Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конкуренция на рынке банковских услуг

Работа №76898
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметэкономика
Объем работы109
Год сдачи2017
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ 6
1.1. Экономическая сущность, виды и формы конкуренции в банковском
секторе 6
1.2. Методы диагностики состояния банковской конкуренции на рынке 16
2. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ 28
2.1. Анализ состояния банковской конкуренции в Российской Федерации 28
2.2. Обзор и оценка конкуренции на региональном банковском рынке на
примере Республики Татарстан 41
3. НАПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО РАЗВИТИЯ В БАНКОВСКОМ
СЕКТОРЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 57
3.1. Проблемы банковской конкуренции в современной экономике и пути
их решения 57
3.2. Прогноз развития конкуренции в банковском секторе России в
условиях его консолидации на основе экономико-математического моделирования 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 85

Одной из важных стратегических задач социально-экономического процветания России является создание и поддержка конкурентоспособности банковской системы. Эффективность банковского бизнеса в стране прямо зависит от умелого поддержания на финансовых рынках добросовестной конкуренции и от общего состояния конкурентных отношений. Последовательное развитие финансового рынка, адекватное условиям настоящего времени, требует пересмотра принципов работы кредитных организаций, основой которых становится оптимальное использование конкурентного потенциала.
В целях достижения и сохранения конкурентоспособности коммерческих банков необходим четко отлаженный механизм управления, включающий организацию и проведение комплекса мер по сохранению и улучшению их конкурентной позиции. Одним из элементов такого механизма является анализ конкурентной позиции банка, направленный на выявление факторов, способствующих позитивной динамике и оптимизации деятельности. Все вышеизложенное характеризует актуальность и практическую значимость исследования особенностей функционирования коммерческих банков и вопросов повышения конкурентной позиции.
Значимость конкурентоспособности банковского сектора как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях, фрагментарный характер исследований, не затрагивающий многих важных практических аспектов рынка банковских услуг и развития межбанковской конкуренции в региональном банковском секторе экономики, а также отсутствие комплексной оценки конкурентных позиций банков обусловили актуальность и предопределили выбор темы, постановку цели и задач работы.
Объектом исследования выступает банковская система России, в частности, рынок банковских услуг России и Татарстана.
Предметом исследования является конкурентная среда, в которой 4
функционируют банки России и Татарстана в процессе предоставления банковских услуг.
При написании выпускной квалификационной работы была поставлена цель, всесторонне изучить банковскую конкуренцию в условиях рыночных отношений для построения прогнозной модели конкурентного развития банковского рынка в части кредитования реального сектора экономики. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими основами конкуренции на рынке банковских услуг;
- определить способы и методы определения конкуренции на рынке банковских услуг;
- оценить современное состояние и уровень конкуренции на общероссийском рынке и его сегменте - банковском рынке Татарстана;
- вывить проблемы и факторы, сдерживающие развитие конкуренции на рынке банковских услуг, предложив механизмы их устранения;
- применить инструменты экономико-математического моделирования для прогнозирования конкурентного развития банковского рынка в части кредитования реального сектора экономики и тем самым определить возможности поведения конкуренции в будущем.
Теоретико-информационной основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, нормативные правовые акты, статистическая информация, доступная на официальном интернет-сайте Центрального банка России, научные статьи из периодических изданий, монографии.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования: приемы индуктивного и дедуктивного изучения, диалектический способ познания, принципы исторического, логического и системного анализа, метод обобщений, математические и статистические методы.
Среди авторов, в чьих трудах предметом экономического анализа выделить Ю.И. Коробова, М.В. Михайловой, Е.В. Рыбина. В области банковской конкурентоспособности получили известность работы Г.Г. Коробовой, B.C. Кромонова, Ю.С. Кудашевой, Г.О. Самойлова, О.Г. Семенюта и другие. В то же время в современной экономической литературе недостаточно представлен региональный аспект конкурентной деятельности банков, в частности, в периодической литературе отсутствует глубокий анализ конкуренции регионального рынка банковских услуг Республики Татарстан, мало научных трудов, посвященных комплексному исследованию оценки конкурентных позиций отдельной кредитной организации.
Работа состоит из введения, трех глав, в каждой из глав по два параграфа, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Банковская конкуренция представляет собой динамичный процесс соперничества кредитных организаций, где они стремятся обеспечивать себе прочное положение на рынке банковских услуг, завоевывать свою нишу и постоянно поддерживать ее как можно дольше, а при изменениях банковского рынка совершенствовать ее разными способами и приемами. При здоровой банковской конкуренции повышается эффективность деятельности кредитных организаций, активизируется научно-технический процесс, стимулируется новаторство в области предложения банковских продуктов, услуг и технологий, выравниваются процентные ставки, происходит содействие развитию экономики страны в целом.
