Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

Работа №78334

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
249
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
1.1. Понятие, виды банковской конкуренции и ее отличительные
особенности 6
1.2. Необходимость и особенности регулирования конкуренции на рынке
банковских услуг 17
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 25
2.1. Анализ конкурентных позиций банковских услуг в
Республике Татарстан 2 5
2.2. Расчет показателей интенсивности банковской конкуренции 31
2.3. Оценка конкурентной среды на рынке банковских услуг 35
3. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИХ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ 42
3.1. Актуальные проблемы банковской конкуренции в Татарстане и пути их решения 42
3.2. Банковский маркетинг и обслуживание клиента как основа повышения
конкурентной позиции банка 46
Заключение 56
Список литературы 61
Приложения

Банковский сектор становится всё более активным участником не только отечественного, но и мирового рынка банковских услуг, что является итогом закономерных и объективных экономических процессов, то есть усиления процессов глобализации и интеграции в отрасли, увеличение степени потребления, развития информационных и телекоммуникационных технологий.
К факторам, обусловившим развитие и укрепление банковского сектора Республики Татарстан в последние годы можно отнести как динамику рыночного спроса на банковские услуги со стороны экономических субъектов региона, так и эффективность государственного регулирования данной отрасли. Развитие финансового и реального секторов экономики так же сыграло немаловажную роль в становлении рынка банковских услуг региона.
Для банковской сферы характерна высокая степень развития отношений конкуренции. Под банковской конкуренцией следует понимать соперничество между участниками банковского рынка, которые идут к одной и той же цели, связанной с предоставлением продуктов и услуг и получением максимальной прибыли.
Одним из основных условий повышения эффективности финансовых рынков является развитие конкурентных отношений во всех его секторах в особенности банковской сферы. Необходимость этого связана как с растущей потребностью в различных финансовых инструментах на внутреннем рынке, так и с интеграцией банковского регионального рынка в мировую финансовую систему. Именно поэтому вопрос изучения конкуренции на рынке банковских услуг является очень актуальным в настоящее время.
Развитие конкуренции в банковской системе интересна не только для производителей и потребителей, но и для общества в целом. Влияние конкуренции поддерживает равновесие на рынке банковских услуг и помогает
быть стабильным банковскому сектору. Конкуренция побуждает к эффективным действиям на рынке, заставляя предлагать клиентам более широкий ассортимент продуктов и в достижении одной и той же цели, связанной с предоставлением банковских услуг и получением максимальной прибыли от данной деятельности.
Роль качественной составляющей банковской услуги и уровня сервиса банковского обслуживания является в настоящее время наиболее характерной чертой работы банков в развитых странах. В условиях насыщенного рынка высокое качество продукции служит главным фактором успеха.
Изучение конкуренции на рынке банковских услуг имеет существенное значение с позиции обеспечения компетентного регулирования банковской конкуренции, целенаправленного формирования положительных критериев, обеспечивающих развитие эффективной конкурентной борьбы между участниками финансового рынка, поиска наилучших способов противодействия недобросовестной конкуренции и монополизации рынка.
Объектом дипломной работы, являются банки Республики Татарстан.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе конкуренции институтов банковского рынка
Цель работы - рассмотреть банковскую конкуренцию в республике Татарстан, проанализировать конкурентную среду банков, изучить ее проблемы и выявить пути их решения.
В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:
1) определить понятие и сущность банковской конкуренции;
2) рассмотреть отличительные особенности банковской конкуренции;
3) изучить необходимость государственного регулирования конкуренции на рынке банковских услуг;
4) рассмотреть специфику банковского маркетинга;
5) провести анализ конкурентных позиций банковских услуг на примере банков Республики Татарстана;
6) проанализировать интенсивность банковской конкуренции;
7) оценить конкурентную среду рынка банковских услуг;
8) выявить проблемы банковской конкуренции и определить пути их решения.
