ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КООРДИНАЦИОННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ 6
1.1. Определение понятий: «ловкость», «координационные
способности» 6
1.2. Виды координационных способностей 15
1.3. Факторы развития координационных способностей 18
1.4. Задачи развития координационных способностей 19
1.5. Средства развития координационных способностей
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ 15-16 26
ЛЕТ
2.1. Организация и проведение эксперимента для развития
координационных способностей футболистов 15-16 лет 26
2.2. Методы развития координационных способностей у
футболистов 15-16 лет 28
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У
ФУТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ НА ПРИМЕРЕ 34 ЭКСПЕРИМЕНТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Тема выпускной аттестационной работы: «Методика развития координационных способностей у футболистов 15-16 лет».
Актуальность исследования. Актуальность исследования данной работы в том, что Координационное совершенствование направлено также на подготовку будущих футболистов к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни. Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:
• быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на
движущийся объект;
• точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;
• дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;
• приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;
• прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени;
• ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способностей.
Проблема исследования. Проблема исследования заключается в том, что многие аспекты координационной подготовки футболистов остаются еще недостаточно изученными как теоретически, так и экспериментально. Практически не разработаны эффективные тесты, которые бы делали возможным оценивание и прогнозирование развития специфических координационных способностей у юных футболистов. До конца не установлены изменения структуры координационных способностей у футболистов, зависящие от возраста, пола, уровня развития спортивного мастерства и т.д.
Объект исследования. Объектом исследования является тренировочный процесс по развитию координационных способностей у футболистов 15-16 лет в ходе эксперимента.
Предмет исследования. Предметом исследования является усложненная методика развития координационных способностей у футболистов 15-16 лет.
Цель исследования. Проанализировать и обосновать результаты эксперимента по развитию координационных упражнений у футболистов 1516 лет.
Задачи исследования. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты координационных способностей у футболистов 15-16 лет
2. Выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей у футболистов 15-16 лет
3. Организовать и провести эксперимент для развития координационных способностей у футболистов 15-16 лет
4. Проанализировать результаты эксперимента по развитию координационных упражнений у футболистов 15-16 лет.
Гипотеза. Гипнотическое предложение (рабочая гипотеза) будет обеспечено, если в тренировочный процесс футболистов в возрасте 15-16 лет применить и внедрить более сложные упражнения, то это повысит их уровень развития координационных способностей намного больше, чем уже разработанная методика упражнений.
Методы исследования: анализ и синтез теоретических источников, анализ ресурсов интернет, опрос, тестирование, наблюдение, эксперимент.
При написании выпускной аттестационной работы были использованы учебная и научная литература таких известных авторов как: Бойченко, Б.Ф., Кириллов, А.А., Лях, В.И., Былеева, Л.В., Короткое И.М., Голомазов, С, Чирва, Б., Качани, Л. И. и другие, а также статистические данные и интернет-ресурсы.
Структура выпускной аттестационной работы. ВАР изложена на 54 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 29 источников и 2 приложений. Текст ВАР снабжён таблицами и рисунками.
В первой главе описана общая характеристика координационных способностей: определение понятий: «ловкость», «координационные
способности»; виды координационных способностей; факторы развития координационных способностей; задачи развития координационных способностей; средства развития координационных способностей.
Во второй главе проведёна организация эксперимента и методы развития координационных способностей у футболистов 15-16 лет: организация и проведение эксперимента для развития координационных способностей футболистов 15-16 лет; методы развития координационных способностей у футболистов 15-16 лет.
В третьей главе проведен анализ результатов развития координационных способностей у футболистов 15-16 лет на примере эксперимента.
В заключении подведены итоги по дипломной работе.
В данной выпускной аттестационной работе была предпринята попытка проанализировать и обосновать результаты эксперимента по развитию координационных упражнений у футболистов 15-16 лет.
Значение физической культуры для человека в возрасте 15-16 лет заключается в следующем:
• создание фундамента для физического развития;
• формирование двигательных действий, умений и навыков;
• укрепление здоровья.
Для гармоничного развития человека все это приводит к возникновению объективных предпосылок. Процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма, основанные на свойствах физических качеств и способностей называются физическим развитием.
В период полового созревания происходит достижение высоких темпов развития физического потенциала. Рост силовых показателей, выносливости и совершенствование двигательных координаций отмечается высокий. Требует особого внимания процесс взросления, который сопровождается изменением структуры личностных установок и мотиваций к формированию новых стимулов физического совершенствования.
