Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОКОЛЕНИЕ «ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ» В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ФРГ

Работа №88977

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы72
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Происхождение студенческого протеста в ФРГ 16
1.1. Причины радикализации студенческого движения и его цели 16
1.2. Нарастание идейных противоречий в обществе и «восстание 1968
года» 18
1.3. Лидеры студенческого движения в Западной Германии 33
Глава 2. «Наследие 1960-х» в общественном развитии ФРГ 40
2.1. Новые социальные движения и Партия Зелёных 40
2.2. Контркультура: итоги протеста в социокультурном измерении 51
2.3. Критика «поколения-68» участниками, современниками, потомками 55
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 64

Актуальность. ХХ век знает много уникальных и неповторимых исторических явлений. И даже на фоне важнейших исторических событий особое место занимает молодежное протестное движение в странах Запада в 1960-е гг. Молодые люди не только громко заявили о своем отказе жить согласно нормам, правилам и культурным ценностям своих отцов, но и активно включились в политическую борьбу, стремясь создать альтернативное общество. «Поколение 1960-х» сразу же привлекло к себе внимание отечественных и зарубежных социологов, писателей, философов, публицистов.
Необходимость теоретической разработки проблем, связанных со студенческим движением, обусловлена реалиями сегодняшнего дня. Нельзя отвергать возможностей и желания преобразований молодежных движений. Нужно анализировать и учитывать, насколько способно студенческое движение добиваться своих целей и изменять политическое пространство, модернизировать страну и участвовать в общественной и политической жизни. Молодежь в целом оказывает сильное влияние на сознание и деятельность других групп населения, перекликаясь с выступлениями разного рода групп в различных сферах интересов. Анализ их взаимосвязи позволяет углубить имеющееся представление о механизме действия современных общественных движений и возможности их развития в более серьезное политическое образование, т.е. политическую партию. А также позволяет иметь представление о том, насколько радикальным может быть молодежное движение и какие последствия вызывать.
Степень изученности. Поколение «шестидесятников» - уникальное явление в жизни всего международного сообщества. Студенческое движение волной прокатилось по США, всей Европе и проникло даже в Советский Союз. Оно оставило свои отголоски во всех сферах жизни. Историей этого масштабного движения занимались как отечественные, так и зарубежные авторы.
В Томском государственном университете с конца 1960 до начала 1990-х гг. работала Группа (позднее - Центр) по изучению истории молодежного движения проблемной лаборатории истории, археологии и этнографии. Ее руководителями были С.В. Вольфсон и Н.С. Черкасов. В середине 1980-х гг. в группе работали почти двадцать научных сотрудников. Всего было опубликовано девять выпусков сборников статей и несколько монографий.
Интересна монография «Политика правящих кругов» 1987 года . Здесь рассматривается процесс формирования и претворения в жизнь политики правящих кругов по отношению к молодёжи в ведущих капиталистических странах, содержится анализ основных направлений этой политики. Особое внимание уделено США, Великобритании и ФРГ на протяжении 60-х - начала 80-х гг. Показано влияние молодёжной политики на социально-экономическое положение молодого поколения, на борьбу трудящейся и студенческой молодёжи.
В исследовании «ФРГ: молодёжь и молодёжная политика» даётся анализ социально-экономического положения западногерманской молодёжи, его изменения в период 1960-80-х годов. Рассматриваются вопросы политики западногерманского государства и основных политических партий ФРГ, даётся характеристика основных молодёжных организаций и главных направлений их деятельности, рассматривается участие западногерманской молодёжи в массовых демократических движениях (антивоенном, экологическом и др.).
Ученики Н.С. Черкасова разрабатывали темы, связанные с молодёжной тематикой в ФРГ. Например, событиям 1960-х годов были посвящены несколько статей Т.А. Бяликовой .
Советский историк В. В. Дамье проанализировал причины и условия появления экологического движения в Западной Г ермании, основные этапы становления партии «зелёных» .
Важная работа по Социалистическому союзу немецких студентов, его развитию и деятельности Е.А. Казакова «ССНС и внепарламентская оппозиция в ФРГ» . Он подробно разбирает внепарламентскую оппозицию в ФРГ и рассказывает о действиях, которые она производила, а также анализирует чем это было чревато.
