Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

Работа №95709

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Формирование коммуникативных умений как основа речевого развития дошкольника 11
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативных умений в дошкольном
образовательном учреждении 20
1.4. Анализ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования и программ дошкольного образования по проблеме исследования 30
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у старших
дошкольников 41
2.2. Комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 80

Актуальность исследования. Педагоги и родители отмечают, что настоящее время увеличилось количество детей дошкольного возраста, которые испытывают серьезные затруднения в общении с окружающими. Дети не умеют обращаться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращается кто-либо. Необходимой составляющей самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, включая общение в социуме, взаимодействие с детьми является коммуникабельность, умение контактировать с окружающими людьми. Формирование коммуникативных умений в дошкольном возрасте становится важным условием нормального психологического, социально-личностного развития ребенка, а также основной задачей подготовки его к дальнейшему обучению в школе, подготовке к жизни. Это обозначено в образовательной области «социально­-коммуникативное развитие» Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования как одно из основных направлений формирования личности ребенка, предполагающее освоение ребенком «моральных и нравственных ценностей, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие само регуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками» [58]. Общение, являясь достаточно сложной деятельностью человека, требует наличия соответствующих знаний, умений и навыков, которыми он овладевает в процессе усвоения социального опыта предыдущих поколений. Значимость формирования коммуникативных умений с раннего детства определяется высоким уровнем коммуникативности, которая выступает основой успешной адаптации личности в любой социальной среде.
Проблемы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста представлены исследованиями педагогов и психологов (А. Г. Арушанова [7], М. А. Воронцова [14], А. А. Когут [22], А/ А. Леонтьев [27], М. И. Лисина [28], А. А. Максимова [30], Т. А. Маркова [31], Е. О. Смирнова [47]). Несмотря на достаточно глубокую изученность вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста остается актуальной. Реализация требований государственного образовательного стандарта поставила перед педагогами дошкольного образования задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. Применительно к старшему дошкольному возрасту недостаточно раскрыто содержание коммуникативных умений в психолого­педагогической литературе, нет единого подхода относительно критериев и показателей их сформированности, не определены условия формирования коммуникативных умений у детей в условиях дошкольной образовательной организации.
С учетом теоретической и практической значимости данной проблемы была определена тема выпускной квалификационной работы: «Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и описании комплекса педагогических мероприятий, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте.
Предметом исследования является комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений в дошкольном возрасте.
2. Подобрать и описать диагностические материалы для выявления уровня сформированности коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
3. Описать комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, диагностика, методы обработки данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и положения, полученные в ходе проектировочной работы, могут быть использованы в практике педагогов дошкольной образовательной организации в области формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное казенной дошкольное образовательное учреждение (МКДОУ) детский сад №2 «Родничок», с. Байкалово, в исследовании приняли участие 18 детей старшей группы.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, проблема формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста остается актуальной. Для детей старшего дошкольного возраста характерен достаточно высокий уровень развития речи. Основная цель речевого развития старшего дошкольника заключается в формировании базы для всестороннего развития личности, облегчающей вхождение в современный социум. В качестве средства общения речь возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Уровень речевого развития ребенка оказывает прямое влияние на успешность развития его коммуникативных умений. Под коммуникативными умениями дошкольников следует понимать осознанные действия детей, основанные на владении структурными компонентами умений и коммуникативной деятельности и их способности правильно выстраивать свое поведение согласно задачам общения, контролировать его. Дети старшего дошкольного возраста уже обладают рядом коммуникативных умений: умеют слушать, выражать свои мысли и вести себя в конфликтной ситуации. Но это еще не дает гарантии, того, что их коммуникативные умения сформированы на достаточном уровне, к чему могут привести неблагоприятные экзогенные и эндогенные факторы. Нами были выделены основные формы и методы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста: создание развивающей предметно­-пространственной среды для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, развитие коммуникативных умений, направленных на формирование умений ориентироваться в ситуации общения; умений организовать общение, умений эмоционально воспринимать собеседника; использование игровой деятельности в качестве основного средства формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста; повышение компетентности родителей в вопросах развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенный анализ нормативных документов по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы: в Федеральном государственном образовательном стандарте образовательной области «социально-коммуникативное развитие» уделяется значительное внимание; среди средств коммуникативного развития дошкольника рассматривается игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игр, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Во всех рассмотренных образовательных программах к основным задачам относятся следующие:
• развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
• учить детей самостоятельно искать пути разрешения конфликтных ситуаций;
• проведение работы по освоению детьми средств выражения своих эмоций (мимика, пантомимика, жесты и т.д.);
• развивать диалогическую речь;
• учить взаимодействовать со сверстниками, вести себя достойно в детском коллективе и с окружающими взрослыми;
• учить оценивать свои поступки и поступки сверстников.
В качестве основных форм развития коммуникативных умений авторами программ предлагается использовать: общение со взрослым, театрально-игровую деятельность, игры, игровые упражнения и ситуации.
Проведенное исследование показало, что преобладающая доля воспитанников обладают средним уровнем сформированности коммуникативных умений, не умеют организовывать свое общение со сверстниками и взрослыми, не обладают достаточными умениями ориентироваться в ситуации общения.
Проведенное исследование позволило нам выявить ряд следующих проблем формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста:
• слабо ориентируются в ситуации общения;
• не проявляют инициативы при вступлении в контакт и организации общения, могут провоцировать конфликтные ситуации;
• слабо проявляют эмоциональное сопереживание к окружающим в процессе общения.
С опорой на полученные результаты диагностирования, а также на анализ психолого-педагогической литературы нами была спланирована работа по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста и были реализованы педагогические мероприятия по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, проведены консультации родителей, с цель которых состояла в ознакомлении родителей с особенностями развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Родители узнали о некоторых психологических особенностях развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, что позволит им точнее понимать поведение и поступки своего ребенка в общении со сверстниками и взрослыми. Для детей был разработан и проведен комплекс игр и игровых ситуаций, направленных на формирование конкретных коммуникативных умений. Было отмечено, что дети стали внимательнее друг к другу, стали более доброжелательно относится к сверстникам, учились задавать вопросы, завязывать разговор, обращаться с просьбой, предлагать свою помощь, развивать игровой диалог, игровое взаимодействие, внимательно слушать друг друга, организовывать общение со сверстниками, а также подбирать тему для общения.


