Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Учебные проекты по географии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий школьников

Работа №95906

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4955 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования у обучающихся основной школы познавательных универсальных учебных действий 11
1.1. Сущность познавательных универсальных действий как основа
новых образовательных результатов 11
1.2. Образовательные возможности учебных проектов в формировании
познавательных умений школьников 21
1.3. Методические особенности учебных проектов по географии 30
Глава II. Методические условия формирования познавательных универсальных учебных действий школьников при выполнении учебных проектов по географии 44
2.1. Методические условия организации проектной деятельности для
познавательного развития школьников 44
2.2. Возрастные и психолого-педагогические особенности школьников49
2.3. Контрольно-диагностический инструментарий оценки уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у
обучающихся 55
Глава III. Организация и результаты опытного обучения школьников 66
3.1. Организация опытного обучения обучающихся 66
3.2. Результаты опытного обучения 74
Заключение 82

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


Образовательная деятельность в школе реализуется согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В рамках данного стандарта рекомендуется реализовывать в профессиональной деятельности педагога инновационные методы, приёмы, средства и технологии обучения. На уроках учителю необходимо разработать и реализовать занятие таким образом, чтобы он стал в роли консультанта для обучающихся, важно не представить готовые знания, а научить детей универсальным способам действий, которые помогут им развиваться и самосовершенствоваться в современном стремительно меняющемся мире, наполненным огромным количеством информационного потока. Именно об этом идёт речь в ФГОС основного общего образования: формирование основ умения учиться и способность к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать её, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе [76].
Цель деятельности образовательного учреждения на сегодняшний день заключается в следующем: научить обучающихся ставить перед собой определённые задачи учебной деятельности, уметь решать учебные проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, применяя полученные знания в практической деятельности.
Традиционный урок в обучении становится неактуальным. На сегодняшний день в педагогике популярными становятся деятельностные методы обучения. Изучением данных методов занимались знаменитые педагоги-психологи [18; 19; 56].
Одним из популярных методов деятельностного обучения является метод учебных проектов. Проектная деятельность направлена на развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать знания обучающихся, ориентироваться в потоке информационного пространства, что соответствует цели образовательной деятельности. Также учебные проекты способны повысить степень самостоятельности, инициативности школьников и их познавательную мотивированность; способствуют развитию навыков коммуникации в процессе групповых взаимодействий класса; пробуждают интерес к чтению и информационной грамотности; развивают умения презентовать и отстаивать своё мнение, вести диалог, принимать мнение одноклассников.
Все вышеперечисленные функции при реализации метода учебного проекта являются условиями формирования познавательных универсальных учебных действий школьников. Учебные проекты могут являться основой, которая поможет реализовать гуманистический подход в обучении, так как в данной деятельности формируются творческие способности школьника, деятельность которых направлена на реализацию идей и замыслов.
Одной из уникальных и интереснейших дисциплин школьного образования является география. Данная дисциплина способна открыть перед школьниками различные знания об окружающей действительности. В рамках данного предмета у детей развивается любознательность, которая побуждает к самостоятельности в изучении причин географических открытий и природных явлений. Сам предмет создаёт условия для современных форм изучения, в том числе и проектной деятельности.
Учебные проекты являются важным образовательным средством для познавательного развития школьников. ФГОС требует внедрения проектной работы, но в образовательных учреждениях не разработаны методические условия реализации данного метода. Хотя на сегодняшний день наука уделяет достаточно внимания проектной деятельности [50], однако, не изучено формирование познавательных универсальных учебных действий, посредством учебных проектов при изучении естественно-научных дисциплин. Это и объясняет актуальность выбранной темы «Учебные проекты по географии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий школьников».
Противоречие: между потребностью ФГОС в внедрении в образовательное учреждение учебных проектов для достижения формирования познавательных универсальных учебных действий и не недостаточным теоретическим и практическим обоснованием возможностей их формирования в условиях общеобразовательной организации.
Проблема: Каковы результативные способы формирования познавательных универсальных учебных действий школьников.
Степень разработанности темы исследования: вопросы познавательных учебных действий изучали многие учёные [46; 60; 69]. В 70 годы стали разрабатываться подходы системного осмысления общеучебных навыков и умений [6; 32; 69]. Известны также работы по формированию мотивированной познавательной активности [26; 34]. В настоящее время изучением, классификацией универсальных учебных действий занимаются многие педагоги-психологи [4; 13; 15; 16].
