Введение 13
1 Теоретические основы функционирования рынка банковских услуг 16
1.1 Понятие и виды банковских услуг 16
1.2 Специфика конкурентной борьбы в банковском секторе 43
2 Конкуренция на рынке банковских услуг в России 62
2.1 Характеристика банковского сектора России в посткризисный период 62
2.2 Особенности конкурентной стратегии российского банка (на примере
ПАО КБ «Восточный» 74
3 Социальная ответственность 84
Заключение 97
Список используемых источников 99
Одной из ключевых составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства является конкуренция. В современной экономической науке продолжает сохраняться интерес к изучению содержания и сущности конкуренции, поскольку именно она выступает главным элементом системы рыночных отношений и залогом лучшего использования потенциала общества. Развитие теории рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение. От степени изученности законов, методов, форм и инструментов конкуренции, от глубины выявления ее особенностей применительно к современной экономике зависит возможность дальнейшего совершенствования стратегии и тактики деятельности на рынке.
Для российской экономики исследование теории конкуренции актуально, поскольку специфика российской экономики такова, что главенствующую роль во многих ее отраслях играет государство, и здесь необходимо выработать такую модель конкуренции, которая позволяла бы обеспечивать развитие рыночных отношений при сохранении существенного государственного влияния.
Степень изученности проблемы.
Теоретической основой данной работы стали труды отечественных экономистов : Г.А. Бурцевой, Ю.Н. Буланова, Н.И. Валенцевой, М.С. Гриднева, А.Г. Грязновой, Е.Ф. Жукова, В.С. Захарова, Ю.И. Коробова, В.Н. Козельского, О.И. Лаврушина, Ю.И. Львова, Н.К. Лутошкиной, И.Д. Мамоновой, Е.А. Нестеренко, С.А. Потемкина, Г.С. Пановой, Н.Э. Соколинской, С.И. Черных и др., а также таких зарубежных экономистов, как К.Р. Макконнелл, Д. Мод, Ф. Молино, Р. Холт, У.Ф. Шарп.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что коммерческие банки расширяют спектр своих услуг и не ограничиваются лишь только розничным кредитованием. Конкуренция заставляет их менять банковскую политику, адаптироваться и применять различные методы по отношению к клиентам. В данной работе будет проведен анализ конкуренции банковских услуг, изучены банковские продукты и их специфика.
Целью работы является в изучении тенденций банковской конкуренции. Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:
- рассмотреть необходимость и виды банковских услуг;
- определить сущность банковской услуги;
- отобразить конкуренцию на рынке банковских услуг и ее особенности в России;
- выявить факторы развития банков с иностранным капиталом в России;
- провести анализ состояния конкуренции на рынке банковских услуг в России;
- определить направления развития конкуренции на рынке банковских услуг в России;
Объектом исследования является конкуренция на рынке банковских
услуг.
Предметом исследования является экономические отношения, возникающие при осуществлении банками коммерческой деятельности и оказывающие влияние на банковскую конкурентоспособность.
Теоретической и методологической основой исследования послужили отечественные и зарубежные труды, посвященные вопросам конкуренции на рынке банковских услуг. Полученные результаты уточняют, дополняют и развивают теорию конкуренции. Разработанные положения позволяют представить классификацию видов и услуг современной банковской конкуренции в условиях сегодняшней экономики.
Информационной базой исследования является статистические данные Федеральной службы государственной статистики, статистические базы данных крупных финансовых организаций, экспертные прогнозы и оценки агентства "Эксперт РА", а также материалы по вопросам теории конкуренции и межбанковской конкуренции, представленные в монографиях, периодических изданиях, в сети Интернет.
Практическая значимость состоит в том, что сформулированные в исследовании выводы и рекомендации по развитию коммерческих банков в условиях кризиса должны способствовать развитию региональной экономики и усилению роли региональных властей в развитии регионального финансового сектора, а также в выработке стратегии развития конкурентных преимуществ коммерческих банков. Практическое значение имеет концепция процесса мониторинга конкуренции на банковском рынке, которая положена в основу функционирования системы мониторинга конкуренции на рынке банковских услуг
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников. В первой главе рассмотрены вопросы, связанные с процессами развития сферы банковских услуг. Во второй главе рассмотрена банковская конкуренция на примере коммерческого банка ПАО «Восточный». Основной текст работы изложен на 103 страницах.
В ходе проведенной работы были достигнуты следующие результаты: в рамках развития теории рыночной конкуренции рассмотрены содержание и сущность конкуренции, выявлены ее особенности в современных условиях экономической ситуации в России. Охарактеризованы все основные этапы зарождения и становления конкуренции. Рассмотрена классификация видов и услуг банковских продуктов.
