Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление профессиональным здоровьем педагога

Работа №96301

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ ПЕДАГОГА.... 8
1.1. Анализ состояния проблемы управления профессиональным
здоровьем педагога в педагогической теории и практике 8
1.2. Предпосылки решения проблемы управления профессиональным
здоровьем педагога 16
1.3. Характеристика модели управления профессиональным здоровьем
педагога 25
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ ПЕДАГОГА
2.1. Организация и методы опытно-поисковой работы, анализ первичных
результатов исследования 39
2.2. Апробация модели управления профессиональным здоровьем
педагога в Новосельской СОШ 46
2.3. Анализ результатов исследования управления профессиональным
здоровьем педагога 57
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Главная особенность современного мира - стремительные изменения и преобразования в экономике, политике и общественной жизни. Данные изменения оказывают влияние и на систему образования. Опыт практической работы и проведение научного исследования показали, что развитие учительского потенциала зависит от уровня профессионального здоровья и необходимых условий, обеспечивающих профессиональную трудоспособность и долголетие педагогов.
Степень разработанности проблемы. Проблемы, связанные с уровнем профессионального здоровья, рассматривают в своих исследованиях В.С. Алешина, О.А. Анисимова, А.И. Бурханов, О. П. Волкова, И.В. Бачков, Л.Б. Дыхан, О.Н. Ежова, Н.А. Ермолаева, Г.К. Зайцев, Н.Ф. Измеров, А.В. Ляхович, Н.Л. Маленкова, Л.М. Митина, В.В. Рубцов, Н.К. Смирнов. Авторы отмечают, что профессиональное здоровье педагогов сегодня находится в неудовлетворительном состоянии и апеллируют к необходимости его обеспечения.
В исследованиях Н.М. Амосова, Б.Г. Ананьева, Н.А. Аршавского, И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, Г.А. Ворониной, Г.П. Зарубина, Д.П. Никитина А.Р. Ищенко, Е.Н. Кудрявцевой, В.А. Пискунова и других достаточно глубоко и системно рассматриваются различные аспекты здоровья и факторы на него влияющие.
В педагогической науке проблема обеспечения профессионального здоровья рассматривается в контексте профессиональной трудоспособности и уровня сформированности профессиональных компетентностей, позволяющих учителю соответствовать требованиям времени, принимать адекватные решения, эффективно действовать, т.е. быть профессионально жизнеспособными. Эту идею развивают в своих работах Т.П. Афанасьева, В.Н. Введенский, Н.Л. Галеева, И.В. Ильина, И.Г. Корнеева, В.В. Лебедев, Н.В. Немова, Г.К. Селевко, И.Ф. Сигбатуллина, Т.П. Шамова и другие.
Анализ литературы позволил установить, что работ, посвященных теоретическому и практическому анализу проблемы управления профессиональным здоровьем педагогов недостаточно; не получило отражение комплексное осмысление проблемы управления профессиональным здоровьем педагога как основы его профессиональной трудоспособности. Проблема управления профессиональным здоровьем педагога окончательно не разработана и находится в стадии активного научного осмысления. Информация, полученная в перечисленных исследованиях, создает предпосылки для дальнейшего исследования подходов к решению проблемы управления профессиональным здоровьем педагога.
Теоретическое осмысление проблемы исследования, комплексный анализ состояния практики позволили выделить основные существующие противоречия: 1) между объективно растущими требованиями к уровню профессиональной трудоспособности педагогических кадров и традиционной системой управления, преимущественно ориентированной на освоение новых образовательных стандартов, технологий, критериев качества, но не учитывающей динамику состояния профессионального здоровья педагогов;
2) между реальной потребностью в обеспечении профессионального здоровья педагогов в условиях непрерывного развития современной школы и недостаточным представлением о моделях управления им.
Совокупность выявленных реалий позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске модели управления профессиональным здоровьем педагогов как базового компонента их общей и профессиональной культуры. Обозначенная ситуация, практическая важность её решения и определили тему данного исследования: «Управление профессиональным здоровьем педагога».
Объект исследования: управление профессиональным здоровьем педагога как педагогическое явление.
Предмет исследования: модель управления профессиональным здоровьем педагога.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему управления профессиональным здоровьем педагога, разработать модель управления профессиональным здоровьем педагога и апробировать её.
Гипотеза исследования: разработка и внедрение модели управления профессиональным здоровьем педагога обеспечат его сохранение.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. На основе анализа научно-педагогической литературы и практики
изучить состояние проблемы управления профессиональным здоровьем педагога и предпосылки ее решения.
