего предполагают решение задачи. Кроме того, такое универсальное учебное действие, как осуществление осмысленного чтения на уроках математики не формируется.
В связи с выделенной актуальностью и проблемой появилась гипотеза: применение методических материалов к заданиям с текстом на уроках математики в третьем классе, состоящих из пяти работ, позволяет формированию осмысленного чтения математических текстов.
Мы обозначили следующие объект, предмет, цели и задачи.
Объект: процесс становления осмысленного чтения текстов у обучающихся на уроках математики в третьем классе.
Предмет: методические материалы к заданиям с текстами для осмысленного чтения на уроках математики.
Цель: разработать и апробировать методические материалы к заданиям с текстами на уроках математики.
Задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по теме, обратиться к понятиям формирующий эксперимент, осмысленное чтение.
2. Описать различные приемы работы с текстом, выделить специфику работы с математическими текстами.
3. Разработать методические материалы заданий с текстами для уроков математики в третьем классе и критерии к ним.
Методы исследования:
- Анализ литературы.
- Формирующий эксперимент.
- Анализ результатов работы обучающихся 3 класса УМК «Школа России» по методическим материалам к заданиям с текстами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Умение работать с текстом: анализировать, синтезировать, структурировать, моделировать, обобщать знания являются ключевыми действиями осмысленного чтения, которое обеспечивает умение учиться. Это заявлено в нормативном документе - ФГОС НОО. В нашей работе мы доказали актуальность и проблематику, связанные с формированием познавательных УУД осмысленного чтения посредством работы с текстом. Нами была подобрана и изучена литература теоретиков и практиков: Давыдова В.В., Асмолова А.Г., Воронцова А.Б. и д.р. Проанализированы учебники математики, методические журналы, статьи и методические рекомендации, на основании анализа которых выделены особенности критериев работы с текстами, рассмотрены понятия «формирующий эксперимент», «осмысленное чтение».
В работе нами описаны различные приёмы работы с текстами для уроков математики, такие как: математические сказки, кроссворды, таблица, ключевые слова, кластер, фишбоун, инсерт, синквейн, чтение с остановками, верите ли вы, которые позволяют формировать осмысленное чтение у учащихся начальной школы.
В работе представлены подобранные и самостоятельно сконструированные задания по способам работы с текстом для уроков математики в третьем классе.
Проведен формирующий эксперимент по теме бакалаврской работы, подтверждающий, что на каждом уроке возможно формировать познавательные УУД через включение текстов и заданий к ним в уроки математики. Проанализированы полученные данные, и результаты представлены в виде таблиц и рисунков.
По результатам проведения формирующего эксперимента был создан сборник методических материалов к заданиям с текстами на уроках математики в третьем классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в системе
«Школа России», предназначенный для учителей начальных классов.



1. Абраменко, И.А. Конструкторы уроков, реализующие метапредметные результаты /Абраменко И.А., Вахромеева Т. А., Рипинская // Педагогика развития: инициатива, самостоятельность, ответственность: материалы 19-й науч.-практ. конф. И. К. Красноярск, 2013. -220 с.
2. Абраменко, И.А. Подготовка учителей к разработке учебных заданий в соответствии с ФГОС / Абраменко И.А., Вахромеева Т.А., Рипинская И. К. // Управление начальной школой №4, 2013 -110 с.
3. Александрова, Э.И. Методика обучения математике в начальной школе./ Александрова Э.И - М., Вита-Пресс, 2011. -240 с.
4. Асмолов, А.Г. Виды универсальных учебных действий. Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010. -126 с.
5. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителей / Асмолов, А.Г. - М.: Просвещение, 2008. -151 с.
6. Атаханов Р. А. Научно-исторический аспект развития метода формирующего эксперимента // Вестник ТюмГУ . 2007. №4. -145 с.
7. Болотов В. А., Знаменская О. В., Рябинина Л. А. Мониторинг индивидуального прогресса в школьной системе оценки качества образования. Сборник научно-методических материалов. - Красноярск: КК ИПК, 2012. -148 с.
8. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе / Воронцов, А.Б. Методические рекомендации. - М.: Вита-Пресс, 2011. -72 с.
9. Гельфман Э. Г., Демидава Л. Н. Обобщающая модель в проекте МПИ: проблемы, сомнения, открытия. Методические рекомендации для учителя. - Томск: Томский университет, 2006. -231 с.
10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / Давыдов В. В. - М.: «ОПЦ ИНТОР», 1996. -541 с.
11. Двадненко И.В., Двадненко В.И., Двадненко М.В., Привалова Н.М., Привалов Д.М. Кроссворд, как инновационный прием развития творческих способностей студентов // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 7 -130 с.
12. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке / Заир- Бек С. И. // Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. -175 с.
13. Захарова О. А. Практические задачи по математике 4 классс // под ред. Р.Г. Чураковой. Учебное пособие. - М., Академкнига/учебник, 2007. -45 с.
14. Лопатин, В.В. Малый толковый словарь русского языка / Лопатин В.В., Лопатина Л.Е.- М., Русский язык, 2011.
15. Маврина И.А, Мотышева А.А. Проектирование системы критериальных оценок эффективности деятельности профессиональных объединений педагогов как субъектов развития образовательного учреждения // Прикладная психология и психоанализ. - №. - 2006. -230 с.
16. Макарова О.Ю. Критерии и показатели оценки эффективности функционирования воспитательной системы ВУЗа // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1-2. -350 с.
17. Моро, М.И. Учебник математика 3 класс./ Моро, М.И. - Просвещение, 2012. -120 с.
18. Муниципальный район Богучанский. [Электронный ресурс]: Августовский педагогический совет с. Богучаны (Мазницина А. В). - Режим доступа: http://boguchansky-raion.ru/in/md/news2?mode=news&news=1638806
19. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие - СПб.: КАРО, 2009. -144 с.
20. Начальная школа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=18353
21. Репьев В. А. Общая методика преподавания математики / Репьев В. А. - М.: Просвещение, 2005. - 197 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М.: Просвещение, 2012. - С. 51
23. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный
ресурс]: Технология работы с текстом на уроках математики и физики (Саакян С. Н., Сапожгикова Е. В.). - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/588329/
24. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. - М.: Педагогика,2007. -120 с.
25. Яковлев А.И. Критерии эффективности идейно-воспитательной работы // Эффективность идейно-воспитательной работы. - М.: Мысль, 1975. -450 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