ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ 6
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Общение. Речевая деятельность. Коммуникативные умения 12
1.3. Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста 17
1.4. Методы и приемы формирования коммуникативных умений детей
старшего дошкольного возраста 23
1.5. Анализ программ ДОУ в аспекте формирования коммуникативных
умений детей старшего дошкольного возраста 37
Вывод по главе 1 42
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНОРОЛЕВОЙ ИГРЕ 44
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений детей
старшего дошкольного возраста 44
2.2. Комплекс сюжетно-ролевых игр по формированию коммуникативных
умений детей старшего дошкольного возраста 50
Вывод по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
В современном обществе четко проявляется запрос на личность с развитыми коммуникативными умениями. В сегодняшнем мире значительным образом расширился диапазон профессий, требующих от человека наличия навыков общения, умения ладить с людьми, гасить конфликтные ситуации, принося тем самым прибыль и успех компании.
Наличие коммуникативных умений играет немалую роль и в жизни старшего дошкольника. У дошкольника с развитыми коммуникативными умениями всегда много друзей готовых поддержать его игру; у такого ребенка, как правило, отсутствуют проблемы в эмоциональном развитии, он обладает адекватной самооценкой. И напротив, ребенок с неразвитыми коммуникативными умениями испытывает психологический дискомфорт, обладает заниженной самооценкой и чувствует себя одиноким. Всесторонне развиваясь, дошкольник все больше ощущает потребность поделиться своими мыслями со взрослыми, опытом и знаниями - со сверстниками, что негативным образом сказывается на психофизическом здоровье ребенка.
Наиболее благоприятным периодом для формирования
коммуникативных умений исследователи считают период дошкольного детства. В ФГОС ДО обозначено одно из важнейших направлений формирования личности дошкольника - социально-коммуникативное развитие, что предполагает освоение ребенком «моральных и нравственных ценностей, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками» [50].
В старшем дошкольном возрасте главным видом совместной деятельности детей является игра, преимущественно с определенным сюжетом, именно в сюжетно-ролевой игре создается оптимальная среда для формирования у дошкольников коммуникативных умений. В такой игре дети пробуют разные подходы к взаимодействию со сверстниками, слышат новые
реплики, «отрабатывают» фразы речевого этикета. Подготавливаясь к игре, дети учатся договариваться, учитывать интересы других, учатся уступать, искать общие решения.
Вышеизложенное обуславливает тему исследования: «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Рассмотреть особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста;
• Исследовать понятия: «общение», «речевая деятельность», «коммуникативные умения»;
• Изучить особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
• Изучить методы и приемы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста;
• Провести анализ программ ДОУ в аспекте формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста;
• Организовать и провести проектировочную работу по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Теоретическая основа исследования состоит из трудов различных исследователей. Сущность понятия «коммуникативные умения» 5
представлена в трудах: А.А. Максимовой, А.В. Мудрика, В.А. Кан-Калик, Л.Р. Мунировой. Методы и приемы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в работах: Н.Я. Чувашовой, Д. Б. Эльконина а также других ученых. Особенности развития сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте рассматриваются в работах: С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина,А.П. Усовой, О.С. Газмана, С.Л. Новоселовой, Н. Я. Михайленко Л.Л. Лашковой. Особенности организации сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста рассмотрены в работах Н.Я. Чувашовой, Ю.В. Акуловой, Н.Я. Михайленко.
Структура работы состоит из введения с обозначенными в нем актуальностью, целью, предметом исследования, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
База исследования: Филиал МАДОУ «Детский сад №26» Детский сад № 64 г. Первоуральска, 23 ребенка детей подготовительной группы.
Таким образом, важность коммуникативных умений в жизни ребенка очевидна. Наиболее благоприятным периодом для формирования коммуникативных умений исследователи считают период дошкольного детства.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать определенные выводы. У старшего дошкольника ярко выражены мотивы общения со сверстниками, стремление выполнять общее дело. У ребенка в этом возрасте уже имеется определенный набор коммуникативных умений: он умеет слушать, выражает свои мысли и знает, как поступить в случае конфликта. Вместе с тем, эти умения не гарантируют, того, что эти умения развиты на хорошем уровне. Для приобретения опыта успешного общения старшему дошкольнику необходимо иметь систематическую возможность «отрабатывать» свои коммуникативные умения.
Ведущим методом формирования коммуникативных умений у старших дошкольников являются сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре ребенком активно воссоздаются отношения между людьми, моральные нормы, лежащие в основе этих взаимоотношений, осваиваются элементы общения, дети учатся говорить и слушать других, регулировать свои действия. Игра способствует развитию организаторских умений.
Диагностирование на констатирующем этапе показало, что 44 %
старших дошкольников обладают низким уровнем сформированности коммуникативных умений, проявляют пассивность в разговоре, невнимательность, редкое использование форм речевого этикета, затрудняются последовательно и точно излагать свои мысли, не могут вести диалог и договориться со сверстниками.
На основе результатов проведенного диагностирования и с учетом выявленных проблем, с целью формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, был составлен и реализован комплекс сюжетно-ролевых игр.
1. Акулова, О. В., Сомкова, О. Н., Солнцева, О.В. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. Учебное пособие для ВУЗов / О.В. Акулова, О.Н.Сомкова, О.В. Солнцева. - Изд-во Педагогическое общество России, 2008. - 239 с.
2. Алипова, Л. В. Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 53 - 57.
3. Батюта, М.Б., Исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.Б. Батюта, Е.А.Семенова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52. - С. 247 - 254.
4. Богуш, А. М. Культура речевого общения детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Богуш. - Минск: Ранок, 2013. - 84 с.
5. Бодалёва, А. А. Общение // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалёва. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2015. - 672 с.
6. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство [Текст] / М.Г. Ярошевский. - Москва: Педагогика, 1984. - 400 с.
7. Газман, О. С. Каникулы: игра, воспитание / О.С. Газман. - М.: Педагогика, 1988 - 149 с.
8. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Норма, 1996. - 176с
9. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. - Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. - 528 с.
10. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. - М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т. - 1209 с.
11. Запорожец, А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях [Текст] // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. - М., 1978 - 321.
12. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.
13. Истомина, З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. - М.: Академия, 2010. - 536 с.
14. Казакова, И. П. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста / И.П. Казакова // Сборник материалов Ежегодной международной научнопрактической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - С.640-643.
15. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с...