ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 11
1.1. Политические представления: сущность, природа,
отличительные признаки, место в структуре политического сознания 11
1.2. Политические представления российской студенческой
молодежи: сущность, структура, особенности формирования 17
Глава 2. КОНЦЕПТ СИЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО
ОТРАЖЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА 26
2.1. Концепт «сильного государства»: теоретические концепции,
сущность и признаки 26
2.2. «Сильное государство» в политических представлениях
российской молодежи: сущность, специфика 40
2.3. Сущность и пути формирования «сильного государства» в
политических представлениях студенческой молодежи Екатеринбурга: результаты эмпирического исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Приложение 1 ОБРАЗЕЦ АНКЕТЫ 74
Приложение 2 84
Приложение 3 85
Приложение 4 86
Приложение 5 87
Приложение 6 88
Приложение 7 89
Приложение 8 90
Приложение 9 91
Приложение 10 92
Приложение 11 93
Приложение 12 94
Приложение 13 95
Приложение 14 96
Приложение 15 97
Приложение 16 98
Приложение 17 99
Приложение 18 100
Приложение 19 101
Приложение 20 102
Приложение 21 103
Приложение 22 104
Приложение 23 105
Приложение 24 106
Приложение 25 107
Приложение 26 108
Приложение 27 109
Приложение 28 110
Приложение 29
Исследований, посвященных отечественной политической культуре, политическому сознанию, и политическим представлениям в частности, достаточно много, они охватывают довольно широкий круг проблем. Известные российские организации, занимающиеся изучением общественного мнения, такие как ФОМ, ВЦИОМ и Левада-Центр регулярно публикуют результаты опросов, в том числе и касающиеся политических представлений, встречаются и работы различных ученых, обобщающих эти данные, либо совершивших самостоятельное исследование обозначенной проблемы.
Однако вопрос о том, какие способы решения стоящих перед нашей страной внутренних вызовов представляются нашей студенческой молодежи актуальными в современный исторический момент, недостаточно исследован отечественной наукой. Об этой проблеме мы можем судить, лишь делая выводы из исследований, касающихся ее косвенно, например исследований, посвященных росту популярности И. Сталина среди молодежи, доверию к политикам и социальным институтам или поддержке той или иной идеологии. Нам представляется, что эти данные не вполне позволяют ответить на вопрос - какие позитивные изменения в России, по мнению исследуемых, представляются возможными именно в современной исторической ситуации, как эти изменения должны производиться и кем.
Студенты, как действительные участники политического процесса и вероятные лидеры мнений, несомненно окажут влияние на будущее нашей страны. Именно они в будущем займут руководящие государственные посты, будут авангардом науки и образования. Представляется важным знать, как они представляют роль современного российского общества и государства в решении стоящих перед Россией внутренних проблем.
Говоря о государстве, Спиридонова В.И. справедливо замечает: «Необходимо осознать его не только как учреждение, но и как органический продукт истории народа. Ибо сила древних традиций и веками приобретенных привычек не только не меняется в одночасье, она имеет свою историческую логику»[49, с. 53] Прошлое формирует настоящее, и государство является одним из его проявлений, а на состояние государства, как и на возможность изменений его характеристик, влияет исторически оформившаяся, но при этом пребывающая в состоянии развития политическая культура общества.
Политические представления являются составной частью политической культуры. Это отражено во многих распространенных определениях политической культуры, к примеру в определении, данном Э.Я. Баталовым «Политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения (функционирования), проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, фиксирующих принципы их отношений к этому процессу в целом и его элементам, друг к другу, к самим себе, к политической системе, в рамках которой протекает этот процесс, и тем самым обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности» [2, с. 25]. Если быть точнее, политические представления являются частью политического сознания, компоненты которого одновременно являются и частью политической культуры, как более общего понятия.
«Революционная эпоха российской «перестройки» конца XX века базировалась на имманентно присущей революционному духу безоговорочной вере в возможность рационализации общественной жизни через механическое изменение ее организационных основ.»[48, с.45.]. Но механический перенос политических институтов в общество без учета его культурных особенностей часто влечёт за собой негативные последствия, а 5
хорошо зарекомендовавшая себя в одних условиях политическая система оказывается совершенно непригодной при условии несоответствия ей существующих в этом обществе моделей политического поведения и политической культуры в целом.