Структура дипломной работы включает: введение, три главы с частями, заключение, список использованной литературы и приложения. В первой главе описываются теоретические основы банковских услуг, а именно: понятие и виды банковской конкуренции, роль государства и антимонопольного регулирования на рынке банковских услуг. Во второй главе происходит анализ конкуренции банковских услуг нескольких банков. В этой главе мы проанализируем интенсивность, конкурентные позиции, а также конкурентную среду банков Татарстана. В третьей главе мы рассмотрим наиболее актуальные проблемы и найдем пути их решения, а также рассмотрим банковский маркетинг и обслуживание клиента как основа повышения конкурентной позиции банка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследовав данную тему можно сделать вывод о том, что конкуренция на рынке банковских услуг является одним из ключевых факторов эффективной, успешной работы кредитных организаций. Конкуренция позволяет обеспечить прочное положение на рынке банковских услуг с целью удовлетворения потребности клиентов и получению максимальной прибыли.
Под банковской конкуренцией следует понимать соперничество между участниками банковского рынка, которые идут к одной и той же цели, связанной с предоставлением продуктов и услуг и получением максимальной прибыли.
Выделяют следующие виды банковской конкуренции, такие как: внутриотраслевая, межотраслевая, межбанковская, конкуренция продавцов и покупателей, ценовая и неценовая, совершенная и несовершенная конкуренция.
Объектом конкуренции в банковском рынке является клиент, а объектом называют конкурента.
Каждый банк предлагает своим клиентам набор банковских услуг.
Под банковской услугой следует понимать разнообразные банковские операции относительно обслуживания клиента.
К банковским услугам мы можем отнести: рассчетно-кассовое обслуживание, кредитные услуги, депозитные услуги, инвестиционные услуги, валютные услуги, консультационные услуги, дистанционное обслуживание.
Наличие высокого рейтинга банка дает ему конкурентоспособные преимущества, например, повышение доверия со стороны клиента. Клиент будет выбирать именно тот банк, который он считает конкурентоспособным.
У каждого банка есть свой жизненный цикл, который он должен развивать и удерживать. Для дальнейшего развития своего цикла ему помогают различные банковские услуги.
На сегодняшний день мы выявили весомое количество банковских услуг, именно они поддерживают банк для того, чтобы он был конкурентоспособным и устойчивым на финансовом рынке.
Государство обязано следить и поддерживать банковскую конкуренцию. Антимонопольное регулирование вносит меры для того, чтобы ограничить монополизированные рынки, так же оно стремиться к повышению естественных монополий.
Органами государственного регулирования банковской конкуренции являются Банк России и Федеральная антимонопольная служба.
Антимонопольное законодательство направлено на поддержание конкурентной среды на рынке банковских услуг, противодействующее монополизму и недобросовестной конкуренции.
Проблемы конкуренции на рынке банковских услуг и антимонопольного регулирования являются весьма актуальными в настоящее время. Добросовестная конкуренция способствует развитию рынка банковских услуг. В связи с этим необходимо регулирование деятельности банков с точки зрения их правомерной деятельности, которое возможно при совместной деятельности Банка России и Федеральной антимонопольной службы.
Банковский маркетинг и качество обслуживание занимают особое место для банковской конкуренции. Именно они помогают банку привлечь огромное количество клиентов. Без маркетинговых исследований банк не сумеет предоставлять банковские услуги и продукты. Также эффективен клиентоориентированный подход. Использование клиенториентированнго подхода поможет всем банкам стать универсальными и самое главное эффективным для клиентов при предоставлении банковских услуг и продуктов.
Проводить анализ конкуренции на рынке банковских услуг следует для того, чтобы увидеть финансовое положение банка, посмотреть, как ведет работу. Мы можем анализировать не только свои показатели, но и показатели конкурентов, которые помогут банку улучшить финансовое состояние и быть всегда на высоком уровне среди остальных банков.
Проанализировав конкурентные позиции рынка банковских услуг республики Татарстан, мы наблюдаем положительную динамику эффективности деятельности банков. На лидирующее место выступает Ак Барс банк.
С помощью метода иерархий признали конкурентоспособным по размещению денежных средств физических лиц по вкладам Аверс банк. Для успешного продвижения этой услуги необходимо принять меры по минимизации наиболее значимых разрывов в параметрах услуги-лидера.
При расчете анализа интенсивности банковской конкуренции мы сделали несколько выводов.
Во-первых, рынок является монополизированным, так как на банковском рынке Республики Татарстан присутствуют три крупных банка, обладающих большим преимуществом на рынке.
