Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Работа №96000

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
227
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Психолого-педагогические аспекты для развития интереса к чтению младших школьников 7
1.2.Основные направления в формировании обучения чтению в начальной школе 11
1.3. Условия формирования читательской самостоятельности на уроках
литературного чтения 21
1.4. Анализ учебных программ по литературному чтению для начальных
классов 30
ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 37
2.1. Диагностика уровня сформированности читательской самостоятельности
младших школьников 37
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование
читательской самостоятельности младших школьников на уроках
литературного чтения 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Под читательской самостоятельностью можно понимать способность, читателя использовать книгу как источник знаний и информации, такое определение дает Л. Береснева.
Учителя занимаются формированием чтеца, то есть: отрабатывается непосредственно механический навык чтения. По этой причине, к окончанию начальной школы школьники могут прочитать текст, но исключительно чтения детских книг не достаточно - необходимо уметь их обсуждать. Современный мир требует формирование коммуникативно грамотной личности. Проблема формирования читательской самостоятельности учеников тревожила таких ученых, как Р.Н. Бунеев, О.В. Джежелей, Л.Ф. Климанова, Н.Н. Светловская, К.Д. Ушинский и множество других.
Вполне реалистично мотивировать учащихся начальных классов к самостоятельному чтению, развивать внутреннее духовное стремление в чтении, но только при условии того, что если логика формирования самостоятельного чтения хорошо изучена и основана на возможностях современных методик и опыте педагогов и практиков. Обучить детей осознанно читать книги, а затем побуждать желание и умение постоянно заниматься самообразованием, ориентироваться в современных информационных потоках - основа успешной деятельности. Современный педагог должен помогать детям в развитии читательской самостоятельности посредством изучения вместе с детьми жизненных понятий, окружающей среды, а также поддерживать самостоятельность детского мышления.
Исследователь Н.А. Рубакин утверждает, что читательская самостоятельность - это свойство личности, для которого характерно наличие мотива в первую очередь у педагога, и только в таком случае он сможет передать это качество своим подопечным. Это свойство побуждает его нуждаться в книгах, овладевать системой знаний, умений и, конечно навыков, которые дают ему возможность с минимальными тратами времени и сил воплотить свои побуждения в соответствии с общественной и личной потребностью.
В начальной школе есть два вида урока чтения: урок внеклассного чтения и литературного. В начальной школе внеклассное чтение это обязательный этап формирования у школьников навыка самостоятельной читательской культуры.
Основной задачей уроков литературного чтения является воспитание детей как активных читателей через развитие читательской самостоятельности у них. И именно эта задача не в полной мере реализуется, и на подготовительном этапе и на этапе реализации.
Цель исследования: создать комплекс упражнений, направленный на формирование читательской самостоятельности.
Объект исследования: процесс формирования читательской
самостоятельности учащихся начальных классов на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на формирование читательской самостоятельности учащихся начальных классов на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической, методической и научной литературы по теме исследования и установить степень развития изучаемой темы.
2. Исследовать условия читательской самостоятельности младших классов на занятиях литературного чтения.
3. Разработать диагностический инструментарий для формирования читательской самостоятельности на уроках литературного чтения.
Методы исследования: в корне данной работы заложен проблемно­хронологический и сравнительный методы, которые предоставили возможность структурировать исследование и показать эволюцию педагогических идей читательской самостоятельности. Для осуществления всестороннего научного анализа проблемы также можно прибегнуть к таким методам, как системный подход, структурный анализ, метод актуализации, моделирование учебного процесса.
Практическая ценность исследования заключается в определении и обосновании педагогических условий формирования читательской самостоятельности учащихся начальных классов на уроках литературного чтения в разработанном нами комплексе упражнений.
Допустимо использование методических разработок в начальном звене школы для педагогов начальных классов, к тому же при реализации учебных занятий по повышению квалификации работников российского образования.
База исследования: МБОУ «Школа №5», города Муравленко, третьи классы.
Структура ВКР: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги исследованию, отметим, что вопрос совершенствования читательской самостоятельности детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения выступает одним из важнейших в нынешней практике общеобразовательных учебных заведений. В связи с тем, что младший школьник довольно рано поддается воздействию СМИ из разных источников (в основном телевидение, Интернет), его увлечение чтением книг значительно ослабевает.
Изучив теоретико-методическую литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что задача формирования читательской самостоятельности у школьников младших классов в комплексе уроков по литературному чтению, составляет чуть ли не главнейший вектор учебно-методической работы педагога и продолжает приобретать в наши дни возрастающую актуальность в процессе преподавания литературного чтения.
В теоретической части нашего исследования было установлено, что позитивная динамика при обучении читательской самостоятельности детей младших классов на занятиях по литературному чтению возможна только в том случае, если на самих уроках и во внеурочное время использовать один или комплекс методов обучения. Среди таких методов отметим следующие: краткий пересказ прочитанного, пересказ от имени одного из героев литературного произведения; чтение учеников по ролям; инсценировка определенного момента или эпизода произведения; использование словесных и графических иллюстрирований прочитанного произведения; литературные ролевые игры.