Описаны и апробированы средства формирования познавательных универсальных учебных действий [79; 82], теоретически изучен феномен познавательной деятельности [85; 86; 91], проектной деятельности [35; 39; 51; 68]. Подробно изучена и описана психолого-педагогическая характеристика обучающихся [33; 56; 81; 87], изучена теоретически и применена на практике классно-урочная система образования. Все вышеперечисленные позиции отражены в законодательной базе Российской Федерации, как уже отмечалось выше. Однако только единичные работы посвящены проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий средствами проектной технологии [71]. Необходимо отметить, что из-за недостаточно полного изучения формирования познавательных универсальных учебных действий школьников, посредством учебных проектов при изучении естественно-научных дисциплин, в данной работе на уроках географии, тема исследования имеет недостаточный уровень разработанности. Требует дополнительного изучения научной литературы, проведения диагностических разработок и реализацию на практике опытно-поисковой работы.
Объект исследования: обучение школьников географии.
Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии в проектной деятельности школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методические условия формирования познавательных универсальных учебных действий путем организации учебных проектов школьников на уроках географии.
Исходя из поставленной цели, можно поставить следующие задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по теме исследования, охарактеризовав сущность познавательных универсальных учебных действий.
2. Выявить образовательные возможности учебных проектов в формировании познавательных умений школьников по географии.
3. Обосновать методические особенности и условия организации проектной деятельности для познавательного развития школьников.
4. Охарактеризовать возрастные и психолого-педагогические особенности школьников.
5. Подобрать контрольно-диагностический инструментарий оценки уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у школьников.
6. Разработать и реализовать рабочую программу педагога по географии 5 класса с внедрением учебного проекта, определить результаты её реализации.
Гипотеза исследования: учебные проекты на уроках географии будут являться средством формирования познавательных универсальных учебных действий школьников, если:
- использовать в организации образовательного процесса системно - деятельностный подход, активизирующий познавательную деятельность обучающихся;
- рассматривать работу учебного проекта как основу развития познавательных универсальных учебных действий и способ получения метапредметного практико-ориентированного результата освоения основной образовательной программы;
- разработать и внедрить в образовательный процесс учебную программу педагога позволяющую от теоретического понимания проблемы перейти к практическим действиям по достижению высокого уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся в урочной деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования. В данной работе применяется системно-деятельностный подход обучения, который отражает цель образования по ФГОС. Данный подход обладает развитием самостоятельности, ответственности, рефлексии обучающегося на основе его субъектного опыта. Результатом обучения с применением данного подхода является образованность, а не обученность.
Элементы новизны:
- обоснована возможность поэтапного формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся с позиции системно-деятельностного подхода, через внедрение учебного проекта в урочную деятельность географии 5 класса;
- определены условия и особенности метода учебного проекта в достижении высокого результата освоения основной образовательной программы географии 5 класса;
- разработана рабочая программа педагога для 5 класса по географии с учётом ФГОС; предложено календарно-тематическое планирование с внедрением учебных проектов школьников на уроках географии;
предложены методические рекомендации педагогу при использовании метода проекта на уроке географии.
Теоретическая значимость:
- поэтапная деятельность на уроках географии с внедрением учебного проекта для обучающихся с целью формирования познавательных универсальных учебных действий и получения метапредметного практико-ориентированного результата освоения основной образовательной программы дополняет концепцию основного общего образования;
- описаны методические условия и особенности учебного проекта и показатели познавательных универсальных учебных действий, что обеспечивает возможность определения результативности их формирования и расширяет теорию организации педагогического процесса на основе его моделирования.
Практическая значимость: материалы диссертационной работы могут быть востребованы педагогами различных типов организаций общего образования, профессиональной подготовки и переподготовки педагогических работников. Методические рекомендации могут быть адаптированы к различным учебным дисциплинам, использоваться в программах урочной и внеурочной деятельности.
Теоретические методы исследования: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение.
Эмпирические методы исследования: анализ документов, беседа, наблюдение, проектная деятельность, тестирование, анкетирование.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся с реализацией системно-деятельностного подхода представляет целенаправленный, специально организованный процесс развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся при работе с учебным проектом. Познавательные универсальные учебные действия осуществляются на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности обучающихся, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе: экспериментов, конструирования, моделирования.
