ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В
ДЕТСКОМ САДУ 6
1.1. Психофизиологические особенности развития детей в
дошкольном возрасте 6
1.2. Содержание и принципы организации физкультурнооздоровительной работы в детском саду 17
1.3. Преодоление нарушений осанки у дошкольников как
задача физкультурно-оздоровительной работы в детском саду 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Методы исследования 36
2.3. Экспериментальная методика физкультурнооздоровительной работы в детском саду 43
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность исследования. Улучшение деятельности по организации физкультурно-оздоровительной работы в детских садах является одним из основных направлений педагогического процесса. Это связано с тем, что полноценное развитие ребенка предполагает не только интеллектуальное и эмоциональное развитие, но и физическое развитие, формирование крепкого здоровья и умелого тела. Достаточная физическая активность в повседневной жизни и регулярные занятия физической культурой помогают организму становиться более выносливым, сопротивляться инфекциям и любым иным вредным воздействиям окружающей среды. Здоровое тело для ребенка выступает надежной базой для гармоничного и полноценного развития во всех остальных отраслях: познавательной, эмоциональной, социальной сфере [3].
Педагогическая деятельность в современных условиях основывается, прежде всего, на принципах гуманизма и учета индивидуальных особенностей воспитанников. Эти принципы актуализируют поиск разнообразных средств и форм для сохранения здоровья ребенка, создание специальных условий для обеспечения здоровьесберегающей среды. При этом под состоянием здоровья у ребенка важно понимать не только отсутствие болезней и физических недугов, но и психическое благополучие, гармонию эмоциональных состояний.
Учеными (П.К. Анохиным, Л.С. Выготским, Г. Доманом, А.В. Дмитриевым, Е.М. Мастюковой и мн. др.) отмечалось, что физический компонент играет важную роль в становлении всех психических процессов в организме ребенка. Г.Д. Горбуновым, Л.Б. Дзержинской, С.П. Евсеевым, Е.П. Прописновой, В.А. Родионовым, Н.А. Фоминой указывается, что не требует доказательств утверждение о том, что грамотно обеспеченная детская двигательная активность является основой для гармоничного развития личности. При этом также верно мнение о том, что при наличии отклонений в детском развитии одним из эффективных, доказавших свою пользу средств коррекции является физическая активность, т.е. средства физической культуры.
В связи с вышесказанным, мы считаем, что проблема физкультурнооздоровительной работы, ее внедрения и улучшения в условиях педагогического процесса детского сада, востребована как наукой, так и практикой, а потому актуальна и заслуживает тщательного изучения.
Одной из проблем в физическом развитии детей дошкольного возраста является высокая распространенность различного рода нарушений осанки [50]. Вместе с тем положение по нарушению осанки у детей только усугубляется год от года, поскольку с началом школьного обучения двигательной активности у детей становится все меньше, а времени за учебным столом или компьютером они проводят все больше [51].
Можно выделить следующие ведущие причины нарушений осанки у дошкольников:
• сниженный мышечный тонус;
• проблемы развития скелетной мускулатуры;
• недостаточный уровень общего физического развития;
• гиподинамия (т.е. нехватка физической активности);
• нарушения режима дня (нерациональное распределение времени для труда и отдыха) [17].
Среди частных причин нарушения осанки фигурируют привычка стоять, отставив ногу в сторону (характерна для девочек), или, выпятив живот и опустив голову (характерна для мальчиков). У дошкольников с высоким ростом часто встречается привычка горбиться, опускать плечи [20].
Однако, несмотря на негативное влияние вышеописанных привычек на осанку, ведущей причиной нарушений осанки у детей остается сочетание недостаточного уровня развития костно-мышечной системы и нехватки двигательной активности. В связи с этим важнейшей задачей деятельности специалистов по физической культуре выступает формирование правильной осанки у детей, коррекция уже имеющихся нарушений и предупреждение формирования подобных нарушений.
Процесс формирования осанки и причины, обуславливающие деформацию позвоночного столба, рассматривались в трудах В.А. Арсланова, Л.А. Бородич, И.Д. Ловейко, И.В. Пеньковой и пр. Нарушения осанки у детей в качестве предмета исследования выбрали такие специалисты как Р.Ф. Валеев, И.А. Витюгов, А.М. Воропаев, И.И. Дворяковский, Т.С. Морозова, А.А. Сулимов и др.
Объект исследования: физкультурно-оздоровительный процесс с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация физкультурно-оздоровительной работы в «Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детском саду «Жаворонок».
Цель исследования: обосновать эффективность физкультурнооздоровительной работы в «Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детском саду «Жаворонок».
