ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА
ПАМЯТИ. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МНЕМОТЕХНИК 8
1.1. Память как одна из основных психологических особенностей
человека 8
1.2. Теоретические аспекты мнемотехнической науки 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ - «МЕТОД МЕСТ» 27
2.1. Апробация «метода мест» как способа запоминания и воспроизведения
информации младшими школьниками 27
2.2. Психолингвистический эксперимент как способ выявления актуальных характеристик мнемотехник для носителей современного языкового
сознания 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ЛИТЕРАТУРА 61
Данное исследование посвящено изучению проблем запоминания, кодирования, декодирования и воспроизведения информации.
Объект исследования - вербальные мнемотехники.
Предмет - вербальные мнемотехники как способ усвоения, кодирования и декодирования информации.
Целью диссертационной работы является выяснение роли мнемотехник как средства улучшения процессов восприятия, хранения и воспроизведения информации.
Поставленная цель исследования потребовала решения следующих задач:
• рассмотреть содержание понятия «мнемотехника» в различных научных парадигмах;
• разработать рекомендации относительно повышения эффективности со-временных мнемотехник.
Теоретико-методологической базой послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области изучения памяти, мнемоники, лингвистики и психолингвистики. Рассмотрен классический подход к исследованию феномена памяти, описанный в работе Г. Эббингауза «О памяти». Вопросам изучения мнемотехник посвящены работы Л.С. Выготского [1982, 2003], А.Н. Леонтьева [Леонтьев, 1931], A.P. Лурии [Лурия, 1968, 2006]. Механизм запоминания описан в работах Т.В. Черниговской [Черниговская, 2013]. Воздействие мнемотехник с психолингвистической точки зрения рассмотрено в работах Т.А. Гридиной [Гридина, 2010], Д. Лапп [Лапп, 1993], Яна Ассмана [Ассмана, 2004], Ги Лефрансуа [Лефрансуа, 2007]. При отборе и интерпретации материала мы опирались на труды кафедры общего языкознания и русского языка Уральского государственного педагогического университета и Уральского психолингвистического общества, опубликованные в сборниках «Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности», «Лингвистика креатива», «Linguistica Juvenis» (см. [Гридина, Коновалова, 2010], [Коновалова, 2015, 2016]).
Объект и предмет исследования обусловили выбор следующих методов: аналитический обзор теоретических подходов, связанных с проблемой запоминания; метод классификации (при рассмотрении имеющихся мнемотехник с точки зрения используемых в них факторов запоминания и извлечения информации); метод эксперимента (свободный ассоциативный эксперимент как способ выявления психологической реальности представлений носителей языка о мнемотехниках), экспериментальная верификация эффективности мнемотехники «Метод мест».
В современной лингвистической науке особенный интерес приобретает поиск продуктивных способов запоминания, хранения, обработки и воспроизведения информации, позволяющая по-новому взглянуть на процесс обучения в школе, т.е. позволяющая перейти от простого механического запоминания к более действенным способам запоминания.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении представлений о механизмах запоминания в свете задач современного образовательного процесса, связанного с переработкой большого количества самой разнообразной информации.
Новизна данной работы заключается в соединении диагностических методик измерения ведущих модальностей восприятия как факторов запоминания информации с тренинговыми процедурами развития памяти по методике «Метод мест» (применительно к контрольной группе детей 2-4 класса). Также мнемотехника рассматривается как средство повышения успеваемости учащихся через обращение к постулатам психодиагностики речевой способности (см. [Коновалова, 2015]).
Такой подход в изучении мнемотехник обеспечивает:
• простраивание маршрута обучения конкретного учащегося в опоре на его индивидуальный латеральный профиль;
• концентрацию на сильных сторонах учащегося и развитие посредством этого более «уязвимых» видов его речемыслительной деятельности;
• раскрытие творческого потенциала в каждом учащемся.
В качестве диагностических методик индивидуального латерального профиля учащихся были избраны: «Силлогизмы», «Перепутанные инструкции», «Мини-сочинение».
Результаты апробации магистерской диссертации опубликованы в статье Апробация «метода мест» как способа запоминания и воспроизведения информации младшими школьниками // LINGUISTICA JUVENIS [Электронный ресурс]: сборник научных трудов молодых ученых / Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. Т.А. Гридина. - Екатеринбург, 2018. - Вып. 20: Психолингвистический и лингвометодический аспекты анализа языковых единиц.- С. 29-46.