Рассмотрены основные направления современного развития конкурентных отношений в банковском секторе.
Проанализировав ситуацию на рынке банковских услуг России, выявлено, что уровень конкуренции в различных сегментах рынка банковских услуг является низким. В Российской Федерации показатель концентрации банковского капитала остается одним из самых высоких в мире. Конкуренция на рынке банковских услуг экономики в основном сосредоточена в сфере привлечения банковского капитала. Самыми важными источниками привлечения финансовых ресурсов- это иностранный капитал, средства физических лиц, бюджетные средства, ресурсы крупных финансовых групп.
Важным фактором, искажающим конкуренцию банковских организаций, являются неконкурентные преимущества отдельных участников, т е сосредоточение за счёт личных связей крупную и конкурентоспособную клиентуру и замыкание стабильных финансовых потоков. Неконкурентными преимуществами обладают другие кредитные организация, которые являются частью крупных финансовых групп.
Несмотря на наличие множества проблем, банками России в настоящее время освоены почти все виды банковских услуг. Активная работа идет по усовершенствованию ассортимента основных услуг, внедрению новых услуг.
Также западные санкции, введенные против России, как это ни парадоксально, привели к развитию современной зрелой конкуренции именно в банковском секторе, ослабив монопольное положение крупных банков с государственным участием, и тем самым система современной зрелой конкуренции в банковской сфере, в том числе и на региональном уровне, приобрела законченный вид.
Всё больше банки оказывают большое внимание на стратегическое планирование. Так как растущая конкуренция на рынке требует особых решений, чтобы достичь конкурентных преимуществ перед соперниками. Таким образом, несмотря на существующие проблемы, конкурентная среда рынка банковских услуг показывает высокий уровень развития. Конкуренция, побуждающая субъектов банковского рынка к эффективным действиям, способствует повышению качества услуг, оказывающих банками, что помогает укрепить доверие к российскому рынку банковских услуг.
1. Коробова Г.Г. Банковское дело.М.: Магистр, 2009. 590 с.
2. Федеральный закон о банках и банковской деятельности № 395-1 от 02.12.1990 (редактирован от 05.04.2016)
3. Лаврушин О.И Банковское дело.М.: КНОРУС, 2013. 800 с.
4. Гаджиев А.А. Деньги, кредит, банки: учеб. для вузов М.: Экзамен, 2007. 506 с.
5. Тагирбеков К. Р. Основы банковской деятельности. М.: «Весь Мир», 2013. 420 с.
6. Валенцева Н.И Банковское дело М.. КНОРУС, 2015 - 600 с.
7. Федеральная служба государственной статистики FMCG [электронный ресурс] http://www.gks.ru URL: http://salesmasters.ru/rejting-torgovyx-setej- fmcg/ (дата обращения 14.04.2016).
8. Бодров А. Конкуренция банков и определение конкурентных преимуществ на современном рынке банковских услуг // Вестник КемГУ. 2014. 263 - 266 с.
9. Алиев У.Ж. М Модификация современной конкуренции в зеркале теоретической экономии Изд - во ЯГТУ, 2014. 37 с.
10. Дудина, Д.Г. Управление социально-значимыми проектами инвестиционной деятельности коммерческих банков Москва, 2015. 85 с.
11. Климова Н.В. Трансформация мировой банковской системы через призму глобальных дисбалансов М.: Редакция журнала «Экономика и предпринимательство» - 2014. - № 5-1 (46-1). - С. 112-115
12. Ермакова Е.А. Финансовые риски государства: сущность, особенности, классификация, способы управления // Вестник СГСЭУ. 2014. № 2 (51).
13. Кобрендинг как программа лояльности [Электронный ресурс] - URL: http://www.mgmt.ru/magazin/articlecb.html (дата обращения 08.05.2016)
14. Коробова Г.Г. Банковская культура как фактор развития банковской конкуренции // Банковские услуги. 2012. № 2. С. 12-23.
15. Кузнецова М.В., Захарян А.В. Проблемы кредитования физических лиц в период кризиса Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 3 - 1 (71).
С. 109 - 111.
16. Медведев H.H., Михалев О.В. Объединение банков: оценка экономической эффективности // Деньги и кредит.-2016.-№12.- С. 44-46.
