ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Сущность и принципы планирования как функции
управления в дошкольной образовательной организации 7
1.2. Виды и формы планирования в дошкольной образовательной
организации 14
1.3. Особенности планирования воспитательной работы в
дошкольной образовательной организации 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.. 37
2.1. Изучение опыта планирования воспитательной работы в
дошкольной образовательной организации 37
2.2. Рекомендации по планированию воспитательной работы в 47
дошкольной образовательной организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 94
Современное дошкольное образование - одна из наиболее развивающихся ступеней системы образования России. Новейшие нормативные требования к установлению структуры, а также условий реализации общеобразовательных программ дошкольного образования непосредственно влияют на деятельность педагогов, которые призваны реализовывать воспитательно-образовательный процесс в меняющихся условиях. В различных регионах страны образовательные учреждения, которые обеспечивают развитие, воспитание, образование детей дошкольного возраста, испытывают определенные проблемы. Так, можно отметить дефицит квалифицированных педагогов, слабую восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам общества, отстающую от реальной потребности отрасли систему переподготовки и повышения квалификации тормозящую развитие кадрового потенциала, который может обеспечивать современное содержание образовательного процесса и применение соответствующей образовательной технологии. Сегодня дошкольные образовательные организации имеют право выбора программ, приоритетных направлений, новых форм работы, которые ориентированы на интересы педагогического коллектива и родителей.
Для успешного включения подрастающего поколения в жизнь общества необходимо целенаправленно воспитывать, обучать детей, формировать необходимые качества и свойства личности каждого ребенка с самого раннего возраста. Педагогический процесс всегда растянут на длительное время, требует множества связанных в единую систему педагогических воздействий. От того, как воспитатель построит свою модель будущего педагогического воздействия (план работы), во многом зависит его успех, конечный результат. Поэтому грамотно разработанная модель воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации является основой для воспитателей, которая помогает при решении задач дошкольного образования.
Планирование - это основа образовательного процесса, где план представляет собой проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование - это научно обоснованная организация педагогического процесса дошкольной образовательной организации, определяющая его содержательность, определенность, управляемость [25, с. 87].
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации является одной из основных функций образовательного процесса в реализации основной образовательной программы, которая отражает разнообразные формы взаимодействия взрослых и детей. Поэтому план воспитательно-образовательной работы с воспитанниками детского сада должен отвечать определенным требованиям, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Воспитательная работа - это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации [8, с. 15].
К планированию воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации педагоги не всегда готовы как к организации педагогического процесса нового типа. Это объясняется во многом тем, что у большинства педагогов отсутствует опыт построения педагогического процесса на основе личностно-ориентированного подхода к его субъектам. Однако без планирования невозможно осуществить качественную организацию образовательной деятельности.
Изучение опыта управления дошкольной образовательной организацией, анализ нормативных документов по дошкольному образованию позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования не только самого образовательного процесса, но и процесса его планирования.
Проблемы содержания и реализации функции планирования воспитательно-образовательного процесса, организации методической работы в дошкольной образовательной организации отражены в исследованиях педагогов К.Ю. Белой [8], Н.А. Виноградовой [14], Н.С. Голицыной [18], А.Н. Троян [50], которые выделяют планирование как ключевую функцию и отмечают, что современные подходы к дошкольному образованию требуют более инновационных подходов к процессу планирования.
Проблема данного исследования заключается в том, что сегодня еще недостаточно разработан методический аспект планирования воспитательнообразовательного как управленческой технологии в системе дошкольного образования с учетом динамично меняющихся условий развития общества. Это в свою очередь требует подробного изучения теоретических аспектов реализации планирования как функции управления в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования - процесс планирования в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - планирование воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - разработать рекомендации по планированию воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы планирования как функции управления в дошкольной образовательной организации .
2. Рассмотреть виды и формы планирования в дошкольной
образовательной организации.
3. Раскрыть особенности планирования воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.
4. Провести изучение опыта планирования воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ, обобщение и систематизация;
• эмпирические: тестирование, изучение документации.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы могут быть использованы в деятельности воспитателей для планирования воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.
База исследования - Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 39 «Малыш» Новоуральского городского округа Свердловской области.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (59 источников), 4 приложений.
На основании теоретического анализа по теме нашего исследования, были сделаны следующие выводы, что планирование является одним из основных элементов, определяющих эффективность воспитательной работы педагога. Любая деятельность нуждается в планировании, без этого невозможно достичь поставленных целей и задач. Планирование - это одна из ключевых функций педагогической деятельности, сущность которой состоит в определении целей, последовательности, реализации образовательной программы с указанием задач, средств, форм и методов работы с субъектами образовательных отношений. Другими словами, планирование - это составление планов работы по разным направлениям воспитательной работы воспитателей в детском саду.