2. Учебные проекты позволяют включать школьников в активную творческую самостоятельную деятельность, где проявляются умения ориентироваться в информационном обществе и самостоятельно конструировать свои знания. Используя на уроках проектную деятельность, педагог может реализовывать педагогические принципы: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников, осуществление деятельностного подхода. Влияние проектной деятельности на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся определяется степенью овладения действиями практического и мыслительного характера: умением выделять проблемную ситуацию, формулировать проблему, определять способы решения проблемы, представлять продукт своей проектной деятельности.
3. Критериально-диагностический инструментарий формирования познавательных универсальных учебных действий школьников представлен в тестовых и опросных методиках.
4. Процесс формирования познавательных универсальных учебных действий школьников посредством учебных проектов реализуется при педагогических условиях: развитие познавательных интересов обучающихся в качестве педагогической цели; проектная деятельность как компонент содержания образования; индивидуальный выбор проектной деятельности обучающегося в рамках тем урока; педагогика сотрудничества учителя и школьника; системно-деятельностный подход образования. Для формирования познавательных универсальных учебных действий школьников разработана рабочая программа педагога по географии 5 класса, определено календарно-тематическое планирование, содержание, способы и средства развития познавательных универсальных учебных действий школьников в проектной деятельности на уроках, подобран диагностический инструментарий оценки уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
Структура работы: магистерская диссертационная работа состоит из введения; трёх глав, включающих по три параграфа; 12 рисунков; 8 таблиц; заключения; библиографического списка литературы, включающего 105 источников и 11 приложений.
В введении определяется объект, предмет, цель, задачи исследования, научная новизна, проблема, гипотеза, методы исследования, актуальность выбранной темы.
В первой главе диссертационной работы представлены теоретические аспекты учебных проектов как средства формирования познавательных универсальных учебных действий школьников на уроках географии. Выдвинуто заключение о том, что учебные проекты обладают огромным потенциалом в повышении познавательной активности школьников на уроках географии. Проектные работы позволяют раскрыть связи между школьными предметами и областями знаний, которые на уроках практически не изучаются. При выполнении проектных работ школьники не только реализуют свои знания, но и находят новые идеи, факты, концепции, демонстрируют умение понимать, применять информацию в своей деятельности и пересказывать своим сверстникам в необычной, интересной форме. Учебный проект помогает подготовить обучающихся к стремительно меняющемуся информационному потоку, развивает коммуникативные способности, повышает общекультурный уровень школьника, способствует развитию общеценностных качеств обучающегося. В проектном методе обучения заложены возможности для развития креативной деятельности не только обучающегося, но и учителя. В отличие от классно-урочной системы, в проектной деятельности проще создать атмосферу сотворчества и сотрудничества.
Во второй главе рассматриваются методические условия формирования познавательных универсальных учебных действий школьников при выполнении учебных проектов по географии. Характеризуются возрастные и психолого-педагогические особенности школьников. Выбирается критериально-диагностический инструментарий познавательных универсальных учебных действий школьников, а также разрабатывается рабочая программа педагога по географии 5 класса с календарно-тематическим планированием на основе проектной деятельности обучающихся, проводится первичная диагностика оценки уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.
В третьей главе описывается организация и результаты опытного обучения школьников, где прописываются цели и проведение опытного обучения, результаты. Материалы диссертационной работы апробированы на школьном методическом объединении, педагогических советах образовательного учреждения. После реализации экспериментальной работы по применению метода учебного проекта на уроках географии с обучающимися 5 класса, школьники самостоятельно могут ставить перед собой цели учебной деятельности, осуществлять поиск решения появившихся в ходе обучения проблем, формировать выводы, таким образом, в ходе данной деятельности происходит осмысленное усвоение материала. При такой работе с использованием проектной деятельности появляется способность к синтезу и анализу, формированию коммуникативных навыков. Учебные проекты позволяют школьникам неординарно мыслить, решать поставленные задачи, выдвигать свои гипотезы, высказывать и отстаивать своё мнение, и самое главное проявляется мотивация к учебной деятельности обучающихся.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Образование во все времена считалось главным условием развития общества. Главное направление развития современного образования образовательного учреждения - повышение качества образования и создание необходимых условий для обучающихся. Современное образование требует от обучающихся, помимо усвоения школьной программы - мобильности, ответственности, самостоятельности. Для успешного усвоения образовательной программы, и последующего обучения у обучающихся должны быть сформированы УУД.
