Глава 1. Межгосударственные отношения в Восточной Азии и роль «корейского вопроса» 10
1.1. Система межгосударственных отношений в Восточной Азии:
геополитический аспект 10
1.2. Корейский полуостров в геополитических планах военно -
политического руководства США 20
1.3. Роль и место Республики Корея и КНДР в Восточной
Азии 34
Глава 2. Взаимодействие США с геополитическими союзниками и противниками в рамках решения корейского вопроса 44;
2.1. Конфронтация США и КНДР 44
2.2. Конкуренция и кооперация США и Республики Корея 50
2.3. Корейский вопрос в 2019 - 2024 гг.: ситуационный анализ 54
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 63
Приложения 79
Американская внешняя политика на Корейском полуострове, укладывается в общую канву поведения США на всем евразийском пространстве. Она подчинена англосаксонскому принципу: «Разделяй и властвуй». Базы американских вооруженных сил в Республике Корея располагаются рядом с КНР и РФ, что позволяет размещать системы противоракетной обороны и ракеты с минимальным подлетным временем.
Полноценному присутствию США на Корейском полуострове мешает существование альтернативного корейского государства - Корейской Народно-Демократической Республики (далее - КНДР), расположенного к северу от 38-ой параллели, что еще с 1948 г. определило сущность корейского вопроса: одновременное развитие и перманентный конфликт Республики Корея и КНДР. США осуществляют постоянный контроль и влияние на политические, социально-экономические и геополитические процессы в регионе, в том числе и решение корейского вопроса. Актуальность данной работы определяется необходимостью анализа стратегии Вашингтона в данном регионе после крушения Ялтинско- Потсдамской системы международных отношений.
Объектом исследования является международное взаимодействие в Восточной Азии в конце XX- начале XXI вв.
Предметом исследования корейский вопрос во внешней политике США в 1991 - 2019 гг.
Хронологические рамки охватывают переход от однополярного во главе с США к многополярному. Начальная грань исследования определена распадом СССР 25 декабря 1991 года и крушением Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, а также автаркическим развитием КНДР в постбиполярном мире. Верхняя граница обусловлена встречей в Ханое Президента США Дональда Трампа с руководителем КНДР Ким Чен Ыном 27 февраля 2019 г. В рамках изучения ситуационного анализа американской внешней политики в Восточной Азии в исследовании представлено четыре сценария развития корейского вопроса до 2024 г.
Территориальные рамки охватывают США и регион Восточная Азия, особое внимание обращается на два государства, претендующие на главенство на всём Корейском полуострове: КНДР и Республика Корея (см. Приложения 1 и 2).
Степень изученности темы.
Вся изученная литература подразделяется на зарубежную и отечественную, характеризующую военно-политическое и социально-экономическое взаимодействие в Восточной Азии, роль корейского вопроса, влияние США в регионе во второй половине XX - начале XXI вв.
Отечественную историографию можно разделить на два периода. К первому периоду, охватывающему временные рамки 80 - начала 90-х годов XX века, относятся исследования советских ученых и специалистов- практиков, которые рассматривали данную проблему в свете классовых и политических подходов, а также идеологического противоборства между СССР и США. В их числе Введенский Е.А., Кулиджанова С.Л., Канргельдин P.A., Зинчук С.А., Воронцов Б.В., Король В.Д., Маринова В.В., Бочанцева JI.A., которые изучали проблемы политики США по отношению к государствам на Корейском полуострове, военно-политическое сотрудничество этих стран. Характерной особенностью этих исследований была резкая критика военной политики США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Северо-Восточной Азии и непосредственно на Корейском полуострове, обвинения в непрекращающихся военных приготовлениях, подавлении национально-освободительного движения в странах региона.
К современным авторам, изучавшим политику США на Корейском полуострове, следует отнести Папроцкого В.М., в работах которого рассмотрена политика США на Корейском полуострове после Второй мировой войны и до середины 90-х годов прошлого века. Политологический анализ американского внешнеполитического курса в отношении корейских государств имеется в публикациях последних лет таких сотрудников ИДВ РАН, как: Ткачева В.П., члена-корреспондента РАН Михеева В.В., Болятко A.B., Асмолова К.В., в трудах Зимонина В.П.
Отечественные авторы большое внимание уделяли изучению системы межгосударственных отношений в Восточной Азии. Так, А.В. Торкунов и А.В. Лукин обратили внимание на структуру альянсов, описали тенденции экономического развития Китая, подталкивавшие его к интеграционным процессам. А.В. Фененко дал общую характеристику постбиполярной системы, в рамках которой развивается Восточная Азия, а также международных организаций в которые входят некоторые страны региона . Кулматов К.Н. и Митрофанова А.В. содержит характеристику стран Восточной Азии.
