Научно-методическое сопровождение деятельности преподавателей иностранного языка ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 13
1.1. Основные подходы к изучению сущности процесса научно-методического сопровождения педагогов 13
1.2. Современные требования к процессу научно-методического
сопровождения педагогов в условиях общеобразовательной организации 32
1.3. Особенности научно-методического сопровождения учителя
иностранного языка на современном этапе 45
1.4. Выводы по Главе 1 65
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА) 67
2.1. Анализ организации научно-методического сопровождения
педагогов в ЕкСВУ 67
2.2. Разработка Программы научно-методического сопровождения
педагогов в ЕкСВУ 85
2.3. Выводы по Главе 2 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 13
1.1. Основные подходы к изучению сущности процесса научно-методического сопровождения педагогов 13
1.2. Современные требования к процессу научно-методического
сопровождения педагогов в условиях общеобразовательной организации 32
1.3. Особенности научно-методического сопровождения учителя
иностранного языка на современном этапе 45
1.4. Выводы по Главе 1 65
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА) 67
2.1. Анализ организации научно-методического сопровождения
педагогов в ЕкСВУ 67
2.2. Разработка Программы научно-методического сопровождения
педагогов в ЕкСВУ 85
2.3. Выводы по Главе 2 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что профессиональное педагогическое сообщество страны принимает участие в реализации основных изменений системы образования, отраженных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [58], «Национальной доктрине образования в Российской Федерации (до 2025 года)» [38], Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [39], «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» [29]. Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития общества. Каждая общеобразовательная организация становится участником общественного обсуждения и внедрения профессионального стандарта.
Социальный заказ на «создание» педагога нового века обусловил введение в педагогическую практику общеобразовательной организации научно-методического сопровождения, главная особенность которого заключается в том, что оно выстраивается не масштабно и формально, а определяет стратегию и тактику развития общеобразовательной организации с учетом индивидуальных запросов, возможностей и профессиональных потребностей каждого конкретного педагога. Интенсивное внедрение ФГОС ОО, профессионального стандарта, новой системы аттестации педагогических кадров актуализировало потребность в научно-методическом сопровождении педагогов на рабочем месте.
При этом в большинстве исследований не рассматривается специфика научно-методического сопровождения какого-то конкретной категории учителей-предметников. Учитель иностранного языка, хоть и относится к общей категориальной области педагогических работников, тем не менее, обладает особыми характеристиками, обусловленными особенностями преподаваемого предмета (иностранного языка). Важнейшая особенность преподавания иностранного языка заключается в том, что основной деятельностью для педагога является педагогическое общение; преподаватель иностранного языка должен быть бикультурной личностью, так как через иностранный язык происходит обучение межкультурной коммуникации, диалогу культур, который рассматривается как способ постижения человеком образов иной культуры.
В этой связи необходимо учитывать специфику этой категории учителей-предметников при организации научно-методического сопровождения (НМС) педагогов школы.
Для реализации этой актуальной задачи необходим новый подход к организации и содержанию научно-методического сопровождения педагогов в общеобразовательной школе. Новые приоритеты в государственной политике, педагогической науке и образовательной практике актуализируют НМС и побуждают обратиться к выявлению методологических подходов, созданию моделей, поиску способов НМС, стимулирующих профессиональное развитие педагогов общеобразовательной организации.
Всё сказанное позволило выявить основное противоречие, определяющее проблему исследования, - между наличием теоретико-методологических предпосылок разработки содержания научно-методического сопровождения педагогов в контексте реформ системы образования и отсутствием качественно нового сопровождения этого процесса в условиях конкретной общеобразовательной организации с учетом специфики такой категории учителей-предметников как учителя иностранного языка.
Основная проблема исследования - каково содержание научно-методического сопровождения, обеспечивающие профессиональное развитие преподавателей иностранного языка в общеобразовательной организации?
Актуальность выявленной проблемы, необходимость разрешения названного выше противоречия обусловили выбор темы исследования: «Научно-методическое сопровождение преподавателей иностранного языка Екатеринбургского суворовского военного училища».
Степень разработанности проблемы. В современной педагогической науке НМС привлекает внимание разных научных школ и рассматривается как способ сопровождения педагогического труда (Е.И. Казакова и др.); как механизм управления процессами развития в образовательном учреждении (В.С. Лазарев, А.П. Тряпицына и др.); как средство развития педагогического творчества учителя, проектирования педагогических систем, управления профессионально-личностным развитием педагогов (Е.С. Заир-Бек, М.М. Поташник, О.Г. Прикот и др.); как специально организованная деятельность, направленная на повышение квалификации педагогов, их подготовку к решению новых задач в условиях модернизации образования (Е.Р. Блинова, В.И. Зверева, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, В.М. Лизинский, Н.В. Немова, М.Н. Певзнер и др.). Такое многообразие трактовок НМС требует всестороннего анализа его сущности, структуры, содержания в современных условиях развития общеобразовательной организации.
Обобщены результаты исследований НМС деятельности педагогов и раскрыты его преимущества по сравнению с традиционными формами обучения взрослых (М.М. Поташник, М.Н. Певзнер, В.И. Снегурова, Е.И. Винтер). При проектировании системы НМС профессионального роста учителя в исследованиях В.И. Загвязинского, Е.С. Заир -Бек, И.А. Колесниковой, В.В. Краевского, В.И. Слободчикова, А.П. Тряпицыной доказывается значимость и взаимовлияние изменения окружающей человека искусственной среды и его внутреннего мира. В ряде исследований рассматривается теория и практика управления в условиях современной школы (О.Б. Даутова, О.Н. Крылова, Г.О. Матина, Е.А. Пивчук, В.М. Лизинский, Н.В. Немова, М.М. Поташник, Е.А. Ямбург и др.), профессиональная деятельность методиста в сфере образования (Т.В. Ильина), современные подходы к организации научно-методической работы (В.Б. Гаргай, В.И. Зверева, В.А. Кан-Калик, Т.И. Шамова, Е.В. Шушакова и др.), педагогические технологии формирования профессионализма учителя в системе непрерывного образования (Л.В. Байбородова, Е.О. Галицких, Л.К. Гребенкина, А.П. Чернявская).