Из чего следует, основной целью развития читательской самостоятельности в начальных классах на уроках литературного чтения обозначается: установление читательского интереса у школьников, и сегодня, как никогда ранее, подрастающее поколение должно усвоить, что книжный мир - значительно шире и красочнее, чем реальный, в нем каждый читатель может найти что-либо интересующее и полезное лично для себя. Чтобы достичь подобной цели педагог обязан проводить уроки в нестандартной форме, с использованием креативных подходов и инновационных технологий. Такие уроки дают возможность школьникам постоянно фокусировать свое внимание на предмете изучения, прививать интерес к чтению, расширять интересующий ассортимент для чтения, вырабатывать способность к внимательному и качественному чтению, увеличивать кругозор, воспитывать чувства эмпатии и соучастия, а также, и что не менее важно, формировать и развивать способность пропускать любые жизненные события через собственные эмоции, не оставаться в стороне, если нужна помощь.
В практической части исследования мы использовали задачи исследования, изложенные в теоретической части.
В исследовании участвовали учащиеся третьих классов. Базой исследования являлось МБОУ «Школа №5» города Муравленко.
Констатирующий этап дал возможность определить общий уровень читательской самостоятельности учащихся. На формирующем этапе нами предложен комплекс упражнений, цель которых заключается в качественном формировании читательской самостоятельности у школьников при обучении литературному чтению.
Подготовка и ведение занятий по литературному чтению, согласно с предметом исследования, дали нам возможность подтвердить правильность выдвинутых в гипотезе предположений. В процессе практического исследования нам удалось практически реализовать педагогические формы и приемы работы на уроках, выявленные в ходе теоретического изучения и освоения имеющихся источников, также мы проанализировали существующий педагогический опыт учителей данной школы.
Нами установлено, что для достижения положительного результата в вопросе формирования читательской самостоятельности, необходимо использовать приемы работы, основанные на целенаправленной и самостоятельной составляющих.
Подводя итог, можно утверждать, что цель нашего исследования достигнута, посредством решения задач, которые были сформулированы в вводной части работы.
Выполненная дипломная работа может быть полезна педагогами- практиками на уроках литературного чтения для качественного и оптимального развития в учащихся читательской самостоятельности.


1. Артамошина, Е. Н. Дети и книга. Простые приемы привлечения к чтению / Е.Н. Артамошина // Школьная библиотека. - 2014. - № 5. - С. 21-23.
2. Богданова О.Ю. Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова. - М.: Академия, 2002. - 400 с.
3. Береснева, Л.О. роли чтения // Начальная школа / Л.О. Береснева. - 2002. - № 6. - С.57.
4. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребностям к самообразованию: Книга для учителя./ В.Б. Бондаревский-М.: Просвещение, 1985.-144с.
5. Бородина, В.А. Технологии читательского развития. Летняя школа чтения / Бородина В.А., Бородин С.М. // Школьная библиотека. - 2012. - № 3-4. - С. 104-112.
6. Бунеева, Р. Н. ФГОС и изменение подходов к обучению чтению / Р.Н. Бунеева // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 4. - С. 50-55
7. Волошина П. Особенности уроков чтения и литературоведческая пропедевтика в начальной школе. Пособие для студентов и учителей нач. классов. - Умань, 2014. - 126 с.
8. Волохова, О. Ф. Развитие читательской компетенции младших школьников с помощью игры / О.Ф. Волохова // Мастер-класс. - 2013. - № 6. - С. 42-44.
9. Ванюшева, Н. Растим читателей (к вопросу о детском чтении) / Н. Ванюшева // Литература (Первое сентября). - 2015. - № 20. - С. 25-27.
10. Вместе с книгой мы растем: программа развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста // Е. В. Швакина: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тисульская средняя общеобразовательная школа», 2012.- 52 с.
11. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций /Л. С.Выготский // Психологическая наука и образование. -1996. -No 2. - С. 5-8.
12. Гацелюк, И.А. Повышение качества чтения младшего школьника
[Электронныйресурс]. -URL:
https://docviewer.yandex.ru/7urUhttp%3A%2F%2Ftobschool-17.ucoz.ru%2F2013 (дата обращения 14.05.2018).
13. Григорьева, Е.Ф. Читательская позиция современного школьника (Воспитывающий потенциал художественной литературы) / Е.Ф. Григорьева // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 4. - С. 74-77.
14. Джежелей, О.В. Чтение и литература. Программа // Программнометодические материалы: Чтение. Начальная школа / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2000 - 195 с.
15. Зобнина, М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа./ М.А. Зобнина-2012. -No 8. -С. 35-43...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