Во-вторых, активность конкурентной среды средняя. Это обуславливается тем, что чем выше рентабельность рынка, тем ниже давление конкурентной среды, значит низкая интенсивность конкуренции.
В-третьих, рынок высококонцентрированный. На высококонцентрированных рынках (от 71 до 100%) ФАС применяет:
1) отсутствует контроль за доминирующей финансовой организации;
2) применяет действия по снижению барьеров входа на рынок банковских услуг, по созданию равных условий деятельности;
3) запрещает слияния.
Банки заинтересованы в кредитовании, следовательно, они будут стремиться улучшить свою нормативную базу, чтобы получить от нее больше прибыли.
В данной работе мы проанализировали различные подходы к анализу конкурентоспособности банковских услуг Татарстана и также отметили проблемы банковской конкуренции и перспективы развития.
Рассмотрев основные проблемы банковской Конкуренции можно сделать вывод о том, что вышеперечисленные недостатки снижают уровень недоверия к банковскому сектору и тем самым потеря конкурентоспособности.
Банкам республики Татарстан угрожает то, что в регионе повышается высокая конкурентная борьба со стороны банков федерального масштаба, которые содержат свои филиалы в регионе.
Основными проблемами конкуренции на рынке банковских услуг можно назвать:
1. отсутствие государственной поддержки мелких и средних банков;
2. глобализация;
3. тенденция к укрупнению и сокращению численности банков;
4. отсутствие доступа у региональных банков к средствам Центрального Банка;
5. недостаточное развитие современных банковских технологий;
6. быстрое копирование новых продуктов и услуг иными банками, в связи с чем продукт или услуга теряют свою уникальность;
7. низкое качество обслуживание клиента.
В настоящее время главными направлениями совершенствования конкуренции в российской банковской практике, по нашему мнению, должно быть создание условий для равноправной конкуренции между крупнейшими государственными банками и региональными банками, совершенствование регулирования конкурентной среды мегарегулятором финансового рынка и противодействие неконкурентным методам в практике кредитных организаций.
Улучшение функционирования отечественного банковского рынка, повышение качества и доступности банковских услуг может происходить только в условиях активной и справедливой конкуренции. Совершенствование экономических и правовых условий для развития действенной конкуренции должно стать одним из приоритетных направлений деятельности Правительства и Банка России в обеспечении улучшения функционирования отечественного финансового рынка.
В целом, основными целями дальнейшего развития банковского сектора можно назвать:
1. Укрепление устойчивости банковского сектора, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов;
2. Повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции;
3. Укрепления доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения;
4. Усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
5. Предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности.
Таким образом, изучение конкурентоспособности коммерческих банков создает им основу для принятия правильных управленческих решений не только в области оптимизации деятельности по важнейшим направлениям обслуживания клиентов, но и при обосновании задач, решаемых в рамках реализации конкурентной стратегии



1. Федеральный закон "О центральном банке российской федерации (банке россии)" от 10.07.2002 n 86-фз// Режим доступа: www.consultant.ru/
2. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 n 395-1-фз// Режим доступа: www.consultant.ru/
3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_61763/
4. Дробышевский С., Пащенко С. Анализ конкуренции в российском банковском секторе. / С. Дробышевский, С. Пащенко. - Москва: ИЭ1П1, 2006. - 130 с.: ил. - (Научные труды / Ин-т экономики переход. Периода. № 96). - ISBN 5-93255-196-8.
5. Липсиц, Игорь Владимирович. Экономика: учебник для вузов/И.В.
Липсиц. — М.: Омега-Л,2006. — 656 с. — (Высшее экономическое
образование). — ISBN5-98119-407-3.
6. Современная экономика. Лекционный курс: Многоуровневое учебное пособие / Науч.ред. Д.э.н., проф. О.Ю. Мамедова. Изд. 6-е, доп. И перер. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2008. - 416 с.
7. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под ред. В. Е. Есипова. - спб: Издательство "Питер", 2010. -560 с.
8. Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. Пособие для бакалавров / Г. М. Колпакова. — 4-е изд., перераб. И доп.- М.:Издательство Юрайт, 2014. — 538 с. — Серия: Бакалавр.А
9. Магомедов Г.И. Формирование и развитие конкуренции на рынке банковских услуг//Диссертация. - 2011. - с. 260.
