АФФИНИТИ-КАРТЫ В СТРУКТУРЕ ПЛАСТИКОВОГО БИЗНЕСА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (на примере АО «АЛЬФА-БАНК»)
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ КАРТ 8
1.1 Сущность и классификация банковских пластиковых карт 8
1.2 История и развитие банковских карт за рубежом 14
1.3 История и развитие пластиковых карт в Российской Федерации 23
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «АЛЬФА-БАНК» НА РЫНКЕ ПЛАСТИКОВЫХ
КАРТ 32
2.1 Экономико-финансовая характеристика деятельности АО «Альфа - Банк» 32
2.2 Анализ основных продуктов розничного бизнеса в АО «Альфа - Банк» 52
2.3 Аффинити - карты и их место в структуре пластикового бизнеса в АО
«Альфа-Банк» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ КАРТ 8
1.1 Сущность и классификация банковских пластиковых карт 8
1.2 История и развитие банковских карт за рубежом 14
1.3 История и развитие пластиковых карт в Российской Федерации 23
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «АЛЬФА-БАНК» НА РЫНКЕ ПЛАСТИКОВЫХ
КАРТ 32
2.1 Экономико-финансовая характеристика деятельности АО «Альфа - Банк» 32
2.2 Анализ основных продуктов розничного бизнеса в АО «Альфа - Банк» 52
2.3 Аффинити - карты и их место в структуре пластикового бизнеса в АО
«Альфа-Банк» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
Платежные банковские карты являются наиболее популярным и удобным инструментом совершения безналичных платежей. В связи с тем, что данный вид платежей становится преобладающим в современных экономических реалиях, вопрос о перспективах развития и использовании платежных карт приобретает особую актуальность.
Банковские карты в приближенном к современному виду появились менее 80 лет назад и за небольшой срок приобрели популярность у всех слоев населения в разных концах планеты. Такой успех обусловлен удобностью их использования, а также безопасностью и быстротой совершения платежей.
Ряд современных экспертов - экономистов придерживаются мнения, что пластиковая банковская карта является одним из ключевых инструментов популяризации и цифровизации банковских услуг и самого банка, как кредитной организации. На современном этапе развития банковского сектора, когда практически у каждого человека имеется потребность в банковских услугах, предоставление пластиковой карты является одним из основных инструментов, взаимодействия кредитной организации и клиентов способствующим, с одной стороны, развитию банка и получению дополнительной прибыли, а, с другой стороны, удовлетворению потребностей клиентуры в современных банковских продуктах. Пластиковый бизнес сегодня прочно вошел в обыденное сознание российских граждан. Отечественные банки стремятся для эффективной работы населения с пластиковыми картами, максимально создать понятный алгоритм действий, упростить и сократить посещение кредитных организаций. Развитие пластикового бизнеса не только экономит время клиентов, предоставляя многие продукты в режиме реального времени, но и значительно повышает производительность труда в самой кредитной.
В тоже время ряд экономистов отмечают, что в настоящее время в Российской Федерации существует ряд проблем, препятствующий развитию платежных карт и сопутствующих товаров. Во - первых, все еще значительное место занимают расчёты наличными денежными средствами. Во-вторых, существует недоверие граждан к банкам и банковской системе в целом, в результате чего большое количество наличных денег находится у населения. Данные причины способствуют притоку денежных средств в теневой сектор экономики, что снижает налоговые поступления в бюджеты различных уровней и негативно сказывается на реализации различных программ и проектов.
Банковские пластиковые карты являются также важным источником финансирования ряда социальных и благотворительных проектов, которые не приносят большого объема прибыли и по большей части не интересны частным инвесторам. Кредитными организациями для вовлечения клиентов в благотворительную, меценатскую деятельность были разработаны так называемые аффинити-карты, которые позволяют их держателям учувствовать в благотворительных мероприятиях, средства на которые, чаще всего выделяются банком - эмитентом карты, в зависимости от расходов клиентов. Это позволяет увеличить вовлеченность населения в реализацию социально-значимых проектов, способных в будущем оказать положительное влияние на развитие различных территорий страны, а также снизить уровень недоверия населения к банкам.
Поэтому исследование проблем использования пластиковой карты в различных аспектах предоставления банковских услуг представляется особенно актуальным, а изучение мировой практики применения пластиковых карт и определение перспектив их развития в России приобретают в настоящее время конкретную значимость.