Банковская конкуренция обладает целым рядом особенностей, которые отличают ее от конкуренции на иных финансовых рынках. Кредитным организациям отводится роль контролеров и регуляторов общественной жизни. На рынке банковских услуг в условиях жесткой конкуренции кредитные организации должны, прежде всего, заботиться о количественном и качественном улучшении предоставляемых ими услуг. Это способствует укреплению устойчивости кредитных организаций, диверсификации и укреплению конкуренции.
Существуют различные виды банковской конкуренции, которые объясняются различными признаками, которые лежат в основе классификации. Выделяют следующие виды банковской конкуренции: конкуренция продавцов и конкуренция покупателей, индивидуальная и групповая конкуренция, внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция, ценовая и неценовая конкуренция, совершенная и несовершенная конкуренция. Однако в процессе осуществления своей деятельности банки характеризуются различными видами конкурентной борьбы. Между банками одновременно могут возникать различными виды конкурентной борьбы, в том числе банку может быть присуща индивидуальная, внутриотраслевая и ценовая конкуренции одновременно.
Законодательную основу регулирования отношений конкуренции и монополизма в банковском секторе российской экономики составляет в настоящее время Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. Данный закон представляет собой единый законодательный акт, посвященный вопросам защиты конкуренции на всех рынках, включая и рынок банковских услуг.
Проведенный анализ конкурентных отношений в российском банковском секторе позволил нам сформулировать следующие особенности:
- территориальная неравномерность распределения банковской сети;
- большое количество мелких и средних банков с невысоким уровнем капитализации, которые не в состоянии обслуживать крупнейшие российские компании. При этом велика роль мелких региональных банков в обслуживании малого бизнеса, особенно в районах так называемой финансовой периферии;
- концентрация банковского капитала в крупнейших коммерческих банках федерального значения, среди которых особо выделяется группа банков, обеспеченных государственной поддержкой;
- место и роль ПАО «Сбербанк России», конкурентное положение которого определяется доминирующим положением во всех ключевых сегментах банковского сектора страны, поддержкой со стороны стратегического инвестора - Центрального банка Российской Федерации, обширной филиальной сетью в регионах, стабильной, диверсифицированной по секторам экономики клиентской базой в сегменте корпоративного кредитования, имиджем наиболее надежного российского банка, невысокой зависимостью от международных источников финансирования.
В работе также была проведена оценка конкурентной среды одного из ключевого сегмента российского рынка - Республики Татарстан. Анализ показал, что наблюдается постепенное завоевание доминирующей роли инорегиональных банков в сопоставлении с самостоятельными банками региона по всем ключевым услугам банков - кредитованию, расчетно-кассовому обслуживанию, вкладов населения. На это определенное влияние оказало административные меры Банка России в части отзывов лицензий у пяти банков в 2017 г., и одного банка в 2016 г., а также введение временной администрации в деятельность двух региональных банков. Таким образом, банковский рынок республики стал уязвим и самостоятельные банки региона стали терять свои конкурентные позиции, хотя в целом обстановка на банковском сегменте региона некритичная и управляемая.
Из проведенного комплексного анализа банковской конкуренции в банковском секторе России и в его отдельном сегменте - Татарстане, позволило нам сформулировать ключевые проблемы конкурентного развития банковского сектора России. К наиболее значимым проблемам развития конкурентного банковского рынка в Российской Федерации мы отнесли:
- укрупнение российских банков, как на основе роста, так и путем слияний и поглощений, что и без того увеличивает концентрацию капитала и ведет рынок к монополистической конкуренции или олигополии;
- ослабление позиций дочерних банков с участием иностранного капитала, несмотря на их эффективность;
- «национализация» банковского рынка со стороны государства;
- ухудшение независимости и состоятельности региональных банков.
В условиях развития Банком России стратегии по консолидации и укрупнению банковского сектора России наблюдались массовые отзывы лицензий у недобросовестных или несостоятельных банков, однако финансовая устойчивость банковского сектора и тем более конкурентоспособность банков от этих процедур не выигрывает. Более того, в связи с отзывами лицензий у ряда банков снижается доверие контрагентов и населения к кредитным организациям, что повышает уязвимость банковского сектора в глазах общества. К тому же административные шаги мегарегулятора и санкционные события вокруг России вынуждает уходить с банковского рынка иностранные банки, которые отражают наилучшие показатели эффективности деятельности, даже в сравнении с государственными банками.
