Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ Института благородных девиц в художественной литературе и мемуарах

Работа №96041

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость1700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Закрытые женские институты Ведомства учреждений императрицы Марии и их воспитанницы-мемуаристки 5
1.1. Предпосылки, история возникновения и развития женских закрытых учебных заведений в России 5
1.2. Педагогические особенности организации воспитательной среды в женских закрытых учебных заведениях 16
1.3. Особенности системы воспитания в Смольном, Екатерининском и Павловском институтах благородных девиц в конце XVIII — I половины XIX века 23
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Сравнительный анализ подлинного института благородных девиц и его образа в художественных произведениях 30
2.1. Биографические сведения об авторах 30
2.2. Образ Института благородных девиц в повести Кондрашовой Е.Н. «Дети Солнцевых» 33
2.3. Образ Института благородных девиц в повести Лухмановой Н.А. «Институтки» 38
2.4. Образ Института благородных девиц в повести Чарской Л.А. «Записки институтки» 42
2.5. Образ Института благородных девиц в мемуарах 48
Выводы по второй главе 53
Заключение 56
Список литературы 57


Образ Института благородных девиц в художественной литературе по большей части является несколько искаженным. Читатели произведений об Институте и институтках погружаются в удивительно романтический мир, наполненный таинственными моментами, практически сказочными, волшебными историями, в которых всегда побеждает добро. У данной ситуации есть множество причин: трепет мемуаристок перед местом, в котором они провели свое детство и юность, их впечатлительность, также обусловленная возрастом и воспитанием. Помимо вышеперечисленного, произведения о женских закрытых заведениях были в основном нацелены на аудиторию младшего и среднего школьного возраста, что безусловно влияло на формат подачи материала.
Данная работа посвящена выявлению и изучению особенностейобраза Института благородных девиц с опорой на материалы ему посвященных произведений, а также сравнению этого образа с конкретными фактами из истории, документов и биографии мемуаристок, так как при попытках воссоздать прошлое Мариинских институтов, основанных на узком круге мемуаров, исключающее обращения к биографиям авторов, сопоставления одних воспоминаний с другими, изучения различных видов источников, часто возникают ошибки и искажения, повторения давно сложившихся в историографии стереотипов.
Материалом для работы стали следующие произведения: «Дети Солнцевых»Кондрашовой Е.Н., «Институтки»Лухмановой Н.А., «Записки институтки»Чарской Л.А.
Актуальность исследования обусловлена тем, что выбранная нами тема ВКР остается малоизученной, об «институтках», т.е. воспитанницах таких учебных заведений, существует множество стандартно-ошибочных мнений и взглядов. Может даже не столько ошибочных, сколько романтично-сказочных, что мешает объективно оценивать роль данных учебных заведений в формировании личностей и в развитии педагогики в целом. К тому же,в рамках современности, охваченной феминизмом, вопрос женского образования занимает далеко не последнее место.
Необходимым источником по истории женского образования в России являются многочисленные воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц о годах их обучения. Очевидно при этом, что восприятие мемуаристом действительности субъективно, оно опосредовано его индивидуальностью и личным опытом.
Цель: определить, каким представлен образ института благородных девиц в мемуарах и художественной литературе и провести сравнительный анализ.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения институтов благородных девиц.
2. Выявить особенности устройства и воспитательной системы в женских образовательных учреждениях;
3. Проанализировать особенности повествования художественных произведений об институтах благородных девиц;
4. Дать толкование существенным компонентам образа института благородных девиц в художественной литературе и мемуарах;
5. Вынести решение вопроса о мифологизации образа института благородных девиц и институток;
Объект исследования:повести, посвященные женским закрытым учебным заведениям
Предмет исследования: образ Института благородных девиц
Методы исследования: сравнительно-сопоставительный, культурно-исторический, описательный, биографический.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Так, рассмотрев подробнее историю возникновения институтов благородных девиц, а также художественных произведений и мемуаров, посвященных институтской жизни, проанализировав особенности жанровой специфики данных произведений и исторической обстановкой времени их создания, мы смогли обозначить основные причины укоренившихся в обществе стереотипов.
Обобщив все вышесказанное, хочется отметить, что образ, наиболее приближенный к подлинному институту, все же содержат в себе те мемуары и художественные произведения, которые, хоть и не пользовались популярностью, но рассматривали и описывали как недостатки, так и достоинства институтов благородных девиц, не преподносили его образ в одном лишь свете, позволяя читателю самостоятельно решить какая из сторон является более значимой. Однако, именно радикальные произведения, романтизирующие или, напротив, демонизирующие образ института, вызывают больший интерес читателей к этому вопросу, провоцируют полемику на данную тему, не позволяют данному предмету обсуждения утратить свою актуальность даже спустя многие годы.