2. Охарактеризовать модель управления профессиональным здоровьем педагога.
3. Описать организацию и методы опытно -поисковой работы, осуществить анализ первичных результатов исследования.
4. Апробировать модель управления профессиональным здоровьем педагога в Новосельской СОШ.
5. Провести анализ результатов исследования управления профессиональным здоровьем педагога.
Методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, систематизация; эмпирические - анкетирование.
База исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе Новосельской СОШ.
Организация и этапы исследования.
Первый этап (2016-2О17г.г.) - поисково-аналитический. Исследование состояния проблемы в науке и практике; определение научного аппарата исследования, методологии и методик исследования, конструирование модели управления профессиональным здоровьем педагога.
Второй этап (2017-2018г.г.) - опытно-поисковый. Оценка показателей профессионального здоровья педагогов с целью отслеживания эффективности модели управления их профессиональным здоровьем.
Третий этап (2018г.) - системно-обобщающий. Систематизация и обобщение результатов исследования. Аналитическая обработка материалов; уточнение выводов и оформление текста магистерской диссертации.
Достоверность полученных результатов и выводов обеспечены целесообразным сочетанием теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; корректным проведением опытно-поисковой работы; достаточной фактологической и научной базой; соответствием этапов, условий и процедур опытно -поисковой работы требованиям к ее проведению и логике научного познания; репрезентативностью выборки, разнообразием источников информации.
Обоснованность результатов исследования подтверждена данными, полученными в результате диагностических процедур.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования модели управления профессиональным здоровьем педагога в различных образовательных организациях. Модель управления показала свою востребованность, надежность и вписывается в систему работы школы по здоровьесбережению участников образовательного процесса. Данную модель можно использовать при обучении на курсах повышения квалификации педагогов-психологов.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из двух глав. Первая глава дает представление об основных понятиях, применяемых в управлении профессиональным здоровьем педагога. Во второй представлена организация и методы опытно-поисковой работы, анализ первичных результатов исследования. Описана апробация модели управления профессиональным здоровьем педагога.
В заключении приведены основные выводы и результаты работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В педагогической науке проблема обеспечения профессионального здоровья рассматривается в контексте профессиональной трудоспособности и уровня сформированности профессиональных компетентностей, позволяющих учителю соответствовать требованиям времени, принимать адекватные решения, эффективно действовать, т.е. быть профессионально жизнеспособными.
Анализируя факторы, влияющие на профессиональную трудоспособность, было выявлено, что в значительной степени она зависит от образа жизни, грамотной самоорганизации в определенной ситуации и от уровня профессионального здоровья.
Повышенное внимание к проблемам укрепления и сохранения трудоспособности работающего населения проявляется со стороны государства особенно активно последние 10 лет. Анализ состояния здоровья работающих свидетельствует о его существенном ухудшении за последние годы.
Здоровье - основной ресурс профессиональной трудоспособности. Профессиональная трудоспособность - это способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества.
Профессиональное здоровье педагогов зависит от психического здоровья. Рассматривать профессиональное здоровье педагогов невозможно в отрыве от среды, в которой они находятся. Формированию здоровьесберегающей среды и созданию здоровой школы посвящены работы С.Н. Беловой, Э.Н. Вайнера, С.М. Десятова, Т.Н. Зюзиной, Н.Т. Рыловой, С.А. Терновской, М.Л. Мальчевской и других.
Исходя из вышеперечисленного и анализа проблемы управления профессионального здоровья педагога, разработана организационная модель управления профессиональным здоровьем педагога:
1. Анализ потребностей педагогов ОО. (анкетирование)
2. Деятельности по развитию профессионального здоровья педагога (проведение семинаров, консультаций, круглых столов, конференций, тренингов на тему профессионального здоровья педагогов).
3. Деятельность по укреплению профессионального здоровья педагога.
- Формирование у учителя культуры здорового образа жизни
- Организация и охрана труда и рабочего места учителя,
- Организация психоэмоциональной разгрузки.
- Лечебно-профилактические мероприятия. (диспансеризация, медицинские осмотры; профосмотры)
Управление профессиональным здоровьем педагога является приоритетным направлением в деятельности, повышающим профессиональную трудоспособность и долголетие педагогов.



1. Аграшенков А.В. Психология на каждый день: Советы
рекомендации тесты - Москва. 1997. 89-111 с.