Проанализировав научно-методическую литературу, можно сделать вывод, что координационные способности-возможности индивида, которые определяют его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия.
Игры и физические упражнения являются эффективными средствами воспитания координационных способностей.
Сделав анализ методов развития координационных способностей, можно сделать вывод, что для развития координации используют разнообразные методы. Главными методами развития координационных способностей являются методы строго регламентированного действия, стандартно-повторного, переменного, а также игровые и соревновательные.
Для футболистов в возрасте 15-16 лет рационально использовать такие методики, как:
• изменения скорости или темпа движений;
• выполнения упражнений «зеркально»;
• выполнения упражнений в усложненных условиях.
С помощью результата сбора и анализа используемой литературы были выявлены понятия координационных способностей, их видов, факторов, задач и средств.
Таким образом, тесты, которые предназначены для измерения, анализа, оценки и контроля координационных способностей для футболистов 15-16 лет изучены и систематизированы.
Практические тренировки в течение эксперимента по общепринятой учетной методике и по разработанной методике способствовали положительной динамике роста показателей координационных способностей для контрольной и для экспериментальной группы.
Показатели исходных и итоговых данных уровня развития координационных способностей у футболистов 15-16 лет экспериментальной группы смогли выделить статистически значимые результаты с помощью математической статистики t-критерия Стьюдента. По результатам тестирования в тесте проба Бирюка и перевороты в сторону «колеса» показали, что по окончанию эксперимента после применения разработанной методики уровень развития координационных способностей в экспериментальной группе оказался выше, чем у контрольной группе, в которой применялась общепринятая учебная программа. Но стоит отметить, что это не значит, что ее нельзя использовать, так как в контрольной группе также отмечается рост показателей координационных способностей, просто они оказались меньше.
Поэтому экспериментальный комплекс упражнений для развития координационных способностей футболистов 15-16 лет стоит рекомендовать для его дальнейшего использования на практике.
Таким образом, задачи выпускной аттестационной работы успешно решены, а цель достигнута.
1. Бойченко, Б.Ф. Методика комплексного контроля в процессе отбора юных футболистов: Методические рекомендации. - М., 2012. - 29 с.
2. Кириллов, А.А. Воспитание скорости бега у юных футболистов. Футбол, ежегодник. - М.: ФиС, 2011 - С. 43-45.
3. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и
развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
Книга, изданная 2, 3, 4 и более авторами
4. Былеева, Л.В. Короткое И.М. Подвижные игры. - М.: ФиС, 2012. - 224 с.
5. Голомазов, С, Чирва, Б. Футбол. Анализ игр кубка мира 1998 г. - Метод, разраб. - М.: РГАФК, 2016. - 55 с.
6. Качани, Л., Горский, Л. Тренировка футболистов: Пер. со словацк. - И.: ФиС, 2014. - 245 с
Книга, изданная под заглавием
7. Игровое мышление футболиста. - М.: ВНИИФК, 2012. - 68 с.
8. Методика совершенствования и контроля координационных способностей юных футболистов в условиях скоростных передвижений: Метод, пособие / Сост. А.П. Золотарев, А.И. Шамардин. - Волгоград, 2011.32 с.
9. Подготовка футболистов / Под общ. ред. В.И. Козловского. - М.: ФиС, 2015. - 173 с.
10. Функциональная подготовленность футболистов и методы ее повышения. Учебно-методическое пособие. - Волгоград: ВГАФК, 2014. - 100 с.
11. Юный футболист / Под ред. А.П. Лаптева, А.А. Сучилина: Учебное пособие для тренеров. - М.: ФиС, 2013. - 225 с.
12. Развитие координационных способностей посредством ритмической гимнастики : методические указания / сост. И. В. Данилова. - Ульяновск : УлГТУ, 2015. - 18 с.
Авторефераты и диссертации
13. Адамбеков, К.М. Оптимизация тренировочных занятий при подготовке юных футболистов в условиях общеобразовательных школ: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2012. - 16 с.
14. Бриль, М.С. Принципы и методические основы активного отбора школьников для спортивного совершенствования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 2013. - 47 с.
15. Вотик Яромир Зависимость эффективности игровой деятельности от уровня развития быстроты у юных футболистов различных возрастных групп: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ленинград, 2014. - 22 с...