1. Айвазян, О.О. Коммуникация и речь [Текст] / О. О. Айвазян //Стратегические направления устойчивого развития социально­экономической политики южного региона: Сб. материалов (Майкоп, 25 декабря 2012 г.). - С.8-12
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб.пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / М.М Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2006.
• 400 с.
3. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] /В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 368 с.
5. Антонова, Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях [Текст] / Т. В. Антонова, М. А. Васильева. - М. : Педагогика, 2006. - 250 с.
6. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] : Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 1999.
• 272 с.
7. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника [Текст] : методическое пособие / А. Г. Арушанова. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 80 с.
8. Аухадеева, Л. А. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогического вуза [Текст] / Л. А. Аухадеева // Педагогика: Научно-теоретический журнал. - 2007. - № 4. - С. 63-67.
9. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О. С. Ахманова.- М.: Сов.энциклопедия, 1969.- 607 с.
10. Белянина, М. В. Формирование коммуникативных умений у студентов факультетов начальных классов педвузов средствами иностранного языка [Текст] / М. В. Белянина. - М. : Просвещение, 1996. - 189 с.
11. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович //Вопросы психологии. 1978. №4.
12. Бородич, А. М.. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.
13. Власова, Т. А. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Т. А. Власова, Л. А. Климчук // Сборники конференций НИЦ // Социосфера. - 2013. - № 27. - С. 27-36.
14. Воронцова, М. А. Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста и необходимость их развития средствами игры [Текст] / М. А. Воронцова, Ш. С. Абдрахманова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VIII Междунар. науч. - практ. конф. (Чебоксары, 23 окт. 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс». - 2016. - № 3 (8). - С. 107-112.
15. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / Л. С. Выготский; под. ред М. Г. Ярошевский. - М. : Педагогика, - 1984. - 400 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