Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях ручным трудом

Работа №96313

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей
детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Педагогические условия развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста на занятиях ручным трудом с использованием аппликации 20
ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РУЧНЫМ ТРУДОМ 37
2.1. Характеристика результатов констатирующего этапа проектной
работы, исходного уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Организация занятий ручным трудом с использованием аппликации, направленных на развитие творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89

Развитие творческих способностей личности - актуальная и наиболее интригующая проблема психолого-педагогической науки. При всем многообразии исследований и практических решений она остается неисчерпанной и привлекательной для новых поколений исследователей. Так, психологи и педагоги указывают на то, что творческие способности, если они оказываются невостребованными, с возрастом снижаются.
Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Подъякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза,
сравнения и сопоставления развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Содержание одной из образовательных областей ФГОС такой, как «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Отсюда и вытекает необходимость организации занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного искусства, такими как лепка, художественное конструирование, аппликация. Но наиболее эффективным из продуктивных видов деятельности способствующих развитию творческих способностей в дошкольном возрасте, наиболее привлекательным на наш
взгляд для детского творчества является аппликация. Известно, что дети наиболее восприимчивы к творчеству, при этом развитие творческих способностей происходит наиболее эффективно в период дошкольного детства, когда закладываются основы личности, интересы, потребности, установки. Однако, как показывает практика работы занятия ручным трудом в ДОУ - этому не уделяется должного внимания: недостаточно методической литературы, которая давала бы советы по организации творческой деятельности детей, недостаточность материального обеспечения не позволяет создать педагогам предметно-развивающую среду для организации творческих занятий, недостаточно уделяется внимания педагогами развитию творческих способностей в режимных моментах.
В связи с этим выделяется ряд противоречий:
• между требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта в развитии творческих способностей и недостатком методической помощи в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
• между необходимостью обновления качественного мониторинга развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и недостаточным владением педагогами методикой оценки творческой деятельности детей, что приводит к оцениванию преимущественно продукта детского творчества, а не его процесса;
- между повышением требований к творческому развитию детей и недостатком педагогического опыта использования их в дошкольной практике.
Наличие данных противоречий свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования: необходимость проведения занятий по продуктивным видам деятельности, а именно, аппликацией, не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и при индивидуальной работе, интегрируя содержание этой области с другими областями программы по особому основанию - возможности развития творческих способностей ребенка.
Это позволяет сформулировать проблему исследования: являются ли занятия аппликацией эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Решение этой проблемы определило цель обосновать и разработать цикл занятий по ручному труду, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включающих использование аппликации.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - цикл занятий по ручному труду, включающих, как средство украшения аппликацию и направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогических исследований по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
2. Выявить особенности, а также показатели и критерии развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть развивающий творческий потенциал занятий аппликацией как разновидностью художественного труда старших дошкольников.
4. Провести изучение исходного уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать цикл занятий аппликацией, для детей старшего дошкольного возраста, направленных на развитие их творческих способностей;
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработан цикл занятий по ручному труду, направленных на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включающих использование аппликации.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс
методов исследования: теоретический анализ психологической и
педагогической литературы по проблеме, изучение передового педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа, сравнительный анализ результатов проектировочной работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №202 город Екатеринбург Свердловской области. В проектировочной работе в качестве испытуемых приняли участие 20 детей в возрасте 5 - 6 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования нами было выявлено следующее. Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в настоящее время становится все более актуальной с социально - педагогической, научно - педагогической и научно - методической точек зрения. В тоже время нарастают трудности решения этой проблемы в связи с усложнением социокультурной ситуацией и развитием потребительского общества.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что творческие способности дошкольников, как индивидуальные качества личности, обеспечивают успешность деятельности в создании чего-либо нового, проявляются в оригинальности, эмоциональной выразительности, сюжетной разработанности изображений создаваемых детьми.
Творческие способности детей старшего дошкольного возраста динамично развиваются, дети становятся более самостоятельнее в поиске способов изображения, в создании оригинальных изображений, в сюжетной их разработанности.
Анализ теоретических материалов и практик позволил выявить педагогические условия развития творческих способностей, к которым относятся: разнообразие изобразительных техних, использование сюжетной выразительности, целенаправленное формирование умений использовать различные материалы и технологии аппликации.
Проведенное диагностическое изучение уровня развития творческих способностей на начальном этапе ( по методике Груздовой И.В.) показало, что большая часть детей находится на низком уровне 45% и лишь 15% на высоком уровне. Это определило наш подход к проектированию цикла занятий с использованием аппликации, направленных на развитие творческих способностей детей.
Разработанный на основе выбранных критериев и показателей цикл занятий необходимо сочетать с образовательной деятельностью в режимых моментах, самостоятельной изобразительной деятельностью детей и индивидуальной работой с ними.
Частично проведенные занятия и последующая диагностика подтвердили положительный результат такого подхода.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.


1. Агапова И. Аппликация / И.Агапова, М. Давыдова. - М.: 2009.
2. Андреева И. 30 уроков для развития творческих способностей и воображения / И. Андреева. - М.: Современная школа, 2009. - 65с.
3. Ашиков В. Совместная творческая деятельность педагога и детей / В. Ашиков // Дошкольное воспитание. 1999. №1. С.38.
4. Баландина Л.А. Диагностическая работа или как лучше понять ребенка / Л.А. Баландина и др. - Ростов-н/Д: Феникс, 2005.
5. Бариева Л.С. «Технология эстампа по аппликации с детьми 6-7 лет» // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №12. - С.66.
6. Белова Т.Н Развитие творческих способностей дошкольников в
художественном ручном труде / Т.Н. Белова. // Воспитатель. - 2010,- №5. - С.99.
7. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 1988.
8. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей / В.А. Борзова, А.А. Борзов. - Самара.: Самарский дом печати, 1994.
9. Борисенко М.Г. Диагностика развития ребенка / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - СПб.: Паритет, 2007.
10. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами / Е.К. Брыкина. - М.: 1998.
11. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. - 1982. - №11. - С. 32-38.
12. Вигман С.Л. Педагогика: в вопросах и ответах / С.Л. Вигман. - М.: 2006.
13. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. - М.: 2000.
14. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной
деятельности / Г.Г. Григорьева. - М.: 2000.
15. Детское изобразительное творчество: взгляды исследователей на проблему // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. - С.56-64...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