О «партии зелёных» и её основателе в 2019 году была написана статья Т. В. Евдокимовой «Петра Карин Келли и ее «зеленая альтернатива» . Автор анализирует возникновение идеи альтернативного движения и её претворение в жизнь. Помимо этого, на примере реализации принципов политики партии доказывается, что «Партия Зелёных» - это партия, предназначенная для международной повестки, а не только для Германии.
В зарубежной историографии тема молодежного протеста 1960-х гг. стала одной из самых изучаемых. В основном ученые предпочитают разбирать события 1968 года и их влияние на общественно-политическую жизнь в каждой сфере и по каждому направлению отдельно или же комбинировать несколько смежных. Дело в том, что события 1968 года дали толчок развитию экологическому движению (в последствии «Партия Зелёных»), женскому движению, социал-демократии, дали новый духовно-моральный поворот. Именно поэтому, из-за невозможности в полной мере охватить такой огромный пласт
6 информации и дать исчерпывающий ответ по каждой из сфер изменений в одном труде, в историографии моей работы будут сделаны попытки обобщить эти труды собрав достойную выборку материала по каждой из проблем.
Тем не менее стоит отметить, что комплексные труды по данной теме существуют. Следует сразу сказать о двух работах: «Западная Германия и мировые шестидесятые» Тимоти Скотта Брауна и «Другой альянс: студенческий протест в Западной Германии и США в шестидесятые годы» Мартина Климке .
Т.С. Браун рассматривает явление 1968 года с весьма интересной точки зрения: он избирает 8 проекций, через которые распространялось движение и на что оно уповало, а именно - пространство, время, слова, звуки, образы, силу, пол (речь идёт о правах женщин) и смерть. И через каждую из проекций Браун раскрывает чего хотели добиться те, кто поднимали это движение. Он рассматривает уникальный синтез влияния трансатлантического обмена в культурной сфере и новых политических доктрин на Западную Германию, объясняет влияние прошлого этой страны на то, что произошло. Браун утверждает, что не последнее место в данном протесте занимает музыкальное и визуальное культурное разнообразие, подчеркивая, что у движения были не только политические интересы. Вопросы, которые задавало поколение 60-х всё еще сохраняются и не решены несмотря на то, что 1968 породил новые социальные движения 1970-х и 1980-х годов и антикорпоративное движение 1990-х годов. В заслугу 1960-ым ставятся попытки разработать новые формы политической практики «демократии участия» и дать толчок людям действовать коллективно для улучшения жизни всего общества. Этот комплексный труд в полной мере дает представление о том времени и о ключевых его фигурах, он обладает высокой долей анализа информации и архивных источников.
Немецкий историк М. Климке раскрывает взаимосвязь Западной Германии и Америки, обмен опытом между новыми левыми по две стороны Атлантического океана. Он приводит убедительные доводы о том, что внедрение американских методов протеста в Германии стало важной частью движения и поспособствовало сближению двух сторон в борьбе с глобальным империализмом. Даётся оценка именно международных отношений студентов и их помощи друг другу. Помимо этого, важным представляется то, что в данном труде находятся корни проблем, о которых говорило немецкое студенчество, и находятся они в отложенном в дальний ящик национал-социалистическом прошлом Германии. Так же, как и Тимоти Браун, Климке подчеркивает интернациональный дух 1960-х годов.
Немецкий политолог Али Гётц имеет диаметрально противоположное мнение о событиях, произошедших в Западной Германии в 1960-е годы. Его часто упрекают за его излишне негативную оценку данного периода, однако, это возможность посмотреть на то, насколько неодинаково оценивают одно и то же явление люди, которые были к нему причастны. Гётц проводит параллель между поколением 1933 и 1968 годов, что, впрочем, можно заподозрить уже из названия книги («Наша борьба» наводит на мысль о книге Адольфа Гитлера «Моя борьба»). Книга ценна тем, что обладает очень высокой документальной точностью, а также информацией из уст современников беспорядков: Петера Вапневски, Йозефа Ратцингера, Иоахима Феста. Али Гётц формулирует проблему, звучавших в то время лозунгов о равенстве, в особенности равенстве представительства всех в органах самоуправления университетов, - демократия не равно корпоративная справедливость. Здесь он и находит схожесть молодого поколения шестидесятников с теми, кого они осуждали. Гётц говорит, что структурной жесткости конституционного государства движение противопоставляло идею уютной домашней общности. И она отвечала тому же фундаментальному сословному принципу, который в 1933-1945 гг. ярко
8 проявился в таких организациях, как Имперская палата фармацевтов, Национал-социалистический механизированный корпус и другие. Он характеризует и освещает дальнейшую судьбу лидеров, которых породило движение 60-х. Опираясь на источники, автор анализирует движение 1968 года как поздний, специфический немецкий отголосок тоталитарного XX века.
