Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЕГЭ

Работа №95950

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
302
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ЕГЭ
1.1. Психологические особенности старшего школьного возраста 6
1.2. Понятие психологической готовности к ЕГЭ 19
1.3. ЕГЭ как специфическая форма оценки академических достижений 28
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ЕГЭ
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 36
2.2. Программа формирования психологической готовности
старшеклассников к ЕГЭ 41
2.3. Обработка и анализ результатов 45
2.4. Рекомендации по реализации программы формирования
психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ 57
Выводы по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71


Актуальность исследования. В современной системе школьного образования - ЕГЭ неотъемлемая часть выпускного экзамена и процесс подготовки к нему, нельзя не назвать важным. От того как школьник сдаст ЕГЭ, какие баллы получит по выбранным предметам зависит многое: возможность выбора места для поступления, пройдет ли отбор на бюджетное место, будущее направление подготовки и в целом вся последующая жизнь, так как образование играет одну из ключевых ролей в жизни человека. В связи с важностью хорошей сдачи выпускного экзамена родители выпускников всегда были заинтересованы в достижении своим ребенком наилучшего результата на ЕГЭ, чаще всего оказывая на него большее эмоциональное давление. Существует немало примеров тому, когда обучающийся с высоким интеллектуальным уровнем не смог должным образом продемонстрировать его в ситуации сдачи ЕГЭ, так как не сумел побороть свое волнение и безосновательный страх. Именно поэтому исследование психологической готовности к ЕГЭ является особенно важным в современном мире.
В целом - психологическая готовность к ЕГЭ трактуется авторами как, «определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена» [19, с. 3].
Несмотря на то, что ЕГЭ является относительно новой формой итоговой аттестации (в 2009 году Государственная дума РФ приняла решение о введении ЕГЭ обязательным экзаменом для всех учебных заведений страны) проблема подготовки к нему довольно полно освещена в научных исследованиях. Изучением данной темы занимались такие авторы как, Е.М. Филакова, Ю.А. Шабатина [30], М.Ю. Чибисова [32], О. Чуча [34], И.И. Булгакова [6], К.Э.Закидян [16].
Следует так же отметить, что, несмотря на немалую изученность психологической подготовки к ЕГЭ, большинство исследований данной проблемы проводились преимущественно в период начала внедрения Единого Государственного экзамена в систему образования (2009 год). И к настоящему времени большая часть разработанных ранее программ по формированию психологической готовности к ЕГЭ требуют изменений и дополнений, так как произошли существенные перемены в процедуре проведения экзамена, а так же отношения к нему самих выпускников и их родителей.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости совершенствования существующих программ по формированию психологической готовности к ЕГЭ и большего их внедрения в работу педагога-психолога со старшеклассниками в период подготовки к ЕГЭ.
Гипотеза исследования: уровень сформированности психологической готовности старшеклассников к сдаче ЕГЭ может быть скорректирован с помощью специально разработанной программы в рамках организации внеурочной деятельности.
Объект исследования: Психологическая готовность старшеклассников к ЕГЭ.
Предмет исследования: Программа формирования психологической готовности старшеклассников к сдаче ЕГЭ.
Цель исследования: Разработать и апробировать программу для формирования психологической готовности к сдаче ЕГЭ
Задачи исследования.
1. Проанализировать и описать психологические особенности старшего школьного возраста
2. Проанализировать понятие психологической старшеклассников к ЕГЭ
3. Выявить особенности ЕГЭ как специфической формы оценки академических знаний
4. Провести эмпирическое исследование по сформированности у старшеклассников психологической готовности к ЕГЭ
5. Разработать и апробировать программу психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ
6. Проанализировать полученные результаты исследования и оценить эффективность разработанной программы.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования и разработанной программы по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ могут быть использованы в деятельности педагога- психолога, школьного психолога при работе со старшеклассниками в период подготовки к выпускным экзаменам.
Структура. Работа состоит из введения, двум глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первой главе раскрываются теоретические основы особенностей юношеского возраста, изучается понятие психологической готовности к ЕГЭ, выделяются ее компоненты и выявляются различия между ЕГЭ и экзаменом в традиционной форме.
Во второй главе проводится эмпирическое исследование по сформированности у старшеклассников психологической готовности к ЕГЭ, разрабатывается программа ее формирования и анализируются результаты после ее применения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наша работа была посвящена изучению формирования психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ. Нами была выдвинута гипотеза о том, что уровень сформированности психологической готовности старшеклассников к сдаче ЕГЭ может быть скорректирован с помощью специально разработанной программы в рамках организации внеурочной деятельности.