Банк России и банковское сообщество не могло этого не заметить, и совместно выступили по ряду предложений по решению данных проблем путем поправок в законодательные акты или ввода новых законов. В частности предлагается усовершенствовать процедуру санации банков, разграничить по территориальному признаку банки, с разделением их на банки федерального масштаба и ввода понятия «региональный банк», классифицировать банки с универсальной и базовой лицензиями.
Данные мероприятия по замыслу Банка России позволит решить проблему в отношении проблемных банков не только административными методами, но и с использованием рыночных инструментов, что не повлечет за собой недоверие клиентов к банковским структурам. Позволит занять свою нишу на банковском рынке региональным банкам, которые крайне необходимы местному малому и среднему бизнесу. Тем самым конкурентоспособность банковского сектора повысится.
Для того, чтобы определить уровень развития банковской конкуренции в перспективе, в соответствии со стратегией развития банковского сектора до 2020 г. нами было принято решение о проведении эконометрического анализа в рамках ИХХ в рамках кредитной активности банков по отношению к реальному сектору экономики, на основе шести факторов за последние 17 лет. Модель показала, что даже при росте кредитования (в год на 10%), так и при снижении кредитования (на 10%) ИХХ не будет сильно повышаться. Следовательно, можно говорить, что банковский сектор России сформирован и этот рынок можно охарактеризовать как олигополию или монополистическую конкуренцию, под влиянием государственных банков. И как такового рыночного формата банковской конкуренции в ближайшие 2-3 года, а то и 5-10 лет вряд ли сложится.



1. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.12.1990 г., № 395-1 (ред. от 3.07.2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.04.2017.
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 г., №86-ФЗ (ред. от 28.03.2017 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.04.2017.
3. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.07.2006 г., № 135-ФЗ (ред. от 3.07.2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.04.2017.
4. Об оценке экономического положения банков [Электронный ресурс]: Указание Банка России от 30.04.2008 г., № 2005-У (ред. от 11.11.2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.04.2017.
5. О рекомендациях по проведению анализа деятельности кредитных организаций и развития банковских услуг в регионе [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 7.08.2006 г. № 106-Т // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.04.2017.
6. Андреев И.В. Критерии конкурентоспособности однородных банковских услуг. М.: Маркетинг, 2010. 118 с.
7. Бараз В.Р. Корреляционно-регрессионный анализ связи показателей коммерческой деятельности с использованием программы Excel. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ». 2010. 102 с.
8. Елисеева И.И. Эконометрика. М.: Финансы и статистика, 2011. 344 с.
9. Коробов Ю.И. Банковская конкуренция в условиях становления рыночных отношений. М.: Кнорус, 2011. 353 с.
10. Коробова Г.Г. Банковское дело. М.: Экономистъ, 2010. 766 с.
11. Рыбин Е.В. Пути повышения конкурентоспособности российских банков. М.: Финансы и статистика, 2012. 208 с.
12. Семенюта О.Г. Основы банковского дела в Российской Федерации. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 448 с.
13. Харитонова Р.С. Экономико-математическое моделирование в экономике. Казань: КГФЭИ, 2009. 216 с.
14. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика / под общ. ред. Кремера Н.Ш. М.: КНОРУС. 2010. 302 с.
15. Самойлов Г.О., Бачалов А.Г. Банковская конкуренция. / под общ. ред. Бачалова А.Г. М.: Экзамен, 2012. 256 с.
16. Петров М.А. Стратегия развития конкуренции в банковском секторе экономики: дисс. док. экон. наук. Саратов, 2006. 418 с.
17. Влезкова В.И. Развитие конкуренции на рынке банковских услуг в условиях глобализации: дисс. канд. экон. наук. Самара, 2015. 135 с.
18. Кудашева Ю.С. Совершенствование методики оценки
конкурентоспособности коммерческого банка: дисс. канд. экон. наук. Ставрополь, 2006. 188 с.
19. Додонов С.В. Развитие конкуренции как фактор эффективности российской банковской системы: автореф. дисс. канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2008.
18 с.
20. Анисимова А.И., Верников А.В. Структура рынка банковских услуг и ее влияние на конкуренцию (на примере двух российских регионов) // Деньги и кредит. 2016. № 11. С. 53-61.
21. Антонов И.Ю. Перспективы развития различных групп российских банков в условиях консолидации банковской деятельности // Банковские услуги. 2016. № 7. С. 7-13.
22. Гаджиев А.А., Самсонова Е.К. Конкуренция на рынке банковских услуг // Банковская деятельность: услуги. 2014. № 5. С. 21-27.