В контексте инновационной деятельности общеобразовательных учреждений НМС определено как средство развития инновационных процессов в районной образовательной системе (Л.Г. Тарита, С.О. Шувалова), повышения квалификации педагогов (Т.Н. Гущина), личностно-профессионального развития молодого педагога (Л.Н. Харавинина), профессионального роста учителей (С.В. Кирдянкина), развития проектных умений (Л.Б. Коренева) и ИКТ-компетентностей педагогов (Л.В. Кочегарова) в общеобразовательной организации.
О специфике преподавания и требований к учителю иностранного языка писали специалисты по дидактике Н.Д. Гальскова, Я.М. Колкер, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова. Однако работ, посвященных научно-методическому сопровождению такой категории учителей-предметников как учителя иностранного языка, практически нет.
Обобщение результатов педагогических исследований дает возможность констатировать, что изучение НМС педагогов общеобразовательной организации актуально, а в условиях внедрения ФГОС ОО, профессионального стандарта педагога, новой системы аттестации педагогических кадров требует дополнительного исследования. Существует практическая потребность образовательной практики и управленческих кадров образования в разработке новой системы НМС, обеспечивающей результативное профессиональное развитие педагогов общеобразовательной организации с учетом специфики такой категории учителей-предметников как учителя иностранного языка.
Объект исследования: процесс научно-методического сопровождения преподавателей иностранного языка.
Предмет исследования: содержание процесса научно-методического сопровождения учителей иностранного языка (на примере Екатеринбургского суворовского военного училища).
Гипотеза исследования: научно-методическое сопровождение будет способствовать профессиональному развитию педагогов иностранного языка общеобразовательной организации, если:
- обобщить теоретические представления о сущности процесса научно-методического сопровождения педагогов общеобразовательной школы на современном этапе;
- выявить содержание процесса научно-методического сопровождения педагогов, стимулирующих их профессиональное развитие;
- определить сущность методической компетенции учителя иностранного языка и особенности процесса научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка общеобразовательной организации на современном этапе;
- разработать программу научно-методического сопровождения
профессионального развития педагогов иностранного языка общеобразовательной организации.
Цель исследования: Теоретически и аналитически обосновать содержание процесса научно-методического сопровождения учителей иностранного языка Екатеринбургского суворовского военного училища.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Обобщить теоретические представления о сущности процесса научно-методического сопровождения педагогов общеобразовательной школы на современном этапе.
2. Выявить содержание процесса научно-методического сопровождения педагогов, стимулирующих их профессиональное развитие.
3. Определить особенности процесса научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка общеобразовательной организации на современном этапе.
4. Разработать программу научно-методического сопровождения
профессионального развития педагогов иностранного языка общеобразовательной организации (на примере ЕкСВУ).
Методологической основой исследования являются
- положения акмеологического подхода (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.), дающего возможность исследовать педагогические условия акме-ориентированного НМС и доказать их влияние на профессиональное развитие педагогов;
- теории личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, A. Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); профессиональной деятельности и развития личности в деятельности (Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, А.К. Маркова и др.); личностно-профессионального развития и саморазвития (В.И. Андреев, В.А. Кан -Калик, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер и др.);
- концепции профессионального развития (Л.М. Митина), профессионального становления и периодизации профессионального развития (Е.О. Галицких, Т.В. Кудрявцев, Ю.П. Поваренков, А.П. Чернявская и др.); акмеологическая концепция развития, саморазвития и самореализации профессионала (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин и др.);
- современные подходы к организации научно-методической работы
(В.И. Зверева, В.А. Кан-Калик, Ю.А. Конаржевский, М.И. Рожков, B. П. Симонов, Т.И. Шамова и др.); проектированию системы НМС профессионального роста учителя (Л.В. Байбородова, В.И. Загвязинский, Е.С. Слободчиков, А.П. Тряпицына и др.).
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; эмпирические - наблюдение, опрос, изучение методических документов, в процессе которых был получен фактический материал; проектирование.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало Екатеринбургское суворовское военное училище.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2016 по 2018 год в три этапа:
На первом этапе поисково-аналитическом (2016 г.) изучалась и анализировалась психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования, осуществлялось осмысление исходных теоретических положений исследования.
Осуществлялся поиск проблемы и ориентировочное направление темы исследования, проводился анализ педагогических, психологических и иных подходов к изучению проблемы научно-методического сопровождения, обеспечивающие профессиональное развитие преподавателей иностранного языка в общеобразовательной организации.
В результате проделанной работы были определены исходные параметры исследования, его предмет, границы, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.
На втором этапе (2017 г.) осуществлялся теоретический анализ изученной литературы по заявленной теме. Осуществлялось литературное оформление 1 главы работы. Определялись подходы к проектированию НМС.
На третьем этапе (2018 г.) велась разработка программы НМС преподавателей иностранного языка, осуществлялось теоретическое обобщение результатов проектирования, литературное оформление 2 главы работы, а также основных теоретических и практических положений исследования, внедрение результатов исследования в практику.