Много сведений можно почерпнуть из статей или книг, посвященных узким проблемам в сфере студенческого движения и его последствий. Такими изданиями являются «Социалистический Союз немецких студентов (ССНС)» Вилли Альбрехта и «ССНС и СДПГ» Фишера Тилмана.
В центре внимания авторов находится Социалистический союз немецких студентов, который превратился из молодежной организации СДПГ, которая входила в состав коалиционного правительства, во «внепарламентскую оппозицию». Рассказывается о том, с чего началась эта организация, как она порвала с Социал-демократической партией Германии, чего добивалась и какими способами. Помимо этого, рассказано о личностях, которые входили в союз и о были его лидерами. Даются оценки тому, что было проделано за время протеста и рассматриваются перспективы восстания студентов 1960-х.
У Тилмана есть еще одна работа по истории Социалистического союза немецких студентов - «Сила и бессилие студентов: маленькая история ССНС» . В данном труде он детально разбирает эту организацию от самого её основания в 1946 году, и доводит до 1970-ого, когда произошёл саморо- спуск. Исследование интересно тем, что включает, как историю союза, так и освещает жизни отдельных его членов, его принципы, его выступления и роль в молодежном протесте.
Ведя разговор о шестидесятниках, важно понимать, что в этом движении были лидеры и рассмотрением их биографий не стоит пренебрегать, так как
9 это может дать глобальное понимание о том, откуда брало корни и как набирало рост протестное выступление. Почему именно эти люди вели за собой и что было у них в головах.
Биографию о Руди Дучке, пожалуй, одной из самых главных фигур 1960-х, написал Уильрих Чаусси . Он подробнейшим образом рассмотрел происхождение Дучке, зарождение и эволюцию его взглядов, отношение к единству Германии, насилию, национализму. Чаусси осветил жизнь студента, как лидера студенческого движения, и как человека, который до конца не отказывался от своих идей, даже после покушения и спада активности движения продолжал просветительскую деятельность.
Исследование о втором ключевом герое 1960-х, который находился на стороне террористических группировок раскрыл Ариберт Рейман в труде «Дитер Кунцельман: авангардист, протестующий, экстремист» . Он описывает Кунцельмана как анархиста, раскрывает историю его подрывной деятельности и рассказывает о контркультуре меньшинства студенческого протеста.
Большое значение для историографии движения 1960-х и новых социальных движений имеет сборник статей «Переход в другое общество. Новые социальные движения в Федеративной Республике» . В нем освещены гражданское инициативное и экологическое движение, женское движение, альтернативные движения, условия возникновения молодежной революции 1980 года, новое движение за мир. Авторы статей анализируют сводную информацию о возникновении движений и о том, какой толчок им придал 1968-й год, насколько большое место он занимает в истории. Проанализированы возможности движений, каждое из них рассмотрено с точки зрения идеологических позиций и организационных форм, выявляется степень их новизны и альтернативности уже существующим, а также вариативности решения тех вопросов, которые были поставлены во главу угла. Хронология данного труда вы¬ходит далеко за рамки исследования, однако, это только даёт возможность проследить насколько долгосрочный был импульс движения поколения шестидесятников.
О новых социальных движениях и их перспективах писали Р. Хаук , Дж. Хубер , Р. Роф , Э. Висендаль . В данных исследованиях описаны способы перерождения социальных движений в более организованные и долговечные формы, рассмотрены пути, по которым пошло каждое из движений. Анализируется так же куда уходили студенты, отказавшиеся идти по пути РАФ, но не отказывающиеся от преобразований в своём государстве.
Т. Шульц и А. Гросс постарались разобраться и критически оценить весь комплекс автономных (альтернативных) движений, который с конца шестидесятых годов является важным для всего мира .
