Управление профессиональным здоровьем педагога
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ ПЕДАГОГА.... 8
1.1. Анализ состояния проблемы управления профессиональным
здоровьем педагога в педагогической теории и практике 8
1.2. Предпосылки решения проблемы управления профессиональным
здоровьем педагога 16
1.3. Характеристика модели управления профессиональным здоровьем
педагога 25
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ ПЕДАГОГА
2.1. Организация и методы опытно-поисковой работы, анализ первичных
результатов исследования 39
2.2. Апробация модели управления профессиональным здоровьем
педагога в Новосельской СОШ 46
2.3. Анализ результатов исследования управления профессиональным
здоровьем педагога 57
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ ПЕДАГОГА.... 8
1.1. Анализ состояния проблемы управления профессиональным
здоровьем педагога в педагогической теории и практике 8
1.2. Предпосылки решения проблемы управления профессиональным
здоровьем педагога 16
1.3. Характеристика модели управления профессиональным здоровьем
педагога 25
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ ПЕДАГОГА
2.1. Организация и методы опытно-поисковой работы, анализ первичных
результатов исследования 39
2.2. Апробация модели управления профессиональным здоровьем
педагога в Новосельской СОШ 46
2.3. Анализ результатов исследования управления профессиональным
здоровьем педагога 57
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Главная особенность современного мира - стремительные изменения и преобразования в экономике, политике и общественной жизни. Данные изменения оказывают влияние и на систему образования. Опыт практической работы и проведение научного исследования показали, что развитие учительского потенциала зависит от уровня профессионального здоровья и необходимых условий, обеспечивающих профессиональную трудоспособность и долголетие педагогов.
Степень разработанности проблемы. Проблемы, связанные с уровнем профессионального здоровья, рассматривают в своих исследованиях В.С. Алешина, О.А. Анисимова, А.И. Бурханов, О. П. Волкова, И.В. Бачков, Л.Б. Дыхан, О.Н. Ежова, Н.А. Ермолаева, Г.К. Зайцев, Н.Ф. Измеров, А.В. Ляхович, Н.Л. Маленкова, Л.М. Митина, В.В. Рубцов, Н.К. Смирнов. Авторы отмечают, что профессиональное здоровье педагогов сегодня находится в неудовлетворительном состоянии и апеллируют к необходимости его обеспечения.
В исследованиях Н.М. Амосова, Б.Г. Ананьева, Н.А. Аршавского, И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, Г.А. Ворониной, Г.П. Зарубина, Д.П. Никитина А.Р. Ищенко, Е.Н. Кудрявцевой, В.А. Пискунова и других достаточно глубоко и системно рассматриваются различные аспекты здоровья и факторы на него влияющие.
В педагогической науке проблема обеспечения профессионального здоровья рассматривается в контексте профессиональной трудоспособности и уровня сформированности профессиональных компетентностей, позволяющих учителю соответствовать требованиям времени, принимать адекватные решения, эффективно действовать, т.е. быть профессионально жизнеспособными. Эту идею развивают в своих работах Т.П. Афанасьева, В.Н. Введенский, Н.Л. Галеева, И.В. Ильина, И.Г. Корнеева, В.В. Лебедев, Н.В. Немова, Г.К. Селевко, И.Ф. Сигбатуллина, Т.П. Шамова и другие.
Анализ литературы позволил установить, что работ, посвященных теоретическому и практическому анализу проблемы управления профессиональным здоровьем педагогов недостаточно; не получило отражение комплексное осмысление проблемы управления профессиональным здоровьем педагога как основы его профессиональной трудоспособности. Проблема управления профессиональным здоровьем педагога окончательно не разработана и находится в стадии активного научного осмысления. Информация, полученная в перечисленных исследованиях, создает предпосылки для дальнейшего исследования подходов к решению проблемы управления профессиональным здоровьем педагога.
Теоретическое осмысление проблемы исследования, комплексный анализ состояния практики позволили выделить основные существующие противоречия: 1) между объективно растущими требованиями к уровню профессиональной трудоспособности педагогических кадров и традиционной системой управления, преимущественно ориентированной на освоение новых образовательных стандартов, технологий, критериев качества, но не учитывающей динамику состояния профессионального здоровья педагогов;
2) между реальной потребностью в обеспечении профессионального здоровья педагогов в условиях непрерывного развития современной школы и недостаточным представлением о моделях управления им.