Научная новизна исследования заключается в том, что конкретизировано понятие «методическая компетенция учителя иностранного языка» в соответствии с современными требованиями ФГОС ОО и Профессиональным стандартом педагога, а также с выделенными особенностями содержания научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка общеобразовательной организации на современном этапе.
Теоретическая значимость результатов исследования определяется теоретическим и эмпирическим обоснованием содержания процесса научно-методического сопровождения учителей иностранного языка на трех уровнях: личностном, предметном, надпредметном.
Выявленные особенности содержания научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка общеобразовательной организации на современном этапе позволяют расширить круг субъектов НМС, включая кроме главных субъектов НМС сопровождаемый (педагог) и сопровождающий (методист, заместитель директора по научно-методической (учебно-воспитательной) работе, педагог-наставник, педагог- психолог, научный руководитель), также социальных партнеров (руководители международных проектов, носители иностранного языка), во взаимодействии с которыми у учителей иностранного языка расширяется опыт межкультурной коммуникации; а также широкое педагогическое сообщество, которое оказывает значительное влияние на освоение педагогами ФГОС ОО и на развитие новых профессиональных компетенций (например ИКТ-компетенциями).
Практическая значимость полученных результатов состоит в том, были выявлены и обоснованы содержание и способы процесса научно-методического сопровождения учителей иностранного языка на трех уровнях: личностном, предметном, надпредметном, которые позволили разработать программу научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов иностранного языка для общеобразовательной организации, который может быть использован в любых ОУ. Материалы разработанной программы (личностного и надпредметного уровня НМС) также могут быть использованы в общеобразовательных организациях для организации НМС всех учителей - предметников.
Основные положения работы, выносимые на защиту:
- методическая компетенция учителя иностранного языка нами рассматривается как совокупность предметных знаний, методических умений и навыков в области обучения иностранным языкам, в том числе опыта межкультурной коммуникации, а также личностных качеств, методического мышления, способности к профессиональной рефлексии и самоанализу, готовности к творческой самореализации в педагогической деятельности, положительного эмоционального отношения к профессии, необходимых для качественной продуктивной полифункциональной педагогической деятельности;
- особенности процесса научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка общеобразовательной организации на современном этапе заключаются в:
полифункциональности педагогической деятельности, которая отражена во владении межпредметными связями; в одновременном владении различными языковыми средствами и использовании их в четырех видах речевой деятельности; а также в использовании содержание разговорной речи в воспитательных целях);
необходимости расширения опыта межкультурной коммуникации через участие преподавателя в международных конференциях, конкурсах и проектах, публикации в зарубежных журналах, активная гражданская позиция, повышение квалификации в рамках семинаров и курсов, встречи иностранных делегаций и опыт переводчика.
- содержание научно-методического сопровождения учителей иностранного языка позволяет расширить круг субъектов научно-методического сопровождения педагогов. Кроме главных субъектов НМС сопровождаемый (педагог) и сопровождающий (методист, заместитель директора по научно-методической (учебно-воспитательной) работе, педагог- наставник, педагог-психолог, научный руководитель) в этом качестве могут выступать социальные партнеры (руководители международных проектов, носители иностранного языка), во взаимодействии с которыми у учителей иностранного языка расширяется опыт межкультурной коммуникации; а также широкое педагогическое сообщество, которое оказывает значительное влияние на освоение педагогами ФГОС ОО и на развитие новых профессиональных компетенций (например, ИКТ-компетенций).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикацию материалов:
Игумнов А.Н. Проектирование педагогической деятельности учителя иностранного языка (Электронное периодическое издание «Педагогический мир» свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС 77-39148);
Игумнов А.Н. Современные подходы к проектированию методического сопровождения педагогической деятельности (Электронное СМИ Социальная сеть работников образования nsportal.ruсвидетельство регистрации СМИ Эл № ФС 77-43268);
через обсуждение материалов работы на Открытом заседании предметно-методической комиссии иностранного языка ЕкСВУ «Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда преподавателя (учебного предмета) в условиях ФГОС основного общего образования» на учебно-методическом семинаре «Мультимедийное сопровождение в разрезе образовательных программ» (г. Екатеринбург).
Структура диссертации определяется логикой и последовательностью решения задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Также в работе содержится 8 таблиц. Список литературы состоит из 69 наименований (из них 2 на иностранном языке).
Социальный заказ на «создание» педагога нового века обусловил введение в педагогическую практику общеобразовательной организации научно-методического сопровождения, главная особенность которого заключается в том, что оно выстраивается не масштабно и формально, а определяет стратегию и тактику развития общеобразовательной организации с учетом индивидуальных запросов, возможностей и профессиональных потребностей каждого конкретного педагога. Интенсивное внедрение ФГОС ОО, профессионального стандарта, новой системы аттестации педагогических кадров актуализировало потребность в научно-методическом сопровождении педагогов на рабочем месте.
При этом в большинстве исследований не рассматривается специфика научно-методического сопровождения какого-то конкретной категории учителей-предметников. Учитель иностранного языка, хоть и относится к общей категориальной области педагогических работников, тем не менее, обладает особыми характеристиками, обусловленными особенностями преподаваемого предмета (иностранного языка). Важнейшая особенность преподавания иностранного языка заключается в том, что основной деятельностью для педагога является педагогическое общение; преподаватель иностранного языка должен быть бикультурной личностью, так как через иностранный язык происходит обучение межкультурной коммуникации, диалогу культур, который рассматривается как способ постижения человеком образов иной культуры.
В этой связи необходимо учитывать специфику этой категории учителей-предметников при организации научно-методического сопровождения (НМС) педагогов школы.
