Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КРЕДИТНЫЙ ПРОЦЕСС В КОММЕРЧЕСКОМ БЛИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Работа №100691

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы97
Год сдачи2020
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы кредитного процесса в коммерческом банке... 6
1.1 Сущность кредита в современной экономике. Понятие кредитного
процесса 6
1.2 Классификация кредитов, их характеристика 11
1.3 Методика и этапы кредитного процесса в коммерческом банке 15
2 Анализ кредитного процесса в ПАО «Сбербанк» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика банка 25
2.2 Анализ кредитного портфеля банка 39
2.3 Оценка кредитного процесса 55
3 Пути совершенствования кредитного процесса в ПАО «Сбербанк» на
основе пластиковых карт 64
3.1 Оптимизация кредитного процесса в ПАО «Сбербанк» 64
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий по оптимизации
кредитного процесса в ПАО «Сбербанк» 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, эффективная организация кредитного процесса обеспечивает стабильность и эффективность современного коммерческого банка. В условиях жесткой конкуренции между банками успех сопутствует тому, кто обладает лучшими знаниями современных технологий управления и оптимизации кредитного процесса как одного из основных бизнес-процессов банка. В связи с этим достаточно актуальным является разработка и внедрение современных методов организационно-технологических преобразований в банковскую практику, что позволит, в свою очередь, оптимизировать технологическую и информационную базу кредитного бизнес-процесса, существенно снизить стоимость кредитных операций, минимизировать риски невозврата кредитов, устранить отклонения от основных стратегических ориентиров и приоритетов кредитной политики, усилить мотивацию сотрудников кредитного подразделения банка и повысить качество кредитного менеджмента. В силу своей особой финансовой и социальной значимости для коммерческого банка кредитный процесс должен отвечать современным требованиям рынка в динамично меняющейся внешней среде, активно используя внутренние адаптационные механизмы. Однако в результате реализации кредитного процесса возникает множество проблем, которые могут быть решены только путем формирования научно обоснованной политики оптимизации данного направления деятельности банка. Таким образом, на современном этапе требуется поиск эффективных форм кредитного процесса в банке, которые будут оптимальными для кредитования физических лиц и приведут к вовлечению в процесс нового потока потребителей, а также сделают кредиты более доступными для каждого гражданина в России. Этим и обусловлен выбор темы исследования: «Кредитный процесс в коммерческом банке: проблемы и пути совершенствования».
Целью работы является анализ кредитного процесса в коммерческом банке и выявление методов повышения эффективности деятельности банка при кредитовании физических лиц на основе пластиковых карт.
В соответствии с поставленной целью работы сформулированы задачи исследования.
1. Изучить понятие кредитного процесса и сущность кредита в современной экономике.
2. Провести анализ кредитного процесса в ПАО «Сбербанк».
З. Определить пути совершенствования кредитного процесса в ПАО «Сбербанк».
4. Оценить экономическую эффективность мероприятий по оптимизации кредитного процесса в ПАО «Сбербанк» на основе пластиковых карт.
Объект исследования - ПАО «Сбербанк».
Предмет исследования - экономические отношения возникающие, в рамках кредитного процесса в коммерческом банке.
Методологическим инструментарием исследования является системный подход и комплексный анализ, широко применяемые в настоящее время, как в экономической науке, так и в практике.
Данная тема широко разработана в научной и деловой литературе. Так, иностранные авторы, например, Дж. Ван Хорн, К. Рэдхед, С. Хьюс и др. особое внимание уделяют особенностям использования кредитов на производственных предприятиях. Отечественные авторы - С. Алексашенко, Д.П. Бирман, С. Шмидт, В. Ковалев - рассматривают кредитные ресурсы предприятий с точки зрения сохранения ликвидности и финансовой устойчивости заемщика. В деловой экономической публицистике такие авторы, как А. Ходорыч, В. Морозов, В. Коновалов анализируют изменения кредитных ставок, уровень развития кредитных организация и банковского сектора России в целом, уделяя отдельное внимание последствиям кризиса 1998 года. В свою очередь Брегель
Э.Я., Трошин А.Н., Фомкина В.И., Соколов Б.И., В.В. Иванов в своих работах рассматривают финансово - кредитную систему с позиций системного подхода.
