Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование психологической готовности к школьному обучению средствами игры

Работа №35332

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы109
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
454
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты готовности ребенка к школе
1.1. Сущностная характеристика понятий «готовность ребенка к
школьному обучению», «психологическая готовность» 7
1.2. Роль игры в подготовке ребенка к школьному
обучению 23
1.3. Общая характеристика готовности к школе детей дошкольного
возраста 17
Выводы по 1 главе 35
Глава 2. Психолого-педагогический эксперимент по формированию психологической готовности к школьному обучению
2.1. Уровень психологической готовности старших дошкольников к
школьному обучению на констатирующем этапе 38
2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению средствами игры 52
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования 56
Выводы по 2 главе 66
Заключение 70
Используемая литература 72
Приложения

Актуальность исследования: Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению.
В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.
Вопрос о готовности к обучению в школе рассматривали педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович[5], Л.А.Венгер[10], А.Л. Венгер[11], Л.С.Выготский[13],А.В.Запорожец[12], В.С.Мухин[29,30] А.Керн,А.Р.Лурия, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и многие другие. Авторами дается не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы
дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями.
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учиться в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическая готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент- залог надежности и качества будущей постройки.
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Таким образом, необходимо готовить детей к школьному обучению психологически, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей. Но, к сожалению, единого решения этой проблемы в науке не замечено, так же как и единого инструментария. Однако некоторые исследования ученых склонны отдать предпочтение игре как средству формирования психологической готовности к школе.
Актуальность темы исследования позволила сформулировать противоречие между потребностями общества в полноценной подготовке ребенка к школе с целью успешного функционирования и развития в образовательной среде, с одной стороны, и недостаточно изученными развивающими возможностями игры как средства формирования психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: какова роль игры как средства формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников.
С учетом этой проблемы была выбрана тема исследовании: «Формирование психологической готовности к школьному обучению средствами игры».
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить роль игры в формировании психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования психологической готовности к школьному обучению.
Предмет исследования: игра как средство формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников.
Мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: использование игр (дидактические, игры с правилами, ролевые и др.) способствует формирование психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
- опираться на характеристики понятия «психологическая готовность к школе»,
- использовать потенциал игры в школьном обучении,
- характеристики готовности к школе.
Цель исследования позволила сформулировать следующие задачи исследования:
1. Выявить сущность понятий «готовность ребенка к школьному обучению», «психологическая готовность», опираясь на психолого-педагогическую литературу;
2. Дать общую характеристику готовности к школе детей старшего дошкольного возраста;
3. Опытно-экспериментальным путем выявить роль игры в формировании психологической готовности старших дошкольников к школе.
Исследование проводилось с 1 декабря 2016г. до 1 апреля 2017г. в три основных этапа. На первом (поиского - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в литературе по теме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования. Методами исследования на этапе были: теоретический анализ, сравнение, обобщение опыта, наблюдение и синтез полученной информации.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась методика проведения комплекса игр с целью формирования психологической готовности к школе у старших дошкольников. Методами исследования на этапе были: психологическое и педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, беседа, наблюдение.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы. На этом этапе исследования использованы методы теоретического анализа; выполнена статистическая обработка полученных экспериментальных данных, их осмысление и обобщение.
Методологическая основа исследования, культурно-историческая концепция Л.С.Выготского; принципы возрастного, мотивационного и генетического подходов; связь и взаимодействие педагогических явлений с другими явлениями окружающего мира, единство теории и практики. Опытно-экспериментальную базу исследования составили воспитанники двух подготовительных групп, 6-7 лет в составе 18 и 20 человек и, 2 воспитателя этих групп МДОУ № 294 Московского района г.Казани, педагог-психолог.
Практическая значимость исследования состоит в том, что автором проанализированы основные подходы к понятию «психологическая готовность к школе», «готовность к школе», выявлена сущность этих понятий; опытно-экспериментальным путем доказана эффективность игры в формировании психологической готовности к школьному обучению.
Материалы квалификационной работы можно использовать в работе практических психологов, воспитателей детских садов, родителям и представителям образовательных учреждений, а также при чтении специальных курсов: по возрастной психологии, педагогике и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению - понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности. Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента, возникает потребность в психологической помощи ребенку.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача - довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
В нашем исследовании была предпринята попытка провести развивающую работу с детьми не готовых к школьному обучению «психологически». На формирующем этапе мы воспользовались пакетом игр, способствующий формированию психологической готовности к школе, предложенный Н.И.Гуткиной.
Гипотеза исследования подтвердилась полностью, что было подтверждено математической и статистической обработкой данных.