В начале исследования нами были раскрыты возрастные психологические особенности юношеского возраста, изучены основные понятия психологической готовности к ЕГЭ. Мы определили, что психологическая готовность к ЕГЭ - это определенный эмоциональный «настрой», внутреннее психологическое расположение к определенному поведению, ориентированность на конструктивные действия, актуализация возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена (А.Ю. Лихачева). По М.Ю. Чибисовой были выделены основные компоненты психологической готовности к ЕГЭ: познавательный, личностный, процессуальный.
Так же мы выявили и описали основные различия между ЕГЭ и экзаменом в традиционной форме.
Во второй главе представлено эмпирическое исследование по формированию у старшеклассников психологической готовности к ЕГЭ. Для проверки эмпирической гипотезы нами был подобран диагностический инструментарий по каждому из выделенных компонентов психологической готовности к ЕГЭ: «Шкала тревоги» Ч.Д. Спилбергера, в модификации Ю.Л. Ханина, Анкета «Готовность к ЕГЭ» (М.Ю. Чибисова), Анкета «Школьная тревожность». На основании первичной диагностики нами была разработана программа по формированию психологической готовности к ЕГЭ у старшеклассников, а так же произведено разделение респондентов на контрольную и экспериментальную выборки. Опорой программы стали компоненты психологической готовности М.Ю. Чибисовой: познавательный, личностный, процессуальный. Программа состояла из 10 занятий в тренинговой форме, по 40 минут каждое.
После реализации разработанной нами программы был проведен повторный замер на обеих выборках по выбранным ранее методикам, а так же была проведена оценка значимости различий показателей до и после проведения программы.
По результатам применения статистического критерия Уилкоксона были выделены значимые изменения в экспериментальной выборке после реализации программы по методике «Школьная тревожность» (p<0,02) и по первой шкале Анкеты М.Ю. Чибисовой «Знакомство с процедурой» (p<0,03). По остальным показателям видна благоприятная тенденция к изменениям, но в связи с недостаточным количеством респондентов значимость изменений статистически доказана не была.
Таким образом, по результатам анализа повторной диагностики респондентов, можно сделать вывод о том, что разработанная нами программа повлияла на личностный и процессуальный компоненты психологической готовности к ЕГЭ. Следовательно, выдвинутая нами в начале работы эмпирическая гипотеза была доказана.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. [Текст] - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 467с.
2. Абрамян Т.В. Психологические особенности переживания школьниками опасности в период сдачи ЕГЭ [Текст] - Проблемы и перспективы развития образования в России, 2016. № 43. с. 175-180.
3. Александрова Ю.В. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей [Текст] - под. Ред. Потемкиной НОУ «Современный Гуманитарный Институт», 1999. - 63с.
4. Бережная Г.С. Формирование психологической готовности школьников к ЕГЭ И ОГЭ [Текст] - В сборнике: Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество, 2018. Под редакцией Ж.В. Мурзиной. 2018. с. 139-141.
5. Бочева Н.А., Хотеева Е.В. Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ [Текст] - Наука, образование, общество. 2015. № 1 (3). с. 194-201.
6. Булгакова И.И. «Психологическая готовность к ЕГЭ» [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования, 2015г. Режим доступа - http://nsportal.ru.htm
7. Волкова С.И., Сиротина Э.Ю. Сердечно-сосудистые реакции как один их показателей адаптации выпускников к сдаче ЕГЭ [Текст] - Новые исследования. - 2014. - № 2 (39). - с. 35-40.
8. Выготский, Л.С. «Педология подростка» [Текст] - Собр. соч.: в 6 т. — Т. 4. — М., 2006. — с.381-382
9. Гаврилова А.А. Психологическая готовность старшеклассников к сдаче ЕГЭ [Текст] - В сборнике: психолого-педагогические аспекты личности и межличностных отношений сборник статей 2018. с. 18-21.
10. Гутман Ю.Э. Социально-психологические и возрастные особенности юношеского возраста [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2017. № 1. С. 102-106. Режим доступа - https://elibrary.ru/item.asp?id=32351312
11. Граница В.Г. «Личностный компонент в структуре готовности старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена» [Электронный ресурс] // Студенческий электронный журнал Стриж. - 2016.- С. 86-92. Режим доступа - https://elibrary.ru/item.asp?id=26494923
12. Дементьева М.С. Исследование профессиональной
направленности личности современных подростков и старшеклассников [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2017. № 1. С. 106-111.Режим доступа - https://elibrary.ru/item.asp?id=32351312
13. Донцов Д.А., Донцова М.В. Психологические особенности
юношеского (студенческого) возраста [Текст] - Образовательные
технологии. Москва, 2013. № 2. С. 34-42.
14. Долгополова И.В. «Психологическая готовность детей к ЕГЭ» [Электронный ресурс] // Психологический журнал. - 2015 - с. 14-17. Режим доступа - https://elibrary.ru/item.asp?id=26280452
15. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] - Минск: Изд-во БГУ, 1976
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