ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Аналитические умения в структуре педагогической 6
деятельности
1.2. Характеристика аналитической деятельности педагогов
дошкольной организации 13
1.3. Возможности методической работы в развитии аналитических
умений педагогов в дошкольной образовательной организации 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 26
2.1. Диагностика аналитических умений педагогов ДОО 26
2.2. Содержание и формы методической работы по развитию
аналитических умений у педагогов ДОО 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
Модернизация образования определяет для дошкольной образовательной организацией задачи более высокого уровня, включающие в себя: переход на новые педагогические и информационные технологии, широкое и активное использование современных мультимедийных средств в образовательном процессе, разработка разнообразных педагогических проектов, которые направлены на развитие организации, изучение своего педагогического потенциала, в основу которого входит самоанализ профессиональной деятельности.
Важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в педагогической деятельности профессиональных трудностей и основным стимулом самосовершенствования является анализ собственной деятельности, как процесс осмысления педагогического опыта. Поэтому, основным условием определения наилучших аспектов собственной профессиональной деятельности и затруднений в ней, является развитие способности педагога дошкольной образовательной организации к самоанализу. Главной целью анализа практической деятельности педагогических работников является умение выявить связь между деятельностью и результатами своего труда, которые выражаются в умственном развитии воспитанников, их культуре, умении применять теорию на практике, эрудиции.
Вместе с тем в существующей системе методической работы дошкольной образовательной организации уделяется мало внимания вопросам формирования у педагогических работников умений анализировать свою деятельность. В то же время целенаправленное развитие способности педагогов к самоанализу невозможно без методического сопровождения.
Повышение роли методической работы в развитии способности педагога к аналитической деятельности связано с тем, что в рамках существующего тесного их взаимодействия, открываются возможности анализа работы педагога. Научные публикации, посвященные проблеме развития аналитических умений преимущественно направлены на выявление ключевых аспектов анализа педагогом своей деятельности и определение основных средств, структуры и алгоритма его проведения.
Тем не менее процесс осмысления, целостное видение педагогической проблемы успешно только в ходе самой профессиональной деятельности педагога и при его активном участии. Поэтому идея развития способности педагога к анализу собственной профессиональной деятельности в процессе методической работы является в значительной степени значительной. Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Развитие
аналитической деятельности у педагогов дошкольной образовательной организации».
Цель исследования заключается в теоретическом изучении и применении на практике методических условий развития аналитической деятельности у педагогов дошкольной организации.
Объект исследования: развитие аналитической деятельности у педагогов дошкольной организации.
Предмет исследования: методические условия по совершенствованию аналитических умений педагогов в детском саду.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа раскрыть понятие аналитической деятельности в педагогике и рассмотреть возможности методической работы в дошкольной организации.
2. Определить методические условия для формирования аналитических действий у педагогов дошкольной организации.
3. Провести исследование аналитических умений у педагогов дошкольной организации.
4. Описать методическую работу по совершенствованию аналитических умений педагогов в дошкольной организации.
Для осуществления цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психологопедагогической, методической литературы по исследуемой проблеме; эмпирические (беседа, наблюдение, анкетирование).
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 578, п.
Шабровский, Свердловской области; в исследовании участвовали 12 педагогических работников.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В современной дошкольной образовательной организации педагог должен не просто владеть глубокими знаниями и практическими навыками, но и умением анализировать и адекватно оценивать педагогические ситуации. Во все времена к педагогу предъявлялось требование обладать системой общепедагогических знаний, умений и навыков, однако необходимо признать, что, в зависимости от уровня развития общества, его потребностей менялись и требования, предъявляемые к воспитателю дошкольной образовательной организации. В настоящее время все большую роль приобретает профессиональный анализ самых разнообразных педагогических явлений. Как отмечают некоторые авторы (А.К. Маркова, Н.Л. Плетнева и др.), на сегодняшний день аналитическая деятельность педагога - это понятие, стоящее в шкале современных ценностей на одном из первых мест.
Без аналитической деятельности невозможно ни выявить противоречие в педагогической практике, ни осмыслить их, ни разрешить. Так же невозможно оценить уровень собственного профессионализма, без чего немыслима работа над повышением качества собственной деятельности, ибо только результаты аналитической деятельности позволяют составить корректную программу дальнейших действий, искать ответы на многие вопросы практики, объективно оценивать результаты своего труда и всего образовательного процесса, находить решения возникающих проблем.
