Формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Формирование коммуникативных умений как основа речевого развития дошкольника 11
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативных умений в дошкольном
образовательном учреждении 20
1.4. Анализ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования и программ дошкольного образования по проблеме исследования 30
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у старших
дошкольников 41
2.2. Комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Формирование коммуникативных умений как основа речевого развития дошкольника 11
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативных умений в дошкольном
образовательном учреждении 20
1.4. Анализ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования и программ дошкольного образования по проблеме исследования 30
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у старших
дошкольников 41
2.2. Комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
Актуальность исследования. Педагоги и родители отмечают, что настоящее время увеличилось количество детей дошкольного возраста, которые испытывают серьезные затруднения в общении с окружающими. Дети не умеют обращаться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращается кто-либо. Необходимой составляющей самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, включая общение в социуме, взаимодействие с детьми является коммуникабельность, умение контактировать с окружающими людьми. Формирование коммуникативных умений в дошкольном возрасте становится важным условием нормального психологического, социально-личностного развития ребенка, а также основной задачей подготовки его к дальнейшему обучению в школе, подготовке к жизни. Это обозначено в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования как одно из основных направлений формирования личности ребенка, предполагающее освоение ребенком «моральных и нравственных ценностей, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие само регуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками» [58]. Общение, являясь достаточно сложной деятельностью человека, требует наличия соответствующих знаний, умений и навыков, которыми он овладевает в процессе усвоения социального опыта предыдущих поколений. Значимость формирования коммуникативных умений с раннего детства определяется высоким уровнем коммуникативности, которая выступает основой успешной адаптации личности в любой социальной среде.
Проблемы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста представлены исследованиями педагогов и психологов (А. Г. Арушанова [7], М. А. Воронцова [14], А. А. Когут [22], А/ А. Леонтьев [27], М. И. Лисина [28], А. А. Максимова [30], Т. А. Маркова [31], Е. О. Смирнова [47]). Несмотря на достаточно глубокую изученность вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста остается актуальной. Реализация требований государственного образовательного стандарта поставила перед педагогами дошкольного образования задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. Применительно к старшему дошкольному возрасту недостаточно раскрыто содержание коммуникативных умений в психологопедагогической литературе, нет единого подхода относительно критериев и показателей их сформированности, не определены условия формирования коммуникативных умений у детей в условиях дошкольной образовательной организации.
С учетом теоретической и практической значимости данной проблемы была определена тема выпускной квалификационной работы: «Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и описании комплекса педагогических мероприятий, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте.
Предметом исследования является комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений в дошкольном возрасте.
2. Подобрать и описать диагностические материалы для выявления уровня сформированности коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
3. Описать комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, диагностика, методы обработки данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и положения, полученные в ходе проектировочной работы, могут быть использованы в практике педагогов дошкольной образовательной организации в области формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное казенной дошкольное образовательное учреждение (МКДОУ) детский сад №2 «Родничок», с. Байкалово, в исследовании приняли участие 18 детей старшей группы.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
образовательного стандарта дошкольного образования как одно из основных направлений формирования личности ребенка, предполагающее освоение ребенком «моральных и нравственных ценностей, развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие само регуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками» [58]. Общение, являясь достаточно сложной деятельностью человека, требует наличия соответствующих знаний, умений и навыков, которыми он овладевает в процессе усвоения социального опыта предыдущих поколений. Значимость формирования коммуникативных умений с раннего детства определяется высоким уровнем коммуникативности, которая выступает основой успешной адаптации личности в любой социальной среде.
Проблемы формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста представлены исследованиями педагогов и психологов (А. Г. Арушанова [7], М. А. Воронцова [14], А. А. Когут [22], А/ А. Леонтьев [27], М. И. Лисина [28], А. А. Максимова [30], Т. А. Маркова [31], Е. О. Смирнова [47]). Несмотря на достаточно глубокую изученность вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста остается актуальной. Реализация требований государственного образовательного стандарта поставила перед педагогами дошкольного образования задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. Применительно к старшему дошкольному возрасту недостаточно раскрыто содержание коммуникативных умений в психологопедагогической литературе, нет единого подхода относительно критериев и показателей их сформированности, не определены условия формирования коммуникативных умений у детей в условиях дошкольной образовательной организации.
С учетом теоретической и практической значимости данной проблемы была определена тема выпускной квалификационной работы: «Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и описании комплекса педагогических мероприятий, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте.
Предметом исследования является комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений в дошкольном возрасте.