Научная новизна работы заключается в том, что: 1) разработаны
рекомендации по оптимизации кредитного процесса в ПАО «Сбербанк» на основе пластиковых карт; 2) предложены методы повышения эффективности деятельности банка при обслуживании юридических лиц посредством СЯМ - решения для банков.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в практической деятельности кредитного процесса в банке.
Структура работы соответствует поставленной цели и сформулированным задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников литературы.
Во введении определены актуальность темы исследования, цель и основные задачи, предмет и объект исследования, методологический инструментарий, информационно-эмпирическая база исследования и практическая значимость
Первая глава носит теоретический характер. Изучается понятие банковского кредита, рассматриваются этапы работы с кредитной заявкой физического лица.
Вторая глава - практическая. Она содержит анализ организации кредитного процесса ПАО «Сбербанк», что включает в себя характеристику деятельности банка, анализ формирования кредитного портфеля, анализ основных этапов кредитования физических лиц, выявления проблем кредитного процесса в российских банках и предложения путей решения по их устранению.
В третьей главе предложены пути совершенствования кредитного процесса в ПАО «Сбербанк» и проведена оценка экономической эффективности мероприятий по оптимизации кредитного процесса в ПАО «Сбербанк».
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение необходимо сделать ряд выводов.
В ходе анализа литературных источников по теме исследования было выявлено, что кредит является неотъемлемым элементом рыночного хозяйства, который оказывает влияние на национальную экономику в целом.
Кредитный процесс в банке -это процесс организации кредитной деятельности банка, состоящий из совокупности последовательных этапов: от рассмотрения кредитной заявки до погашения ссудной задолженности кредитополучателем.
Обычно выделяются следующие стадии (этапы) кредитного процесса:
- рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с потенциальным заемщиком;
- оценка кредитоспособности заявителя;
- изучение достаточности, приемлемости и ликвидности материальных и нематериальных ценностей в качестве обеспечения кредита;
- структурирование кредита и заключение кредитного договора;
- предоставление кредита;
- обслуживание кредита;
- погашение кредита.
Объектом исследования был выбран ПАО «Сбербанк». Проведенный анализ показал, что благодаря эффективности, проводимой банком финансовой политики и правильно выработанной стратегии поведения на рынке банковских услуг, ПАО «Сбербанк» стал универсальным коммерческим банком, имеющим широкую сеть клиентуры, предлагающим достаточно большой выбор банковских услуг и отвечающим по своим обязательствам.
Но можно отметить, что в продуктовой линейке банка мало места отведено услугам для корпоративных клиентов.
Кредитование в ПАО «Сбербанк» является главным источником дохода и стабильного развития для банков.
Поэтому роль отдела кредитования очевидна.
Однако эффективный механизм работы данного подразделения возможен лишь при обеспечении качественной организации работы.
В целом, ключевая цель ПАО «Сбербанк» - существенный рост прибыли за счет продолжения динамичного развития бизнеса и повышение его эффективности, а также увеличение доли рынка и доли розничного бизнеса в портфеле ПАО «Сбербанк».
Приоритетными задачами в разработке продуктовой линейки в рамках кредитного процесса в ПАО «Сбербанк» является расширение услуг для обслуживания пластиковых карт для корпоративных клиентов.
Основными задачами ПАО «Сбербанк» в данном направлении являются: развитие сильного транзакционного банкинга и превращение банка ПАО «Сбербанк» в основной расчетный банк для своих клиентов; создание корпоративно - инвестиционного банка; рост доли ПАО «Сбербанк» в обслуживании крупных клиентов за счет кросс - продаж инвестиционных продуктов; увеличение числа активных клиентов нижнего подсегмента крупного и сегмента среднего бизнеса; создание лучших на рынке команд в приоритетных отраслях.
Внедрение проекта СЯМ - решение для банков: «Автоматизация обслуживания карт корпоративных клиентов и VIP - персон для ПАО «Сбербанк» принесет прибыль и позволит сократить издержки по организации обслуживания корпоративных клиентов и в целом повысить доходы корпоративного бизнеса банка.
Совокупные расходы на реализацию мероприятий по внедрению проекта внедрения СЯМ - решение для банков: «Автоматизация обслуживания корпоративных клиентов и VIP - персон для ПАО «Сбербанк».