Актуальность развития новых видов пластиковых карт для различных слоев населения, предоставление современных банковских продуктов владельцам пластиковых карт побудили автора остановить свой выбор именно на этой теме выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа направлена на выявление и обобщение исторического развития банковских карт, их сущности, а также перспективы развития в современных реалиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить сущность и классификацию банковских пластиковых карт;
2. Рассмотреть историю и развитие банковских карт за рубежом и в Российской Федерации;
3. Дать экономическую характеристику и проанализировать основные финансовые показатели деятельности АО «Альфа-Банк»;
4. Рассмотреть продуктовую линейку пластикового бизнеса в АО «Альфа-Банк»;
5. Предложить пути развития банковского пластикового бизнеса.
Объектом исследования является АО «Альфа-Банк». Предметом исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе ведения пластикового бизнеса в коммерческом банке.
Информационная база проведенного исследования состоит из гражданских и банковских нормативно-правовых актов Российской Федерации, статистических и отчетных материалов Центрального Банка России, АО «Альфа-Банк», российских и международных платежных систем, а также периодических печатных и электронных изданий.
Методологической основой исследования явились логический и исторический методы, системные, комплексные и функциональные подходы к решению задач. В ходе написания работы были использованы следующие методы научных исследований - общенаучные, анализ и синтез полученной информации.
Цель и задачи написания работы сформировали её структуру. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе описана сущность, виды и классификация банковских карт, а также отражена история и развитие банковских карт за рубежом и в России.
Во второй главе сделан анализ основных финансовых показателей деятельности АО «Альфа-Банк», рассмотрены основные продукты пластикового бизнеса и даны рекомендации по его совершенствованию.
Заключение включает вывод по проведенному исследованию.
Банковские карты в приближенном к современному виду появились менее 80 лет назад и за небольшой срок приобрели популярность у всех слоев населения в разных концах планеты. Такой успех обусловлен удобностью их использования, а также безопасностью и быстротой совершения платежей.
Ряд современных экспертов - экономистов придерживаются мнения, что пластиковая банковская карта является одним из ключевых инструментов популяризации и цифровизации банковских услуг и самого банка, как кредитной организации. На современном этапе развития банковского сектора, когда практически у каждого человека имеется потребность в банковских услугах, предоставление пластиковой карты является одним из основных инструментов, взаимодействия кредитной организации и клиентов способствующим, с одной стороны, развитию банка и получению дополнительной прибыли, а, с другой стороны, удовлетворению потребностей клиентуры в современных банковских продуктах. Пластиковый бизнес сегодня прочно вошел в обыденное сознание российских граждан. Отечественные банки стремятся для эффективной работы населения с пластиковыми картами, максимально создать понятный алгоритм действий, упростить и сократить посещение кредитных организаций. Развитие пластикового бизнеса не только экономит время клиентов, предоставляя многие продукты в режиме реального времени, но и значительно повышает производительность труда в самой кредитной.
В тоже время ряд экономистов отмечают, что в настоящее время в Российской Федерации существует ряд проблем, препятствующий развитию платежных карт и сопутствующих товаров. Во - первых, все еще значительное место занимают расчёты наличными денежными средствами. Во-вторых, существует недоверие граждан к банкам и банковской системе в целом, в результате чего большое количество наличных денег находится у населения. Данные причины способствуют притоку денежных средств в теневой сектор экономики, что снижает налоговые поступления в бюджеты различных уровней и негативно сказывается на реализации различных программ и проектов.
Банковские пластиковые карты являются также важным источником финансирования ряда социальных и благотворительных проектов, которые не приносят большого объема прибыли и по большей части не интересны частным инвесторам. Кредитными организациями для вовлечения клиентов в благотворительную, меценатскую деятельность были разработаны так называемые аффинити-карты, которые позволяют их держателям учувствовать в благотворительных мероприятиях, средства на которые, чаще всего выделяются банком - эмитентом карты, в зависимости от расходов клиентов. Это позволяет увеличить вовлеченность населения в реализацию социально-значимых проектов, способных в будущем оказать положительное влияние на развитие различных территорий страны, а также снизить уровень недоверия населения к банкам.
Поэтому исследование проблем использования пластиковой карты в различных аспектах предоставления банковских услуг представляется особенно актуальным, а изучение мировой практики применения пластиковых карт и определение перспектив их развития в России приобретают в настоящее время конкретную значимость.