Для реализации этой актуальной задачи необходим новый подход к организации и содержанию научно-методического сопровождения педагогов в общеобразовательной школе. Новые приоритеты в государственной политике, педагогической науке и образовательной практике актуализируют НМС и побуждают обратиться к выявлению методологических подходов, созданию моделей, поиску способов НМС, стимулирующих профессиональное развитие педагогов общеобразовательной организации.
Всё сказанное позволило выявить основное противоречие, определяющее проблему исследования, - между наличием теоретико-методологических предпосылок разработки содержания научно-методического сопровождения педагогов в контексте реформ системы образования и отсутствием качественно нового сопровождения этого процесса в условиях конкретной общеобразовательной организации с учетом специфики такой категории учителей-предметников как учителя иностранного языка.
Основная проблема исследования - каково содержание научно-методического сопровождения, обеспечивающие профессиональное развитие преподавателей иностранного языка в общеобразовательной организации?
Актуальность выявленной проблемы, необходимость разрешения названного выше противоречия обусловили выбор темы исследования: «Научно-методическое сопровождение преподавателей иностранного языка Екатеринбургского суворовского военного училища».
Степень разработанности проблемы. В современной педагогической науке НМС привлекает внимание разных научных школ и рассматривается как способ сопровождения педагогического труда (Е.И. Казакова и др.); как механизм управления процессами развития в образовательном учреждении (В.С. Лазарев, А.П. Тряпицына и др.); как средство развития педагогического творчества учителя, проектирования педагогических систем, управления профессионально-личностным развитием педагогов (Е.С. Заир-Бек, М.М. Поташник, О.Г. Прикот и др.); как специально организованная деятельность, направленная на повышение квалификации педагогов, их подготовку к решению новых задач в условиях модернизации образования (Е.Р. Блинова, В.И. Зверева, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, В.М. Лизинский, Н.В. Немова, М.Н. Певзнер и др.). Такое многообразие трактовок НМС требует всестороннего анализа его сущности, структуры, содержания в современных условиях развития общеобразовательной организации.
Обобщены результаты исследований НМС деятельности педагогов и раскрыты его преимущества по сравнению с традиционными формами обучения взрослых (М.М. Поташник, М.Н. Певзнер, В.И. Снегурова, Е.И. Винтер). При проектировании системы НМС профессионального роста учителя в исследованиях В.И. Загвязинского, Е.С. Заир -Бек, И.А. Колесниковой, В.В. Краевского, В.И. Слободчикова, А.П. Тряпицыной доказывается значимость и взаимовлияние изменения окружающей человека искусственной среды и его внутреннего мира. В ряде исследований рассматривается теория и практика управления в условиях современной школы (О.Б. Даутова, О.Н. Крылова, Г.О. Матина, Е.А. Пивчук, В.М. Лизинский, Н.В. Немова, М.М. Поташник, Е.А. Ямбург и др.), профессиональная деятельность методиста в сфере образования (Т.В. Ильина), современные подходы к организации научно-методической работы (В.Б. Гаргай, В.И. Зверева, В.А. Кан-Калик, Т.И. Шамова, Е.В. Шушакова и др.), педагогические технологии формирования профессионализма учителя в системе непрерывного образования (Л.В. Байбородова, Е.О. Галицких, Л.К. Гребенкина, А.П. Чернявская).
В контексте инновационной деятельности общеобразовательных учреждений НМС определено как средство развития инновационных процессов в районной образовательной системе (Л.Г. Тарита, С.О. Шувалова), повышения квалификации педагогов (Т.Н. Гущина), личностно-профессионального развития молодого педагога (Л.Н. Харавинина), профессионального роста учителей (С.В. Кирдянкина), развития проектных умений (Л.Б. Коренева) и ИКТ-компетентностей педагогов (Л.В. Кочегарова) в общеобразовательной организации.
О специфике преподавания и требований к учителю иностранного языка писали специалисты по дидактике Н.Д. Гальскова, Я.М. Колкер, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова. Однако работ, посвященных научно-методическому сопровождению такой категории учителей-предметников как учителя иностранного языка, практически нет.
Обобщение результатов педагогических исследований дает возможность констатировать, что изучение НМС педагогов общеобразовательной организации актуально, а в условиях внедрения ФГОС ОО, профессионального стандарта педагога, новой системы аттестации педагогических кадров требует дополнительного исследования. Существует практическая потребность образовательной практики и управленческих кадров образования в разработке новой системы НМС, обеспечивающей результативное профессиональное развитие педагогов общеобразовательной организации с учетом специфики такой категории учителей-предметников как учителя иностранного языка.
Объект исследования: процесс научно-методического сопровождения преподавателей иностранного языка.
Предмет исследования: содержание процесса научно-методического сопровождения учителей иностранного языка (на примере Екатеринбургского суворовского военного училища).
Гипотеза исследования: научно-методическое сопровождение будет способствовать профессиональному развитию педагогов иностранного языка общеобразовательной организации, если:
- обобщить теоретические представления о сущности процесса научно-методического сопровождения педагогов общеобразовательной школы на современном этапе;
- выявить содержание процесса научно-методического сопровождения педагогов, стимулирующих их профессиональное развитие;
- определить сущность методической компетенции учителя иностранного языка и особенности процесса научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка общеобразовательной организации на современном этапе;
- разработать программу научно-методического сопровождения
профессионального развития педагогов иностранного языка общеобразовательной организации.
Цель исследования: Теоретически и аналитически обосновать содержание процесса научно-методического сопровождения учителей иностранного языка Екатеринбургского суворовского военного училища.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Обобщить теоретические представления о сущности процесса научно-методического сопровождения педагогов общеобразовательной школы на современном этапе.
2. Выявить содержание процесса научно-методического сопровождения педагогов, стимулирующих их профессиональное развитие.