Практическая значимость работы заключается в возможности непосредственного использования полученных результатов в практике преподавания лингвистических дисциплин, в том числе при обучении русскому языку в школе.
Впервые принцип научности к феномену памяти был применен Г. Эббингаузом в его классическом исследовании «О памяти». В нем он выявил основополагающий закон ассоциации в памяти. Под памятью он понимал «общую способность души к <восстановлению более обширных связей и более значительных единств>, в которых она некогда переживала то, что в настоящий момент дано ей частями и полно пробелов» [http://www.yugzone.ru/lib/memory/psymemory/B4141Part18-243.html].
Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли такие отечественные психологи как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др. (см. [Выготский, 2003, 2004]; из современных исследователей в этой области следует отметить работы [Матюшкин, 2002], [Рыбалко, 2000]). Среди ученых, занимающихся проблемой мнемоники, прослеживается единство подходов к способам описания особенностей памяти. Одна из точек зрения на феномен запоминания принадлежит А.Н. Леонтьеву и заключается в противопоставлении эмпирической и логической памяти. «Эмпиризм — философское направление, видящее в опыте единственный источник познания» [https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Эмпиризм]. Эмпирические исследования Леонтьева подтвердили гипотезу Выготского о том, что становление высших форм психических процессов идет через использование стимулов-знаков, которые в процессе развития превращаются из внешних во внутренние, подкрепляясь личным опытом и опытом предыдущих поколений. Логическая память направлена на понимание «самого смысла изучаемого материала» [http://psyznaiyka.net/view-pamat.html?id=mehanicheskaja-logicheskaja-pamat]. Однозначным преимуществом такого способа обработки информации является личностное восприятие и перенос через призму своего сознания, проявляя причастность к языковой картине мира общества, отражающей «особое видение мира, ситуаций» [Телия, 1996]. А.Р. Лурия развивает идеи, впервые выдвинутые Л.С. Выготским [Выготский, 1982], придерживаясь тех же взглядов на более простые способы запоминания, т.е. на ассоциативную природу памяти: «Анализ показывает, что ребенок, запоминающий с помощью вспомогательного средства, строит операции в ином плане, чем ребенок, за-поминающий непосредственно, потому что от ребенка, употребляющего знаки и вспомогательные операции, требуется не столько память, сколько умение создать новые связи, новую структуру, богатое воображение, иногда хорошо развитое мышление» [Выготский, 1982].
Несколько иной подход к исследованию памяти применил А.Р. Лурия. Он рассматривал память в функциональном аспекте, т.е. «как сказывается выдающаяся память на всех основных сторонах личности человека - на его мышлении, воображении и поведении» [Лурия, 1968, с. 5].
Из сказанного следует, что феномен памяти должен рассматриваться в плане выявления механизмов кодирования и воспроизведения информации не только в теоретическом, но и в лингводидактическом аспектах. Чтобы об-легчить запоминание, тем самым снизив энергетические затраты мозга, существует ряд различных мнемотехник, направленных на запоминание различного рода информации: слов, последовательности слов, кодов, паролей, комбинаций карт, списков и т.д. Эта задача определяет практическую направленность нашего исследования.
Степень разработанности поставленной проблемы в специальной литературе достаточно высока, однако взаимосвязь теоретических аспектов изучения памяти практических навыков ее развития применительно к практике обучения русскому языку в школе составляет самостоятельную проблему, требующую специальной разработки.
За основополагающее определение мнемотехники взят подход Т.А. Гридиной и Н.И. Коноваловой: мнемотехника - «операциональный механизм кодирования и декодирования когниций, <предполагающий> хранение в памяти приобретенной ранее информации в такой форме, которая обеспечивает наиболее адекватное ее воспроизведение (актуализацию), в том числе в ситуации, связанной с закреплением нового процессах познавательной деятельности» [Гридина, Коновалова 2010, с. 17].
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В первой главе магистерской диссертации раскрыты основные теоретические положения, касающиеся различных подходов к феномену памяти и особенностей запоминания.
