Глава 1. Обзор литературы по проблеме исследования 6
1.1. Характеристика легкой атлетики как вида спорта 6
1.2. Характеристика выносливости и ее виды 13
1.3. Анатомо-физиологическая характеристика детей 13-14 лет 32
Глава 2. Методика развития специальной выносливости легкоатлетов 13-14 лет 38
2.1. Средства развития специальной выносливости
легкоатлетов 13-14 лет 38
2.2. Методы и методические приемы развития специальной
выносливости легкоатлетов 13-14 лет 39
2.3. Организация исследования 50
2.4. Методы исследования 51
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 54
Заключение 61
Список литературы 62
Приложения 66
Актуальность. Выносливость - играет большую роль, а также занимает важное место в жизни каждого человека. Сохранение высокой работоспособности продолжительный период времени способствует высокой эффективности трудовой и мыслительной деятельности.
Выносливость - это умение человека выполнять продолжительную работу, любой направленности, при отсутствии особого снижения работоспособности. Уровень выносливости как правило, определяется временем, напрямую зависящим от интенсивности выполняемой нагрузки. Выносливость будет выше в том случае, если выполняемая работа будет более длительной и энергозатратной.
Специальная выносливость - это эффективное выполнение работы, и способность противостоять изнурению в условиях, определяющими конкретными видами деятельности.
Также выносливость имеет большое значение в той или иной степени при выполнении любой физической деятельности. В некоторых видах физических упражнений выносливость показывает именно спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции), в других - способствует наилучшим образом реализовать определенные тактические действия (бокс, борьба, подвижные и спортивные игры и т.п.); в-третьих - она содействует выдерживать многократные кратковременные высокие нагрузки и снабжает быстрым восстановлением после работы (спринтерский бег, метания, прыжки и пр.).
В становлении специальной подготовки, а также на хороший спортивный результат, оказывает воздействие методика развития специальной выносливости, которая учитывает конкретный план использования средств и методов тренировки, установление последовательной аэробной работы какой-либо направленности.
В современной возрастной физиологии, биохимии и морфологии собрано большинство исследовательских данных по некоторым вопросам развития выносливости в онтогенезе в связи с возрастно-половыми свойствами организма. Без сомнения, данный возраст является подходящим и для развития быстроты движений. Все же следует отметить, что в концепции физического воспитания проблема повышения выносливости в спортивных целях у детей, подростков, юношей и девушек еще не в полной мере рассмотрена.
На сегодняшний день, исходя из суждений ведущих специалистов, проблема развития выносливости состоит в недоступности выбора эффективных способов развития данного физического качества.
Более того, изучение методической литературы и анализ практики подтверждает, имеющееся расхождение между требованиями тренировочной и соревновательной деятельности к уровню развития выносливости юных легкоатлетов и использованием в течении учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике мало совершенных средств и методов воспитания выносливости.
Выше изложенное расхождение, выявило проблему исследования. Ею является недостаточно эффективный выбор средств и методов для развития специальной выносливости.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс легкоатлетов 13-14 лет.
Предмет исследования - методика развития специальной выносливости легкоатлетов 13-14 лет.
Цель исследования - повышение уровня развития специальной выносливости легкоатлетов 13-14 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Разработать комплекс физических упражнений, направленный на развитие специальной выносливости легкоатлетов 13-14 лет;
3. Экспериментально доказать эффективность разработанного комплекса физических упражнений, направленного на развитие специальной выносливости легкоатлетов 13-14 лет.
ВКР изложена на 68 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 40 источников, также присутствуют приложения. Текст ВКР снабжён графиками и таблицами.
Специальная выносливость имеет большую значимость в большинстве видов спорта. Особенно она важна в легкой атлетике.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что проведение специальной физической подготовки в легкой атлетике является важным фактором для достижения высоких результатов. Вопросы эффективности подбора средств и методов для развития определенных качеств, всегда являются актуальной проблемой исследования, поскольку дают возможность улучшить и разнообразить процесс образования;
2. Разработан комплекс физических упражнений, направленный на развитие специальной выносливости у легкоатлетов 13-14 лет;
4. Доказана эффективность разработанного комплекса физических упражнений, которая была выявлена в достоверном увеличении показателей развития специальной выносливости легкоатлетов 13-14 лет.
1. Аверьянов, В. С. Физиологическое нормирование в трудовой деятельности [Текст] / В.С. Аверьянов. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 467 с.
2. Агаджанян, Н. А. Биоритмы, спорт, здоровье [Текст] / Н.А. Агаджанян. - М. : Наука, 1989. - 506 с.
3. Ашмарин, Б. А. Научные исследования в теории и методике физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 289 с.
4. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] : Учебник для студентов фак. физ. культ, пед. ин - тов / Б.А. Ашмарин. - М. : физкультура и спорт, 1990. - 287 с.
5. Вайцеховский, С. М. Книга тренера [Текст] / С.М. Вайцеховский. - М. : Физкультура и спорт, 1971. - 312 с.
6. Городецкий, А.Я. Лёгкая атлетика. Секреты мастера [Текст] : учебник / А.Я. Городецкий. — М. : Терра-Спорт, 1997. - 120 с.
7. Губа, В.П. Индивидуальные особенности юных спортсменов
[Текст] / В.П. Губа. - Смоленск: СГИФК, 1997. - 220 с.
8. Губа, В.П. Современные проблемы ранней спортивной
ориентации [Текст] / В.П. Губа. - М. : ТО информационно-коммерческое агентство, 1998. - 72 с.
9. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк. - М. : Академия, 2001. - 264 с.
10. Жиглова, Т.Ю. Физическая культура [Текст] / Т.Ю. Жиглова. - М. : Спорт, 2001. - 260 с.
11. Жилкин, А.Н. Легкая атлетика / А.Н. Жилкин. - М. : Академия, 2003. - 464 с.
12. Калодий, О.В. Легкая атлетика и методика преподавания : учебник для студентов институтов физической культуры / О.В. Калодия, Е.М. Лутковского, В.В. Усова ; под ред. О.В. Калодия. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 271 с.
13. Карягин, В.М. Подготовка высококвалифицированных легкоатлетов [Текст] : учебник для вузов физ. Воспитания / В.М. Карягин. — Львов. : 1998. - 215 с.
14. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания [Текст] / В.М. Качашкин. - М. : Просвещение, 1980. - 304 с.
15. Конин, В.П. Легкая атлетика. Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / В.П. Конин. - М. : Гардарики, 1978. - 127 с.
16. Кошин, В. В. Легкая атлетика. Начальный этап обучения [Текст] : учебник / В.В. Кошин. - М. : 1999. - 320 с.
...