Актуальность развития новых видов пластиковых карт для различных слоев населения, предоставление современных банковских продуктов владельцам пластиковых карт побудили автора остановить свой выбор именно на этой теме выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа направлена на выявление и обобщение исторического развития банковских карт, их сущности, а также перспективы развития в современных реалиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить сущность и классификацию банковских пластиковых карт;
2. Рассмотреть историю и развитие банковских карт за рубежом и в Российской Федерации;
3. Дать экономическую характеристику и проанализировать основные финансовые показатели деятельности АО «Альфа-Банк»;
4. Рассмотреть продуктовую линейку пластикового бизнеса в АО «Альфа-Банк»;
5. Предложить пути развития банковского пластикового бизнеса.
Объектом исследования является АО «Альфа-Банк». Предметом исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе ведения пластикового бизнеса в коммерческом банке.
Информационная база проведенного исследования состоит из гражданских и банковских нормативно-правовых актов Российской Федерации, статистических и отчетных материалов Центрального Банка России, АО «Альфа-Банк», российских и международных платежных систем, а также периодических печатных и электронных изданий.
Методологической основой исследования явились логический и исторический методы, системные, комплексные и функциональные подходы к решению задач. В ходе написания работы были использованы следующие методы научных исследований - общенаучные, анализ и синтез полученной информации.
Цель и задачи написания работы сформировали её структуру. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе описана сущность, виды и классификация банковских карт, а также отражена история и развитие банковских карт за рубежом и в России.
Во второй главе сделан анализ основных финансовых показателей деятельности АО «Альфа-Банк», рассмотрены основные продукты пластикового бизнеса и даны рекомендации по его совершенствованию.
Заключение включает вывод по проведенному исследованию.
Пластиковые банковские карты являются наиболее популярным и удобным инструментом совершения безналичных платежей в современных экономических реалиях. В связи с тем, что данный вид платежей является преобладающим в настоящее время, то вопрос о перспективах развития и использовании банковских карт приобретает особую актуальность.
Банковские карты в современном виде появились менее 80 лет назад в США и за небольшой срок приобрели значительную популярность сначала в развитых странах, а потом и во всем мире. На территории современной Российской Федерации появление банковских карт было связано с деятельностью валютных магазинов «Берёзка» и развитием внешнеэкономических отношений.
Пластиковые карты, как инструмент безналичных расчетов, регулярно совершенствуется, внедряются новые функции и возможности. Карточный бизнес является одним из основных направлений развития банковской деятельности.
Платежные банковские карты используется регулярно разными слоями населения и в связи с этим на рынке происходит сегментация карт по функционалу и предоставляемым преимуществам. Основное деление происходит по виду проводимых расчётов, где основными являются дебетовые и кредитные карты.
Основными платежными системами на международном рынке на данный момент являются американские VISA и MasterCard, а также китайская UnionPay. В России наиболее популярными являются перечисленные выше американские платежные системы, а также отечественная - МИР.
Крупнейший российский частный банк - АО «Альфа-Банк» является активным участником карточного рынка на территории страны. Кредитная организация предоставляет услуги по всем направлениям, присущим банкам.
Карточные продукты «Альфа-Банк», особенно дебетовые карты с кэшбеком и кредитная карта со 100-дневным льготным периодом, являются одними из самых популярных на национальном рынке в данный момент, благодаря предоставляемым преимуществами и условиям обслуживания.
Банк выпускает карт основных платёжных систем, работающих на российском рынке - VISA, MasterCard, МИР, поддерживающих технологию бесконтактной оплаты PayPass.
Кредитная организация является партнером большого количества крупных, средних и малых организаций по зарплатным проектам. Выпускает дебетовые и кредитные карты для расчётов корпоративных клиентов.
Условия карт «Альфа-Банка» привлекают новых держателей ежегодно, что способствует открытию новых офисов, а также увеличению финансовых показателей организации. Прибыль организации за последние 2 года показала прирост более 130% в год. Банк обслуживает 15 миллионов физических и 700 тысяч юридических лиц. Его деятельность обеспечивают более 700 офисов, 16 тысяч банкоматов, а также 24 тысячи работников.
АО «Альфа-Банк» продвигает на рынок свои карты посредством развитых цифровых решений (мобильный банк) и регулярно расширяющейся инфраструктурной сети, в виде офисов и банкоматов. Существенное влияние оказывают партнерские соглашение с лидерами мнений в разных областях (спорт, музыка, сеть «Интернет» и так далее).
Деятельность кредитной организации на карточном рынке Российской Федерации является разносторонней и быстрорастущей, что можно проследить по линейке кредитных и дебетовых карт с разными функциональными значениями. Несмотря на заметные успехи в данной сфере, АО «Альфа-Банк» регулярно улучшает условия обслуживания своих карт и преимущества ими предоставляемые.