3. Определить особенности процесса научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка общеобразовательной организации на современном этапе.
4. Разработать программу научно-методического сопровождения
профессионального развития педагогов иностранного языка общеобразовательной организации (на примере ЕкСВУ).
Методологической основой исследования являются
- положения акмеологического подхода (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.), дающего возможность исследовать педагогические условия акме-ориентированного НМС и доказать их влияние на профессиональное развитие педагогов;
- теории личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, A. Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); профессиональной деятельности и развития личности в деятельности (Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, А.К. Маркова и др.); личностно-профессионального развития и саморазвития (В.И. Андреев, В.А. Кан -Калик, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер и др.);
- концепции профессионального развития (Л.М. Митина), профессионального становления и периодизации профессионального развития (Е.О. Галицких, Т.В. Кудрявцев, Ю.П. Поваренков, А.П. Чернявская и др.); акмеологическая концепция развития, саморазвития и самореализации профессионала (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин и др.);
- современные подходы к организации научно-методической работы
(В.И. Зверева, В.А. Кан-Калик, Ю.А. Конаржевский, М.И. Рожков, B. П. Симонов, Т.И. Шамова и др.); проектированию системы НМС профессионального роста учителя (Л.В. Байбородова, В.И. Загвязинский, Е.С. Слободчиков, А.П. Тряпицына и др.).
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; эмпирические - наблюдение, опрос, изучение методических документов, в процессе которых был получен фактический материал; проектирование.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало Екатеринбургское суворовское военное училище.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2016 по 2018 год в три этапа:
На первом этапе поисково-аналитическом (2016 г.) изучалась и анализировалась психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования, осуществлялось осмысление исходных теоретических положений исследования.
Осуществлялся поиск проблемы и ориентировочное направление темы исследования, проводился анализ педагогических, психологических и иных подходов к изучению проблемы научно-методического сопровождения, обеспечивающие профессиональное развитие преподавателей иностранного языка в общеобразовательной организации.
В результате проделанной работы были определены исходные параметры исследования, его предмет, границы, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.
На втором этапе (2017 г.) осуществлялся теоретический анализ изученной литературы по заявленной теме. Осуществлялось литературное оформление 1 главы работы. Определялись подходы к проектированию НМС.
На третьем этапе (2018 г.) велась разработка программы НМС преподавателей иностранного языка, осуществлялось теоретическое обобщение результатов проектирования, литературное оформление 2 главы работы, а также основных теоретических и практических положений исследования, внедрение результатов исследования в практику.
Научная новизна исследования заключается в том, что конкретизировано понятие «методическая компетенция учителя иностранного языка» в соответствии с современными требованиями ФГОС ОО и Профессиональным стандартом педагога, а также с выделенными особенностями содержания научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка общеобразовательной организации на современном этапе.
Теоретическая значимость результатов исследования определяется теоретическим и эмпирическим обоснованием содержания процесса научно-методического сопровождения учителей иностранного языка на трех уровнях: личностном, предметном, надпредметном.
Выявленные особенности содержания научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка общеобразовательной организации на современном этапе позволяют расширить круг субъектов НМС, включая кроме главных субъектов НМС сопровождаемый (педагог) и сопровождающий (методист, заместитель директора по научно-методической (учебно-воспитательной) работе, педагог-наставник, педагог- психолог, научный руководитель), также социальных партнеров (руководители международных проектов, носители иностранного языка), во взаимодействии с которыми у учителей иностранного языка расширяется опыт межкультурной коммуникации; а также широкое педагогическое сообщество, которое оказывает значительное влияние на освоение педагогами ФГОС ОО и на развитие новых профессиональных компетенций (например ИКТ-компетенциями).
Практическая значимость полученных результатов состоит в том, были выявлены и обоснованы содержание и способы процесса научно-методического сопровождения учителей иностранного языка на трех уровнях: личностном, предметном, надпредметном, которые позволили разработать программу научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов иностранного языка для общеобразовательной организации, который может быть использован в любых ОУ. Материалы разработанной программы (личностного и надпредметного уровня НМС) также могут быть использованы в общеобразовательных организациях для организации НМС всех учителей - предметников.
Основные положения работы, выносимые на защиту:
- методическая компетенция учителя иностранного языка нами рассматривается как совокупность предметных знаний, методических умений и навыков в области обучения иностранным языкам, в том числе опыта межкультурной коммуникации, а также личностных качеств, методического мышления, способности к профессиональной рефлексии и самоанализу, готовности к творческой самореализации в педагогической деятельности, положительного эмоционального отношения к профессии, необходимых для качественной продуктивной полифункциональной педагогической деятельности;
- особенности процесса научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка общеобразовательной организации на современном этапе заключаются в:
полифункциональности педагогической деятельности, которая отражена во владении межпредметными связями; в одновременном владении различными языковыми средствами и использовании их в четырех видах речевой деятельности; а также в использовании содержание разговорной речи в воспитательных целях);
необходимости расширения опыта межкультурной коммуникации через участие преподавателя в международных конференциях, конкурсах и проектах, публикации в зарубежных журналах, активная гражданская позиция, повышение квалификации в рамках семинаров и курсов, встречи иностранных делегаций и опыт переводчика.