10. Викулин А.Ю. Антимонопольное регулирование рынка банковских
услуг нормами банковского и антимонопольного законодательства: автореф. дис. ... докт.юрид.наук 2011. - с. 46. Режим доступа:
http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=104519
11. Пономарева М.А. Банковский маркетинг в региональной системе коммерческих банков: автореф. Дис. ... канд.экон. Наук К, 2007.
12. Аналитический бюллетень «Банковская система России: тенденции
и прогнозы. Итоги 2011 г.» / Центр экономический исследований «РИА-
Аналитика». — Москва, 2011.
13. Бабаян М. Н. Отличия конкуренции на рынке банковских услуг от конкуренции на иных финансовых рынках//Корпоративный менеджмент.2005.
14. Пашина Д.Д., Салахиева М.Ф. Конкуренция на рынке банковских услуг и антимонопольное регулирование // научное сообщество студентов xxi столетия. Экономические науки: сб. Ст. По мат. Vi междунар. Студ. Науч.- практ. конф. № 6. Режим доступа: http://sibac.info/archive/economy/6.pdf(дата обращения: 01.05.2017)
15. «Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические
науки»: материалы VI студенческой международной заочной научно¬
практической конференции. (20 декабря 2012 г.) — Новосибирск: Изд. «сибак», 2012. — 854 с.
16. Рустамова Б. А. Анализ рынка банковских услуг г. Тобольска в 2011-2015 гг. [Текст] / Б. А. Рустамова // Студенческая наука XXI века : материалы X Междунар. Студенч. Науч.-практ. Конф. (Чебоксары, 30 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (10). — С. 268-272. — ISSN 2413-3825
17. Абаева Н.П., Хасанова Л.Т. Оценка конкурентной позиции банковской услуги по размещению денежных средств физических лиц на срочный вклад коммерческих банков // Российское предпринимательство. — 2011. — № 4-2 (182). — с. 112-119.
18. Бодров А А., Сенкус В. В. Конкуренция банков и определение конкурентных преимуществ на современном рынке банковских услуг // Вестник Кемеровского государственного университета // Экономика и экономические науки - 2013. - № 2 (54). С. 56-89.
19. Величко С.С. Проблемы оказания банковских услуг // Экономика и Право. - 2012. - №7. С. 189-236.
20. Веселова М. Ю. Современные подходы к трактовке понятия «банковская услуга» // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 268-271.
21. Вороханова Ю. М., Щипакина Н. К. Методы и инструменты оценки конкурентоспособности банковской системы России // Science Time. 2015. №4(16). С. 76-115.
22. Долженкова О. Н. Конкуренция на российском рынке банковских услуг // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 18. - С. 98-103.
23. Жиркова С. В. Проблемы функционирования региональных банков и возможные пути их решения// Экономика и экономические науки. 2012. № 5¬
6. С. 6-18.
24. Зорина В. В. Банковская конкуренция в российской экономике // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 260-263.
25. Кашеваров А.Б, Бондарева Ю.Э. Правовые вопросы банковской деятельности // Банковское дело. - 2010. - №12. - с. 48-52.
26. Коржова Е. Е. Особенности банковского маркетинга. Журнал Челябинский гуманитарий. № 1 (10). С 126-165.
27. Коржова Елена Евгеньевна. Особенности банковского маркетинга// Челябинский гуманитарий. 2010. №1(10). С. 76-96
28. Корнилова Е.Ю. Новый банковский продукт: понятие, виды, классификация // Креативная экономика. Электрон.журн. 2013. № 8 (80). С.14¬59
29. Коцофана Т. В., Стажкова П. С. Сравнительный анализ применения показателей концентрации на примере банковского сектора рф. Электрон.журн. 2011. № 4. С. 5-26.
30. Крылов В. К. Сущность банковского маркетинга // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 45. - С. 33-37.
31. Ларионова А. В. Современные проблемы и перспективы развития региональных банков в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 328-329.
32. Неретина Е.А., Солдатова Е.В. Клиентоориентированный подход к управлению коммерческим банком// Экономика и экономические науки. Электрон.журн. 2012. № 7(487). С. 25-36.