2. Алешина В.С. Профессионально-важные качества учителя
современной школы // Мел. - 2015. - № 1. - С. 110-116.
3. Анисимова О.А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя: Дисс. канд. психол. наук. - Москва, 2002. 160 с.
4. Аралова, М. А. Справочник психолога: моногр. / М.А. Аралова. - М.: Сфера, 2015. - 272 с.
5. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб: «Амстронг», 2004 - 831с
6. Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов. - М.: «Сентябрь», 2005 - 192 с.
7. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. - СПб.: КАРО, 2007. - 136 с.
8. Биктуганов Ю.И. Концепция подготовки системы общего образования Свердловской области к внедрению федеральных государственных стандартов // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - С. 244-248
9. Биктуганов Ю.И. Модернизация системы образования Свердловской области в контексте реализации стратегии социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 4. - С. 69-74.
10. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М.: Наука, 1973. - 112 с.
11. Блинов В. И. Профессиональный станадарт: от разработки к применению // Высшее образование в России.-2015.-№ 4. С.5-14.
12. Бобрышов С.В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория. - Ставрополь: СКСИ, 2006. - 98 с.
13. Борытко Н.М. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 48 с.
14. Ботырко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н. М. Ботырко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова. - М.: Академия, 2009. - 125 с.
15. Вершинина Н.А. Структура педагогики: методология
исследования. - СПб.: Лемма, 2008. - 165 с.
16. Волкова, О.П. Саморегуляция педагогической деятельности / О.П. Волкова. 2013. - 42 с.
17. Выскуб В.Г. Российская общественно-государственная система аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации / В.Г. Выскуб. - М.: Логос, 2014. - 256 с.
18. Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. - СПб: Изд. СПбУЭФ, 1994 - 114с.
19. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М.: Пед. общ-во России, 2002. - 111 с.
20. Гильмеева, Р.Х. Профессионализм учителя в социологическом измерении // СоцИс. - 1998. - № 1. - С. 73-80.
21. Гордиенко Ю.Ф. Управление персоналом. Ростов на Дону.: Феникс, 2004 - 352с.
22. Горюнова Л.В., Дорохманова М.А. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 12.
23. Гузенко И.Г. Педагогика рефлексивной праксеологии. - Липецк: Изд-во Липец. гос. пед. ун-та, 2009. - 304 с.
24. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. - М.: Логос, 2001. - 182 с.
25. Деркач В.И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем: моногр. / В.И. Деркач. - М.: Итар-Тасс, 2015 -152c.
26. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: учеб. пособие для вузов. - Мн.: Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.
27. Дьяченко М. И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дья-ченко, Л. А. Кандыбович. - М.: Харвест, 2004. - 114 с.
28. Дьяченко М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Мн.: Харвест, 2001. - 383 с.
29. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. - М.: Академия, 2006. - 76 с.
30. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М., 2001. - 122 с.
31. Заславская Т.И. Трудовая мобильность как предмет экономико-социологического исследования // Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов. - Новосибирск, 1974. - 57 с.
32. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - М.:
Академический проспект, 2013. - 336 с.
33. Иванова М.А. Профессиональное здоровье педагога. Как не допустить профессионального выгорания? Иванова М.А, Плотникова Т. В.: Москва, 2015.
34. Игошев Б.М. Профессиональная мобильность учителя: организационно-педагогический аспект // Известия Уральского гос. ун-та. -
2008. - № 56. - С. 34-40.
35. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д : Феникс, 1996. - 512 с.
36. Клочева Г.М. Управление образовательными системами: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке / Г.М. Клочева - Челябинск: Цицеро, 2014. - 109 с.
37. Кнорринг В.И. Теория и практика и искусство управления. Учебник для вузов. - М.: НОРМА-М, 2001.
38. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: метод
межпарадигмальной рефлексии. - СПб., 2001. - 113 с.
39. Копорулина В.Н. Психологический словарь / В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева. - 3-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 640 с.
40. Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю. Проблема инноваций в современном образовательном дискурсе // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 2. - № 3. - С. 7-9.
41. Косинцева Т.В. Психолого-педагогическая компетенция: структура и элементы // Методист. - 2016. - №2. - С.57-62.
42. Котова Е.В. Государственные контролирующие органы в образовательных учреждениях / Е.В. Котова. - М.: Каро, 2014. - 272 с.
43. Кузьмина Н.В., Реан А.Л. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
44. Кульневич С.В. Управление современной школой. Выпуск 3. Муниципальные методические службы / С.В. Кульневич, В.И. Гончарова, Е.А. Мигаль. - М.: Учитель, 2016. - 224 с.
45. Лебедев С.А. Философия наук: словарь основных терминов. - М. : Академический проект, 2006. - 103 с.
46. Леднев В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. - М.. МГАУ, 2002.
47. Лукьянова М.И. Развитие компетентности учителя в личностно ориентированной педагогической деятельности: учебное пособие / М.И. Лукьянова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008. - 264 с.
48. Ломов А. И. Должностные инструкции, учитывающие требования профессионального стандарта педагога // Практика административной работы в школе.-2014.-№ 5. С.47-52.
49. Маргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М.: ЗАО "Бизнес-школа" Интел-синтез", 2000.
50. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 306 с.
51. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.-218 с.
52. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя.
- М.: Флинта, 1998. 200 с.
53. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. - 166 с.
54. Моргунов Г.М. Социосинергетика и образование / Г.М. Моргунов. - М.: МЭИ, 2014. - 152 с.
55. Морозова С.А., Сыманюк Э.Э. Профессиональная мобильность
как фактор реализации инновационной деятельности педагога//
Образование и наука. - 2012. - № 4 (93).
56. Никитина Е.А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Иркутск, 2006. - 199 с.
57. Новиков А.М. Методология образования. - М.: ЭГВЕС, 2006.
58. Осипенкер Л.Н. Требования к молодым специалистам на современном рынке труда // Инноваций в образовании. - 2004. - № 5. - С. 21-55.
59. Пенькова Л.А. Менеджмент в практике ДОУ / Л.А. Пенькова и др. - М.: Сфера, 2014. - 838 с.
60. Петрова О.Г. Профессиональные объединения - ресурс развития компетентности педагога // Управление развитием образования. - 2018. - №1. - С. 24-27.
61. Печеркина А. А. Профессиональное здоровье учителя: проблемы и перспективы // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 82-84.
62. Пищулина Т.В. Мониторинг становления специалиста как фактор гуманизации образовательной системы университета: Дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Пищулна. - Челябинск, 2004. - 188 с.
63. Попков В.А. Методология педагогики / В. А. Попков, А. В. Коржуев. - М. : Изд-во СГУ, 2007.
64. Романцев Г.М. Проблемы профессионального образования в современной педагогической науке // Педагогика. - 2006. - № 3. - С. 113¬116.
65. Рубин Ю.Б. Высшее образование в России. Качество и
конкурентоспособность / Ю.Б. Рубин. - М.: Московская Финансово¬
Промышленная Академия, 2014. - 448 с.
66. Салихова Л.Ф. Справочник руководителя школы: метод. рекомендации / авт.-сост.: Л.Ф. Салихова, Э.Р. Лукманова. - Казань: ИРО РТ, 2017. - 126 с.
67. Сидоров Н.Р. Философия образования. Введение. - СПб. : Питер, 2007.
68. Собкин В.С. Современный российский педагог. Эскиз к социологическому портрету: моногр. / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 857 с.
69. Сопин В.И. Подготовка управленческих и педагогических кадров для системы образования // Управление образованием: теория и практика. -
2017. - 17 (22). - C. 66-81.
70. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / пер с англ. - М. : Политиздат, 1992. - 543 с.
71. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. - М.: Кнорус, 2008.
72. Фиапшев Б.Х. Образовательные стандарты, автономия высшей
школы, академические свободы / Б.Х. Фиапшев. - М.: Народное
образование, 2014. - 216 с.
73. Филиппова Н.С. Традиционная работа по повышению профессиональной компетенции педагогов школы: плюсы и минусы // Директор школы. - 2012. - № 11. - С. 64-69.
74. Фомичева И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. - Новосибирск, 2004.
75. Фролов С.С. Социология: учеб. для высших учеб. заведений. - М.: Наука, 1994. - 256 с.
76. Чередникова Л.Е. Знаниевые инновации и человеческий капитал в управлении современным предприятием // Философия образования. - 2007. - № 2. - С. 148-151.
77. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.В. Чернилевский. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 437 с.
78. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь ; под общ. ред. В. Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 806 с.
79. Шипилина Л.А. Методология психолого-педагогических
исследований. - М.: Флинта ; Наука, 2013. 54. Эко, У. Как написать
дипломную работу. Гуманитарные науки. - М.: Университет, 2003.
80. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. - М.: Наука, 1978.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