1. Андреев В.И. Педагогика. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 608 с.
2. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе.- М.:Просвещение, 1972. - 48 с.
3. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации//Начальная школа.- 1999.- № 1.-С. 61-63.
4. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1990.205с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.:Высшая школа,1968.-423с.
6. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1983.-164с.
7. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных детей.-М.:Просвещение, 1994.- 189 с.
8. Буря Р.С. «Готовим детей к школе.- М.: Просвещение, 1987.- 93с.
9. Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе.-М: «Генезис»,1998.-48с.
10. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе?- М.:Высшая школа, 1994.189 с.
11. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе/ Дошкольное воспитание.-1970.-№11.-С 12-19.
12. Возрастная и педагогическая психология. - М.: "Академия", 2001.-194с.
13. Выготский Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии. -1966. -№3. -С.3 -11.
14. Гаспарова Е. М. Дошкольное воспитание. - М.:Просвещение,1984.- 177с.
15. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной.-М.:Высшая школа, 1995.- 289 с.
16. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению М:Психологическое образование. 1997.- 235 с.
17. Гуткина Н.И.Психологическая готовность к школе.-СПб.:Питер, 2006.208с.
18. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.:Просвещение, 1978.-634с.
19. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под редакцией Дубровиной .-М. :Просвещение, 1987.-235 с.
20. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе.-М.:Просвещение, 1992.16с.
21.Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой- М.:Высшая школа,1980.- 267с.
22. Кравцов Е. Е. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе.-М.:Просвещение, 1991.- 145 с.
23. Кулагина И. Ю. Возрастная психология.-М.:Высшая школа, 1991. - 335 с.
24. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.Возрастная психология.-Ростов-на-Дону, 2002.-146с.
25. Логинова В. И. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 1988.254с.
26. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.:Просвещение, 1977.- 278 с.
27. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. - М.: Просвещение, 1983.-44с.
28. Марлова Г. А. Подготовка детей к школе в семье.-М.:Просвещение, 1976.- 190 с.
29. Мухина В. С. Психология детства и отрочества.-М.:Просвещение,
1998. -488 с.
30. Мухина В. С. Детская психология.- М.:Просвещение, 1985.-315 с.
31. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педаг. Общество России,
2001. -254с.
32.Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.- М.:Гендарики, 1999.- 261 с.
33.Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.:Просвещение, 1978.-385с.
34. Особенности психологического развития детей 6 - 7 летнего возраста/ под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера.- М.:Высшая школа, 1988 .189с.
35. Петроченко Г. Г. Развитие детей 6- 7 летнего возраста и подготовка их к школе .-М.:Просвещение, 1978.-291 с.
36. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ под редакцией И. В. Дубровиной.-М. :Высшая школа, 1998.-225 с.
37. Рогов Н. И. Настольная книга практического психолога. - М.:Просвещение, 1999.- кн. 1.- 214 с.
38. Самоухина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.- М.: Омега, 1993.- 215 с.
39. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. Введение в школьную жизнь//Школьный психолог».-1999.- № 23. - С 51-63.
40. Селиванов В.С Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.-М.:Изд.центр «Академия», 2002. - 336 с. Учимся общаться с ребенком/ под ред. Петровского В. А., Виноградова А. М..- М.:Высшая школа, 1999.- 178 с.
41. Сережкина А.Е. Основы математической обработки данных психологопедагогических исследований. -Казань: Печат.двор, 2007.- 156с.
42. Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001.-153с. 43.Эльконин Д. Б. Психологические игры. - М.: Просвещение, 1987.-184с. 44.Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - М.Ц. Сфера,
2002. -99с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