17. Национальное агентство финансовых исследований [Электронный ресурс]. URL: http://nacfin.ru/ (дата обращения 15.04.2016)
18. О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2018 года: заявление Правительства РФ № 1472п-П13, Банка России № 01-001/1280 от 05 апреля 2015 г.[Электронный ресурс] URL http://www.cbr.ru/today/payment system/P-sys/ (дата обращения 05.04.2016)
19. Коробов Ю.И. Банковская культура и банковская конкуренция: проблемы взаимосвязи // Банковская культура и банковская конкуренция: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Саратов, 28 февраля 2015 г.) / Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». Саратов: КУБиК, 2014. С. 37 - 40.
20. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. / М. Портер М.: «Альпина Паблишер», 2012, С. 50.
21. Роднина А.Ю. Факторы конкуренции на российском рынке банковских услуг:региональный аспект / А.Ю. Роднина // Теоретическая экономика.
2014. №1. С. 40 - 47.
22. Самсонова Е.К. Формирование и развитие конкурентной среды на рынке банковских услуг России: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2013. № 29. С. 2-7.
23. Тавасиев А.М. Конкуренция в банковском секторе России: учеб. пособие для вузов / А.М. Тавасиев. М.: Юнити-Дана, 2014. - 304 с.
24. Банковская конкуренция [Электронный ресурс]. URL http: // www.banki.ru (дата обращения 18.04.2016)
25. Медведева, В.Р. Категоризация клиентов по степени ценности и пути увеличения количества лояльных клиентов в банковской сфере / В.Р. Медведева // Вестник Казанского государственного финансовоэкономического института. 2008. №3. С.16-19
26. Министерство финансов РФ [электронный ресурс] / http://minfin.ru/, URL: http://info.minfin.ru/income expense.php (дата обращения 21.03.2016).
27. Баграмян Т.С. Анализ современных тенденций развития конкуренции на банковском рынке в России // Международный студенческий научный вестник. 2014. № 4.C.;
28. Белоглазова Е.Г. Банковское дело СПб.. Питер, 2008.400 с.
29. Российская Федерация: последние тенденции экономического развития: февраль 2015 // Доклад экспертов Всемирного банка под
рук. Б. Хансл URL:
http://mineconomic.pnzreg.ru/files/economic pnzreg ru/docs/rer-30-rus.pdf. (дата обращения 14.05.2016)
30. Волков О.Р. Конкуренция на российском банковском рынке и оценка конкурентоспособности банков М., 2016. - 24 с.
31. Банк России [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.cbr.ru.
32. Справочник банков России [Электронный ресурс]. URL: http: //bankir■ru/bank■(дата обращения (14.05.2016)
33. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru. (дата обращения 18.05.2016)
34. Соловьева, Т.Н. К вопросу о приоритетах денежно-кредитной политики Банка России и их влиянии на развитие экономики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.
2016. - № 12-1.- С. 149-152.
35. Концепция развития финансового рынка России до 2020 года.
Банковский сектор [Электронный ресурс]. URL:
http: //raexpert.ru/strategy/conception/part2. (дата обращения 18.05.2016)
36. Все о банке [Электронный ресурс]. URL: http: //www. rosbank, ru.( дата обращения (01.05.2016)
37. Кахриманова К.Р. Кластеризация коммерческих банков внутри российской банковской системы [Электронный ресурс] / К.Р. Кахриманова // УИС РОССИЯ: Научные исследования экономического факультета : электрон. журн. - 2016. - Т. 6. - Вып. 1. - С. 91-115. - Режим доступа : http://uisrussia.msu.rU/docs/nov/sr_econ/2014/1/ sr_econ_index_2014_1 .htm.
38. Все о банке [Электронный ресурс]. URL : https://www.vostbank.ru/ob/about О банке (дата обращения (05.05.2016)
39. Все о банке [Электронный ресурс]. URL: http://forexcopy.com/analitika- company-14.php.
40. Федотова Г. В. Банковский риск-менеджмент В сборнике: Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления материалы Х международной научно-практической конференции. Курск, 2016. С. 401-405.
41. Травкина Е.В. К оценке устойчивости современного состояния российского банковского сектора // Вестник СГСЭУ. 2012. № 3 (42). 6. Указ Президента РФ от 01 февраля 2016 г. № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации».
42. Рудович, С.Н. Бизнес-клуб как уникальная программа лояльности корпоративных клиентов: журнал // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. №15
43. Медведева В.Р. Категоризация клиентов по степени ценности и пути увеличения количества лояльных клиентов в банковской сфере 2015. №3.
С.16-19
44. Все о банке [Электронный ресурс]. URL: https://www.vostbank.ru/ob/about О банке стр 1 (дата обращения 08.05.2016)
45. Все о банке [Электронный ресурс]. URL: https://www.vostbank.ru/ob/about О банке стр 1 (дата обращения 08.08.2016)