- содержание научно-методического сопровождения учителей иностранного языка позволяет расширить круг субъектов научно-методического сопровождения педагогов. Кроме главных субъектов НМС сопровождаемый (педагог) и сопровождающий (методист, заместитель директора по научно-методической (учебно-воспитательной) работе, педагог- наставник, педагог-психолог, научный руководитель) в этом качестве могут выступать социальные партнеры (руководители международных проектов, носители иностранного языка), во взаимодействии с которыми у учителей иностранного языка расширяется опыт межкультурной коммуникации; а также широкое педагогическое сообщество, которое оказывает значительное влияние на освоение педагогами ФГОС ОО и на развитие новых профессиональных компетенций (например, ИКТ-компетенций).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикацию материалов:
Игумнов А.Н. Проектирование педагогической деятельности учителя иностранного языка (Электронное периодическое издание «Педагогический мир» свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС 77-39148);
Игумнов А.Н. Современные подходы к проектированию методического сопровождения педагогической деятельности (Электронное СМИ Социальная сеть работников образования nsportal.ruсвидетельство регистрации СМИ Эл № ФС 77-43268);
через обсуждение материалов работы на Открытом заседании предметно-методической комиссии иностранного языка ЕкСВУ «Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда преподавателя (учебного предмета) в условиях ФГОС основного общего образования» на учебно-методическом семинаре «Мультимедийное сопровождение в разрезе образовательных программ» (г. Екатеринбург).
Структура диссертации определяется логикой и последовательностью решения задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Также в работе содержится 8 таблиц. Список литературы состоит из 69 наименований (из них 2 на иностранном языке).
В ходе нашего исследования были рассмотрены основные подходы к изучению сущности научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов. Ими являются: системный (В.Г. Афанасьев, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.), деятельностный (Л.А. Байкова, Н.Р. Битянова, Л.К. Гребенкина, Е.И. Казакова, С.В. Кульневич, В.М. Лизинский, Н.В. Н.В. Немова, М.М. Поташник, Л.Г. Тарита, А.П. Тряпицина), рефлексивно-деятельностный (В.Н. Белкина, В.К. Зарецкий, A. B. Карпов, Т.П. Осипова, М.И. Рожков, A.JI. Уманский и др.) и акмеологический (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, B. Н. Максимова, А.К. Маркова, А.А. Реан, В.А. Сластенин).
Современный акцент в науке сегодня приобретает акмеологический подход к рассмотрению особенностей профессионального развития самого педагога и создания условий для этого. В рамках данного подхода саморазвитие рассматривает в качестве основного условия становления субъектов профессиональной деятельности.
В этой связи научно-методическое сопровождение учителей рассматривается как технологический процесс взаимодействия субъектов, преодолевающих профессионально-личностные затруднения посредством специально организованной системы взаимосвязанных действий, мероприятий, педагогических событий, ориентированных на осмысление профессионального опыта, личностное преобразование, актуализацию саморазвития, профессиональный успех педагогов в общеобразовательной организации (О.В. Давлятшина).
В ходе анализа нормативных источников и научной литературы мы определили современное содержание и способы научно-методического сопровождения педагогов, стимулирующих их профессиональное развитие .
Содержание процесса современного научно-методического сопровождения учителей иностранного языка определяется на личностном, предметном и надпредметном уровнях.
Основной целью личностного уровня НМС является - раскрытие потенциала педагога, его способностей к самостоятельному принятию решения и ответственность за него, готовности к самообразованию, саморазвитию, самовыражению, рефлексии.
Содержание этого уровня сопровождения направлено на выстраивание у педагогов системы представлений о современном обществе, человеке этого общества, познании мира человеком; рефлексивной деятельности, толерантного мышления, коммуникативности.
Результатом НМС на этом уровне рассматривается личностный результат (способность педагога к саморазвитию и самообразованию, оценка интеллигентности личности, оценка творческого потенциала личности педагога).
Целью предметного уровня НМС является - поддержание методической компетентности преподавателя иностранного языка на уровне современных требований к преподаванию предмета.
Содержание этого уровня представлено основами предмета, дидактики, возрастной психологии, методики преподавания иностранного языка; а также определяется содержанием методической компетентности учителя иностранного языка:
Под методической компетенцией учителя иностранного языка мы понимаем совокупность предметных знаний, методических умений и навыков в области обучения иностранным языкам, в том числе опыта межкультурной коммуникации, а также личностных качеств, методического мышления, способности к профессиональной рефлексии и самоанализу, готовности к творческой самореализации в педагогической деятельности, положительного эмоционального отношения к профессии, необходимых для качественной продуктивной полифункциональной педагогической деятельности.
Результатом НМС на предметном уровне рассматривается деятельностный результат (методологическая культура педагога, готовность педагога к новому, методическая компетентность педагога) и коммуникативный результат (способность педагога к эмпатии, опыт коммуникативного взаимодействия педагога с детьми, эффективность лидерских качеств педагога).
Целью надпредметного уровня НМС педагогов является - внедрение ФГОС; формирование и развитие общепедагогической ИКТ-компетентности педагога. Содержание этого уровня определяется современными требованиями Профессионального стандарта и ФГОС ОО.
Результатом НМС на этом уровне рассматривается организационный результат (переход образовательной организации на ФГОС ОО) и информационный результат (общепользовательская, общепедагогическая, предметная ИКТ-компетентность педагогов).
Основными способами НМС педагогов могут стать: поддержка, помощь, диалог, опека, консалтинг (консультирование), наставничество, сотрудничество, со-творчество, со-управление, фасилитация.
Современное содержание научно-методического сопровождения учителей иностранного языка позволяет расширить круг субъектов научно-методического сопровождения педагогов. Кроме главных субъектов НМС (сопровождаемый (педагог) и сопровождающий (методист, заместитель директора по научно-методической (учебно-воспитательной) работе, педагог- наставник, педагог-психолог, научный руководитель) в этом качестве могут выступать социальные партнеры (руководители международных проектов, носители иностранного языка), во взаимодействии с которыми у учителей иностранного языка расширяется опыт межкультурной коммуникации; а также широкое педагогическое сообщество, которое оказывает значительное влияние на освоение педагогами ФГОС ОО и на развитие новых профессиональных компетенций (например ИКТ-компетенциями).