Совокупность выявленных реалий позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске модели управления профессиональным здоровьем педагогов как базового компонента их общей и профессиональной культуры. Обозначенная ситуация, практическая важность её решения и определили тему данного исследования: «Управление профессиональным здоровьем педагога».
Объект исследования: управление профессиональным здоровьем педагога как педагогическое явление.
Предмет исследования: модель управления профессиональным здоровьем педагога.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему управления профессиональным здоровьем педагога, разработать модель управления профессиональным здоровьем педагога и апробировать её.
Гипотеза исследования: разработка и внедрение модели управления профессиональным здоровьем педагога обеспечат его сохранение.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. На основе анализа научно-педагогической литературы и практики
изучить состояние проблемы управления профессиональным здоровьем педагога и предпосылки ее решения.
2. Охарактеризовать модель управления профессиональным здоровьем педагога.
3. Описать организацию и методы опытно -поисковой работы, осуществить анализ первичных результатов исследования.
4. Апробировать модель управления профессиональным здоровьем педагога в Новосельской СОШ.
5. Провести анализ результатов исследования управления профессиональным здоровьем педагога.
Методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, систематизация; эмпирические - анкетирование.
База исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе Новосельской СОШ.
Организация и этапы исследования.
Первый этап (2016-2О17г.г.) - поисково-аналитический. Исследование состояния проблемы в науке и практике; определение научного аппарата исследования, методологии и методик исследования, конструирование модели управления профессиональным здоровьем педагога.
Второй этап (2017-2018г.г.) - опытно-поисковый. Оценка показателей профессионального здоровья педагогов с целью отслеживания эффективности модели управления их профессиональным здоровьем.
Третий этап (2018г.) - системно-обобщающий. Систематизация и обобщение результатов исследования. Аналитическая обработка материалов; уточнение выводов и оформление текста магистерской диссертации.
Достоверность полученных результатов и выводов обеспечены целесообразным сочетанием теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; корректным проведением опытно-поисковой работы; достаточной фактологической и научной базой; соответствием этапов, условий и процедур опытно -поисковой работы требованиям к ее проведению и логике научного познания; репрезентативностью выборки, разнообразием источников информации.
Обоснованность результатов исследования подтверждена данными, полученными в результате диагностических процедур.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования модели управления профессиональным здоровьем педагога в различных образовательных организациях. Модель управления показала свою востребованность, надежность и вписывается в систему работы школы по здоровьесбережению участников образовательного процесса. Данную модель можно использовать при обучении на курсах повышения квалификации педагогов-психологов.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из двух глав. Первая глава дает представление об основных понятиях, применяемых в управлении профессиональным здоровьем педагога. Во второй представлена организация и методы опытно-поисковой работы, анализ первичных результатов исследования. Описана апробация модели управления профессиональным здоровьем педагога.
В заключении приведены основные выводы и результаты работы.
Степень разработанности проблемы. Проблемы, связанные с уровнем профессионального здоровья, рассматривают в своих исследованиях В.С. Алешина, О.А. Анисимова, А.И. Бурханов, О. П. Волкова, И.В. Бачков, Л.Б. Дыхан, О.Н. Ежова, Н.А. Ермолаева, Г.К. Зайцев, Н.Ф. Измеров, А.В. Ляхович, Н.Л. Маленкова, Л.М. Митина, В.В. Рубцов, Н.К. Смирнов. Авторы отмечают, что профессиональное здоровье педагогов сегодня находится в неудовлетворительном состоянии и апеллируют к необходимости его обеспечения.
В исследованиях Н.М. Амосова, Б.Г. Ананьева, Н.А. Аршавского, И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, Г.А. Ворониной, Г.П. Зарубина, Д.П. Никитина А.Р. Ищенко, Е.Н. Кудрявцевой, В.А. Пискунова и других достаточно глубоко и системно рассматриваются различные аспекты здоровья и факторы на него влияющие.
В педагогической науке проблема обеспечения профессионального здоровья рассматривается в контексте профессиональной трудоспособности и уровня сформированности профессиональных компетентностей, позволяющих учителю соответствовать требованиям времени, принимать адекватные решения, эффективно действовать, т.е. быть профессионально жизнеспособными. Эту идею развивают в своих работах Т.П. Афанасьева, В.Н. Введенский, Н.Л. Галеева, И.В. Ильина, И.Г. Корнеева, В.В. Лебедев, Н.В. Немова, Г.К. Селевко, И.Ф. Сигбатуллина, Т.П. Шамова и другие.