При изучении проблемы объединения Кореи необходимо учитывать и взгляд Пхеньяна. Интересы северокорейской стороны также были в сфере внимания советских ученых. Этот вопрос исследовался во многих работах. Наиболее полно и систематизировано их рассмотрел коллектив авторов в монографии «Корейская Народно-Демократическая Республика». К ее написанию были приложены усилия таких видных ученых, занимающихся Корейским полуостровом, как Тригубенко М.В., Толорая Г.Д., Поликарпова И.А., Михеев В.В., Неелова Т.А., Моисеев В.И., Денисов.
В западной историографии сторонники реализма в международных отношениях, такие как Г. Киссинджер, который описал расстановку сил в Восточной Азии с американской точки зрения, а также Дж. Миршаймер, Роберт Росс, Аарон Фридберг, М. Аллагапа уделяли пристальное внимание Восточной Азии. С другой стороны, адепты либерализма в международных отношениях: Джордж Мэйсон Мин Ван, Уильям Келлер, Томас Роски, Сун Чул Ким склонны ставить тесные экономические связи в регионе на первое место.
Так как политика США на Корейском полуострове вписывается в общую стратегию атлантизма, то приходится сталкиваться с такими авторами как Н. Спайкмен, выделивший «Rimland» Х. Маккиндер, выделивший «Heartland» А. Мэхэн, изобретший стратегию «кольца анаконды», З. Бжезинский, описавший постбиполярную систему международных отношений с точки зрения Соединенных Штатов.
Методы и методология.
Методологическую основу исследования составляют геополитический анализ и концепция оффшорного балансирования в рамках теории неореализма Д. Миршаймера, которая предполагает предотвращение появления конкурентов США в Европе, Восточной Азии и в регионе Персидского Залива.
В исследовании использовались специально-научные методы. Одним из ключевых методов, использовавшихся в работе, стал историко - генетический метод, позволивший рассмотреть развитие событий на Корейском полуострове в течение 1991 - 2019 гг. в рамках подписанных ранее договоров, регламентирующих взаимодействие США и стран Восточной Азии.
С помощью историко-описательного метода излагались основные факты, события, явления и процессы регионального и международного взаимодействия в Восточной Азии. Картографический метод позволил рассмотреть положение Корейского полуострова в Восточной Азии . Компаративный метод дал возможность сравнить два Корейских государства и виды взаимодействия с ними США. Метод моделирования используется для прогнозирования будущего Корейского полуострова . Общенаучные методы, такие как синтез, анализ, дедукция и индукция, используются также как и в любой другой работе.
В работе использованы следующие термины:
«Азиатско-тихоокеанский регион» - регион, ограничиваемый западным побережьем обеих Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии. Сокращенно АТР. Иногда рамки данного региона могут определяться иначе.
«Внешняя политика» - общий курс государства в международных делах.
«Восточная Азия» - регион, включающий в себя такие страны как: КНР, КНДР, Монголия, Республика Корея, Япония. Из-за сложившегося после Второй мировой войны американского протектората над Японией, на регион также значительное влияние оказывают США. Геополитическая логика неумолимо подталкивает Российскую Федерацию к участию в процессах, происходящих в Восточной Азии. Тем более, что с ключевыми странами данного региона заключены соответствующие двусторонние договоры как Российской Федерацией, так и США.
«Международные отношения» - совокупность политических, экономических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между отдельными государствами, группами государств, движениями, политическими силами, партиями на мировой арене. Сокращенно МО
«Постбиполярная система международных отношений» - современная система взаимодействия государственных и негосударственных акторов, которая находится на стадии развития и становления после распада СССР в 1991 году.
«Система международных отношений» - конкретно-историческая, устойчивая форма политической организации международных отношений, которая закрепляется в договорах и соглашениях и отражает как соотношение сил, так и специфику отношений между входящими в систему государствами. Сокращенно СМО.
Источниковая база включает широкий спектр опубликованных исторических материалов.
Законодательную основу деятельности США в регионе составляет де-юре Конституция США. Постепенно начинают публиковаться документы администраций Президентов США в рамках так называемых «Официальных бумаг президента». Данные издания включают в себя документацию администраций, начиная с Президента Гувера, вплоть до Барака Обамы. Кроме того, существует Федеральный регистр, включающий в себя исполнительные указы Президента США. Ежегодные доклады Министерства обороны Президенту и Конгрессу США рассекречены с 1975 по 2005 гг. также раскрывают американскую деятельность на полуострове. Резолюции ООН, повлиявшие на историю Корейского вопроса представлены на сайте данной организации. Внешнеэкономическая деятельность Республики Корея, приведшая данную страну к процветанию, регулируется Конституцией страны (125-я стаья), Законами о таможне (1967), о международной торговле (1986), а также Законом о расследовании случаев недобросовестной международной торговли (2001).