Проведенный анализ процесса научно-методического сопровождения учителей иностранного языка Екатеринбургского суворовского военного училища показал, что все уровни НМС (личностный, предметный и надпредметный) представлены и реализуются в ЕкСВУ.
Вместе с тем данное исследование аналитически подтверждает необходимость разработки Программы научно-методического сопровождения преподавателей иностранного языка в ЕкСВУ, отражающей комплекс требований к профессиональному развитию педагогов в целом, и конкретно к учителям иностранного языка. Нами разработана Программа «Научно-методическое сопровождение учителей иностранного языка в ЕкСВУ». Данная Программа определяет содержание и организацию научно-методической сопровождения педагогов школы, обеспечивающего развитие профессиональной компетентности педагогов, создание оптимальной среды для самореализации, и самосовершенствования.
Программа имеет несколько этапов реализации: 1 этап. Аналитико-диагностический (сентябрь - декабрь 2018 г.)4 2 этап. Проектировочный (январь - май 2019 г.); 3 этап. Внедренческий (2019-2021 уч.гг.); 4 этап. Контрольно-оценочный (сентябрь - декабрь 2021 г.).
Цель Программы - Разработать и внедрить процесс научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка как целостный процесс непрерывного педагогического образования и профессионального развития педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ОО и Профессионального стандарта педагога.
Основные задачи Программы
- выявить профессиональные затруднения преподавателей в организации педагогической деятельности;
- создать условия, обеспечивающие субъектную позицию каждого педагога в повышении квалификации и построение индивидуального маршрута собственного профессионального развития;
- реализация целостного процесса научно-методического
сопровождения педагогов иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС ОО и Профессионального стандарта педагога;
- определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня личностного, предметного и надпредметного уровней современного научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка.
В программе описан процесс научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка как процесс непрерывного педагогического образования и профессионального развития педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ОО и Профессионального стандарта педагога
В данной программе предлагаем делать акцент при подборе методов, технологий, форм НМС профессионального развития педагогов в условиях образовательной организации на новых стратегиях обучения педагогов (И.И. Соколова, А.Ю. Сергиенко): стратегии обучения на основе освоения научных исследований и включение их результатов в профессиональную деятельность; стратегии интегрального обучения (интегрируется профессиональное обучение (мастер-классы) и тренинг личностного развития); стратегии обучения планированию карьеры; стратегии кооперативного обучения; коммуникативные стратегии обучения; стратегии обучения в сетевых сообществах; стратегические тренинги актуализации жизненного смысла.
Также следует назвать методы технологии и формы НМС, основанных на современных стратегиях обучения педагогов.
Среди них: метод «погружения» (Р.М. Грановская, М.П. Щетинин), методический квилт (О.В. Давлятшина), педагогические дебаты (О.В. Давлятшина и др.), технология педагогических мастерских (А. Бассис, О. Бассис, М. Дюк, П. Коллен, С.Г. Вершловский, Е.О. Галицких и др.), тренинги профессионально-личностного развития (О.В. Давлятшина, Э.Ф. Зеер и др.), мастер-класс (М.М. Поташник и др.); участие в волонтерских международных проектах. Важно подчеркнуть, что педагоги могут предложить и другие методы технологии и формы НМС.
Разработанная программа включает в себя также поэтапный план по ее реализации, а также подобранный диагностический инструментарий в соответствии с обоснованными критериями и показателями профессионального развития педагогов для оценки профессионального развития педагога. В Программе также представлены ожидаемые результаты программы и критерии эффективности ее реализации.
Современный акцент в науке сегодня приобретает акмеологический подход к рассмотрению особенностей профессионального развития самого педагога и создания условий для этого. В рамках данного подхода саморазвитие рассматривает в качестве основного условия становления субъектов профессиональной деятельности.
В этой связи научно-методическое сопровождение учителей рассматривается как технологический процесс взаимодействия субъектов, преодолевающих профессионально-личностные затруднения посредством специально организованной системы взаимосвязанных действий, мероприятий, педагогических событий, ориентированных на осмысление профессионального опыта, личностное преобразование, актуализацию саморазвития, профессиональный успех педагогов в общеобразовательной организации (О.В. Давлятшина).
В ходе анализа нормативных источников и научной литературы мы определили современное содержание и способы научно-методического сопровождения педагогов, стимулирующих их профессиональное развитие .
Содержание процесса современного научно-методического сопровождения учителей иностранного языка определяется на личностном, предметном и надпредметном уровнях.
Основной целью личностного уровня НМС является - раскрытие потенциала педагога, его способностей к самостоятельному принятию решения и ответственность за него, готовности к самообразованию, саморазвитию, самовыражению, рефлексии.
Содержание этого уровня сопровождения направлено на выстраивание у педагогов системы представлений о современном обществе, человеке этого общества, познании мира человеком; рефлексивной деятельности, толерантного мышления, коммуникативности.
Результатом НМС на этом уровне рассматривается личностный результат (способность педагога к саморазвитию и самообразованию, оценка интеллигентности личности, оценка творческого потенциала личности педагога).
Целью предметного уровня НМС является - поддержание методической компетентности преподавателя иностранного языка на уровне современных требований к преподаванию предмета.