Анализ литературы позволил установить, что работ, посвященных теоретическому и практическому анализу проблемы управления профессиональным здоровьем педагогов недостаточно; не получило отражение комплексное осмысление проблемы управления профессиональным здоровьем педагога как основы его профессиональной трудоспособности. Проблема управления профессиональным здоровьем педагога окончательно не разработана и находится в стадии активного научного осмысления. Информация, полученная в перечисленных исследованиях, создает предпосылки для дальнейшего исследования подходов к решению проблемы управления профессиональным здоровьем педагога.
Теоретическое осмысление проблемы исследования, комплексный анализ состояния практики позволили выделить основные существующие противоречия: 1) между объективно растущими требованиями к уровню профессиональной трудоспособности педагогических кадров и традиционной системой управления, преимущественно ориентированной на освоение новых образовательных стандартов, технологий, критериев качества, но не учитывающей динамику состояния профессионального здоровья педагогов;
2) между реальной потребностью в обеспечении профессионального здоровья педагогов в условиях непрерывного развития современной школы и недостаточным представлением о моделях управления им.
Совокупность выявленных реалий позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске модели управления профессиональным здоровьем педагогов как базового компонента их общей и профессиональной культуры. Обозначенная ситуация, практическая важность её решения и определили тему данного исследования: «Управление профессиональным здоровьем педагога».
Объект исследования: управление профессиональным здоровьем педагога как педагогическое явление.
Предмет исследования: модель управления профессиональным здоровьем педагога.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему управления профессиональным здоровьем педагога, разработать модель управления профессиональным здоровьем педагога и апробировать её.
Гипотеза исследования: разработка и внедрение модели управления профессиональным здоровьем педагога обеспечат его сохранение.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. На основе анализа научно-педагогической литературы и практики
изучить состояние проблемы управления профессиональным здоровьем педагога и предпосылки ее решения.
2. Охарактеризовать модель управления профессиональным здоровьем педагога.
3. Описать организацию и методы опытно -поисковой работы, осуществить анализ первичных результатов исследования.
4. Апробировать модель управления профессиональным здоровьем педагога в Новосельской СОШ.
5. Провести анализ результатов исследования управления профессиональным здоровьем педагога.
Методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, систематизация; эмпирические - анкетирование.
База исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе Новосельской СОШ.
Организация и этапы исследования.
Первый этап (2016-2О17г.г.) - поисково-аналитический. Исследование состояния проблемы в науке и практике; определение научного аппарата исследования, методологии и методик исследования, конструирование модели управления профессиональным здоровьем педагога.
Второй этап (2017-2018г.г.) - опытно-поисковый. Оценка показателей профессионального здоровья педагогов с целью отслеживания эффективности модели управления их профессиональным здоровьем.
Третий этап (2018г.) - системно-обобщающий. Систематизация и обобщение результатов исследования. Аналитическая обработка материалов; уточнение выводов и оформление текста магистерской диссертации.
Достоверность полученных результатов и выводов обеспечены целесообразным сочетанием теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; корректным проведением опытно-поисковой работы; достаточной фактологической и научной базой; соответствием этапов, условий и процедур опытно -поисковой работы требованиям к ее проведению и логике научного познания; репрезентативностью выборки, разнообразием источников информации.
Обоснованность результатов исследования подтверждена данными, полученными в результате диагностических процедур.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования модели управления профессиональным здоровьем педагога в различных образовательных организациях. Модель управления показала свою востребованность, надежность и вписывается в систему работы школы по здоровьесбережению участников образовательного процесса. Данную модель можно использовать при обучении на курсах повышения квалификации педагогов-психологов.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из двух глав. Первая глава дает представление об основных понятиях, применяемых в управлении профессиональным здоровьем педагога. Во второй представлена организация и методы опытно-поисковой работы, анализ первичных результатов исследования. Описана апробация модели управления профессиональным здоровьем педагога.
В заключении приведены основные выводы и результаты работы.
В педагогической науке проблема обеспечения профессионального здоровья рассматривается в контексте профессиональной трудоспособности и уровня сформированности профессиональных компетентностей, позволяющих учителю соответствовать требованиям времени, принимать адекватные решения, эффективно действовать, т.е. быть профессионально жизнеспособными.