2. Подобрать и описать диагностические материалы для выявления уровня сформированности коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
3. Описать комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, диагностика, методы обработки данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и положения, полученные в ходе проектировочной работы, могут быть использованы в практике педагогов дошкольной образовательной организации в области формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное казенной дошкольное образовательное учреждение (МКДОУ) детский сад №2 «Родничок», с. Байкалово, в исследовании приняли участие 18 детей старшей группы.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Таким образом, проблема формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста остается актуальной. Для детей старшего дошкольного возраста характерен достаточно высокий уровень развития речи. Основная цель речевого развития старшего дошкольника заключается в формировании базы для всестороннего развития личности, облегчающей вхождение в современный социум. В качестве средства общения речь возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Уровень речевого развития ребенка оказывает прямое влияние на успешность развития его коммуникативных умений. Под коммуникативными умениями дошкольников следует понимать осознанные действия детей, основанные на владении структурными компонентами умений и коммуникативной деятельности и их способности правильно выстраивать свое поведение согласно задачам общения, контролировать его. Дети старшего дошкольного возраста уже обладают рядом коммуникативных умений: умеют слушать, выражать свои мысли и вести себя в конфликтной ситуации. Но это еще не дает гарантии, того, что их коммуникативные умения сформированы на достаточном уровне, к чему могут привести неблагоприятные экзогенные и эндогенные факторы. Нами были выделены основные формы и методы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста: создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, развитие коммуникативных умений, направленных на формирование умений ориентироваться в ситуации общения; умений организовать общение, умений эмоционально воспринимать собеседника; использование игровой деятельности в качестве основного средства формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста; повышение компетентности родителей в вопросах развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенный анализ нормативных документов по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы: в Федеральном государственном образовательном стандарте образовательной области «социально-коммуникативное развитие» уделяется значительное внимание; среди средств коммуникативного развития дошкольника рассматривается игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игр, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Во всех рассмотренных образовательных программах к основным задачам относятся следующие:
• развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
• учить детей самостоятельно искать пути разрешения конфликтных ситуаций;
• проведение работы по освоению детьми средств выражения своих эмоций (мимика, пантомимика, жесты и т.д.);
• развивать диалогическую речь;
• учить взаимодействовать со сверстниками, вести себя достойно в детском коллективе и с окружающими взрослыми;
• учить оценивать свои поступки и поступки сверстников.
В качестве основных форм развития коммуникативных умений авторами программ предлагается использовать: общение со взрослым, театрально-игровую деятельность, игры, игровые упражнения и ситуации.
Проведенное исследование показало, что преобладающая доля воспитанников обладают средним уровнем сформированности коммуникативных умений, не умеют организовывать свое общение со сверстниками и взрослыми, не обладают достаточными умениями ориентироваться в ситуации общения.
Проведенное исследование позволило нам выявить ряд следующих проблем формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста:
• слабо ориентируются в ситуации общения;
• не проявляют инициативы при вступлении в контакт и организации общения, могут провоцировать конфликтные ситуации;
• слабо проявляют эмоциональное сопереживание к окружающим в процессе общения.
С опорой на полученные результаты диагностирования, а также на анализ психолого-педагогической литературы нами была спланирована работа по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста и были реализованы педагогические мероприятия по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, проведены консультации родителей, с цель которых состояла в ознакомлении родителей с особенностями развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Родители узнали о некоторых психологических особенностях развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, что позволит им точнее понимать поведение и поступки своего ребенка в общении со сверстниками и взрослыми. Для детей был разработан и проведен комплекс игр и игровых ситуаций, направленных на формирование конкретных коммуникативных умений. Было отмечено, что дети стали внимательнее друг к другу, стали более доброжелательно относится к сверстникам, учились задавать вопросы, завязывать разговор, обращаться с просьбой, предлагать свою помощь, развивать игровой диалог, игровое взаимодействие, внимательно слушать друг друга, организовывать общение со сверстниками, а также подбирать тему для общения.
Проведенный анализ нормативных документов по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы: в Федеральном государственном образовательном стандарте образовательной области «социально-коммуникативное развитие» уделяется значительное внимание; среди средств коммуникативного развития дошкольника рассматривается игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игр, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Во всех рассмотренных образовательных программах к основным задачам относятся следующие:
• развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
• учить детей самостоятельно искать пути разрешения конфликтных ситуаций;
• проведение работы по освоению детьми средств выражения своих эмоций (мимика, пантомимика, жесты и т.д.);
• развивать диалогическую речь;
• учить взаимодействовать со сверстниками, вести себя достойно в детском коллективе и с окружающими взрослыми;
• учить оценивать свои поступки и поступки сверстников.
В качестве основных форм развития коммуникативных умений авторами программ предлагается использовать: общение со взрослым, театрально-игровую деятельность, игры, игровые упражнения и ситуации.
Проведенное исследование показало, что преобладающая доля воспитанников обладают средним уровнем сформированности коммуникативных умений, не умеют организовывать свое общение со сверстниками и взрослыми, не обладают достаточными умениями ориентироваться в ситуации общения.
Проведенное исследование позволило нам выявить ряд следующих проблем формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста:
• слабо ориентируются в ситуации общения;
• не проявляют инициативы при вступлении в контакт и организации общения, могут провоцировать конфликтные ситуации;
• слабо проявляют эмоциональное сопереживание к окружающим в процессе общения.
С опорой на полученные результаты диагностирования, а также на анализ психолого-педагогической литературы нами была спланирована работа по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста и были реализованы педагогические мероприятия по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, проведены консультации родителей, с цель которых состояла в ознакомлении родителей с особенностями развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Родители узнали о некоторых психологических особенностях развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, что позволит им точнее понимать поведение и поступки своего ребенка в общении со сверстниками и взрослыми. Для детей был разработан и проведен комплекс игр и игровых ситуаций, направленных на формирование конкретных коммуникативных умений. Было отмечено, что дети стали внимательнее друг к другу, стали более доброжелательно относится к сверстникам, учились задавать вопросы, завязывать разговор, обращаться с просьбой, предлагать свою помощь, развивать игровой диалог, игровое взаимодействие, внимательно слушать друг друга, организовывать общение со сверстниками, а также подбирать тему для общения.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в условиях досуговой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017