Во второй главе работы рассмотрены конкретные мнемотехники, проведен анализ их продуктивности, посредством серии психолингвистических экспериментов выявлены функции мнемотехник у разных носителей русского языкового сознания.
Гипотеза исследования основывается на постулате о том, что мнемотехники способны повысить продуктивность процесса обработки информации. Эффективность применения разных мнемотехник зависит от латерального профиля обучаемых (в частности, от ведущих модальностей восприятия, определяющих приоритетность выбора того или иного способа запоминания информации).
Дальнейшие исследования по данной теме могут послужить основой для изучения влияния мнемотехник на успеваемость конкретных учащихся.
В результате проведенного исследования в магистерской диссертации выяснено, что мнемотехники приобретают все большую актуальность в со-временном обществе.
Так, в первой части работы раскрыты основные теоретические положения, касающиеся различных подходов к феномену памяти и особенностей за-поминания. По результатам теоретических исследований сделаны выводы мнемотехники позволяют развивать мозг в различных направлениях, тренируется как конвергентное, так и дивергентное мышление, они подходят для людей с различными латеральными профилями, так как могут задействовать все каналы восприятия (визуальный, аудиальный и кинестетический), быть творческими (придумывать отдаленные ассоциации), структурировать ин-формацию, заставляя функционировать и левое полушарие.
Вторая часть работы была посвящена рассмотрению конкретных мнемотехник, проведен анализ их продуктивности, посредством серии психолингвистических экспериментов выявлены функции мнемотехник у разных носителей русского языкового сознания. По результатам исследования вопроса необходимости использования мнемотехник в школьной практике для продуктивной обработки информации сделаны выводы об эффективности мнемотехник, поэтому необходимо наращивать их количество в сознании учащегося, чтобы в последующем он смог вырабатывать свою уникальную систему запоминания, которая будет состоять из комбинации различных приемов и добавления чего-то своего.
Проведенные эксперименты показывают, что учащиеся, владеющие мнемотехниками, могут увеличивать свои результаты и проецировать это на различные виды деятельности.
Дальнейшие исследования по данной теме могут послужить основой для изучения влияния мнемотехник на успеваемость конкретных учащихся. Перспективы исследования: рассмотреть другие мнемотехники в их взаимосвязи с индивидуальными профилями учащихся, изучить их воздействие на другие группы.
1. http ://azps .ru/training/2/trn6 .html
2. http://psyznaiyka.net/view-pamat.html?id=mehanicheskaja-logicheskaja- pamat
3. http://www.yugzone.ru/lib/memory/psymemory/B4141Part18-243.html
4. https://memory.education/ru/
5. https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Эмnиризм
6. Азарова О.А. Методика реализации и опыт осуществления дискурсивного подхода в обучении пониманию английской экономической лексики // Евразийское Научное Объединение. 2017. Т. 2. № 1 (23). С. 172-175.
7. Аристотель О памяти и припоминании // https://nsu.ru/classics/bibliotheca/Aristotle-de%20memoria.pdf
8. Ассман Ян Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М.М. Сокольской. - М.: Языки славянской культуры, 2004.
9. Бергсон А. Две формы памяти. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979 С.61-75.
10. Верстунина И.В. Апробация «метода мест» как способа запоминания и воспроизведения информации младшими школьниками // LINGUISTICA JUVENIS [Электронный ресурс]: сборник научных трудов молодых ученых / Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. Т.А. Гридина. - Екатеринбург, 2018. - Вып. 20: Психолингвистический и лингвометодический аспекты анализа языковых единиц.- С. 29-46.
11. Выгодский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. - Т.6 - М., 2004.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. - М., 2003. Т. 4.
13. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. - С.381-395 // https://studfiles.net/preview/5129849/page:31/
14. Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Стратегии кодирования и декодирования информации в процессах запоминания (экспериментальное исследование мнемотехник) // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. Труды Уральского психолингвистического общества. Вып. 8. - Екатеринбург, 2010.
15. Гронас М. Наизусть: О мнемоническом бытовании стиха // НЛО. - М., 2012. - № 114. - Реферируется электронная версия статьи. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2012/114
16. Груздева И.Е. Мнемотехника. Как помочь школьнику лучше запомнить? // Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 2. № 2. С. 346-351.