33. Норбаев М. С. Просроченная задолженность: анализ и способы решения// Научный диалог: экономика и управление.
34. Осиповская Анна Валерьевна//Экономический журнал. -№ 3 (35) / 2014. С.115-119.
35. Попова И. В., Назарова Ю. П. Влияние маркетинговых инструментов на деятельность банков // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 561-566.
36. Рожкова О.А. Механизмы государственного и негосударственного регулирования банковской конкуренции// 2012. С.46-89.
37. Руднева Н. М., Кулакова Ю. В., Лобковская О. З. Маркетинговые аспекты в банковской деятельности// Экономика и экономические науки. Электрон.журн. 2014. № 2-1. С. 21-26.
38. Сысоева Е.Ф., Кретова Н.А. Банковская конкуренция и необходимость ее развития в российской федерации// Финансы и кредит. 2013. № 25 (553). С.86-90.
39. Чернова С.А., Алиева М.Ю. К вопросу о сущности банковской конкуренции и конкурентоспособности// Финансы и кредит.2012. № 23 (503). С.74-81.
40. Шелкунова Т. Г., Гаглоева К. А. Банковская конкуренция и конкурентоспособность: сущность, понятие, специфика [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 141-145.
41. Анализ банковских услуг на примере ооо "хкф банк". Режим доступа:http://diplomba.ru/work/4730 (дата обращения 15.02.2017).
42. Банковская конкуренция в современных российских условиях. Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?Id=499410(дата обращения 25.10.2016).
43. Банковский продукт и услуги. Режим доступа:
https://psyera.ru/4114/bankovskiy-produkt-i-uslugi (дата обращения 18. 01.2017).
44. Информационный портал о банках и банковских услугах. Режим доступа: http://www.banki.ru/(дата обращения 20.05.2017).
45. Исследование антимонопольного регулирования банковской
деятельности. Режим доступа: http://diplomba.ru/work/4564 (дата обращения
19.12.2016).
46. Ключевые показатели качества обслуживания клиентов в ритейле и сфере услуг. Режим доступа:https://habrahabr.ru/company/prolan/blog/203874/(дата обращения 30.03.2017).
47. Необходимость и особенности государственного регулирования банковской конкуренции. Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/bzsy8jt0p- g/6.html (дата обращения 19.12.2016).
48. Недобросовестная конкуренция в современном обществе. Режим доступа:http://russianit.ru/news/publication/view/_t_/id=13678 (дата обращения 04.04.2017).
49. Основные цели, задачи и принципы банковского маркетинга. Режим доступа: http://bugabooks.com/book/624-bankovskij-marketing/7-14-osnovnye-celi- zadachi-i-principy-bankovskogo-marketinga.html(дата обращения 06.01.2017).
50. Оценка интенсивности конкуренции (модуль 4). Режим доступа: http://www.productguide.ru/products-4819-2.html.(дата обращения 20.05.2017).
51. Понятие, виды и типы банковской конкуренции. Режим доступа: http://www.idealfinances.ru/idcs-615-2.html (дата обращения 16.02.2017).
52. Проблемы развития банковского сектора региона. Режим доступа: http://www.science-bsea.narod.ru/2007/ekonom_2007_2/idrisova_problem.htm (дата обращения 18.04.2017).
53. Специфика банковского маркетинга. Режим доступа: http://www.marketingweek.ru/43 (дата обращения 06.01.2017).
54. Уровни банковской конкуренции Режим доступа:
http://www.mostbanks.ru/bnpurs-265-1.(дата обращения 25.10.2016).
55. Финансовый анализ банков. Куап. Режим доступа: http://kuap.ru/(дата обращения 21.05.2017).
56. Центральный банк российской федерации, 2000-2017// Режим доступа: www.cbr.ru/(дата обращения 21.05.2017).
57. Экономическое содержание конкурентоспособности банка и управление ею. Режим доступа: http://www.mainmarketing.ru/mcobs-857-1.html(дата обращения 15.05.2017).
58. Абаева Н.П., Хасанова Л.Т. Классификация банковских услуг //
Финансы и кредит. 2011. №24 (456). URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/klassifikatsiya-bankovskih-uslug(дата обращения: 17.05.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