ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА 11
1.1. Содержание понятия «познавательный интерес». Особенности его
формирования 11
1.2. Музыкальный фольклор как учебный материал для формирования интереса к национальной культуре у младших школьников 22
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНТЕРЕСА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 28
2.1. Описание целей, содержания рабочей программы дисциплины «Фольклорный ансамбль» для учащихся фольклорных отделений детских школ искусств 28
2.2. Результаты апробации программы «Фольклорный ансамбль» в работе с учащимися младшего школьного возраста 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА 11
1.1. Содержание понятия «познавательный интерес». Особенности его
формирования 11
1.2. Музыкальный фольклор как учебный материал для формирования интереса к национальной культуре у младших школьников 22
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНТЕРЕСА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 28
2.1. Описание целей, содержания рабочей программы дисциплины «Фольклорный ансамбль» для учащихся фольклорных отделений детских школ искусств 28
2.2. Результаты апробации программы «Фольклорный ансамбль» в работе с учащимися младшего школьного возраста 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
Актуальность исследования. Культура народа, проживающего в нашей стране, уникальна, интересна и обладает своим темпераментом и национальными особенностями. Даже у самого малочисленного народа есть своя культура. Это, прежде всего, язык, фольклор (песни, танцы, сказки), обычаи, обряды, национальная кухня, одежда, предметы быта.
Именно культура является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в обществе, в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, воспитания духовности и нравственности. С ее помощью решаются такие проблемы, как: восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских территорий, организация занятости населения, адаптация людей с ограниченными возможностями.
Специфика деятельности в сфере культуры национального народного творчества отражена в федеральных нормативных актах: Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612 1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; Федеральный закон от 17.06.1999 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»; Конституция Российской Федерации (статья 44) в части предоставления гарантий на свободу художественного и других видов творчества, а также прав на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям; в Федеральном Законе от 06.01.1999 N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах; Федеральном законе от 30.04.1999 № 82 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 ФЗ (в редакции ФЗ № 199) «Об охране окружающей среды» и др.
Международное законодательство в отношении традиционной народной культуры употребляет понятие, рекомендованное ЮНЕСКО «нематериальное культурное наследие». Нематериальное культурное наследие или обычаи, знания, навыки, предметы, культурные пространства, признанные сообществами в качестве культурного наследия и свидетельствующие о культурном разнообразии народов мира (Конвенция ЮНЕСКО от 17.10.2003 «О всемирном наследии»). Аналитическая и научно-методическая деятельность осуществляется на основании «Рекомендаций по сохранению фольклора», утвержденных генеральной конференцией ООН в 1989 году.
Опираясь на сведения, содержащиеся в официальных отчетах и материалах Министерства культуры Российской Федерации, следует отметить, что за последние годы, в большинстве регионов Российской Федерации реализуются целевые и комплексные программы сохранения и развития традиционной национальной культуры. Основными направлениями программ являются следующие: возобновление народных художественных традиций, фольклора, ремесел, а также поддержка национальных культур народов России. Статистика подтверждает ощутимые результаты реализации региональных программ, направленных на укрепление материальной базы и воплощение творческих проектов организаций и коллективов национальной культуры.
Однако совокупность нерешенных проблем нормативного регулирования процессов сохранения и развития народной традиционной художественной культуры и анализ региональной нормативной практики по данному вопросу со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости разработки Концепции сохранения нематериального культурного наследия народов России, над которой в настоящее время ведется работа.
На сегодняшний день существует множество способов изучения национальных обычаев, быта, уклада народа: посещение концертов, праздников, музеев, выставок; изучение специальной и научно-популярной литературы, песенного наследия и др. Особое место в национальной культуре занимает музыкальный фольклор, который включен в школьную программу «Музыка», в содержание учебных программ по ряду дисциплин учреждений дополнительного художественного образования. Кроме того, во многих учреждениях культуры и искусства существуют творческие коллективы, так профессиональные, так и любительские, основу репертуара которых составляет музыкальный фольклор.
В то же время многие педагоги отмечают низкий интерес у подрастающего поколения к национальной культуре в целом, и к музыкальному фольклору своего народа, в частности. Одна из причин подобного явления заключается в том, что дети фактически не знакомы с историей происхождения той или иной песни или пляски, не знают значения тех обрядов, тех жизненных событий, о которых поется в ней. Второй причиной можно считать тот факт, что на эстраде звучит стилизованное исполнение народной песни, которое максимально приближено к массовой культуре современного общества.