Аналитическая деятельность - это вид деятельности, в основе которой лежит мыслительная операция, иными словами, логическим приёмом познания является анализ.
Анализировать - значит сравнивать, лучше или хуже стала работа дошкольного учреждения, выявлять, что обеспечило успех, продвижение вперёд и найти причины существующих недостатков.
Решая первую задачу исследования, на основе теоретического анализа были рассмотрены подходы к осуществлению методической работы в дошкольной организации и раскрыто понятие аналитической деятельности в педагогике, мы пришли к выводу о том, что овладение аналитической деятельностью стимулирует педагогического работника к непрерывному самообразованию и самопознанию, что естественным образом готовит его к успешной профессиональной деятельности, становится инструментом поступательного совершенствования педагогического процесса.
Решая вторую задачу исследования, мы определили методические условия для формирования аналитических действий у педагогов дошкольной организации. Методическая работа в дошкольной образовательной организации призвана создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
В процессе решения третьей задачи, мы обнаружили, что важным аспектом в организации методической работы по совершенствованию аналитических умений является проведение консультаций опытными педагогами и методистами, а также деятельность в различных формах работы - творческих групп, научно-практических конференций, круглых столов с обсуждением конкретных задач. Такой подход позволяет видеть конкретные проблемы педагога и на их основе создавать гибкую систему развития способности педагогов к самоанализу.
В процессе решения четвертой задачи, мы выяснили, что у педагогов дошкольной образовательной организации недостаточный уровень сформированности аналитических умений. Результаты исследования показали, что педагогическая группа детского сада недостаточно владеет аналитическими умениями, возможно, на это влияет разный возраст педагогического коллектива (новые педагоги ещё не успели в полной мере овладеть аналитическими умениями, а педагогам стажистам - «уже не хочется»). Поэтому для развития аналитических умений педагогов МБДОО № 578 необходимо:
1) формировать и развивать умение ставить конкретную цель собственной деятельности, четко её формулировать;
2) развивать умение устанавливать связь между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
3) формировать умение четко планировать и предвидеть
результаты своего педагогического труда;
4) формировать умение видеть и понимать существенную связь между способом своих действий и конечным результатом.
Анализируя теоретические и практические аспекты выбранной нами темы, можно сделать соответствующие выводы о том, что если будет организована качественная методической работы по совершенствованию аналитических умений педагогов, то это будет способствовать его развитию, а так же повышению уровня саморазвития всех участников образовательного процесса, повышению его результативности и успешного достижения целей организации.
1. Афтенюк, Н.Н. Проблема управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении в современной теории и практике [Текст] / Н.Н. Афтенюк. // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. - Чита: Молодой ученый, 2011. - С. 77-79.
2. Багаутдинова, С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. [Текст] / С.Ф. Багаутдинова. // Управление ДОУ. - М. : 2010. - №3. - С. 82 - 85.
3. Баева, Г.И. Формирование теоретических основ
профессиональной компетентности будущего педагога. Методическая разработка. Преподаватель педагогики, высшая квалификационная категория [Текст] / Г.И. Баева. - ЮФУ, 2009. - 24 с.
4. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие [Текст] / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 88 с.
5. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая. - М. : Сфера, 2009. - 96 с.
6. Битина, Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы [Текст] / Б.П. Битина. // Педагогика, 2010. - №6. - С. 61-68.
7. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб. : Питер, 2013. - 304 с.
8. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога [Текст] / Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластенин, И.А. Колесниковой. - М. : Академия, 2006. - 288с.
9. Васильева, А.И. Старший воспитатель детского сада [Текст] / А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина. - М. : Просвещение, 1990. - 140 с.
10. Василенко, Н.П. Диагностика и организация методической работы [Текст] / Н.П. Василенко. - Ростов н/Д: Просвещение, 2012. - 380 с.
11. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М. : Айрис - пресс, 2010. - 192 с.
12. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. - М. : Айрис - пресс, 2008. - 192 с.
13. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст] / Л.М. Волобуева. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 296 с.
14. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 284 с.
15. Голицина, Н.С. Система методической работы в ДОУ [Текст] / Н.С. Голицина. - М. : Просвещение, 2010. - 198 с...