Для осуществления проекта необходимо вложить сумму 500 тыс. руб. Разрабатываемый проект мероприятий приносит доход с третьего года реализации. Проект экономически эффективен, к концу третьего года доход составит 144721,5 руб. Срок окупаемости составляет - 2,99 года.



1. Гражданский кодекс РФ (ч. I от 30.11.1994 № 51-ФЗ, ч. II от 26.01.1996 № 14- ФЗ, ч. III от 26.11.2001 № 146-ФЗ).
2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1. "О банках и банковской
деятельности" (ред. 2019)
3. Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ "О несостоятельности(банкротстве) кредитных организаций" (принят ГД ФС РФ 18.09.1998)(ред. 2019)
4. Федеральный закон от 16.07.1998 г. № 102 - ФЗ «Об ипотеке (залоге
недвижимости)» (в редакции 2019).
5. Федеральный Закон от 29.07.1998 г. №135 - ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»(с изменениями от 2019)
6. Аллен Пол Х. Реинжиниринг банка: программа выживания и успеха. Альпина Паблишер, 2016. - 550 с.
7. Амелин Н.Э., Царьков В.А. Бизнес-план развития банка на основе динамической модели. Сб. трудов семинара Клуба банковских аналитиков: "Проблемы анализа и управления рисками в деятельности кредитных организаций". - М.: Европейский трастовый банк, Финансовая академия при Правительстве РФ, 2017 - 340 с.
8. Амелин Н.Э., Царьков В.А. Методика и технология расчета финансового плана на основе динамической модели банка. Сб. трудов семинара Клуба банковских аналитиков 14.11.02: "Развитие современных аналитических иуправленческих технологий в условиях перехода коммерческих банков на МСФО". - М.: МАКС-Пресс, 2016 - 540 с.
9. Абаева Н. П. Классификация банковских услуг / Н. П. Абаева, Л. Т. Хасанова // Финансы и кредит. - 2017. - № 24. - С. 16.
10. Афанасьева О.Н. Банковское дело - Учебное пособие - М., 2017 - 350 с.
11. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 350 с.
12. Банковская система России 2016: стратегии выхода из кризиса, - М., АРБ, 2016. - 440 с.
13. Банковское дело./Под ред. Лаврушина О.И. - М.: Финансы и статистика,
2016 - 350 с.
14. Банковское дело. Справочное пособие./Под ред. Бабичевой Ю.А. - М:. Экономика, 2017 - 250 с.
15. Белозеров С.А., Новиков Ю.И. Банковское дело - М., Проспект, 2016 - С. 78.
16. Банковское дело./Под ред. Лаврушина О.И. - М.: Финансы и статистика,
2017 - С. 215.
17. Беликова А.В. Проблемы участия банков в инвестиционном процессе // Инвестиционный банкинг, 2015, N 3. - С.56
18. Бизунок В.К., Горчинская О.Ю., Ладыженский Г.М. Системы поддержки принятия решений для банков.//Банки и технологии, 2012, N 5, 6. - С. 20-25.
19. Верхоглазенко В.Н. Стратегическое корпоративное планирование: проблемы и перспективы (анализ зарубежного и отечественного опыта стратегического планирования развития корпорации) // Консультант директора. М.: Ин фра - М. - 2016. - N 6. - С. 10-16.
20. Витвицкая Т.Р. Электронные деньги в России //Экономика и жизнь, №10/2017. - С. 18-25.
21. Воронин А.К. Новые банковские продукты на основе карт // Расчеты и операционная работа в КБ, № 2/2017. - С. 18-25.
22. Ермолаев Е.В. Карточный бизнес: итоги и тенденции // Расчеты и операционная работа в КБ, № 6/2018. - С. 18-25.
23. Иванов Н.В. Операционная работа с картами // Расчеты и операционная работа в КБ №1/2016. - С. 67
24. Гаврилова Н. А., Строганова Е. В. Принципы и технология процессов бизнес-планирования и бюджетирования в коммерческом банке в рамках общей системы стратегического планирования". // Банковское дело, 2010. - С. 23
25. Галашкин А., Королева Е. Финансовое Управление. // Банки и Техноло-гии, 2011, №6 - С. 50
26. Голдовский И. М. Банковские микропроцессорные карты - М., 2018. - С. 30
27. Горелый В.И. Учет и экономический анализ деятельности коммерческих банков. - М.: Издательство ГУ ВШЭ, 2016. - 430 с.