1. Кондрашова Е.Н. Дети Солнцевых: Повесть для юношества / Е.Н. Кондрашовой. – СПб.: А.Ф. Девриен, ценз. 1899. – 287 с.
2. Лухманова Н.А. Институтки: повесть / Н. Лухманова. – М.: ЭНАС-Книга, 2010. – 222 с.
3. Чарская Л.А. Записки институтки: повесть для юношества / Л.А. Чарской.– СПб.; М.: издание Товарищества М.О. Вольф, 1908. – 286 с.
4. БалахоноваИ.И. Образовательная политика в России XVII-XVIII вв. (на примере женских учебных заведений) / И.И. Балахонова// Франкофония: социальная, языковая и культурная политика: Сборник статей / Под редакцией Т.Ю. Загрязкиной. – М.: Издательство «Международные отношения», 2017. – С. 104– 108.
5. Балобанова Е. Пятьдесят лет назад. Воспоминания институтки / Балобанова Е. – СПб.: тип. М.А. Александрова, 1913. –80 с.
6. Беднова Т.Н., Организация воспитания в средних общеобразовательных учебных заведениях России (вторая половина XVIII - первая четверть XIX вв.): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Беднова Т.Н. – М., 2007. –12 с.
7. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений: исследования разных лет: в 13 т. Т. 5. Статьи и рецензии 1841 – 1844 гг. / В.Г. Белинский. – М.: Изд-во АН СССР, 1954. – 504 с.
8. Белоусова О. В. К истории создания института Московского дворянства для девиц благородного звания имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II / О. В. Белоусова // Клио. –2012. – № 9 – С. 53 – 57.
9. Бельская Н. (Энгельгардт). Очерки институтской жизни. – СПб: [б.и.] – 1870. – 65 с.
10. Бирюкова, О. А. Педагогические «тайны» института благородных девиц / О. А. Бирюкова // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Самара, 07 апреля 2015 года. – Самара: инновационный центр развития образования и науки, 2015. – С. 74 – 76.
11. Бодров С. C. Организация воспитательной среды в закрытых учебных заведениях России второй половины XVIII в: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Бодров С.С. - Елец, 2008. – 34 с.
12. Букатова А. В. Институт благородных девиц как фактор социализации девушек в XIX в / А. В. Букатова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях, Новосибирск, 04–06 декабря 2019 года / Под редакцией Н.Е. Лукьянова. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. – С. 183 – 185.
13. Вербицкая А.А. Автобиография // Сборник на помощь учащимся женщинам, составленный исключительно из произведений женщин-писательниц, снимков с картин и иллюстраций художниц. М.: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1901. – С. 127 – 136.
14. Вишнякова, Ю. И. История институтов благородных девиц в России в фондах Российской государственной библиотеки / Ю. И. Вишнякова // Румянцевские чтения - 2020: Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Москва, 21–24 апреля 2020 года / Составитель Е.А. Иванова. – М.: Издательство «Пашков дом», 2020. – С. 56 – 57.
15. Водовозова Е.Н. На заре жизни. Т. 1. М.: Худож. литер., 1987. – 581 с.
16. Воропанова М. Институтские воспоминания // Русская школа. – 1902. – №10/11. – С. 25 – 28.
17. Войналович Е.В. Кондрашова / П.А. Николаев // Русские писатели. 1800–1917: Биограф. словарь. Т. 3: К – М. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. – 50 с.
18. Гончаров М.А. Основные тенденции образования и воспитания в России XVIII века / М. А. Гончаров. – М.: Интеллект-Центр, 2011. – 302 с.
19. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 384 с.
20. Днепров Э.Д. Женское образование в России: учебное пособие / Э. Д. Днепров, Р. Ф. Усачева. – М.: Дрофа, 2009. – 264 с.
21. Заведеева О.П. Когда я была институткою. – СПб.: Т.-во М.О. Вольф, 1911. –75 с.
22. Зорин А. Проект воспитания чувств [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/materials/962 (10. 03. 20)
23. Кацалова Н. Ф. Из истории женского образования в России. Смольный институт – первое женское учебное заведение / Н. Ф. Кацалова // Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы Международной заочной научной конференции, Уфа, 20–23 июня 2011 года / Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общей редакцией Г.Д. Ахметовой. – Уфа: Лето, 2011. – С. 44 – 47.
24. Кацалова, Н. Ф. У истоков женского образования в России / Н. Ф. Кацалова // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы Международной научной конференции, Пермь, 20–23 апреля 2011 года. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 58 – 61.