Планирование помогает избежать отрицательного эффекта неопределенности, сосредоточиться на важнейших задачах, достичь результативной деятельности и облегчить контроль. При компетентном планировании появляется возможность прогнозировать результаты работы каждого педагога, что создает предпосылки для успешной деятельности дошкольной образовательной организации и облегчает достижение общих целей и задач.
Для воспитателей детского сада планирование является трудоемким и логическим процессом, который требует абсолютных знаний учебной программы дошкольного образования, ее дидактических принципов, возрастных возможностей и особенностей дошкольников, требований, которые предъявляются к планированию образовательного процесса. В планах должны предусматриваться конечные и промежуточные цели и задачи, средства и способы их реализации. Задачей педагога является планирование образовательного процесса таким образом, чтобы вместе с детьми полноценно провести все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом немаловажно, чтобы у детей остались позитивные эмоциональные переживания и воспоминания. Подобный способ планирования образовательного процесса требует от педагога высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала.
Корректно составленный план деятельности воспитателя вносит ясность, экономит время, прогнозирует трудности, повышает ответственность, тем самым облегчая работу. План является не только отчетным документом, основное в нем - это рабочая ценность, возможность заблаговременного подбора содержания и форм предстоящей работы с дошкольниками, конкретные ориентиры в использовании рабочего времени. Таким образом, совершенствование планирования образовательного процесса в дошкольной образовательной организации является необходимым условием успешной работы.
Во второй главе работы был исследован и проанализирован уровень знаний, умений воспитателей осуществлять планирования деятельности. В результате исследования получен вывод, что умения воспитателей составлять план несовершенны, и содержат существенные ошибки. На основе полученных результатов была проведена методическая работа по совершенствованию умений планирования у воспитателей дошкольной образовательной организации. Для повышения качества планирования воспитателей необходимо создать необходимые методические условия. Совершенствование планирования является одной из основных задач методической работы в детском саду. Особенности методической работы по совершенствованию планирования воспитателей дошкольной
образовательной организации состоят в том, что эта работа наполняется определенным содержанием - воспитателей знакомят с сущностью планирования, его целями, задачами, принципами, условиями, видами планов, этапами их разработки.
Таким образом, в методической работе по совершенствованию планирования в детском саду необходимо использовать новые формы и методы работы с воспитателями для качественной педагогической деятельности с детьми, родителями. Способствовать повышению их уровня профессиональных знаний, заинтересованности в продуктивной работе и творческой самоотдачи; искать пути нестандартного решения многих вопросов, возникающих в практике планирования работы дошкольной организации.
1. Абдулманова, И.В. Планирование образовательной работы в ДОУ [Текст] / И. В. Абдулманова, А. М. Иванчина, Н. Ю. Чекунова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VI Междунар. науч. - практ. конф. (Чебоксары, 20 март 2016 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - 118 с.
2. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 160 с.
3. Алямовская, В. Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду [Текст] / В. Г. Алямовская // Управление дошкольной образовательной организацией. - 2009. - №4. - С.29-32.
4. Андриади, И. П. Основы педагогического мастерства [Текст] / И. П. Андриади. - М.: Академия, 2014. - 160 с.
5. Андрианова, И. Л. Система методической поддержки в планировании работы с детьми [Текст] / И. Л. Андрианова // Справочник старшего воспитателя. - 2009. - № 9. - С. 20-29.
6. Атмахова, Л. Н. Организация методической работы в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика/Л. Н Атмахова. - Екатеринбург: УрГПУ, 2009. - 167 с.
7. Багаутдинова, С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ [Текст] / С.Ф. Багаутдинова // Управление ДОУ. - 2013. - №3. - С. 82-87.
8. Багаутдинова, С. Ф. Подходы в планировании образовательного процесса В ДОО [Текст] / С. Ф. Багаутдинова, К. В. Корнилова // Управление дошкольной образовательной организацией. - 2007. - №7. - С 56-59.
9. Белая, К. Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО [Текст] / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2014. - №3. - С.4-13.
10. Белая, К. Ю. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ [Текст] / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. - № 2. - С.15-20.
11. Белая, К. Ю. Методическая работа в дошкольной образовательной организацией: анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: Перспектива, 2010. - 290 с.
12. Васильева, А. И. Старший воспитатель детского сада [Текст] /А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобинина. - М.: Просвещение, 2008.- 141 с.
13. Вершинина, Н. Б. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно-методические материалы [Текст] / Н. Б. Вершинина, Т. И. Суханова. - М.: Учитель, 2010 - 111 с.
14. Виноградова, Н. А. Конструктор образовательной программы детского сада [Текст] / Н. А. Виноградова, Е. Е. Иванова, Н. В. Микляева. - М.: Сфера, 2013. - 244 с.
15. Виноградова, Н. А. Методическая работа в ДОО : эффективные формы и методы [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева,Н. Родионова. - М.: Перспектива, 2011. - 278 с...