Содержание этого уровня представлено основами предмета, дидактики, возрастной психологии, методики преподавания иностранного языка; а также определяется содержанием методической компетентности учителя иностранного языка:
Под методической компетенцией учителя иностранного языка мы понимаем совокупность предметных знаний, методических умений и навыков в области обучения иностранным языкам, в том числе опыта межкультурной коммуникации, а также личностных качеств, методического мышления, способности к профессиональной рефлексии и самоанализу, готовности к творческой самореализации в педагогической деятельности, положительного эмоционального отношения к профессии, необходимых для качественной продуктивной полифункциональной педагогической деятельности.
Результатом НМС на предметном уровне рассматривается деятельностный результат (методологическая культура педагога, готовность педагога к новому, методическая компетентность педагога) и коммуникативный результат (способность педагога к эмпатии, опыт коммуникативного взаимодействия педагога с детьми, эффективность лидерских качеств педагога).
Целью надпредметного уровня НМС педагогов является - внедрение ФГОС; формирование и развитие общепедагогической ИКТ-компетентности педагога. Содержание этого уровня определяется современными требованиями Профессионального стандарта и ФГОС ОО.
Результатом НМС на этом уровне рассматривается организационный результат (переход образовательной организации на ФГОС ОО) и информационный результат (общепользовательская, общепедагогическая, предметная ИКТ-компетентность педагогов).
Основными способами НМС педагогов могут стать: поддержка, помощь, диалог, опека, консалтинг (консультирование), наставничество, сотрудничество, со-творчество, со-управление, фасилитация.
Современное содержание научно-методического сопровождения учителей иностранного языка позволяет расширить круг субъектов научно-методического сопровождения педагогов. Кроме главных субъектов НМС (сопровождаемый (педагог) и сопровождающий (методист, заместитель директора по научно-методической (учебно-воспитательной) работе, педагог- наставник, педагог-психолог, научный руководитель) в этом качестве могут выступать социальные партнеры (руководители международных проектов, носители иностранного языка), во взаимодействии с которыми у учителей иностранного языка расширяется опыт межкультурной коммуникации; а также широкое педагогическое сообщество, которое оказывает значительное влияние на освоение педагогами ФГОС ОО и на развитие новых профессиональных компетенций (например ИКТ-компетенциями).
Проведенный анализ процесса научно-методического сопровождения учителей иностранного языка Екатеринбургского суворовского военного училища показал, что все уровни НМС (личностный, предметный и надпредметный) представлены и реализуются в ЕкСВУ.
Вместе с тем данное исследование аналитически подтверждает необходимость разработки Программы научно-методического сопровождения преподавателей иностранного языка в ЕкСВУ, отражающей комплекс требований к профессиональному развитию педагогов в целом, и конкретно к учителям иностранного языка. Нами разработана Программа «Научно-методическое сопровождение учителей иностранного языка в ЕкСВУ». Данная Программа определяет содержание и организацию научно-методической сопровождения педагогов школы, обеспечивающего развитие профессиональной компетентности педагогов, создание оптимальной среды для самореализации, и самосовершенствования.
Программа имеет несколько этапов реализации: 1 этап. Аналитико-диагностический (сентябрь - декабрь 2018 г.)4 2 этап. Проектировочный (январь - май 2019 г.); 3 этап. Внедренческий (2019-2021 уч.гг.); 4 этап. Контрольно-оценочный (сентябрь - декабрь 2021 г.).
Цель Программы - Разработать и внедрить процесс научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка как целостный процесс непрерывного педагогического образования и профессионального развития педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ОО и Профессионального стандарта педагога.
Основные задачи Программы
- выявить профессиональные затруднения преподавателей в организации педагогической деятельности;
- создать условия, обеспечивающие субъектную позицию каждого педагога в повышении квалификации и построение индивидуального маршрута собственного профессионального развития;
- реализация целостного процесса научно-методического
сопровождения педагогов иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС ОО и Профессионального стандарта педагога;
- определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня личностного, предметного и надпредметного уровней современного научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка.
В программе описан процесс научно-методического сопровождения педагогов иностранного языка как процесс непрерывного педагогического образования и профессионального развития педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ОО и Профессионального стандарта педагога
В данной программе предлагаем делать акцент при подборе методов, технологий, форм НМС профессионального развития педагогов в условиях образовательной организации на новых стратегиях обучения педагогов (И.И. Соколова, А.Ю. Сергиенко): стратегии обучения на основе освоения научных исследований и включение их результатов в профессиональную деятельность; стратегии интегрального обучения (интегрируется профессиональное обучение (мастер-классы) и тренинг личностного развития); стратегии обучения планированию карьеры; стратегии кооперативного обучения; коммуникативные стратегии обучения; стратегии обучения в сетевых сообществах; стратегические тренинги актуализации жизненного смысла.
Также следует назвать методы технологии и формы НМС, основанных на современных стратегиях обучения педагогов.
Среди них: метод «погружения» (Р.М. Грановская, М.П. Щетинин), методический квилт (О.В. Давлятшина), педагогические дебаты (О.В. Давлятшина и др.), технология педагогических мастерских (А. Бассис, О. Бассис, М. Дюк, П. Коллен, С.Г. Вершловский, Е.О. Галицких и др.), тренинги профессионально-личностного развития (О.В. Давлятшина, Э.Ф. Зеер и др.), мастер-класс (М.М. Поташник и др.); участие в волонтерских международных проектах. Важно подчеркнуть, что педагоги могут предложить и другие методы технологии и формы НМС.
Разработанная программа включает в себя также поэтапный план по ее реализации, а также подобранный диагностический инструментарий в соответствии с обоснованными критериями и показателями профессионального развития педагогов для оценки профессионального развития педагога. В Программе также представлены ожидаемые результаты программы и критерии эффективности ее реализации.