Необходимость обращения к народной культуре в процессе воспитания обосновывается в трудах И.А. Ильина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». В связи с этим можно сказать, что без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Кроме того, приобщение детей к народной культуре является одним из способов развития творческих способностей. Проживание песни во время исполнения, разносторонне воздействуя на ребенка, учит его образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное. При этом формируется уважение к результатам деятельности многих поколений, умение творчески применять полученный опыт.
Интерес, в том числе познавательный интерес, является сложным и неоднозначным понятием. Подтверждением этому является множество его толкований и определений. Как указывает Г.И. Щукина, под интересом понимается избирательная направленность личности, обращённая к области познания, её предметной стороне, самому процессу овладения знаниями.
Проблема формирования интереса к музыкальному фольклору не нашла широкого освещения.
Музыкальный фольклор может и должен стать материалом к формированию интереса к национальной культуре.
Исходя из всего изложенного выше, можно обозначить следующие сложившиеся противоречия:
- между политикой государства по отношению к национальной культуре и недостаточным вниманием к формированию интереса к народному наследию в практике работы детских творческих коллективов;
- между высоким педагогическим потенциалом музыкального фольклора и недостаточно эффективным его использованием в качестве средства формирования интереса к национальной культуре подрастающего поколения;
- между теоретической разработанностью проблемы формирования интереса к народной культуре в общей педагогике и этнопедагогике, наличием методического обеспечения данного процесса и недостаточным наличием такого обеспечения применительно к деятельности детских музыкальных фольклорных ансамблей в рамках учреждений дополнительного образования.
Указанные противоречия определяют актуальность исследования и позволяют сформулировать проблему исследования: поиск и научное обоснование путей формирования интереса к национальной культуре (музыкальному фольклору) в детских творческих коллективах в учреждениях дополнительного образования, которая определила тему исследования: «Формирование интереса к национальной культуре в условиях дополнительного образования».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путём проверить комплекс методов и приемов, обеспечивающих эффективность процесса формирования интереса к национальной культуре в условиях дополнительного образования.
Объект исследования - процесс формирования интереса к национальной культуре у участников детского фольклорного ансамбля в условиях дополнительного образования.
Предметом исследования является комплекс методов и приемов формирования интереса к национальной культуре у младших школьников.
Гипотеза исследования - формирование интереса к национальной культуре у младших школьников будет более эффективным, если:
- в учебном процессе с учащимися младших классов использовать в комплексе общепедагогические методы, методы музыкальной педагогики и методы вокально-хоровой работы;
- формы занятий будут отражать особенности фольклорных праздников по народному календарю и различные стороны человеческой жизнедеятельности;
- песенный репертуар будет доступным для «проживания» учащимися младшего школьного возраста.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1) дать определение понятию «интерес», охарактеризовать его содержание, виды, стадии, этапы развития;
2) уточнить определение понятия «интерес» применительно к деятельности музыкального фольклорного ансамбля;
3) выявить комплекс методов и приемов, способствующих формированию интереса у учащихся к национальной культуре в процессе занятий фольклорным ансамблем;
4) разработать программу «Фольклорный ансамбль» для учащихся фольклорных отделений детских школ искусств, апробировать ее на практике, обобщить полученные результаты.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической и методической литературы; анализ передового вокально-педагогического опыта; обобщение опыта занятий с детьми младшего возраста в фольклорном ансамбле; анализ методик работы детских музыкальных коллективов;
- эмпирические - наблюдение, беседа, опытно-поисковая работа, обобщение, методы статистической обработки полученных данных.
Методологическая основа исследования: основные положения культурно-исторической психологии о развитии высших психических функций ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); основные положения психологии о развитии познавательного интереса у учащихся в процессе обучения (М.Ф. Беляев, В.В. Бондаревский, А.К. Маркова, А.В. Петровский, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.); основные положения музыкальной психологии и педагогики о развитии познавательных процессов в художественной деятельности (В.И. Петрушин, Г.М. Цыпин и др.); основные положения теории и методики обучения вокалу (Д.Б. Дмитриев, К.В. Злобин, Н.К. Мешко); основные положения методологии о проведении научно-педагогического исследования (А.М. Новиков, М.Н. Скаткин и др.).