Универсальные учебные действия представляют собой действия, дающие возможность ориентирования в различных предметных областях знаний. К УУД относятся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные действия. Необходимо учитывать, что познавательные универсальные учебные действия способствуют, не только развитию обучающегося, но и успешному переходу с одной ступени образования на другую. Поэтому формирование познавательного интереса у школьников является приоритетным направлением в школьном образовании. Для того чтобы познавательные УУД обучающихся были высокими, детей необходимо заинтересовать, применяя на уроках нестандартные способы и методы обучения.
Среди множества образовательных методов, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий особое место занимает метод учебного проекта. Учебный проект можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность педагога и обучающегося. Работа над учебным проектом позволяет школьнику приобрести знания в виде универсального учебного действия - проектирования. Учебные проекты позволяют осуществлять внутрипредметную и межпредметную интеграцию, осуществлять практическую деятельность, самостоятельно исследовать объект, конструировать свой индивидуальный продукт деятельности.
Г еография является уникальной дисциплиной для реализации учебного проекта, ведь именно данный предмет направляет обучающегося в мир изучения географических открытий, познания природных явлений. В нашей работе мы предлагаем на уроках географии 5 класса реализовывать рабочую программу педагога с внедрением метода учебного проекта.
В ходе констатирующего этапа поисковой работы нами был установлен исходный уровень формирования познавательных УУД. В опытном обучении приняли участие два пятых класса. При помощи анкетного метода были определены мотивация к уроку географии, познавательная активность, уровень знаний по предмету география. С этой целью использовались: Диагностика тест-опросник «Развитие интеллектуальных способностей школьника»; «Диагностика уровня сформированности познавательных интересов школьников»; Диагностика уровня познавательной активности обучающихся; вводный тест по географии 5 класса на выявление познавательных УУД.
Результаты обследования детей показали, что в результате проведённой диагностики у детей преобладают средний и низкий уровни формирования познавательных УУД. На этапе формирующего эксперимента мы апробировали содержание работы по формированию познавательных УУД посредством образовательной программы педагога по предмету география 5 класса с внедрением метода учебного проекта. С помощью проектной деятельности мы целенаправленно смогли повлиять на формирование познавательных универсальных учебных действий школьников. Для проверки эффективности формирующего этапа экспериментальной работы был проведён контрольный этап исследования.
После повторного проведения диагностических методик на контрольном этапе экспериментальной работы, мы выяснили, что у большинства обучающихся уровень формирования познавательных навыков стал значительно выше. Методики использовались те же, что и на констатирующем этапе экспериментальной работы. У обучающихся сформировались такие умения как ориентация в новом материале, владение мыслительными операциями, активность, инициатива, нахождение решений задач.
Таким образом, анализ полученных результатов контрольного этапа экспериментальной деятельности свидетельствует о том, что реализация работы по формированию познавательных УУД школьников посредством метода учебного проекта, создаёт условия для более эффективного их развития и последующего обучения, но необходимо отметить и проблемы, возникшие в работе педагога. Во-первых, это затратность временного ресурса педагога при подготовке материалов к уроку. Во-вторых, не каждый проект обучающегося отвечает требованиям проектной деятельности. В- третьих, не все запланированные этапы урока реализуются по плану педагога, из-за индивидуальных особенностей обучающихся.
Овладение учителем географии проектной компетентностью поможет изменить устаревшую стереотипную систему учебного процесса географического образования, в целом может показать более высокий уровень результативности профессиональной педагогической деятельности и дать возможность создать свою, новаторскую систему обучения [49]. В дальнейшем работая над проблемой формирования познавательных УУД необходимо обобщить опыт научно-практической деятельности по внедрению в урочную деятельность метода учебного проекта, представить результат педагогическому сообществу разработав учебно-методический комплект публикаций на тему «Учебный проект как средство формирования познавательных УУД».
Анализируя полученные данные контрольного этапа экспериментальной деятельности можно констатировать, что применение учебного проекта в образовательной деятельности обучающихся позволяет повысить уровень познавательных УУД школьников, таким образом, цель достигнута, гипотеза подтверждена.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