Задачи исследования:
1. Выполнить анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Определить методы и формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
3. Экспериментально доказать эффективность предложенной физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 66 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 51 источник и приложений. Текст ВКР снабжен таблицами, иллюстрирован рисунками.
В результате исследования, которое мы провели, можно сделать вывод, что преодоление нарушений осанки у дошкольников выступает одной из ведущих задач физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1) Нарушения осанки и другие проблемы с опорно-двигательным аппаратом очень распространены среди детей, особенно детей дошкольного возраста. Ведущая причина такой распространенности кроется в пластичности системы опорно-двигательного аппарата у дошкольников, отсутствия достаточного мышечного корсета, способного контролировать подобные искажения. При этом нередко ни родители, ни воспитатели не контролируют первичных симптомов нарушения осанки: круглой или вогнутой спины, втянутой шеи, ассиметрии лопаток у детей. Однако нарушения осанки далеко не косметический дефект, и его основная проблема не в том, что он эстетически не привлекателен. Нарушения осанки - это причина ухудшения работы внутренних органов, опущения отдельных из них, формирования зажимов и грыж в позвоночном столбе и пр. В связи с этим профилактика нарушений осанки, которая реализуется в детском саду в процессе организации физкультурно-оздоровительной работы, является очень важной задачей для обеспечения цели поддержания физического здоровья подрастающего поколения.
2) Эффективность разработанной экспериментальной методики физкультурно-оздоровительной работы в детском саду определяется использованием разнообразных, соответствующих возрастным возможностям детей, средств и методов, среди которых игровой стретчинг, элементы ритмической гимнастики, гимнастические игры и эстафеты, босохождение (простое и по массажным дорожкам), гимнастика пробуждения (после дневного сна) и пр. Также в рамках экспериментальной методики нами была обогащена предметно-развивающая среда дошкольной организации.
3) Доказана эффективность предложенной методики, направленной на оказание помощи развитию опорно-двигательного аппарата ребенка, совершенствование гибкости его тела, формирование правильной осанки. Эта эффективность прослеживается в достоверном увеличении общего уровня физического развития детей, участвующих в исследовании, а также в снижении выраженности нарушений осанки у воспитанников. Выявлено достоверное (р<0,05) различие показателей между группами в конце эксперимента, с преобладанием в группе детей с нарушением осанки.
Разработанная методика физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, ориентированная на рост функциональных возможностей детского организма, преодоление нарушений осанки и профилактику их возникновения у детей дошкольного возраста, может быть использована инструкторами по физической культуре и воспитателями в детском саду.
1. Асачева, Л. Ф. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Ф. Асачева, О. В. Горбунова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 112 с.
2. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] / В. Н. Белкина. - М. : Гаудеамус : Академический Проект, 2015. - 254 с.
3. Белоусова, О. Коррекция осанки [Текст] / О. Белоусова // Здоровье детей : метод. газ. для учителей. - 2011. - № 14. - С. 27-29.
4. Бузарова, Е. А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Е. А. Бузарова, Т. Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2017. - № 3. - С. 338-353.
5. Валитова, И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста : задачи и упражнения [Текст] / И. Е. Валитова. - 2-е изд. - Минск : Университетское, 2015. - 158 с.
6. Васильев, О. С. Вопросы коррекции нарушения осанки [Текст] / О. С. Васильев // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. -
2017. - № 4. - С. 57-61.
7. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 70 с.
8. Водяницкая, О. И. Профилактическая и коррекционная работа при нарушениях осанки [Текст] / О. И. Водяницкая // Физкультура в школе. - 2017. - № 1. - С. 30-32.
9. Возрастная анатомия и физиология ребенка [Текст] / Л. А. Яковлева ; Магнитог. гос. ун-т. - Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2013. - 26 с.
10. Возрастная психология : детство, отрочество, юность : хрестоматия [Текст] / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М. : Академия, 2011. - 624 с.
11. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Смысл, 2013. - 1136 с.
12. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М. : Педагогическое общество России, 2013. - 512 с.
13. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст] / О. Б. Дарвиш ; под ред. В. Е. Клочко. - М. : Владос-Пресс, 2015. - 263 с.
14. Долматова, Т. И. Индивидуально-дифференцированный подход в реабилитации детей со сколиозом 1-2-й степени [Текст] / Т. И. Долматова, К. М. Погосян // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка.
• 2012. - № 2. - С. 26-28.
15. Дубровский, В. И. Спортивная физиология [Текст] / В. И. Дубровский. - М. : ВЛАДОС, 2015. - 462 с...