Проблема исследования
Таким образом представляется важным выяснить, какие характеристики политических представлений присутствуют у российской студенческой молодежи, расширив таким образом наше представление о закономерностях существования российского общества, и понять, насколько студентам близки демократические ценности. Ведь если государство имеет демократическое устройство, но обществу демократические ценности чужды, а инструментами демократии оно пользуется неохотно, не считает эти инструменты важными и действенными, то приходится признать, что реальной демократии, понимаемой как система с деятельным участием основной части граждан в политической жизни, в стране нет. Поэтому внимание в исследовании уделено, в первую очередь, политическим представлениям студентов о способах решения внутренних проблем нашей страны, и том, какими ей видятся роли государства и общества в решении этих проблем.
Степень разработанности темы, место и значение в науке и практике.
Вопрос о сущности, роли и способах наилучшего устройства государства является одним из фундаментальных в общественных науках, в рамках философии ему посвящали свои труды с античных времен. Свою современную специфику научная категория «сильное государство» приобрело с момента публикации классической работы Ф. Фукуямы под одноименным названием. Это событие в науке не означало отход многих исследователей от позиции, когда под «сильным государством» понимается любое государство, которое представляется авторам благоприятным для общества, но явно проявило значимость теоретического осмысления этого феномена и направило дискуссию о «сильном государстве» в научной среде в плоскость зависимости общественного благополучия от степени и эффективности вмешательства государства в различные сферы жизни общества. Таким образом, положительные характеристики в социальных науках имеет как «сильное», так и «слабое» государство, которое передает часть своих функций гражданскому обществу, что будет показано в первой главе этой работы.
Помимо Ф. Фукуямы теме сильного государства в «западной» науке посвятили свои работы такие авторы, как Б. Бузан, Ф. Доббин, Х. Рут, Р. Ротберг, Д. Саттон и другие.
В современной отечественной литературе отдельные работы теме «сильное государство» посвятили П.В. Анохин, А.Д. Керимов, И.Н. Куксин, Л.С Мамут, И.В. Понкин, С.Ф. Ударцев, и многие другие.
При этом политические представления, являясь разновидностью социальных представлений, понимаемых как «особая форма социального знания, возникающая в результате соотнесения индивидуального и коллективного сознания с реальностью и одновременно являющаяся важным фактором социального конструирования реальности»[36, С. 33] не всегда положительно соотносятся с научным знанием, как и бытовые представления в целом. Проблеме политических представлений как в рамках работ о политической культуре, политическом сознании, политическом менталитете, так и отдельно, посвятили свои работы такие зарубежные авторы, как Г. Алмонд и С. Верба, А. П. Бурдье, Р. Инглхарт, Дж. Келли, Г. Маркузе, Л. Поуль, М. Рокич, Ш. Шварц, Л. Эстер, и другие.
В отечественной науке основной вклад в изучение этой проблемы внесли такие исследователи, как А.П. Вардомацкий, К.С. Гаджиев О.В. Гаман-Голутвина, Р.К Курбаниязова, А.В. Селезнева, Е.Б. Шестопал, М.С. Яницкий, и многие другие.
Гипотезы исследования-
1— в основной массе студенты являются сторонниками усиления государства в России.
2— основным двигателем усиления Российского государства в
представлении студентов является усиление роли и увеличение полномочий правоохранительных органов, ужесточение антикоррупционного законодательства, увеличение роли государства в экономике, в студенческой среде сильны патерналистские представления, гипертрофирована роль главы государства.
3— основным актором усиления Российского государства студенты представляют само государство, роль гражданского общества и их собственная роль в усилении государства представляется им невысокой
Методология и методика исследования.
Теоретико-методологическую основу нашей работы составили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблематике государства (в том числе «сильного»), а также политических представлений как элемента политического сознания. Прежде всего, следует выделить публикации, в которых было представлено комплексное понимание сильного государства, выделены его признаки и дана классификация различных подходов к его определению. Для этого мы опирались в первую очередь на труды А.Д. Керимова, Г.В. Мальцева, И.В. Понкина, Ф. Фукуямы.