23. Ильясов С.М. О конкуренции на банковском рынке // Деньги и кредит. 2015. № 7. С. 38-41.
24. Климова Н.В. Повышение международной конкурентоспособности российских банков // Аудит и финансовый анализ. 2016. № 6. С. 88-92.
25. Мизгулин Д.А. Еще раз к вопросу о конкуренции на рынке банковских услуг // Банковское дело. 2016. № 6. С. 11-14.
26. Михайлова М.В. Роль конкурентной стратегии современного коммерческого банка // Финансы и кредит. 2016. № 36. С. 51-54.
27. Мишин Г.И. Некоторые аспекты банковской конкуренции // Банковские услуги. 2015. № 1. С. 23-26.
28. Моисеев С.Н. Оккупации не будет, конкуренция останется // Антикризисное и внешнее управление. 2016. № 4. С. 13-15.
29. Моисеев С.Н. Реалии монополистической конкуренции в российском банковском секторе // Современная конкуренция. 2015. № 1. С. 94-101.
30. Мотохин А.М. Методика оценки конкурентных позиций коммерческого банка // Банковское дело. 2014. № 37. С. 40-43.
31. Попков В.В. О поддержании равноправной конкуренции на рынке банковских услуг // Деньги и кредит. 2015. № 5. С. 17-23.
32. Рабинович И.В. Развитие международной деятельности российских банков
как необходимое условие повышения их международной
конкурентоспособности в условиях глобализации // Международные отношения. 2017. № 2. С. 65-75.
33. Рыбин Е.В. Финансовый кризис, как путь реструктуризации банковского сектора // Банковское дело. 2015 № 1. С. 59-65.
34. Садков В.Г. Конкуренция на финансовых рынках: состояние, проблемы, методы регулирования // Финансы и кредит. 2014. № 6. С. 24-28.
35. Толстых Е.И Конкуренция на российском банковском рынке (обзор авторефератов) // Российское предпринимательство. 2015. № 4. С. 569-578.
36. Черных С.И. Банковская конкуренция и концентрация капитала // Финансы и кредит. 2017. № 1. С. 20-27.
37. Шарафиева А.И. Теоретические основы банковской конкуренции / Шарафиева А.И. // Проблемы экономики и управления. 2015. № 3. С. 32-35.
38. Эзрох Ю.С. Концепция управляемой банковской конкурентной среды // Финансы и кредит. 2016. № 47. С. 17-30.
39. Валенцева Н.И. Поморина М.А. Модернизация бизнес-моделей деятельности отдельных групп российских коммерческих банков // Вестник Финансового университета. 2016. № 6. С. 108-119.
40. Коломиец И.В. Модели оценки конкурентоспособности банка // Вестник ХНЕУ. 2016. С. 212-214.
41. Краюшкин В.С. Конкурентная стратегия банка: содержание и этапы формирования // Сборник СКГТУ. 2015. Том 10 № 1. С. 56-69.
42. Пасечникова О.В., Малеева А.В. Конкурентоспособность кредитной организации и методы ее оценки // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2015. № 6. С. 61-63.
43. Чернова С.А., Алиева М.Ю. Методические подходы к оценке конкурентоспособности региональных коммерческих банков // Известия УрГЭУ. 2015. № 1. С. 89-99.
44. Кисилевич Ю.В. Особенности анализа конкуренции в банковской отрасли. -
Режим доступа: http://viperson.ru/articles/osobennosti-analiza-konkurentsii-v-
bankovskoy-otrasli(дата обращения 28.04.2017).
45. В России лишь 100 банков смогут к 2018 г. преодолеть планку по капиталу в 1 млрд. руб. - Режим доступа:http://www.finmarket.ru/news/4365429(дата обращения 28.04.2017).
46. Госдума примет три важнейших закона для банковской сферы. - Режим
доступа: https://arb.ru/b2b/news/gosduma primet tri vazhneyshikh
zakona dlya bankovskoy sfery-10108656/? source=mail (дата обращения
28.04.2017).
47. Обзор банковского сектора Российской Федерации. - Режим доступа:
https://www.cbr.ru/analytics/bank system/obs 1702.pdf (дата обращения
28.04.2017).
48. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора. - Режим доступа:https://www.cbr.ru/publ/?PrtId=nadzor(дата обращения 28.04.2017).
49. Рэнкинг банков Татарстана. - Режим доступа:
http: //www.banki. ru/banks/ratings/?PROPERTY ID=3 0&SEARCH REGN=2590&date 1 =2017-01 -01 &date2=2016-01-01 ®ION ID=173#search label
50. Статистический бюллетень Банка России. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/publ/?PrtId=bbs(дата обращения 28.04.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