Исследование проводилось с 2016-2018г.г. и включало три этапа.
На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт по проблеме формирования интереса к национальной культуре; определялись проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе уточнялась гипотеза исследования, определялось содержание опытно-поисковой работы, проводился формирующий эксперимент, осуществлялось накопление и обработка полученной информации.
На третьем этапе проводился анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования, их оформление.
Базой исследования явились: коллектив «Арт-Забава» Гимназии «Арт- Этюд», детская студия при Уральском государственном академическом русском народном хоре г. Екатеринбурга; детский фольклорный ансамбль при народном коллективе «Лапушки» МБУК «Дворец культуры» г. Среднеуральска.
В опытной работе приняли участие свыше 100 учащихся младшего школьного возраста.
Научная новизна исследования заключается в разработке рабочей учебной программы дисциплины «Фольклорный ансамбль» для учащихся фольклорных отделений детских школ искусств (1-7 класс), цель которой состоит в формировании интереса к национальной культуре на занятиях фольклорным ансамблем в сфере дополнительного образования.
Теоретическая значимость состоит:
- в уточнении понятия «интерес» применительно к деятельности участников музыкального фольклорного ансамбля: под «интересом» понимается направленность личности к музыкальному познанию, процессу овладения знаниями обычаев, традиций, быта, уклада народа;
- в разработке комплекса методов в работе с фольклорным ансамблем учащихся младших классов: общепедагогических, методов музыкальной педагогики и вокально-хоровой работы.
Практическая значимость:
- в обогащении вокального репертуара фольклорных ансамблей для младших школьников;
- в систематизации фольклорного репертуара по народному календарю и по годам обучения.
На защиту выносятся следующие положения:
- понятие «интерес» в деятельности музыкального фольклорного ансамбля понимается как направленность личности к музыкальному познанию, процессу овладения знаниями обычаев, традиций, быта, уклада народа;
- содержание рабочей учебной программы «Фольклорный ансамбль» для учащихся фольклорных отделений детских школ искусств (1-7 класс), обогащающей педагогический потенциал учебных занятий средствами музыкального фольклора в сфере дополнительного образования детей;
- комплекс общепедагогических методов, методов музыкальной педагогики и вокально-хоровой работы в работе с фольклорным ансамблем учащихся младших классов, способствующих формированию интереса к национальной культуре.
Апробация результатов проходила в публикации статей:
1. Тарасова Н.С. Фольклор. Формирование и развитие детского музыкального интонирования // Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. В 3х ч. Ч. 2. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2017. - С. 172 - 175.
2. Тарасова Н.С. Формирование навыков интонирования у учеников фольклорного ансамбля // Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы: международный сборник научных трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. К.П. Матвеевой. - Екатеринбург : [ б. и.], 2018. - С. 97 - 99.
Именно культура является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в обществе, в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, воспитания духовности и нравственности. С ее помощью решаются такие проблемы, как: восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских территорий, организация занятости населения, адаптация людей с ограниченными возможностями.
Специфика деятельности в сфере культуры национального народного творчества отражена в федеральных нормативных актах: Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612 1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; Федеральный закон от 17.06.1999 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»; Конституция Российской Федерации (статья 44) в части предоставления гарантий на свободу художественного и других видов творчества, а также прав на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям; в Федеральном Законе от 06.01.1999 N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах; Федеральном законе от 30.04.1999 № 82 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 ФЗ (в редакции ФЗ № 199) «Об охране окружающей среды» и др.
Международное законодательство в отношении традиционной народной культуры употребляет понятие, рекомендованное ЮНЕСКО «нематериальное культурное наследие». Нематериальное культурное наследие или обычаи, знания, навыки, предметы, культурные пространства, признанные сообществами в качестве культурного наследия и свидетельствующие о культурном разнообразии народов мира (Конвенция ЮНЕСКО от 17.10.2003 «О всемирном наследии»). Аналитическая и научно-методическая деятельность осуществляется на основании «Рекомендаций по сохранению фольклора», утвержденных генеральной конференцией ООН в 1989 году.