В настоящее время перспективным является проект, сочетающий в себе функции инструмента безналичного платежа и средства финансирования общественно-важных направлений (благотворительности). Для популяризации благотворительной деятельности, сохранения и развития исторического наследия регионов нашей страны предлагается выпустить аффинити-карту совместно с фондом «Внимание» и платежной системой VISA. Функционал данной карты не будет отличаться от привычных дебетовых карт за исключением того, что 0,3% от величины потраченной суммы будут перечисляться банком из собственных средств на счет фонда.
Выпуск такой дебетовой карты позволит привлечь молодых, энергичных людей, которым не безразлична судьба их городов и регионов, и которые в будущем могут стать постоянными клиентами банка. Также такой шаг позволить улучшить финансовые показатели организации и благоприятно скажется на её имидже.
Банковские карты в современном виде появились менее 80 лет назад в США и за небольшой срок приобрели значительную популярность сначала в развитых странах, а потом и во всем мире. На территории современной Российской Федерации появление банковских карт было связано с деятельностью валютных магазинов «Берёзка» и развитием внешнеэкономических отношений.
Пластиковые карты, как инструмент безналичных расчетов, регулярно совершенствуется, внедряются новые функции и возможности. Карточный бизнес является одним из основных направлений развития банковской деятельности.
Платежные банковские карты используется регулярно разными слоями населения и в связи с этим на рынке происходит сегментация карт по функционалу и предоставляемым преимуществам. Основное деление происходит по виду проводимых расчётов, где основными являются дебетовые и кредитные карты.
Основными платежными системами на международном рынке на данный момент являются американские VISA и MasterCard, а также китайская UnionPay. В России наиболее популярными являются перечисленные выше американские платежные системы, а также отечественная - МИР.
Крупнейший российский частный банк - АО «Альфа-Банк» является активным участником карточного рынка на территории страны. Кредитная организация предоставляет услуги по всем направлениям, присущим банкам.
Карточные продукты «Альфа-Банк», особенно дебетовые карты с кэшбеком и кредитная карта со 100-дневным льготным периодом, являются одними из самых популярных на национальном рынке в данный момент, благодаря предоставляемым преимуществами и условиям обслуживания.
Банк выпускает карт основных платёжных систем, работающих на российском рынке - VISA, MasterCard, МИР, поддерживающих технологию бесконтактной оплаты PayPass.
Кредитная организация является партнером большого количества крупных, средних и малых организаций по зарплатным проектам. Выпускает дебетовые и кредитные карты для расчётов корпоративных клиентов.
Условия карт «Альфа-Банка» привлекают новых держателей ежегодно, что способствует открытию новых офисов, а также увеличению финансовых показателей организации. Прибыль организации за последние 2 года показала прирост более 130% в год. Банк обслуживает 15 миллионов физических и 700 тысяч юридических лиц. Его деятельность обеспечивают более 700 офисов, 16 тысяч банкоматов, а также 24 тысячи работников.
АО «Альфа-Банк» продвигает на рынок свои карты посредством развитых цифровых решений (мобильный банк) и регулярно расширяющейся инфраструктурной сети, в виде офисов и банкоматов. Существенное влияние оказывают партнерские соглашение с лидерами мнений в разных областях (спорт, музыка, сеть «Интернет» и так далее).
Деятельность кредитной организации на карточном рынке Российской Федерации является разносторонней и быстрорастущей, что можно проследить по линейке кредитных и дебетовых карт с разными функциональными значениями. Несмотря на заметные успехи в данной сфере, АО «Альфа-Банк» регулярно улучшает условия обслуживания своих карт и преимущества ими предоставляемые.
В настоящее время перспективным является проект, сочетающий в себе функции инструмента безналичного платежа и средства финансирования общественно-важных направлений (благотворительности). Для популяризации благотворительной деятельности, сохранения и развития исторического наследия регионов нашей страны предлагается выпустить аффинити-карту совместно с фондом «Внимание» и платежной системой VISA. Функционал данной карты не будет отличаться от привычных дебетовых карт за исключением того, что 0,3% от величины потраченной суммы будут перечисляться банком из собственных средств на счет фонда.
Выпуск такой дебетовой карты позволит привлечь молодых, энергичных людей, которым не безразлична судьба их городов и регионов, и которые в будущем могут стать постоянными клиентами банка. Также такой шаг позволить улучшить финансовые показатели организации и благоприятно скажется на её имидже.