Структура политического сознания и место в ней политических представлений были определены нами при сопоставлении работ таких авторов как Д.С. Мартьянов, Р.К. Курбаниязова, А.В. Селезнева, и др., Для того, чтобы представить особенности политических представлений студентов, были сопоставлены данные исследований Б.В. Гартвиг, Т.Н. Литвиновой, П.Б. Салина и Д.В. Петросянца. Метод вторичного анализа данных, использованный нами в работе дал возможность выявить условия формирования политических представлений, а также их зависимость от регионального, личностного, временного и других факторов. При проведении собственного эмпирического исследования использовался опрос с предложенными вариантами ответов, фиксация ответов по типу анкетирования, была применена обусловленная задачами работы методика построения вопросов, которые отвечали бы характеристикам наличествующего, характеристикам желаемого и характеристикам способов достижения желаемого в политических представлениях.
Практическая значимость исследования - результаты исследования могут быть использованы для постановки целей обучения и воспитания в образовательных организациях, так же при составлении программ политических партий и общественных организаций.
Объект исследования - политические представления студенческой молодежи.
Предмет исследования - особенности политических представлений студенческой молодежи Екатеринбурга о «сильном государстве».
Цель исследования: выявить особенности политических представлений студенческой молодежи Екатеринбурга о «сильном государстве», его признаках, целях, задачах и путях формирования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, природу, отличительные признаки и место политических представлений в структуре политического сознания.
2. Выявить сущность, структуру и особенности формирования политических представлений российской студенческой молодежи.
3. Проанализировать теоретическое концепции «сильного государства», выявить его сущность и признаки.
4. Раскрыть сущность и специфику политических представлений российской молодежи о «сильном государстве».
5. На основе эмпирического исследования выявить специфику политических представлений студенческой молодежи Екатеринбурга о «сильном государстве» и путях его формирования.
Структура ВКР обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе работы проведено сравнение определений политических представлений, данных различными авторами, выделено определение, наиболее соответствующее цели данной работы.
Показано соотношение понятий, которые составляют содержание политического сознания - ценности, представления, установки, представлена классификация политических представлений
Выявлена структура и условия формирования политических представлений молодежи.
Во второй главе работы было показано как понимается концепт «сильного государства» в зарубежной и отечественной научной литературе; как воспринимается этот концепт в политических представлениях студенческой молодежи.
Приведены результаты эмпирического исследования, целью которого было выяснить, каковы политические представления студенческой молодежи Екатеринбурга о «сильном государстве»
В первой главе нашей работы было определено, что политические представления являются компонентом политического сознания. Для этого были приведены примеры определений политического сознания, соответствующие целям и задачам данной работы, было выбрано определение политического сознания как комплекса идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений. При этом было показано, что основными компонентами политического сознания являются ценности, представления и установки. Было показано, что «стержневым», наиболее устойчивым к изменениям компонентом политического сознания являются ценности, они оказывают влияние на то, как отраженные в сознании политические процессы, события, явления, (политические представления) формируют политические установки - отношение индивида к перечисленным выше элементам политической жизни. Из существующих определений политических представлений было выбрано наиболее соответствующим теме исследования определение Р.К. Курбаниязовой: «Политические представления - это образные знания о политической реальности, которая непосредственно нами не воспринимается». [27, С. 79].
Были представлены условия и факторы, влияющие на формирование политических представлений, такие, как влияние социального окружения, информация, получаемая из СМИ, значимые исторические события и события современности, региональный фактор, существующий в обществе тип политической культуры.
Были показаны различные подходы к определению структуры политических представлений. Как наиболее удачная и комплексная была обозначена структура политических представлений, выделенная при проведении исследования в МГУ им. Ломоносова, включающая в себя представления о политике; представления о власти; представления о политической системе; представления о политических институтах; представления о государстве; политические представления в контексте исторической памяти. На основе данных исследований, посвященных политическим представлениям российских студентов, были представлены их политические представления, соответствующие перечисленным структурными элементам политических представлений, за исключением тех, которые относятся к представлениям о сильном государстве.
Во второй главе нашего исследования как соответствующее его задачам было выбрано определение государства, понимаемого как «универсальная политико-управляющая система, осуществляющая управление общими делами по мандату общества и на основе права» [53, с. 40]. Из различных отечественных подходов к определению «сильного государства» наиболее отвечающим целям нашего исследования был выбран подход, где под сильным государством понимается государство, в существенной степени контролирующее общество. Были перечислены другие подходы к определению сильного государства, существующие в отечественной и зарубежной науке. Показано, что доминирующее представление о государстве в отечественной и зарубежной науке имеет некоторые различия, а подходы к определению сильного государства в отечественной науке являются более комплексными в результате того, что само понятие государства в России традиционно понимается шире, чем в зарубежной науке. Сделано предположение о том, что в отечественной науке доминирующим является представление о сильном государстве как о наиболее отвечающем интересам общества, тогда как для «западной» науки благоприятным для существования общества до недавнего времени считалось «слабое государство», понимаемое так с позиции либерализма. Как пример исключения из этого правила указана работа Ф. Фукуямы «Сильное государство». В общем виде представлены позиции, утверждающие общественную пользу как слабого, так и сильного государства. Был сделан вывод о том, что государства должно быть «столько, сколько нужно», и показано, что эта позиция согласуется с доминирующим представлением о сильном государстве в российской науке, поскольку способность государства к самоограничению своей власти представлена в трудах российских исследователей как один из признаков сильного государства.
Так же на основе имеющихся работ отечественных исследователей о политических представлениях студентов были представлены некоторые позиции, относящиеся к представлениям студентов о сильном государстве, в соответствии с целями и задачами нашего исследования это означало такие позиции, которые могли бы свидетельствовать о недостаточном либо, напротив, избыточном влиянии государства на различные общественные процессы.
Была показано, что той информации, которая могла бы в полной мере осветить проблему представлений студентов о том, какие общественные процессы государство должно, по мнению студентов, регулировать и контролировать сильнее, а где этот контроль и регуляция, напротив, представляется студентам избыточной, не вполне достаточно, так как зачастую исследователи упускают из поля своего внимания либо представления студентов о путях достижения оптимальной, по мнению студентов, ситуации, либо элемент представлений об этом оптимальном варианте государственного влияния. На основе этого был составлен опрос, включающий в большинстве позиций по три элемента - какой ситуация либо явление или личность представляются респонденту на данный момент, как он представляет себе идеальную, то есть наиболее соответствующую, по его мнению, интересам общества и его интересам ситуацию, и какими респондент видит наиболее важные условия того, чтобы этого идеала можно было достичь. Таким способом был выявлен комплекс политических представлений студентов о главе государства, проблеме коррупции, ротации управляющих кадров, Государственной Думе, судебной системе, контроле государства над сферой интернет-пространства, взаимоотношениях государства и бизнеса, разделении властей. Было показано, что во многих областях, в которых государство осуществляет свой контроль и регуляцию, студенты желают усиления этой государственной деятельности и хотя были названы и примеры обратного - в основной массе студенты являются сторонниками усиления государства в России.
Подтвердилась наша гипотеза о том, что основным двигателем усиления Российского государства в представлении студентов является усиление роли и увеличение полномочий правоохранительных органов, ужесточение антикоррупционного законодательства, увеличение роли государства в экономике. Частично подтвердилась гипотеза о том, что в студенческой среде сильны патерналистские представления и гипертрофирована роль главы государства. Одну из важнейших функций главы государства - назначение министров - студенты считают необходимым перепоручить рядовым гражданам. А вот контроль за работой министров, по их мнению, должен осуществлять в первую очередь глава государства, при этом половина опрошенных считает, что разделение властей не является необходимым условием для благополучия страны, функцию разделения властей - взаимный контроль различных государственных ведомств друг за другом - может выполнить, по их мнению, глава государства.
Лишь в незначительной степени подтвердилась гипотеза о том, что основным актором усиления Российского государства студенты представляют само государство, а роль гражданского общества в усилении государства представляется им невысокой. Студенты признают значимой роль активистов и общественных организаций в деле борьбы с коррупцией, осознают важность существования независимых СМИ, хотя большее количество студентов считают, что «должно измениться само государство», и можно говорить о том, что студентам близка позиция «кадры решают все».
В целом наше исследование показывает, что студенты выступают за усиление полномочий различных государственных ведомств и считают недостаточным уровень контроля со стороны государства большинства областей жизни, касающихся бытовых нужд людей. При этом они считают, что именно простые граждане должны выбирать людей на важные государственные посты, например - министерские и судейские. И таким избранным людьми государственным служащим они готовы одобрить предоставление больших полномочий - например, судьи, по мнению студентов, могут иногда принимать решения исходя из интересов общества, даже если их решения будут идти в разрез с законодательством, что еще раз подтверждает нашу гипотезу о наличии патерналистских настроений в студенческой среде.
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 №2403-р «Об утверждении
Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». 2014 [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _171835/ (дата
обращения 20.06.2020).
2. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. - М.: Наука, 1990. - 256 с.
3. Бахтигареева Э.Н. Образ современного политического лидера в представлении студенческой молодежи (на примере Свердловской области) // Скиф. 2019. №4 (32). С. 142 - 147.
4. Бахтигареева Э.Н. Психологические особенности политического сознания студенческой молодежи (на примере Свердловской области) // Скиф. 2019. №8 (36). С. 143-147.
5. Белевская Ю.Ю. Содержание понятия «сильное государство» // Социально-гуманитарные знания. 2011. №8. С. 293-297.
6. Белов Л. П. Сильное государство: к построению теоретической модели // Управленческое консультирование. 2019. №4 (124). С. 114-122.
7. Борисова У.С., Окорокова М.П. Отношение студенческой молодежи к демократии // Общество: политика, экономика, право. 2016. №7. С.8-11.
8. ВЦИОМ: рейтинг Путина взлетел до 82,3% после присоединения Крыма. https://actualcomment.ru/vtsiom_reyting_putina_vzletel_do_82_3_posle_prisoedineniya_kryma.html [электронный ресурс] (дата обращения- 09.10.2020).
9. Гайдук В.В. К вопросу о сильном государстве // Правовое государство: теория и практика. 2011. № 3 (25). С. 21-40.
10. Гартвиг Б.В. Власть в представлениях студенческой молодежи (по материалам опроса среди студентов самарских вузов 2017-2018 гг.) // Вестник ЗабГУ. 2019. С. 72-78.
11. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография. - М.: Прометей, 2004. - 328 с.
12. Гусова И. К. Концепт «Сильное государство» и позиционирование властной миссии государства в политических практиках его реализации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2017. №2. С. 206-210.
13. Дагаева Е. А. Анализ понятия «Имидж» в контексте теории социальных представлений // Вестник ТИУиЭ. 2007. №2. С.50 - 55.
14. Джалая Л.В. Политические, социальные и экономические ценности студентов РГПУ имени А. И. Герцена и ПГУ им. Т. Г. Шевченко // Скиф.
2018. №3 (19). С. 75- 79.
15. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. - 304 с.
16. Дубов И.Г., Пантелеев С.Р. Восприятие политического лидера. // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 6. С. 25 - 34.
17. Евгеньева Т. В., Селезнева А. В. Политические представления в контексте
исторической памяти: обращение к прошлому в ситуации кризиса идентичности // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. №3-1.
С.158-167.
18. Ежов Д. А. Достоверность освещения политической ситуации в России современными СМИ в восприятии студенческой молодежи // Власть.
2018. №9. С.22-28.
19. Захарова Е.М. Отношение современной молодежи к политической жизни общества // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №9-2. С. 198-201.
20. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодёжи // Вестник Института социологии.
2019. Том 10. № 4. C. 164-186.
21. Интерес молодежи к политике. Откуда молодые узнают о событиях в стране и мире? И спорят ли о политике со сверстниками? https://fom.ru/Politika/13285 [электронный ресурс] (дата обращения 10.10.2020).
22. Керимов А. Д., Куксин И. Н. Сильное государство как определяющий фактор общественного прогресса. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 96 с.
23. Керимов А.Д. - Некоторые проблемы теории сильного государства // Социодинамика. 2013. № 3. С. 1- 45.
24. Керимов А.Д., Куксин И.Н. Критерии силы государства // Право и образование. 2016. № 6. С. 4-16.
25. Кисловская Е.В., Камнева Е.В. Психологические предпосылки политических предпочтений студентов // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста: сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. М., 2015. Вып. 5. С. 25-28.
26. Константинов М.С., Пупыкин Р.А. Социально-политические установки и ожидания студенческой молодёжи Ростовской области (по материалам анкетированного опроса 2019 г.) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. С. 193-202.
27. Курбаниязова Р.К. Политическое сознание и разные типы политического представления // Философские науки 2018. № 43. С. 79-81.
28. Литвинова Т. Н. Политические ориентации студенческой молодежи г. Москвы// Политика и общество. 2018. №9 С. 63-75.
29. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма, 2011. - 800 с.
30. Мартьянов Д. С. Политическое сознание, политическое бессознательное и
политическая психика: ревизия подходов к структуре и определению // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология.
Международные отношения. 2015. №3. С. 57 - 69.
31. Мирошкина О. И. Современные концептуально-правовые интерпретации феномена «сильное государство» // Философия права. 2010. №4. C. 124 - 127.
32. Мовсисян А. А. Образ России и Европы в структуре политических представлений московского студенчества // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2014. №1. С. 113 -127.
33. Нагорная М.А. К вопросу о понятии «сильное государство» в России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. 2001. № 1. С. 241-250.
34. Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. - М.: МГСУ: Изд-во «Союз», 1997. - 992 с.
35.Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 496 с.
36. Паутова Л.А. Комплексный подход к исследованию социального представления о стабильности // Социология: 4М. 2004, №19. С.32 - 65.
37. Петросянц Д. В., Юшков И. В. Анализ каналов и способов получения информации российской студенческой молодежью // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. №8 (82). C. 73 - 83.
38. Петросянц Д.В., Юшков И.В., Анализ-прогноз возможной динамики социально-политических предпочтений российской студенческой молодежи в 2018-2024 гг // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. №11 (97) С. 72-82.
39. Политология: энциклопедический словарь / общ. ред. и сост.
Ю. И. Аверьянов. М.: Моск. коммерч. ун-т, 1993. 431 с.
40. Понкин И.В. Сильное государство // Право и государство. 2018. № 1-2 (78-79). С. 55-56.
41. Салин П. Б., Петросянц Д. В. Политические ориентации и восприятие российской студенческой молодежью отечественной истории: Федеральный и региональный аспекты // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. №8 (94). С. 80-86.
42. Салин П.Б., Петросянц Д.В. Готовность студенческой молодежи к восприятию советского опыта мобилизационного развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. №6 (80). С. 59¬66.
43. Селезнева А. В. Методология исследования политических представлений и ценностей // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2011. №2. С. 42-53.
44. Селезнева А. В. Формирование политического сознания молодежи в современной России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2013. №2 С.69-79.
45. Симонов К. В. Политический анализ. - М.: Логос, 2002. - 152 с.
46. Соловьев В.С. Византизм и Россия // Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 2. - 578 с.
47. Спиридонова В.И. «Сильное государство»: западная и российская интерпретация // Личность. Культура. Общество. 2008. T. 10. Вып. 2 (41). С.190-197.
48. Спиридонова В.И. Идея государства: западный и российский контекст // Философские науки. 2007. № 10. С. 35-55.
49. Спиридонова В.И. Эволюция идеи государства в западной и российской социально-философской мысли: М.: Издательство ИФ РАН, 2008. - 192 с.
50. Станевич А. Ю. Политические настроения российской молодежи: состояние и особенности // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018. №4. С. 256 - 274.
51. Танова А. С., Обухова Ю. О., Танова А. Г. Трансформация политических установок и ценностных ориентаций студенческой молодежи Санкт- Петербурга // Коммуникология. 2019. №3. С. 94-104.
52. Тихомиров Ю.А. Государство. М., 2013. - 320 с.
53. Тихомиров Ю.А. Государство: Сильное или слабое // Труды Института государства и права РАН. 2016. №2 (54). C. 39-51.
54. Ударцев С.Ф. Сильное государство: вопросы теории // Право и
государство. 2016. № 2. С. 6 -14.
55. Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке: [пер. с англ.]. М: ACT: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 220 с.