Опираясь на сведения, содержащиеся в официальных отчетах и материалах Министерства культуры Российской Федерации, следует отметить, что за последние годы, в большинстве регионов Российской Федерации реализуются целевые и комплексные программы сохранения и развития традиционной национальной культуры. Основными направлениями программ являются следующие: возобновление народных художественных традиций, фольклора, ремесел, а также поддержка национальных культур народов России. Статистика подтверждает ощутимые результаты реализации региональных программ, направленных на укрепление материальной базы и воплощение творческих проектов организаций и коллективов национальной культуры.
Однако совокупность нерешенных проблем нормативного регулирования процессов сохранения и развития народной традиционной художественной культуры и анализ региональной нормативной практики по данному вопросу со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости разработки Концепции сохранения нематериального культурного наследия народов России, над которой в настоящее время ведется работа.
На сегодняшний день существует множество способов изучения национальных обычаев, быта, уклада народа: посещение концертов, праздников, музеев, выставок; изучение специальной и научно-популярной литературы, песенного наследия и др. Особое место в национальной культуре занимает музыкальный фольклор, который включен в школьную программу «Музыка», в содержание учебных программ по ряду дисциплин учреждений дополнительного художественного образования. Кроме того, во многих учреждениях культуры и искусства существуют творческие коллективы, так профессиональные, так и любительские, основу репертуара которых составляет музыкальный фольклор.
В то же время многие педагоги отмечают низкий интерес у подрастающего поколения к национальной культуре в целом, и к музыкальному фольклору своего народа, в частности. Одна из причин подобного явления заключается в том, что дети фактически не знакомы с историей происхождения той или иной песни или пляски, не знают значения тех обрядов, тех жизненных событий, о которых поется в ней. Второй причиной можно считать тот факт, что на эстраде звучит стилизованное исполнение народной песни, которое максимально приближено к массовой культуре современного общества.
Необходимость обращения к народной культуре в процессе воспитания обосновывается в трудах И.А. Ильина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». В связи с этим можно сказать, что без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Кроме того, приобщение детей к народной культуре является одним из способов развития творческих способностей. Проживание песни во время исполнения, разносторонне воздействуя на ребенка, учит его образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное. При этом формируется уважение к результатам деятельности многих поколений, умение творчески применять полученный опыт.
Интерес, в том числе познавательный интерес, является сложным и неоднозначным понятием. Подтверждением этому является множество его толкований и определений. Как указывает Г.И. Щукина, под интересом понимается избирательная направленность личности, обращённая к области познания, её предметной стороне, самому процессу овладения знаниями.
Проблема формирования интереса к музыкальному фольклору не нашла широкого освещения.
Музыкальный фольклор может и должен стать материалом к формированию интереса к национальной культуре.
Исходя из всего изложенного выше, можно обозначить следующие сложившиеся противоречия:
- между политикой государства по отношению к национальной культуре и недостаточным вниманием к формированию интереса к народному наследию в практике работы детских творческих коллективов;
- между высоким педагогическим потенциалом музыкального фольклора и недостаточно эффективным его использованием в качестве средства формирования интереса к национальной культуре подрастающего поколения;
- между теоретической разработанностью проблемы формирования интереса к народной культуре в общей педагогике и этнопедагогике, наличием методического обеспечения данного процесса и недостаточным наличием такого обеспечения применительно к деятельности детских музыкальных фольклорных ансамблей в рамках учреждений дополнительного образования.
Указанные противоречия определяют актуальность исследования и позволяют сформулировать проблему исследования: поиск и научное обоснование путей формирования интереса к национальной культуре (музыкальному фольклору) в детских творческих коллективах в учреждениях дополнительного образования, которая определила тему исследования: «Формирование интереса к национальной культуре в условиях дополнительного образования».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путём проверить комплекс методов и приемов, обеспечивающих эффективность процесса формирования интереса к национальной культуре в условиях дополнительного образования.
Объект исследования - процесс формирования интереса к национальной культуре у участников детского фольклорного ансамбля в условиях дополнительного образования.
Предметом исследования является комплекс методов и приемов формирования интереса к национальной культуре у младших школьников.
Гипотеза исследования - формирование интереса к национальной культуре у младших школьников будет более эффективным, если:
- в учебном процессе с учащимися младших классов использовать в комплексе общепедагогические методы, методы музыкальной педагогики и методы вокально-хоровой работы;
- формы занятий будут отражать особенности фольклорных праздников по народному календарю и различные стороны человеческой жизнедеятельности;
- песенный репертуар будет доступным для «проживания» учащимися младшего школьного возраста.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1) дать определение понятию «интерес», охарактеризовать его содержание, виды, стадии, этапы развития;
2) уточнить определение понятия «интерес» применительно к деятельности музыкального фольклорного ансамбля;
3) выявить комплекс методов и приемов, способствующих формированию интереса у учащихся к национальной культуре в процессе занятий фольклорным ансамблем;
4) разработать программу «Фольклорный ансамбль» для учащихся фольклорных отделений детских школ искусств, апробировать ее на практике, обобщить полученные результаты.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической и методической литературы; анализ передового вокально-педагогического опыта; обобщение опыта занятий с детьми младшего возраста в фольклорном ансамбле; анализ методик работы детских музыкальных коллективов;
- эмпирические - наблюдение, беседа, опытно-поисковая работа, обобщение, методы статистической обработки полученных данных.
Методологическая основа исследования: основные положения культурно-исторической психологии о развитии высших психических функций ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); основные положения психологии о развитии познавательного интереса у учащихся в процессе обучения (М.Ф. Беляев, В.В. Бондаревский, А.К. Маркова, А.В. Петровский, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.); основные положения музыкальной психологии и педагогики о развитии познавательных процессов в художественной деятельности (В.И. Петрушин, Г.М. Цыпин и др.); основные положения теории и методики обучения вокалу (Д.Б. Дмитриев, К.В. Злобин, Н.К. Мешко); основные положения методологии о проведении научно-педагогического исследования (А.М. Новиков, М.Н. Скаткин и др.).
Исследование проводилось с 2016-2018г.г. и включало три этапа.
На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт по проблеме формирования интереса к национальной культуре; определялись проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе уточнялась гипотеза исследования, определялось содержание опытно-поисковой работы, проводился формирующий эксперимент, осуществлялось накопление и обработка полученной информации.
На третьем этапе проводился анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования, их оформление.
Базой исследования явились: коллектив «Арт-Забава» Гимназии «Арт- Этюд», детская студия при Уральском государственном академическом русском народном хоре г. Екатеринбурга; детский фольклорный ансамбль при народном коллективе «Лапушки» МБУК «Дворец культуры» г. Среднеуральска.
В опытной работе приняли участие свыше 100 учащихся младшего школьного возраста.
Научная новизна исследования заключается в разработке рабочей учебной программы дисциплины «Фольклорный ансамбль» для учащихся фольклорных отделений детских школ искусств (1-7 класс), цель которой состоит в формировании интереса к национальной культуре на занятиях фольклорным ансамблем в сфере дополнительного образования.
Теоретическая значимость состоит:
- в уточнении понятия «интерес» применительно к деятельности участников музыкального фольклорного ансамбля: под «интересом» понимается направленность личности к музыкальному познанию, процессу овладения знаниями обычаев, традиций, быта, уклада народа;
- в разработке комплекса методов в работе с фольклорным ансамблем учащихся младших классов: общепедагогических, методов музыкальной педагогики и вокально-хоровой работы.
Практическая значимость:
- в обогащении вокального репертуара фольклорных ансамблей для младших школьников;
- в систематизации фольклорного репертуара по народному календарю и по годам обучения.
На защиту выносятся следующие положения:
- понятие «интерес» в деятельности музыкального фольклорного ансамбля понимается как направленность личности к музыкальному познанию, процессу овладения знаниями обычаев, традиций, быта, уклада народа;
- содержание рабочей учебной программы «Фольклорный ансамбль» для учащихся фольклорных отделений детских школ искусств (1-7 класс), обогащающей педагогический потенциал учебных занятий средствами музыкального фольклора в сфере дополнительного образования детей;
- комплекс общепедагогических методов, методов музыкальной педагогики и вокально-хоровой работы в работе с фольклорным ансамблем учащихся младших классов, способствующих формированию интереса к национальной культуре.
Апробация результатов проходила в публикации статей:
1. Тарасова Н.С. Фольклор. Формирование и развитие детского музыкального интонирования // Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. В 3х ч. Ч. 2. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2017. - С. 172 - 175.
2. Тарасова Н.С. Формирование навыков интонирования у учеников фольклорного ансамбля // Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы: международный сборник научных трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; под ред. К.П. Матвеевой. - Екатеринбург : [ б. и.], 2018. - С. 97 - 99.
В заключение сформулируем основные выводы диссертационного исследования. Цель исследования выполнена: теоретически обоснован и проверен практически комплекс методов и приемов, обеспечивающих эффективность процесса формирования интереса к национальной культуре в сфере дополнительного образования.
Выполнены задачи исследования. Дано определение понятию «интерес», под которым понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ней. Охарактеризованы виды познавательного интереса: ситуативный, эпизодический; устойчивый, активный интерес; личностный интерес. Указаны и описаны стадии развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
Рассмотрены особенности музыкального фольклора как учебного материала для формирования интереса к национальной культуре у младших школьников. Под «интересом к национальной культуре» в деятельности музыкального фольклорного ансамбля понимается направленность к музыкальному познанию, процессу овладения знаниями обычаев, традиций, быта, уклада народа.
Выявлен и охарактеризован комплекс методов и приемов обучения, способствующих формированию интереса у учащихся к национальной культуре на занятиях фольклорным ансамблем. Данный комплекс методов обучения представлен тремя группами: 1) общепедагогическими методами по уровню познавательной активности учащихся: объяснительно-иллюстративные, информационно-рецептивные, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские; 2) методами музыкальной педагогики: сравнением, методом наблюдения за музыкой, методом размышления о музыке, методом создания художественного контекста, методами «мягких языков», методами интерпретации музыкальных образов: художественно-изобразительными, литературными, методами пластического моделирования, методом импровизации; 3) методами вокально-хоровой работы, формирующими навыки певческого дыхания, артикуляции, дикции, унисонного и многоголосного пения, выразительного исполнения фольклорного репертуара.
Разработана программа «Фольклорный ансамбль» для учащихся фольклорных отделений детских школ искусств. Цель программы состоит в развитии личности учащихся, общих и музыкальных способностей школьников, в формировании интереса к национальной культуре на занятиях фольклорным ансамблем. Сформулированы образовательные, воспитательные, развивающие задачи программы. Представлен учебно-тематический план I-IV года обучения по программе «Фольклорный ансамбль». В программе описаны различные виды деятельности: вокально-хоровая работа, сценическая речь, сценическое движение, исполнительская деятельность. Содержание программы представлено разнообразным жанрами музыкального фольклора в соответствии с праздниками народного календаря, знакомством с исполнительскими особенностями Уральской и Западнорусской традиций.
Программа апробирована в работе с учащимися младшего школьного возраста в детских фольклорных коллективах «Арт-Забава», «Лапушки», «Детская студия» в 2012-2018 гг. В опытной работе приняли участие 100 участников детских фольклорных ансамблей младшего школьного возраста. Для проведения опытно-поисковой работы по апробации программы выбран показатель «познавательный интерес», условно дифференцируемый на два уровня:
- ситуативный или эпизодический интерес, который носит пассивный характер, отличается непостоянством и кратковременностью;
- личностный интерес, который характеризуется пониманием смысла деятельности, активной музыкально-познавательной деятельностью, эмоционально-волевыми усилиями, желанием участвовать в фестивалях, конкурсах, концертах.
Результаты апробация рабочей программы дисциплины «Фольклорный ансамбль» показывают рост личностного интереса среди учащихся-лауреатов, музыкально-познавательная деятельность которых отличается активностью, готовностью прилагать эмоционально-волевые усилия для освоения фольклорного репертуара, участия в фестивалях и конкурсах; участников ансамбля, понимающих общественную значимость и ценность музыкального фольклора.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: использование в учебном процессе с учащимися младших классов комплекса общепедагогических методов, методов музыкальной педагогики и методов вокально-хоровой работы; а также песенного репертуара, доступного для «проживания» детям, и форм организации занятий или фольклорных праздников по народному календарю более эффективно формирует интерес к национальной культуре у младших школьников.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в уточнении понятия «интерес» применительно к деятельности участников музыкального фольклорного ансамбля; а также в разработке комплекса методов обучения: общепедагогических, методов музыкальной педагогики и вокально-хоровой работы, обеспечивающих формирование личностного интереса к национальной культуре у учащихся младших классов.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в обогащении и систематизации вокального репертуара по народному кален¬дарю и по годам обучения для детских фольклорных коллективов.
Выполнены задачи исследования. Дано определение понятию «интерес», под которым понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ней. Охарактеризованы виды познавательного интереса: ситуативный, эпизодический; устойчивый, активный интерес; личностный интерес. Указаны и описаны стадии развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
Рассмотрены особенности музыкального фольклора как учебного материала для формирования интереса к национальной культуре у младших школьников. Под «интересом к национальной культуре» в деятельности музыкального фольклорного ансамбля понимается направленность к музыкальному познанию, процессу овладения знаниями обычаев, традиций, быта, уклада народа.
Выявлен и охарактеризован комплекс методов и приемов обучения, способствующих формированию интереса у учащихся к национальной культуре на занятиях фольклорным ансамблем. Данный комплекс методов обучения представлен тремя группами: 1) общепедагогическими методами по уровню познавательной активности учащихся: объяснительно-иллюстративные, информационно-рецептивные, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские; 2) методами музыкальной педагогики: сравнением, методом наблюдения за музыкой, методом размышления о музыке, методом создания художественного контекста, методами «мягких языков», методами интерпретации музыкальных образов: художественно-изобразительными, литературными, методами пластического моделирования, методом импровизации; 3) методами вокально-хоровой работы, формирующими навыки певческого дыхания, артикуляции, дикции, унисонного и многоголосного пения, выразительного исполнения фольклорного репертуара.
Разработана программа «Фольклорный ансамбль» для учащихся фольклорных отделений детских школ искусств. Цель программы состоит в развитии личности учащихся, общих и музыкальных способностей школьников, в формировании интереса к национальной культуре на занятиях фольклорным ансамблем. Сформулированы образовательные, воспитательные, развивающие задачи программы. Представлен учебно-тематический план I-IV года обучения по программе «Фольклорный ансамбль». В программе описаны различные виды деятельности: вокально-хоровая работа, сценическая речь, сценическое движение, исполнительская деятельность. Содержание программы представлено разнообразным жанрами музыкального фольклора в соответствии с праздниками народного календаря, знакомством с исполнительскими особенностями Уральской и Западнорусской традиций.
Программа апробирована в работе с учащимися младшего школьного возраста в детских фольклорных коллективах «Арт-Забава», «Лапушки», «Детская студия» в 2012-2018 гг. В опытной работе приняли участие 100 участников детских фольклорных ансамблей младшего школьного возраста. Для проведения опытно-поисковой работы по апробации программы выбран показатель «познавательный интерес», условно дифференцируемый на два уровня:
- ситуативный или эпизодический интерес, который носит пассивный характер, отличается непостоянством и кратковременностью;
- личностный интерес, который характеризуется пониманием смысла деятельности, активной музыкально-познавательной деятельностью, эмоционально-волевыми усилиями, желанием участвовать в фестивалях, конкурсах, концертах.
Результаты апробация рабочей программы дисциплины «Фольклорный ансамбль» показывают рост личностного интереса среди учащихся-лауреатов, музыкально-познавательная деятельность которых отличается активностью, готовностью прилагать эмоционально-волевые усилия для освоения фольклорного репертуара, участия в фестивалях и конкурсах; участников ансамбля, понимающих общественную значимость и ценность музыкального фольклора.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: использование в учебном процессе с учащимися младших классов комплекса общепедагогических методов, методов музыкальной педагогики и методов вокально-хоровой работы; а также песенного репертуара, доступного для «проживания» детям, и форм организации занятий или фольклорных праздников по народному календарю более эффективно формирует интерес к национальной культуре у младших школьников.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в уточнении понятия «интерес» применительно к деятельности участников музыкального фольклорного ансамбля; а также в разработке комплекса методов обучения: общепедагогических, методов музыкальной педагогики и вокально-хоровой работы, обеспечивающих формирование личностного интереса к национальной культуре у учащихся младших классов.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в обогащении и систематизации вокального репертуара по народному кален¬дарю и по годам обучения для детских фольклорных коллективов.
Подобные работы
- Формирование социальной ответственности у подростков, занимающихся единоборствами в условиях дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - Формирование экологической грамотности у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Музейная педагогика как средство формирования уважительного отношения у младших школьников к малой родине в условиях дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1990 р. Год сдачи: 2020 - Народная художественная культура в воспитании личности ребенка
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческой активности младших школьников на занятиях декоративно-прикладного искусства в условиях дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2017 - Формирование лексических навыков у дошкольников с помощью иммерсионной модели билингвального обучения английскому языку в условиях дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020