К источникам личного происхождения относятся воспоминания лидеров Южной Кореи. Так, Пак Чжон Хи волнует роль и место Республики Корея и КНДР в мире и в Восточной Азии. Он критически осмысливает историю своей страны, понимая, что его народ по культуре принадлежит к «промежуточному пространству», к «Rimland». Геополитических планов США на Корейском полуострове касаются в ежегодных докладах Министерства обороны Конгрессу и Президенту США за авторством Дика Чейни и Дональда Рамсфельда. Особый интерес представляет переписка Сталина и Трумэна, дающая представление о взаимоотношениях сверхдержав в регионе
Цель: изучить корейский вопрос во внешней политике США в 1991 - 2019 гг. для понимания тенденций, влияющих на развитие международных отношений на территории Восточной Азии.
Задачи:
1) Выявить геополитический аспект в системе межгосударственных отношений в Восточной Азии .
2) Исследовать роль корейских государств в Восточной Азии.
3) Выяснить место Корейского полуострова в геополитических планах США.
4) Определить рамки конфронтации США и КНДР.
5) Разграничить сотрудничество и конкуренцию США и Республики Корея.
Структура работы обусловлена её содержанием. Так, в первой, теоретической главе рассматривается современная система международных отношений в Восточной Азии, дипломатия США на Корейском полуострове, место корейских государств в мире.
Во второй, практической главе анализируется конфронтация США и КНДР, конкуренция и взаимодействие США и Республики Корея. Также эта глава содержит ситуационный анализ, попытку прогноза будущего государств Корейского полуострова.
В ходе исследования выявлен геополитический аспект в системе межгосударственных отношений в Восточной Азии, установлено, что на Корейском полуострове обладают значительным влиянием как морские так и сухопутные державы, в работе исследована роль корейских государств в Восточной Азии, полноценно играть свою роль лишь единая Корея, а два сателлита «прокси» сверхдержав.
Американская геополитика всегда уделяла пристальное внимание корейскому полуострову, что отражено в докладах министров обороны США Конгрессу и Президенту.
Между КНДР и США так и не закончилось противостояние, начавшееся в 1953 году, несмотря на попытки некоторых администраций США всё исправить путём заключения «сделок».
Несмотря на то, что США и Республика Корея являются военными союзниками, в сфере гражданского производства имеет место конкуренция не в пользу США, так как Республике Корея не нужно нести таких военных расходов, которые предполагают защиту от военной интервенции стран- членов НАТО и Японии. Кроме того, Соединённым Штатам приходится также тратить средства на содержание военного контингента в самой Республике Корея. Сама Республика Корея избегает участия в гипотетическом «дальневосточном НАТО» из самой Южной Кореи, а также США и Японии.
Также предпринята попытка прогноза будущего Корейского вопроса.
В ходе данного исследования автором были сделаны следующие выводы:
Мы можем определить систему межгосударственных отношений в Восточной Азии как стабильную, с устойчивыми блоками союзников и антагонистов: КНР, КНДР при поддержке РФ, заинтересованной в безопасности своего Дальнего Востока (а также союзная им Монголия) и противостоящие им Республика Корея, Япония и Тайвань при поддержке США как внерегионального игрока, но все же сохраняющего свою решающую роль в международных процессах.
Республика Корея и Корейский полуостров занимают важное место в геополитических планах США, позволяя замкнуть «кольцо анаконды» вокруг Российской Федерации с востока. Здесь находится самая крупная военная база США в азиатской части Евразии. Кроме того, здесь находятся батареи противоракетной обороны THAAD, способные в решающий момент возможной будущей войны сыграть свою роль в защите Соединенных Штатов от ядерного удара со стороны Китая или Российской Федерации. С другой стороны, проблему существования КНДР так и не удалось решить ни экономическими санкциями, ни военным путем. КНДР пережила страшный голод в 1990-х годах, с тех пор угроза крушения социализма из-за внутренних проблем практически миновала, тем более что Китай не заинтересован в дислокации американских войск непосредственно у своих границ. Поэтому, режим Кимов будет спонсироваться КНР и дальше. Военным же путем для США невозможно решить проблему объединения двух Корей силой из-за риска вмешательства во Вторую корейскую войну Китая как ядерной державы и страха как перед потерями среди собственных военнослужащих, так и угрозы нанесения неприемлемого ущерба союзникам: Республике Корея, Тайваню и Японии.
Можно сделать вывод, что место обеих Корей, вне всякого сомнения, являющихся высокоразвитыми государствами с передовой экономикой, находится в «промежуточном пространстве», в Rimland.