17. Додонова Е. 100% память. 25 полезных методов запоминания за 10
тренировок - М.: Эксмо, 2017.// http://iknigi.net/avtor-ekaterina-
dodonova/132752-100-pamyat-25-poleznyh-metodov-zapominaniya-za-10- trenirovok-ekaterina-dodonova.html
18. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1998 -160 с.
19. Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи (Вопросы
языкознания. - М., 1964. - № 6. - С. 26-38)//
http://philology.ru/linguistics1/zhinkin-64.htm
20.Загорулько Л.П. Изучение языка в образовательном процессе как актуальная проблема современного информационного общества // Философия образования. 2010. № 1. С. 226-233.
21.Зиганов М.А., Козаренко В.А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. - М.: Школа рационального чтения, 2000.
22. Казицкая И.Б. Мнемонические приемы на уроках русского языка // XVII Вишняковские чтения. Вузовская наука: условия эффективности социально-экономического и культурного развития региона материалы международной научной конференции. 2014. С. 109-112.
23. Карнеги Д.Б. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей,
выступая публично. - ООО «Попурри», 2009//
http s ://www. litmir. me/br/?b=549581 &p= 1
24. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». - М.: 2002.
25. Колодий Н.А. Лабиринт памяти - места памяти - война памяти: опыт истолкования // Вестник науки Сибири. 2013. № 1 (7). С. 240-245.
26. Коновалова Н.И. Психодиагностика речевой способности: Учебное пособие / Н.И. Коновалова; ФГБОУ ВПО «УрГПУ» - Екатеринбург, 2015. - 121 с.
27. Коновалова Н.И. Ресурсы речевой психодиагностики в образовательном процессе // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 195-202.
28. Коновалова Н.И. Языковой автоматизм в ассоциативно-вербальной сети как «след» креативных мнемотехник // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2016. № 2. С. 118-128.
29. Куклина Л.Д. Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей IX Международной научно¬практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 158-161.
30. Лапп Д. Улучшаем память - в любом возрасте: Пер. с франц. - М.: Мир, 1993. - 240 с., с ил.
31. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций. С предисловием Л.С. Выготского. - М.: Государственное учебно-методическое издательство, 1931.
32. Лефрансуа Ги Прикладная педагогическая психология / Ги Лефрансуа. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. - 576 с.
33. Лингвистика креатива-4. Коллективная монография под ред. Т.А. Гридиной. - Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет, 2018. - 367 с.
34. Лурия A. P. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). - М.: Издательство московского университета, 1968.
35. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
36. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. спец. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.
37. Магонова А.В. Представление диалектной фразеологии в лингво-культурологическом словаре // Linguistica Juvenis. 2016. № 18. С. 133-140.
38. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. - 2002. - №4.
39. Миллер Дж. Магическое число семь плюс-минус два // https://kargopolov.spb.ru/assets/books/miller-number.pdf
40. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика: Учебное пособие; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М. Николаенко - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
41. Норман Б. Ю. Грамматика говорящего. - СПб., 1994.
42. Панина Е.Ю., Пахолкова Т.А. Мнемотехника в обучении лексической стороне речи старшеклассников // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2014. № 10. С. 176-181.
43. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 2 / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007.
44. Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности: труды Уральского психолингвистического общества: материалы Всероссийского научного семинара с международным участием «Психолингвистика в образовании и аспекты изучения лингвокреативных способностей» 3 ноября 2016 / Урал. гос. пед. ун-т, Урал. психолингвист. об-во, Каф. общ. языкознания и рус. яз.; отв. ред. Т. А. Гридина. - Екатеринбург : [б. и.], 2017. - Вып. 15. - 179 с.
45. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образов. Учебное пособие. — М.; ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
46. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПбГУ, 2000.- 468 с.
47. Степанов О. Мнемоника. Правда и вымыслы // https://www.libfox.ru/569251-oleg-stepanov-mnemonika-pravda-i-vymysly.html
48. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 288 с.
49. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фра-зеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова, - 28-е изд., перераб. - М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2014.
50. Ус М.И. Основные способы запоминания информации // Экономика развития. 2011. № 3-59. С. 113-115.
51. Философский словарь под редакцией И.Т. Фролова. Издание пятое. - М.: Издательство политической литературы, 1987.
52.Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. — M.: Языки славянской культуры, 2013. — 448 с. — (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning).