Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПТИМИЗАЦИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Работа №95679

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика Я-концепции в подростковом возрасте 6
1.1. Различные подходы к изучению понятия Я-концепция в
теоретических исследованиях 6
1.2. Особенности Я-концепции несовершеннолетних 13
1.3. Проблема делинквентного поведения подростков 18
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Изучение Я-концепции у подростков 28
2.1. Диагностика Я-концепции подростков 28
2.2. Программа оптимизации Я-концепции подростков 38
2.3. Результаты реализации программы оптимизации Я-концепции
подростков 43
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список литературы 56
Приложения 61


Подростковый период в целом - этап наиболее серьезных изменений личности, характеризующийся формированием различных новообразований: происходят процессы построения образа «Я» (Я-концепции) и формирование ценностного отношения к этому образу на основе внутренней оценки себя (самооценки). Становление Я-концепции является наиболее важным признаком подросткового периода, которое имеет основополагающее значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Однако изменения в структуре Я-концепции могут вследствие могут являться причиной отклоняющегося поведения, которая становится все более актуальной социальной проблемой в настоящее время.
Наиболее серьезную проблему для современного общества, в силу своих особенностей, представляет делинквентное поведение. Подобный вид поведения чаще реализуют подростки, находящиеся на этапе социального и психологического взросления. Общественная значимость обсуждения непосредственно такого явления как делинквентное поведение становится особенно очевидной: происходит изменения форм проявления делинквентного поведения, снижается возраст совершения правонарушений среди несовершеннолетних, увеличивается количество тяжких преступлений.
Актуальность темы исследования определяется тем, что изучение Я- концепции как многомерного образования позволяет учесть важнейшие детерминанты поведения: отношение к окружающим; самоотношение; индивидуально-личностную направленность развития. Выявление особенностей Я-концепции подростков, в том числе и подростков- делинквентов, дает возможность диагностировать отклонения в поведении на ранних стадиях их проявления и позволяет перенести акцент в психолого-педагогическом взаимодействии с коррекции на профилактику нарушений.
Выше сказанное позволяет сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске и определении особенностей самосознания личности подростков с делинквентным поведением.
С учетом значимости выявленной проблемы сформулирована тема исследования: «Оптимизация Я-концепции подростков с делинквентным поведением».
Объект исследования: Я-концепция личности подростков.
Предмет исследования: Оптимизация Я-концепции подростков-
делинквентов.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу оптимизации Я-концепции личности подростков с делинквентным поведением.
Названная цель исследования определила следующие задачи научного поиска:
1. На основе анализа психологической, педагогической и социологической литературы рассмотреть различные подходы к определению понятия «Я-концепция».
2. Раскрыть психолого-педагогический аспект особенностей Я- концепции несовершеннолетних.
3. Дать характеристику проблемы делинквентного поведения
подростков.
4. Провести диагностику Я-концепции подростков.
5. Разработать и проверить эффективность программы оптимизации Я-концепции подростков с делинквентным поведением.
Гипотеза исследования: Оптимизация Я-концепции у подростков с делинквентным поведением будет успешной при условии: комплексной диагностики самооценки и самоотношения старшеклассников, разработки и апробации коррекционно-развивающей программы с учетом возрастных особенностей (кризис и т.д.).
Теоретико-методологической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных ученых: А.Г. Спиркина, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, Е.В. Змановской, У.С. Поздняковой, С.Г. Еремеева Р. Бернса, У. Джеймса, Ч. Кули, Дж. Мида, И.С. Кона и др
Для решения поставленных задач были использованы теоретические и эмпирические методы исследования:
1. Теоретические методы (анализ, сравнение);
2. Эмпирические методы (опрос, тестирование);
3. Методы математической статистики.
Структура работы: исследование включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. Список литературы состоит из 51 источника литературы.
Представленная в работе программа оптимизации Я-концепции подростков с делинквентным поведением будет полезна специалистам образовательных организаций, родителям и всем заинтересованным лицам, работающими с несовершеннолетними правонарушителями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе теоретического анализа литературы, рассмотрели систему взглядов отечественных и зарубежных ученых на понимание феномена Я-концепции и его содержательных характеристик, а также рассмотрели проблему делинквентного поведения среди несовершеннолетних (А.Г. Спиркина, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.В. Карпова, Е.В. Змановской, У.С. Поздняковой, С.Г. Еремеева Р. Бернса, У. Джеймса,
Ч. Кули, Дж. Мида, И.С. Кона и др.).
Мы выяснили, что Я-концепция представляет собой сравнительно стабильную, в определенной мере осмысленную и воспринимаемую как исключительную система собственных представлений индивида о себе, посредством которой индивид осуществляет взаимосвязь с окружающим миром и определяет отношение к самому себе.
Многие исследователи сходятся во взглядах на структуру Я-концепции, состоящей из трех компонентов:
1. Когнитивный компонент, включающий в себя «образ Я», к которому относится содержание представлений о себе.
2. Эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, к своей внешности, деятельности и т.д.; к этому компоненту относят систему самооценок.
3. Поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении, конкретные действия, создаваемые «образом Я» и самооценкой.
Критическим периодом формирования Я-концепции является подростковый возраст. Негативное формирование самоотношения, изменения в структуре Я-концепции влекут за собой трудности в социализации подростка, оказывающие влияние на личностные особенности подростка, приводящие к девиантным и делинквентным формам поведения, которые в силу своих особенностей представляют собой серьезную проблему для современного общества.
В начале исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что оптимизация Я-концепции у подростков с делинквентным поведением будет успешной при условии: комплексной диагностики самооценки и
самоотношения старшеклассников, разработки и апробации коррекционно-развивающей программы с учетом возрастных особенностей.
Для проверки данной гипотезы мы создали две выборки, включающих себя респондентов, состоящих на внутришкольном учете. Благодаря проведению и интерпретации результатов диагностики Я-концепции подростков, мы пришли к выводу о том, что у подростков наблюдается нарушение нормального развития самоотношения во всех компонентах: когнитивном, эмоциональном, поведенческом. С помощью методики Дембо- Рубинштейн мы установили наличие у подростков склонности к занижению своих достоинств, в частности, по актуальным для них позициям - внешности, уверенность в себе, характеру, где наблюдаются более низкие показатели. Проблемными зонами оптимизации Я-концепции подростков являются самоуверенность, ожидаемое отношение от других, саморуководство и самоинтерес, в которых по методике В.В. Столина и С.Р. Пантелеева у 50-60% респондентов наблюдается не выраженность признака по данным показателям. Неадекватность самооценивания сопровождается такими особенностями поведения как агрессивность, враждебность, насмешливость, принесение в жертву своих интересов, зависимость от других (от чужого мнения), неуверенность в себе, что доказывает диагностика Т. Лири, в которой 30-40% респондентов экспериментальной и контрольной групп имеют наиболее высокую степень выраженности (экстремальное поведение) по типам: прямолинейный-агрессивный, зависимый-послушный, сотрудничающий-конвенциальный, ответственный-великодушный.
Полученные результаты свидетельствуют о наличии проблемы развития самоотношения подростков с проявлениями делинквентного поведения.
Далее была разработана и апробирована на экспериментальной группе программа оптимизации Я-концепции подростков с делинквентным поведением. Разработка программы осуществлялась в соответствии с целями и задачами исследования, возрастными и индивидуальными особенностями подростков. Структура программы включает в себя активные игры и упражнения, работу в парах, межгрупповое взаимодействие, упражнения с элементами сказкотерапии, анализ и ролевое проигрывание ситуаций, дискуссии, индивидуальные консультации. Все мероприятия программы являются целенаправленными, систематическими и регулярными.
На основании результатов повторной диагностики самоотношения можно сделать вывод, что в ходе реализации программы оптимизации Я- концепции произошли значимые изменения во всех компонентах: наиболее благоприятное положение занимают когнитивный и эмоциональный компоненты, более проблемным оказался поведенческий компонент. При этом повысился общий уровень самоотношения экспериментальной группы: 100 % подростков обладают адекватной самооценкой, в частности снизилась склонность к занижению достоинств - позиция характер соответствует норме, низкие показатели по позициям внешность и уверенность в себе наблюдаются в 20% случаев. Подростки стали боле позитивно оценивать себя и результаты собственной деятельности, что подтверждает общее снижение степени не выраженности признака в экспериментальной группе до 10%, в частности по шкалам самоуверенность, ожидаемое отношение от других, саморуководство и самоинтерес; а также снижение высокой степени выраженности (экстремальное поведение) отношений по типам: прямолинейный-
агрессивный, зависимый-послушный, сотрудничающий-конвенциальный до 20-30%. Соответственно, разработанная нами программа оптимизации Я-концепции подростков с делинквентным поведением является результативной и имеет выраженный положительный эффект.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что оптимизация Я-концепции у подростков с делинквентным поведением будет успешной при условии: комплексной диагностики самооценки и самоотношения старшеклассников, разработки и апробации коррекционно-развивающей программы с учетом возрастных особенностей.
Следовательно, можно считать, что цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. Полученные теоретические и эмпирические результаты имеют практическую значимость, и могут быть использованы в психолого-педагогической деятельности по оптимизации Я-концепции подростков с делинквентным поведением.



1. Абдуллин, А.Г. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии / А.Г. Абдуллин, Е.Р. Тумбасова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2012. - №6. - С. 265.
2. Абдурасулов, Т.Д. Исследование Я-концепции и ее влияния на профессиональное самоопределение студентов-психологов / Т.Д. Абдурасулов // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2011. - №2.
3. Агапов В.С. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростков: дис. ... канд. псих. наук / В.С. Агапов. - М., 2014. - 225 с.
4. Агапов, В.С. Возрастная репрезентация Я-концепции личности / В.С. Агапов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2013. - №1.
5. Агапов, В.С. Формирование Я-концепции в системе духовных потребностей подростков / В.С. Агапов // Акмеология. - 2014. - №1.
6. Арендачук, И.В Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков / И.В. Арендачук // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2017. - №4.
7. Арендачук, И.В. Самоотношение в структуре самосознания подростков и юношей: динамика развития / И.В. Арендачук // Изв. Сарат. ун - та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2017. - №4.
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
9. Блинкова, Х.А Особенности Я-концепции подростков с
делинквентным поведением / Х.А. Блинкова, Е.В. Куприянчук // М.:
Издательство «Пьеро». - 2016. - С. 40-47.
10. Болдина М.А. Девиантное поведение подростков как социальная проблема / М.А. Болдина, Ю.С. Никонов // Гаудеамус. - 2016. - №1.
11. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. №1
12. Васягина Н.Н Делинквентное поведение подростков: феноменология, причины, возможности профилактики / Н.Н Васягина // Вестник практической психологии образования. - 2018. - № 1-2 (54-55). - с. 12-17.
13. Гамолина, В.В. Факторы, оказывающие влияние на «Я- концепцию» подростка с делинквентным поведением / В.В. Гамолина // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 1.
14. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие - 2-е изд., переруб, и доп. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. - 216с.
15. Державина, Ю.В. Коррекция Я-концепции девиантных подростков / Ю.В Державина // Студенческая наука и XXI век. - 2013. - № 9. - С. 409-416.
16. Державина, Ю.В. Психологический анализ «я-концепции» девиантных подростков / Ю.В Державина // Студенческая наука и XXI век. -
2011. - № 8. - С. 229-233.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