ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА: ИСТОРИЯ И
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ 8
1.1 Содержание ведущих понятий исследования «управление развитием», «профессиональное развитие», «профессиональная педагогическая деятельность», «управление профессиональным развитием педагога» 8
1.2. Сравнительный анализ подходов к профессиональному развитию
учителя в отечественном и зарубежном опыте 16
1.3. Мотивация профессионального развития педагогов образовательного
учреждения: теоретические аспекты развития 35
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПТЫНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕ МУЧИТЕЛЕЙ- ПРЕДМЕТНИКОВ 50
2.1. Анализ профессионального развития педагогов в ОУ №49 50
2.2. Модель профессионального развития педагогов ОУ №49 61
2.3. Результаты внедрения модели профессионального развития педагогов
ОУ №49 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСТОНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 94
Актуальность исследования. В настоящее время изменения, происходящие в экономической, политической и социальной сферах, требуют постоянного профессионального совершенствования и саморазвития. Сложившаяся ситуация влечет за собой изменения в системе образования и, в частности, в профессиональной деятельности педагога. Современному обществу требуются педагогические работники, способные прогнозировать и проектировать не только образовательный процесс, строить индивидуальные образовательные траектории обучающихся, но и проектировать собственное профессиональное развитие в соответствии с тенденциями развития общества.
Профессиональное развитие педагогов через существующую систему формального образования, осуществляемое различными организациями повышения квалификации, в полной мере не решает проблему профессионального развития педагогов в соответствии с особенностями и потребностями отдельной общеобразовательной организации.
Социально-педагогическое проектирование как одно из направлений проектирования объединяет социальную и педагогическую теорию и практику с целью интеграции методов, средств, форм, видов деятельности для решения актуальных проблем педагогической практики, что позволяет использовать социально-педагогическое проектирование как основу профессионального развития педагога в условиях общеобразовательной организации.
Состояние научной разработанности проблемы. Различные аспекты профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций рассматриваются в исследованиях Е.В. Андриенко, А.А. Деркача, Л.М. Митиной, Н.Н. Никитина, Т.В. Рогачева, В.А. Сластенина, Т.И. Шамовой и других авторов. Сегодня различными учеными предлагаются теоретические и практические подходы к решению проблемы профессионального развития педагогической деятельности специалиста С.А. Агапова, В.В. Афанасьев, О.П. Бурдакова, Н.В. Гуща, О.Г. Дониченко, Т.И. Ермакова, С.М. Маркова, Л.В. Мозгарев, С.Г. Молчанов, С.Л. Фоменко, В.И. Хавроничев и др.
Анализ исследований в области профессионального развития педагогов позволил выделить ряд противоречий между возросшими потребностями общества в педагогах, готовых к системным изменениям в образовании, и ограниченными возможностями системы повышения квалификации к быстрым изменениям под запросы субъектов образовательных отношений, а также необходимостью постоянного профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций и отсутствием эффективной модели и педагогических условий профессионального развития педагогов с учетом особенностей и потребностей социума и общеобразовательной организации.
Цель исследования разработка модели управления профессионального развития педагогов и выявление педагогических условий профессионального развития педагогов в общеобразовательной организации на основе социально-педагогического проектирования.
Объект исследования- профессиональное развитие педагогов в условиях общеобразовательной организации МБОУСОШ № 49 г. Екатеринбурга.
Предмет исследования- социально-педагогическое проектирование как основа профессионального развития педагога в условиях общеобразовательной организации МБОУСОШ № 49 г. Екатеринбурга.
Гипотеза исследования - профессиональное развитие педагогов в условиях общеобразовательных организаций на основе социально - педагогического проектирования будет эффективным, если определены сущность, структурные компоненты, а также уровни профессионального развития в аспекте непрерывного профессионального образования педагогов общеобразовательных организаций и выявлены возможности использования социально-педагогического проектирования на основе использования разработанной модели управления профессионального развития педагогов, которая задействует и потенциал педагога общеобразовательной организации, и потенциал социума.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены и решены следующие задачи исследования:
Рассмотреть профессиональное развитие учителя: историю и современные подходы и определить содержание ведущих понятий исследования «управление развитием», «профессиональное развитие», «профессиональная педагогическая деятельность», «управление профессиональным развитием педагога».