25. Козлова. Н.И. Из истории женского образования в Санкт-Петербурге / Н.И. Козлова. - СПб: Петрополис, 1996. – 104 с.
26. Константинов В.М., Недосекина И.Б. У истоков женского образования в России // Высшее образование в России – 1992.– №4 – С. 18 – 22.
27. Корнилов А.А. Курс истории России ХIХ века. - М.: Издательство М. и С. Сабашниковых, 1993. – 213 с.
28. Лазарева А. Воспоминания воспитанницы Патриотического института дореформенного времени // Русская старина. - 1914. – № 8. – С. 229 – 248.
29. Лихачева Е.О. Материалы для истории женского образования в России (1086-1856) / Е. Лихачевой. – СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1899. – 883 с.
30. Лухманова Н.А. Двадцать лет назад. Воспоминания из институтской жизни. – СПб.:тип. А. Хомского и К°, 1894. – 304 c.
31. Масловская З. Наши дети и наши педагоги в произведениях Чарской // Русская школа. – 1911. – №9– С.105 – 110.
32. Мельникова Н. П. Содержание воспитания и художественного образования в Смольном и Екатерининском институтах благородных девиц конца XVIII-I половины XIX века в полилоге культур: автореф. дис.… канд.пед.наук / Мельникова Н.П. – М., 2010. – 23 с.
33. Нестерова Н. В. Концепция развития Института благородных девиц: учеб. пособие / Н. В. Нестерова, С. Б. Коханова, И. В. Каминская. – М.: Ун-т Натальи Нестеровой, 2004. – 45 с.
34. Октябрьская О.С. Формирование и развитие жанровой системы в русской литературе 1920–1950 г.г. Дис… док. фил. наук. / Октябрьская О.С. – М., 2017. – 231 с.
35. Пискунов А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие– М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
36. Поздняков, А. Н. Институты благородных девиц в системе образования России второй половины XVIII - начала XIX века / А. Н. Поздняков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. – № 9. – С. 54 – 59.
37. Путилова Е. О. Ф. Сологуб и Л. Чарская / Е. О. Путилова // Русская литература. – 1995. – № 4. – С. 160 – 164.
38. Путилова, Е. О забытых именах, или О «феномене» Л. Чарской / Е. Путилова // Путилова Е.О. О литературе для детей: сборник литературно-критических статей. – Л: Детская литература, 1989. – С. 73 – 97.
39. РодниковВ. П. Очерки детской литературы / В. Родников. - Киев: тип. Имп. Ун-та св. Владимира, 1912. – 156 с.
40. СадовскаяЯ. Р. Принципы и правила воспитания в институтах благородных девиц по мемуарам и воспоминаниям воспитанниц / Я. Р. Садовская // Научный аспект. – 2020. – Т. 9. – С. 198 – 205.
41. Самарцева Е.Ю. Элитарное образование в России XIX-начала XX веков (на материале Смоленской области): автореф. дис. на соиск. уч. степ. к. п. н. / Самарцева Е.Ю. - Смоленск, 2012. – 32 с.
42. Скосырев Н. Общеепархиальный съезд духовенства Тобольской епархии в 1881 году и главный предмет его занятий - женское духовное училище // Тобольские епархиальные ведомости. – 1882. – №2. – С. 17 – 33.
43. Смирнов В. И. История образования и педагогической мысли. Часть II. История отечественного образования и педагогики: учебное пособие / В. И. Смирнов. – Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. – 454 с.
44. Соколова А. Из воспоминаний смолянки // Вестник всемирной истории. -1901. – №5. – С. 47 – 54.
45. Студеникин М.Т. Становление и развитие школьного исторического образования в России XVI - начала XX вв. / М. Т. Студеникин. – М.: МПГУ: Прометей, 2011. – 226 с.
46. Тарова И. Н. Становление и развитие системы эстетического воспитания в отечественных лицеях ХIХ века: автореф.дис.… к.п.н. /Тарова И.Н. - Майкоп, 2004. – 37 с.
47. Фриденберг В. За что дети любят и обожают Чарскую? // Новости детской литературы. - 1912. – № 6. – С. 32 – 38.
48. Хвощинская С.Д. Воспоминания институтской жизни // Русский вестник. – 1861. – №10. – С. 38 – 50.
49. Чехов Н.В. Детская литература: С прил. «Библиографии по вопросам детской литературы и детского чтения» / Сост. Н.В. Чехов. – М.:«Польза» В. Антик и К°,1909. – 256 с.
50. Чехов Н.В. Введение в изучение детской литературы: из лекции народным учителям на летних курсах по вопросам детской литературы и детского чтения. – М.: т.-во И.Д. Сытина, 1915. – 80 с.
51. Чуковский К.И. Лидия Чарская / К.И. Чуковский // Речь. - 1912. – №9. – С. 24 – 26.
52. Шеваров Д. Я, по всей вероятности, не переживу осени… [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/fiction/ya-po-vsej-veroyatnosti-ne-perezhivu-oseni/ (15. 04. 22)


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