С рациональной точки зрения, войны США с КНДР быть не может, потому что она приведет к многочисленным жертвам, резкому падению политического статуса США в мире.
Несмотря на существование противоречий экономического характера, неподчинение Республики Корея решениям о вводе санкций против РФ, нежелание участвовать в «дальневосточном НАТО» Южная Корея является ключевым партнёром США в Восточной Азии, наряду с Японией, что подтверждается международными договорами.
Текущая ситуация достаточно стабильна, так как КНДР, и покровительствующий им Китай обладают ядерным арсеналам, а Республика Корея находится под ядерным зонтиком США. Поэтому повторение корейской войны начала 1950-х маловероятно. Вот почему наиболее вероятный сценарий - сохранение статус-кво, потому что в интересах США и Китая не допустить объединения Корей ради сохранения своего влияния на полуострове.
1. Deita.ru, Поздравление Ким Чен Ына с Новым годом, режим
доступа: https://deita.ru/ru/news/opublikovano-krasnorechivoe-
pozdravlenie-kim-chen-yna-s-novym-godom/ (дата обращения:
06.06.2019)
2. RT, «Тактика встречных уступок»: как заявления КНДР о силовых «замыслах» США могут повлиять на переговоры, режим доступа: https://russian.rt.com/world/article/636603-kndr-ssha-plan-obvineniye (дата обращения: 06.06.2019)
3. RT, Против «малого НАТО»: почему Южная Корея отказывается формировать военный альянс с Японией и США, режим доступа: https://russian.rt.com/world/article/638406-yuzhnaya-koreya-ssha- yaponiya-alyans (дата обращения: 06.06.2019)
4. Вести недели, Южнокорейцы просят Мун Чже Ина отказаться от
американской ПРО режим доступа:
https://vesti7.ru/video/1666007/episode/14-05-2017/ (дата обращения: 06.06.2019)
5. Военное обозрение, КНДР потребовала прекратить совместные учения США и Южной Кореи, режим доступа: http://militaryreview.ru/kndr-potrebovala-prekrashheniya-sovmestnyx- uchenij-ssha-i-yuzhnoj-korei.html (дата обращения: 06.06.2019)
6. Военное обозрение, Трамп встретился с Ким Чен Ыном и сообщил ему о потенциале экономики КНДР, режим доступа: http://militaryreview.ru/tramp-vstretilsya-s-kim-chen-ynom-i-soobshhil- emu-o-potenciale-ekonomiki-kndr.html (дата обращения: 06.06.2019)
7. Воронцов А., Южная Корея остановила размещение американской
системы ПРО DHAAD режим доступа:
https://www.fondsk.ru/news/2017/06/12/uzhnaya-koreja-ostanovila- razmeschenie-pro-thaad-44145.html (дата обращения: 06.06.2019)
8. Газета.ру, Конгрессмены борются за ДСНВ, режим доступа: https://www.gazeta.ru/army/2019/06/06/12398257.shtml7utm referrer=ht tps%3A%2F%2Fzen.yandex.com%2F%3Ffrom%3Dspecial&utm source =YandexZenSpecial&updated (дата обращения: 06.06.2019)
9. Госдепартамент США, Заметки о выступлениях и интервью Майка Помпео, режим доступа: https://www.state.gov/remarks-secretary- pompeo/ (дата обращения: 06.06.2019)
10. Муллаходжаева Т., Военное сотрудничество США и Южной Кореи,
режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3326201 (дата
обращения: 06.06.2019)
11. Рамсфельд, Д., Ежегодный доклад Президенту и Конгрессу США,
2003, режим доступа:
https://history.defense.gov/Portals/70/Documents/annual reports/2003 D oD AR.pdf?ver=2014-06-24-153754-300 (дата обращения: 06.06.2019)
12. РИА Новости, Отношения США и Северной Кореи режим доступа: https://ria.ru/20180612/1522340524.html (дата обращения: 06.06.2019)
13. Российская газета, Южная Корея завершила размещение батареи
ПРО США THAAD, режим доступа: https://rg.ru/2017/09/07/iuzhnaia- koreia-zavershila-razmeshchenie-batarei-pro-ssha-thaad.html (дата
обращения: 06.06.2019)
14. Российская газета, Южная Корея не намерена вводить санкций
против России, режим доступа:
https://ria.ru/20150722/1142232827.html (дата обращения: 06.06.2019)
15. Россия в глобальной политике, Интервью с Джоном Миршаймером,
режим доступа: https://globalaffairs.ru/diplomacy/U-ukraintcev-net-
prava-voiti-v-NATO--russkie-etogo-ne-poterpyat-18439 (дата
обращения: 06.06.2019)
...