Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности

Работа №96259

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2688
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Проблема развития творческих способностей в психолого­педагогических исследованиях 9
1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Методические основы развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста в нетрадиционных продуктивных видах деятельности 21
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ 29
2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста на начальном этапе исследования 29
2.2. Организация работы с применением нетрадиционных продуктивных
видов деятельности, направленных на повышение уровня творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 35
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

На сегодняшний день одной из наиболее содержательной форм психической активности личности, обеспечивающей успешное выполнение разнообразных видов деятельности, является творчество. Поэтому приоритетным направлением современной системы образования является развитие творческой личности в подрастающем поколении. Поскольку творчество - залог прогресса в науке, технике, искусстве и общественной жизни в целом.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Развитие творческих способностей современного дошкольника - это актуальная задача государственного масштаба, поскольку от того насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной приказом № 271 от 04 февраля 2010 г. указано: В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной организации. Следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей [38].
В федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 г.г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 (с изменениями на 14 сентября 2016 г.) прописаны ожидаемые конечные результаты целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью:
• внедрены современные модели выявления, психолого­педагогического сопровождения талантливых детей;
• создана единая система интеллектуальных и творческих состязаний, способствующих выявлению и сопровождению одаренных учащихся и студентов;
• обновлены и созданы новые методики работы с одаренными детьми;
• внедрены современные технологии выявления талантливых учащихся и студентов;
• поддержано создание и реализация программ развития не менее 4 новых специальных учебно-научных центров для обеспечения территориальной доступности высокоуровневого обучения для талантливых учащихся в ведущих университетах [49].
В Российской Федерации осуществляются выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования. Это закреплено в статье 77 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ.
Дошкольники охотно и активно включаются в любую творческую деятельность при условии своевременности ее начала и соответствующих обстоятельств. Главное для педагога и родителей не опоздать и не опередить индивидуальные психолого-педагогические и физиологические возможности дошкольника и создать необходимые условия. Анализ литературы показал, что необходимо применять новые подходы в воспитании личности в соответствии с системой сложившихся гуманистических принципов, методов и форм педагогической деятельности. Однако, педагоги - практики утверждают, что образовательная организация не может в полной мере обеспечить гармоничное образование, поскольку обучение в ней связано лишь с усвоением суммы знаний и элементарных умений и навыков.
Таким образом, можно сделать выводы о недостаточной разработанности содержания педагогической работы, на основе организации интегрированной художественно-практической деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Актуальность нашего исследования является основанием выбора объекта и цели исследования.
Объект исследования: педагогический процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - цикл занятий по нетрадиционным видам продуктивной деятельности, направленный на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед современной системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению
положительных изменений в жизни общества. В настоящее время дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности, в том числе и развития творческих способностей.
Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. В педагогике и психологии отмечено, что развитие творческих способностей возможно у всех детей независимо от уровня их интеллектуального развития. Творчество является одним из наиболее важных механизмов детского воспитания и самовоспитания. Более значимыми являются не результаты детского творчества, а развитие творческих способностей.
Мы выяснили, что творчество для детей дошкольного возраста предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Теоретический анализ психолого­педагогической литературы по проблеме исследования показал, что при умелом руководстве процессом развития художественного творческого начала, учитывая возможности и интересы каждого ребенка, обогащая его умственную и эмоциональную сферы личности, педагог может добиться высоких результатов. Одно из главных условий - развивать творчество детей различными путями, в том числе и в продуктивной деятельности, которая включает в себя конструирование, рисование, аппликацию и так далее. Создание поделок с помощью нетрадиционных техник доставляет детям огромное наслаждение.
Старший дошкольный возраст наиболее сензитивный период для развития творческих способностей. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе способности и склонности. Основные показатели развития творческих способностей: беглость мысли, гибкость мысли, оригинальность мышления.
Анализ источников по проблеме исследования позволил определить особенности педагогической деятельности по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и остановиться на использовании в работе с детьми нетрадиционных продуктивных видов деятельности как наиболее эффективных в решении данной задачи. Именно продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней проявляются разные стороны развития ребенка. Современная система образования не позволяет развивать творческие способности детей на занятиях, поэтому значение кружковой работы трудно переоценить. Кружковая работа относится к категории индивидуальных занятий, результатом которых является авторская работа ребенка в сотрудничестве с педагогом. Традиционно в таких творческих группах реализовать принципы личностно-ориентированного образования значительно легче, происходит встреча личностей педагога и ученика. По нашему мнению именно кружковая работа по овладению нетрадиционными продуктивными видами деятельности обеспечит современное гармоничное образование детей старшего дошкольного возраста.
Для повышения уровня развития творческих способностей мы разработали и апробировали в педагогическом процессе ДОО занятия по овладению нетрадиционными продуктивными видами деятельности. Данные занятия оказались достаточно эффективным, так как за период экспериментальной работы уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста значительно повысился: количество детей, обладающих высоким уровнем развития творческих способностей, увеличился на 13%, средним - на 20%. Позитивные изменения произошли по всем выбранным критериям оценивания. Таким образом, результаты исследования доказывают, что целенаправленное внедрение в воспитательно­-образовательный процесс ДОО педагогических условий способствуют быстрому достижению позитивных изменений в процессе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.


1. Аверин, В. А. Психология личности [Текст] / В. А. Аверин. - СПб. : ИстНова Пресс, 2007. - 89 с.
2. Алексеенкова, Е. Г. Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Г. Алексеенкова. - М. : Компания спутник +, 2004. - 49 с.
3. Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте дети! [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М. : Эксмо - Пресс, 2008. - 208 с.
4. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2008. - 272 с.
5. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М. : Академия педагогических наук, 2000. - 486 с.
6. Анистратова, А. А. Развиваем творческие способности [Текст] /
А. А. Анистратова, Н. И. Гришина. - М. : Оникс, 2008. - 64 с.
7. Артемьева, Т. И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т. И. Артемьева. - М. : Лига Пресс, 2008. - 162 с.
8. Афонькина, Ю. А. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников 3-7 лет. Модель инновационной деятельности [Текст] / Ю. А. Афонькина, З. Ф. Себрукович. - М. : Учитель, 2018. - 92 с.
9. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика [Текст] : учебно­методическое пособие / Т. М. Бабунова. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 189 с.
10. Белошистая, А. В. Волшебные краски 5-6 лет [Текст] : Пособие для занятий с детьми / А. В. Белошистая, А. Г. Жукова. - М. : АРКТИ, 2009. - 32 с.
11. Белошистая, А. В. Волшебные ниточки [Текст] : Пособие для занятий с детьми / А. В. Белошистая, А. Г. Жукова. - М. : АРКТИ, 2008. - 32 с.
12. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2010. - 398 с.
13. Борзова, В. А. Развитие творческих способностей у детей. [Текст] /
B. А. Борзова, А. А. Борзов. - Самара : Самарский дом печати, 2008. - 314 с.
14. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Н.
A. Ветлугина. - М. : ТЦ Сфера, 2000. - 288 с.
15. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е. Н. Степанова. М. : ТЦ Сфера, 2008. - 128 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