Провести сравнительный анализ подходов к профессиональному развитию учителя в отечественном и зарубежном опыте и определить мотивацию профессионального развития педагогов образовательного учреждения.
Разработать модель управления профессиональным развитием учителей-предметников (на примере школы МБОУСОШ № 49 г. Екатеринбурга), используя научные основы проектирования модели управления развитием педагогов.
Выявить проблемы и перспективы управления профессиональным развитием учителей.
Теоретическую основу исследования составили основополагающие работы зарубежных и отечественных ученых по вопросам: определения содержания и структуры профессионального развития педагога в общеобразовательной организации; по вопросам социально-педагогического проектирования профессионального развития педагога; по вопросам оценки роли моделирования процесса профессионального развития педагога.
В процессе решения задач и проверки достоверности гипотезы исследования был использован следующий комплекс методов: теоретические: изучение отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, моделирование, анализ и синтез, и статистические методы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлены возможности социально педагогического проектирования профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций как основы профессиональной педагогической деятельности.
2. Разработана модель профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций на основе социально-педагогического проектирования, которая включает цель, методологические подходы, диагностику, этапы проектирования индивидуальной траектории развития педагога, ресурсы профессионального развития педагогов (поддержки и совершенствования), результат профессионального развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- уточнено понятие профессионального развития педагогов, определены сущность, структурные компоненты и уровни профессионального развития педагогов в условиях общеобразовательных организаций;
- разработана модель профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций на основе социально-педагогического проектирования, включающая цель, методологические подходы, диагностику, этапы проектирования индивидуальной траектории развития педагога, ресурсы профессионального развития педагогов (поддержки и совершенствования), результат профессионального развития;
- обоснованы педагогические условия профессионального развития
педагогов общеобразовательных организаций.
Практическая значимость состоит в определении педагогических условий профессионального развития педагогов общеобразовательной организаций, разработке научно-методического обеспечения: программ профессионального развития «Педагоги будущего», включающая модули: «Молодой учитель», «Учитель-методист» и «Учитель-наставник»; семинары, вебинары, мастер-классы, круглые столы, тренинги. Материалы исследования могут быть использованы в практике профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций, в профессиональной деятельности и самообразовании педагогов.
Структура и объем диссертации: диссертация изложена на 117 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Текст диссертационного исследования сопровождают таблицы и рисунки, наглядно демонстрирующих основные результаты исследования.
Таким образом, подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что историко-теоретический анализ развития идей повышения квалификации педагогов в мировой практике позволяет увидеть две основные модели профессионального развития: модель поддержки и модель сопровождения.
Модель поддержки профессионального развития педагогов характеризуется ведущей ролью государственных организаций, определены требования к уровню профессионального развития и механизмы их достижения. Основой профессионального развития является образовательное знание, а образовательные потребности самих педагогов полностью не учитываются.
Модель сопровождения профессионального развития педагогов основана на изучении и удовлетворении образовательных потребностей педагогических работников. В основе профессионального развития эта модель предполагает развитие компетенций. Ведущую роль вместе с государством играют различные общественные организации и педагогическое сообщество.
Достоинство первой модели - защита школы и государства от непрофессионалов, а достоинство модели сопровождения - развитие творческих возможностей каждого педагога и выделение принципов организации курсов повышения квалификации:
- общие принципы профессионального обучения на курсах повышения квалификации, реализация которых направлена на углубление эмпирических и научных основ педагогической деятельности, обучение в соответствии с запросами и потребностями российского общества и достижениями мировой практики и науки: организационные педагогические принципы; принцип единства индивидуального, дифференцированного и группового подходов к обучению; принцип дифференциации (предполагает организовывать группы педагогов по специальности, уровню образования, возрасту); принцип систематичности и преемственности; принцип системно-педагогической организованности курсов; принцип дисциплины и плановости обучения;
- методические принципы профессиональной педагогической подготовки, которые раскрывают причинно-следственные связи между результатами обучения школьников и методическими воздействиями на них: принцип активности и сознательности; принцип наглядности и др.;
- принципы работы педагога системы повышения квалификации педагогических работников: принцип сотрудничества и партнерства во взаимодействии преподавателя со школьными учителями; принцип доминирования; принцип автодидактики, заключающийся в ориентировании педагогов заниматься самообразованием; принцип глубокого уважения к мнениям и мыслям обучающихся взрослых; принцип воспитывающего образования.
Ускоренные темпы социально-экономического развития, увеличение предъявляемых к современному учительству требований и рост ответственности за подготовку молодой смены к вызовам ХХI в. вносят свои существенные коррективы в мотивации выбора будущей профессии у старшеклассников, в производственные планы школьных учителей, «обреченных» на постоянное совершенствование своего педагогического образования и мастерства.
Обобщая направления профессионального развития педагога на базе общеобразовательной организации, следует отметить их направленность на использование таких форм работы, как педагогическое сопровождение, стимулирование участия специалиста в инновационных педагогических проектах, проведения различных тренингов, семинаров, организации школ педагогического мастерства. Эти и другие условия, средства, методы, формы педагогической деятельности призваны стимулировать развитие различных компонентов профессионального развития педагогов.
Существенным недостатком большинства исследований этой группы является, с одной стороны, ограниченность выбора компонентов профессионального развития (в исследованиях часто делается акцент, прежде всего, на развитие профессиональных качеств учителя в контексте его отношений с обучающимися, нередко выбор в тех или иных исследованиях делается в пользу развития какого-то одного-двух компонентов: мотивационно-ценностного, проектировочного и т.д.).
С другой стороны, в этих исследованиях не учитываются особенности профессионального развития педагога на различных этапах его профессиональной деятельности, что не позволяет детализировать этот процесс, определив специфические для той или иной возрастной группы специалистов проблемы, цели и задачи развития. Вышеприведенный материал позволяет уточнить понятие профессиональное развитие - это процесс активного преобразования личностью своего внутреннего мира посредством формирования и развития профессионально значимых в педагогической деятельности знаний, умений и навыков; способностей и качеств личности; мотивации, деятельности, коммуникативности и рефлексии, которые оказывают влияние на успешную творческую самореализацию педагога в его профессиональной деятельности в условиях работы в конкретной общеобразовательной организации.
Процесс профессионального развития тесно связан с формированием личностных качеств, черт характера, которые лежат в основе профессиональной педагогической деятельности.
С позиции отдельного педагога как субъекта организации, профессиональное развитие заключается в развитии и постоянном обогащении личностных характеристик, профессиональных знаний, навыков и умений, которые необходимы ему для эффективного исполнения своих должностных функций, прав и обязанностей.
Значит, профессиональное развитие педагогического персонала есть результат взаимодействия потребностей и требований образовательного учреждения с характеристиками и интересами конкретного педагога - только в этом случае этот процесс будет эффективным.
Для образовательного учреждения управление профессиональным развитием педагогов означает координацию достижения каждым из них соответствующих требований, предъявляемых школой к уровням достижения профессиональных компетенций и личностных характеристик.
Развитие педагогического персонала осуществляется посредством ряда общих методов управления, среди которых к наиболее эффективным относят: планирование профессионального роста, замещение должностей, ротацию внутри организации, профессиональное и социально - психологическое обучение, участие в проектных группах, инновационных разработках, конкурсах профессионального мастерства.
1 Абдуллаев, С.Х. Методические основы совершенствования конструкторско-технологической подготовки студентов ИПФ (в процессе изучения курса «Детали машин»): автореф. дис. канд. пед. наук/ С.Х. Абдуллаев. - М., 1991.- 25 с.
2 Бакулев, В.А. Основы научного исследования: учебное пособие /
B. А. Бакулев, Н.П. Бельская, В.С. Берсенева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; науч. ред. О.С. Ельцов. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014.
3 Белоусова, Т.В. Внутришкольное управление как фактор стимулирования профессионального развития учителя: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Т.В. Белоусова. М.: , 2002. - 24 с.
4 Богословский, В.А. Подходы к разработке нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования / В.А. Богословский,
C. Н. Гончаренко, Е.В. Караваева и др. М.: МГУ, 2009. - 75 с.
5 Бодалев, А.А. Психология общения / А.А.Бодалев. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. - 256 с.
6 Волгина, И.В. Личностно-профессиональное развитие педагогов учреждений дополнительного образования/ И.В. Волгина// Педагогическое образование в России. - 2011. - №4. - С. 240-243.
7 Горбунова, Т.В., Терешков, В.А. Формирование
конструкторскотехнологических умений как ключевой компетенции педагога профессионального обучения / Т.В. Горбунова, В.А. Терешков// Образование и наука. 2007 - №2. - С.42-51.
8 Гуща, Н.В. Профессиональное развитие педагога в структуре системы обеспечения непрерывности педагогических инноваций[Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07/ Н.В. Гуща. - Казань, 2001. - 21 с.
9 Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала
/ А.А. Деркач. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. - 752 с.
10 Дониченко, О.Г. Психологические условия личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства школы[Текст]: автореф. дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07/ Дониченко Ольга Георгиевна; [Место защиты: Психол. ин-т Рос. акад. образования]. - Москва, 2010. - 22 с.
11 Карнелович, М.М. Образы «Я» как результат рефлексирования учителями взаимодействия с коллегами / М.М.Карнелович// ВесшкМазырскагадзяржаунагаушверсггэтахмя 1.П. Шамякша. - 2008.
12 Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности /А.В. Карпов. - М.: Институт психологии, 2004. - 421 с.
13 Каталог сайтов для аспирантов и соискателей ученой степени Каталог
14 Колмогорова, Н.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Н.В. Колмогорова, З.А. Аксютина; Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. Омск: Издательство СибГУФК, 2012. - 248 с.
15 Кузовлева, Н.В. Культура умственного труда в интегративной
подготовке магистра педагогики. Методология, теория, практика: учебное пособие / Н.В. Кузовлева, Н.Н. Пачина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». Елец: Елецкий государственный университет им И.А. Бунина, 2010. 222 с.
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272199
16 Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. - 303 с.
17 Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность и талант учителя / Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 96 с.
18 Литвиненко, Т.В. Развитие профессионально важных качеств педагога в процессе самообразования:автореф. дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08/ Литвиненко Татьяна Викторовна; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т]. - Омск, 2010. - 21 с.
19 Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 375 с.
20 Маркова, А.К. Психология труда учителя/ А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
21 Маркова, С.М. Модульное содержание педагогической
подготовки педагогов профессионального обучения: монография/ С.М. Маркова и др. - Н.Новгород: Мининский университет, 2014. - 132 с.
22 Маркова, С.М., Горлова, В.Г. Модель профессионально -
педагогического образования педагога профессионального обучения/ С.М. Маркова, В.Г. Горлова// Вестник Мининского университета. - 2014. - №1. - / режим доступа:
http://www.mininuniver.rU/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/201407%201/ markova Gorlova.pdf.
23 Мельникова, Л.Л. Философия и методология науки: учебное пособие / Л.Л. Мельникова; под ред. Ч.С. Кирвель. Минск: Вышэйшая школа, 2012. 640 с.
24 Методология педагогики: понятийный аспект /. М.: Институт эффективных технологий, 2014. 212 с.
25 Мозгарев, Л.В. Структура качества повышения квалификации работников образования / Л. В. Мозгарев // Педагогика. - 2004. - №10. - С. 48-53
26 Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность в системе
повышения квалификации / С.Г. Молчанов// Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ч.1 -
Челябинск, 2003. - С.3-7.
27 Молчанов, С.Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие для классного руководителя/ С.Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2010. - 36 с.
28 Нарулина, Т.Р., Тимошенко, А.И. Развитие профессионально значимых личностных качеств учителя технологии: мнография/ Т.Р. Нарулина, А.И. Тимошенко. - Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. гос. академии образования, 2011. - 163 с.
29 Никиреев, Е.М. Психолого-педагогические особенности профессиональной направленности личности /Е. М.Никиреев//Психология самоопределения личности и групп: история, современное состояние и тенденция развития: материалы Всероссийской научной конференции, 10 апреля 2013 г., г. Уфа. - М. - Берлин: ДиректМедиа, 2014. -С. 19 - 23.
30 Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога / И.В. Никишина. - Волгоград: Учитель, 2012. - 76 с.
31 Новиков, В.К. Методология и методы научного исследования: курс лекций / В.К. Новиков; Министерство транспорта Российской Федерации, Московская государственная академия водного транспорта. М.: Альтаир: МГАВТ, 2015. 211 с.
32 Нормативные документы ФГОС общего образования federal.ht m
33 Пивоев, В.М. Философия и методология науки: учебное пособие /
В.М. Пивоев. - 2-е изд. М.: Директ-Медиа, 2014. 321 с.
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210652http://www.minobraz.ru/
34 Портал для аспирантов и соискателей ученой степени Aspirantura.com http ://www. asmrantura.com/
35 Портал ИРО Свердловскойобласти http://www.irro.ru/
36 Портал ФГОС общегообразованияhttp://www.irro.ru/
37 ПорталДиссертант онлайн http://www.diser.biz/
38 Реан, А.А., Демьянчук, Р.В. Методологические основания
психологического сопровождения педагога на разных этапах его профессионально-личностного становленият /А.А.Реан, Р.В.
Демьянчук//Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. - №1, С. 85.
39 Российское образованиеhttp://www.edu.ru/
40 Рузавин, Г.И. Методология научного познания: учебное пособие / Г.И. Рузавин. М.: Юнити-Дана,2015.287с.
41 Сайт Электронной библиотеки Российского
государственногоhttp://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115020
42 Сайт для аспирантов СПб АспирантСПб.ру http://asDirantsDb.ru/
43 Сайт журнала научных публикаций для аспирантов и докторантов http://www.iurnal.org/
44 Сайт Российской электронной библиотеки (РГБ)
http://elibrarv.rsl.ru/
45 Сергейко, С.А. Общие основы педагогической профессии: учебно-методический комплекс / С.А. Сергейко, Л.М. Тарантей. - Гродно: ГрГУ, 2009. - 324 с.
46 Сериков, В.В. Построению целостного образа педагогической реальности / В.В. Сериков. - М.: Педагогика, 1998. — 228 c.
47 Сименач, Б.В. Дидактические условия формирования системы конструкторско-технологических знаний и умений у студентов (на материалах подготовки учителей общетехнических дисциплин)/ Б.В. Сименач. - Киев, 1982. -162 с.
48 Симоненко, В.Д. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства: учеб.-метод, пособие для учителей и студентов педвузов и колледжей / В.Д. Симоненко, Н.В. Фомин. Брянск: Изд - во Брян. гос. пед.ун-та, 1997. - 319 с.
49 А.А. Деркач, Е.В. Селезнева.содержание, закономерности, механизмы развития/ А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 496 с. 108.
50 Технологии в социальной сфере». Раздел «Методология и наука» http://www.portal. gersen.ru
51 Томилова, Г.А. Содержание и методика формирования профессионально-педагогической направленности у студентов университета / Г. А. Томилова. — Томск: изд-во Томского ун-та, 1978. - 128 с.
52 УЧМетучебно-методический портал http://www.uehmet.ru/
53 Фоменко, С. Л. О проблеме научно -методического обеспечения коллективной деятельности учителей в современных условиях развития системы образования// Исследование систем менеджмента отраслевых организаций: теория и практика: сб. науч. ст. 8 межд. науч.практ. конф.: Урал.гос.пед.ун-т: под науч. и общ.ред. Л.Ю.Шемятихиной; Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т,2012.- 450с., С.299.
54 Хавроничев, В.И. Управление развитием профессиональной позиции педагога в школе: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.01/ В.И. Хавроничев. - Череповец, 2002. - 22 c.
55 Харченко, Г.И., Гулакова, М. В. Формирование профессиональной компетентности студентов вуза на основе метода проектов / Г.И. Харченко, М.В. Гулакова//Вестник Университета. - М., 2009. - № 20. - С.26-29.
56 Цыплакова, С.А. Педагогическое проектирование как компонент педагогической деятельности// Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2012. - №1. - С. 197-199.
57 Шахматова, О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.01/ О.Н. Шахматов. - Екатеринбург, 2000. - 22 c.
58 Щедровицкий, Г.П. Оргуправленческое
Идеология, методология, технология (курс лекций) / П.Г. Щедровицкий/ - М.: Издание Студии Артемия Лебедева, 2015. - 464 с.
59 Юдина, О.И. Методология педагогического исследования: учебное пособие / О.И. Юдина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». Оренбург: ОГУ, 2013. 141 с.
60 Юдина, О.И. Методология педагогического исследования: рабочая тетрадь: учебное пособие / О.И. Юдина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». Оренбург: ОГУ, 2012. 168 с.