28. Иода Е.В., Унанян И.Р. Основы организации деятельности коммерческого банка. Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2017. - С. 97.
29. Катенков В., Сазыкин Б. Стратегии управления банком: российские особенности.//Банковские технологии, 2017, N 1. - С. 10-15.
30. Коняев А.А. Организация системы бюджетирования в коммерческих банках / Коняев А.А. // Деньги и кредит. - 2012. - №10. - С. 37 - 41
31. Колесникова А.В. Бюджетирование как средство реализации банковских стратегий / Колесникова А.В. // Банковское дело. - 2012. - №10. - С.50-52
32. Кротов Н.И. Дистанционное банковское обслуживание - М., 2012. - 340 с.
33. Кротов Н.И. Очерки истории Банка России. Региональные конторы и управления - М., 2018 - 540 с.
34. Коваленко С. Б. Банковское дело. Сборник тестов - Издательство: Финансы и статистика - М., 2017 - 250 с.
35. Лаптырев Д.А., Система управления финансовыми ресурсами банка:
Процессы - задачи - модели - методы М.: БДЦ - пресс Год: 2017, - 295с.
36. Лаврушин О. И. Банковское дело - Учебное пособие - М., 2017 - 220 с.
37. Мамонова И. Банковское дело. Экспресс-курс - М., 2015. - 350 с.
38. Летуновская А. В. Современные карточные платежные системы европейских стран // Деньги и кредит - М., 2016. - №10 - С. 20-25.
39. Летуновская А. В. Платежная карта как особый вид банковского продукта кредитного характера: теоретические и практические аспекты// Становление и развитие информатики в МЭТ: Сборник научных трудов НТЦ развития учебного процесса - М., МЭСИ, 2016 - С. 20 - 25.
40. Летуновская А. В. Современные карточные платежные системы европейских стран и направления их реформирования// Становление и развитие информатики в МЭТ: Сборник научных трудов НТЦ развития учебного процесса - М., МЭСИ, 2016 - С. 20-25.
41. Макдональд Л., Робинсон П. Колоссальный крах здравого смысла: История банкротства банка ЬеЬтаиВгоШегз глазами инсайдера - М., 2010. - 340 с.
42. МакНортон Д. и др. Банки на развивающихся рынках/Укрепление
руководства и повышение чувствительности к переменам. - Т. 1. - М.:
Финансы и статистика, 2015. - 540 с.
43. Масленченков Ю.С., Дубанков А.П. Экономика банка. Разработка по управлению финансовой деятельностью банка. 2-е издание - "БДЦ-пресс", 2018. - 340 с.
44. Масленченков Ю.С. Мониторинг финансовой деятельности банка на основе моделирования его баланса и идентификации традиционных банковских рисков.//Банковское дело, 2016, N 8. - С. 20-25.
45. Науменко А. А. Развитие услуг коммерческих банков для розничных клиентов :автореф... канд. экон. наук: 08.00.05 / А. А. Науменко ; Сарат. гос. соц.-экон. ун-т, Волж. ун-т им. В. Н. Татищева. - Саратов, 2009. - С.12
46. Новаторов Э. В. Многомерная сегментация и стратегии охвата рынка в банковской сфере / Э. В. Новаторов // Банковское дело. - 2011. - № 10. - С. 67.
47. Оробинский С. С. Банковский продукт как объект предпринимательской деятельности / С. С. Оробинский // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2009. - № 3. - С. 164.
48. Поморина М. А., Планирование как основа управления деятельностью банка, М.: Финансы и статистика, 2015, - 384 с.
49. Панов М.В., Анализ практики сегментирования бизнеса и моделирования финансовой структуры банка для целей бюджетирования. // Управление собственностью, №3, 2016. - С. 10 - 15.
50. Пластиковые карточки. Англо-русский толковый словарь терминов международной практики безналичных расчетов на основе пластиковых карточек./Н.В.Бабинова, А.И.Гризов, М.С.Сидоренко; Под общей редакцией А.И.Гризова. - М.: АОЗТ «Рекон», 2016 - С. 22-28
51. Пластиковые карты. 2-е издание, переработанное и дополненное. Сост. А.А.Андреев. - М.: Концерн «Банковский Деловой Центр», 2009. - С. 22-28
52. Пластиковые карточки в России. Сборник. Сост. А.А.Андреев, А.Г.Морозов, Д.А.Равкин. - М.: БАНКЦЕНТР, 2017. - С. 22-28
53. Поморина М.А. Основные элементы банковского планирования: стратегия, бизнес-планирование, финансовое планирование / Поморина М.А. // Банковское дело. - 2016. - №7. - С.2 - 8: табл.; №8. - С.28 - 34
54. Полищук А.И. Управление банковскими инновациями - М., 2010. - 540 с.