Анализируя факторы, влияющие на профессиональную трудоспособность, было выявлено, что в значительной степени она зависит от образа жизни, грамотной самоорганизации в определенной ситуации и от уровня профессионального здоровья.
Повышенное внимание к проблемам укрепления и сохранения трудоспособности работающего населения проявляется со стороны государства особенно активно последние 10 лет. Анализ состояния здоровья работающих свидетельствует о его существенном ухудшении за последние годы.
Здоровье - основной ресурс профессиональной трудоспособности. Профессиональная трудоспособность - это способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества.
Профессиональное здоровье педагогов зависит от психического здоровья. Рассматривать профессиональное здоровье педагогов невозможно в отрыве от среды, в которой они находятся. Формированию здоровьесберегающей среды и созданию здоровой школы посвящены работы С.Н. Беловой, Э.Н. Вайнера, С.М. Десятова, Т.Н. Зюзиной, Н.Т. Рыловой, С.А. Терновской, М.Л. Мальчевской и других.
Исходя из вышеперечисленного и анализа проблемы управления профессионального здоровья педагога, разработана организационная модель управления профессиональным здоровьем педагога:
1. Анализ потребностей педагогов ОО. (анкетирование)
2. Деятельности по развитию профессионального здоровья педагога (проведение семинаров, консультаций, круглых столов, конференций, тренингов на тему профессионального здоровья педагогов).
3. Деятельность по укреплению профессионального здоровья педагога.
- Формирование у учителя культуры здорового образа жизни
- Организация и охрана труда и рабочего места учителя,
- Организация психоэмоциональной разгрузки.
- Лечебно-профилактические мероприятия. (диспансеризация, медицинские осмотры; профосмотры)
Управление профессиональным здоровьем педагога является приоритетным направлением в деятельности, повышающим профессиональную трудоспособность и долголетие педагогов.
Анализируя факторы, влияющие на профессиональную трудоспособность, было выявлено, что в значительной степени она зависит от образа жизни, грамотной самоорганизации в определенной ситуации и от уровня профессионального здоровья.
Повышенное внимание к проблемам укрепления и сохранения трудоспособности работающего населения проявляется со стороны государства особенно активно последние 10 лет. Анализ состояния здоровья работающих свидетельствует о его существенном ухудшении за последние годы.
Здоровье - основной ресурс профессиональной трудоспособности. Профессиональная трудоспособность - это способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества.
Профессиональное здоровье педагогов зависит от психического здоровья. Рассматривать профессиональное здоровье педагогов невозможно в отрыве от среды, в которой они находятся. Формированию здоровьесберегающей среды и созданию здоровой школы посвящены работы С.Н. Беловой, Э.Н. Вайнера, С.М. Десятова, Т.Н. Зюзиной, Н.Т. Рыловой, С.А. Терновской, М.Л. Мальчевской и других.
Исходя из вышеперечисленного и анализа проблемы управления профессионального здоровья педагога, разработана организационная модель управления профессиональным здоровьем педагога:
1. Анализ потребностей педагогов ОО. (анкетирование)
2. Деятельности по развитию профессионального здоровья педагога (проведение семинаров, консультаций, круглых столов, конференций, тренингов на тему профессионального здоровья педагогов).
3. Деятельность по укреплению профессионального здоровья педагога.
- Формирование у учителя культуры здорового образа жизни
- Организация и охрана труда и рабочего места учителя,
- Организация психоэмоциональной разгрузки.
- Лечебно-профилактические мероприятия. (диспансеризация, медицинские осмотры; профосмотры)
Управление профессиональным здоровьем педагога является приоритетным направлением в деятельности, повышающим профессиональную трудоспособность и долголетие педагогов.
Подобные работы
- Управление профессиональным здоровьем педагога
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Управление профессиональным развитием педагога в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ КАК
ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» Г.МЕНЗЕЛИНСКА).
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Инновационная деятельность как условие повышения профессионального роста педагога дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ
ПЕДАГОГОВ ДОО
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ ПЕДАГОГОВ ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Развитие личностных и социальных ресурсов преодоления профессионального выгорания педагогов системы онлайн-образования на основе онлайн-школы Skyeng
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2024 - Формирование системы повышения профессиональной компетентности педагогов на основе оценки эффективности методической работы в образовательной организации (тема 78, Тюменский индустриальный университет)
Контрольные работы, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018