55. Сальников Д.П Международные платежные системы / Мир карточек - международные платежные системы, № 12/2017 - С. 12-18
56. Самоварщикова О.М. Производство карточек с микросхемой в России» / Мир карточек - микропроцессорные карточки, № 5/2018-С. 12-18
57. Рожков Ю. В. О сущности расчетно-платежной системы / Ю. В. Рожков, Е. Н. Глущенко // Сибирская финансовая школа. - 2016. - № 6. - С. 123.
58. Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем./Пер. с англ. - М.: Радио и связь, 2016. - 440 с.
59. Синки Дж.Ф. Управление финансами в коммерческих банках./Пер. с англ. четвертого издания Catallaxy. - М., 2017. - 270 с.
60. Смольников В. А. Развитие системы банковских услуг как инструмента логистической поддержки бизнеса / В. А. Смольников ; Ин-т исслед. товародвижения и конъюнктуры оптового рынка. - М., 2018. - С. 20.
61. Судаков А.А. Управление ресурсами банка и балансовыми рисками с помощью системы Т-счетов. - М.: Европейский трастовый банк, Финансовая академия при Правительстве РФ, 2018. -340 с.
62.Чаусов В.А. Технология внедрения системы финансового планирования и бюджетирования в коммерческом банке. // Банки и технологии, 2018, №4 - С. 15-20.
63. Шишов С.Н. Современное состояние российского банковского рынка розничных карточных продуктов // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2018. - №2. - С. 12-18
64. Шишов С.Н. Развитие розничных банковских услуг на основе пластиковых карт в России // Финансовый рынок и кредитно-банковская система России. Выпуск 9: Сборник научных трудов / Под редакцией д.э.н., проф. А.С. Селищева, к.э.н., проф. Л.П. Давиденко, к.э.н., доцента И.П. Леонтьевой. - СПб.: Изд-во «Инфо-да», 2018. - С. 12-18
65. Шишов С.Н. Банковские платежные карты как элемент розничного бизнеса коммерческого банка // Финансы, кредит и международные экономические отношения в XXI веке. Материалы 2-й международной научной конференции. 29-30 марта 2017 года: Сборник докладов. Т.2 / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Е. Леонтьева, д-ра экон. наук, проф. Н.П. Радковской. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2017. - С. 12-18
66. Шишов С.Н. Социально-экономические преимущества развития карточных систем розничных безналичных платежей в России // Финансы, кредит и международные экономические отношения в XXI веке. Материалы 1-й международной научной конференции: Сборник докладов. Т.2 / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Е. Леонтьева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2019. - С. 12-18
67. Щербаков В.В. О необходимости использования экономического анализа во внутрибанковском контроле // Бухгалтерия и банки. - 2017. - № 4. С. 10-15.
68. Хабаров В.И., Попова Н.Ю., Банковский маркетинг, М.: МФПА, 2018- 340 с.
69. Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Бизнес-планирование, М.: РДЛ, 2018, - 272 с.
70. Шеремет А.Д., Щербакова Г.Н. Финансовый анализ в коммерческом банке. М.: Финансы и статистика, 2016. - 380 с.
71. Швед Д. Е. О понятиях "банковский продукт" и "банковская услуга" / Д. Е. Швед // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. - № 1. - С. 56-64.
72. Яковчук Н.К. Новая монополия? Кое-что о секретах кредитных карточек», /Экономика и жизнь, № 3/2014 - С. 20-25.
73. Яныгин С.А Методы внедрения банковских карт / Банки и технологии № 1/ 2017 - С. 12-18
74. Рейтинги банков [Электронный ресурс]http://www.banki.ru/banks/ratings(дата дотсупа 20.12.2019)
75. ПАО «Сбербанк» [Электронный ресурс] http://www.sberbank.ru(дата дотсупа 20.12.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