Из-за огромного наследия 1968 года о его направлениях часто пишут по отдельности. Одним из движений, которому дало толчок студенческое протестное движение - женское. О нём писали Ильзе Ленц , Аннет Кун , Кристина Перинчиоли , Юта Кэтцель , Дж. Чапмэн . Ильзе Ленц написала глубокое исследование в области женщин и гендерной проблематики. Исследование Юты Кэтцель построено на интервью 14 женщин, которые участвовали в
11 студенческом протесте 1960-х. Мы можем составить из этой книги портрет того времени, а также увидеть, как живут люди с наследием восстания. К сожалению, труд имеет свои недостатки - в нем очень мало говорится о сегодняшнем политическом участии этих женщин.
То, чего не хватало предыдущему исследованию отразилось в исследовании Дженнифер Чапмэн «Политика, феминизм и реформация гендера». Она исследует политическую составляющую женского движения не только в 1960-ом, а вообще. В этой книге автор рассматривает как суть проблемы, так и феминистские стратегии перемен. Она рассматривает общую теорию вербовки, сравнивает политический набор у мужчин и у женщин, рассматривает как гендер влияет на перемены в результатах.
Однако, не только положительные альтернативы появились после студенческого движения протеста 1968-ого года. Во время протестов возникла «Фракция Красной Армии» (РАФ, от нем. Die Rote Armee Fraktion) - это лево-радикальная террористическая организация и, говоря о наследии поколения шестидесятников, нельзя выбрасывать из общего исследования негативные стороны изучаемого явления.
Стефан Ауст написал «Комплекс Баадера - Майнхоф» . Эта книга описывает зарождение, становление и развитие идей в террористической группировке. Через эту книгу возможно понять мотивы террора группы и её руководителя Андреаса Баадера.
В целом, информации о «шестидесятниках» и их наследии достаточно, чтобы выстроить исследование сбалансировано и выяснить почему на данном этапе развития общества у нас преобладают те или иные тенденции, а также сделать выводы насколько мощным может быть волна протестов молодежи, какие преобразования в себе нести и насколько долговечными они будут.
Цель работы состоит в определении степени влияния студенческого движения протеста 1960-х годов на общественно-политическую жизнь Федеративной Республики Германии.
Исходя из цели исследования, выделены следующие задачи:
- понять истоки студенческого движения протеста в 1960-х;
- установить цели студенческого протеста и добилось ли их движение;
- подвести итоги протеста в социокультурном измерении;
- выявить причины критики поколения «шестидесятников».
Объектом работы служит молодежное протестное движение в Западной Германии в 1960-е гг. Предметом исследования является влияние поколения «шестидесятников» на общественно-политическую жизнь в Западной Германии.
Хронологические рамки исследования 1960-е - 1980-е гг. 1960-е годы ознаменовались подъёмом студенческого движения не только в Западной Германии, но и во многих других странах. Немецкое студенческое движение видится многослойным политическим движением, которое занималось критикой и борьбой с режимом ФРГ. Эти годы ознаменовались ростом авторитета союзов студентов-коммунистов. После пика деятельности и «восстания 1968 года» движение идёт на убыль и распадается на отдельные группировки, защищающие свои интересы. К 1980 году была организована Партия Зеленых в ФРГ. Рассматривая влияние поколения 1968-ого года на общественно-политическую жизнь Западной Германии стоит допустить, что 1980-е годы - условное окончание исследуемого периода, так как влияние протеста 60-х просматривается до сих пор.
Территориально-географическими рамками исследования является территория Федеративной Республики Германия в границах 1949 - 1989 гг.
Обзор источников. Базой для понимания настроений и идей внепарламентской оппозиции служит интервью Руди Дучке , которое он дал журналу
«Шпигель» в 1967 году. Он отвечал на важные вопросы по поводу его мыслей
о власти и её преобразовании.
Мы также использовали Потрт-Гуронское заявление . «Port Huron Statement» является политическим манифестом американского студенческого движения «Студенты за демократическое общество» (SDS) 1962 года. Документ написан на основе более раннего проекта, подготовленного сотрудником Томом Хейденом и принят на первом съезде организации. Очаги студенческого движения вспыхивали в разных странах по обе стороны Атлантики и данный документ укрепил движение в трансатлантическом пространстве. У студентов всего мира появились общие цели, возникало активное взаимодействие друг с другом. Они вдохновлялись идеями и протестами друг друга, посещали конференции своих единомышленников.
Важным источником явилось рассмотрение Чрезвычайного законодательства ФРГ , дававшее правительству и полиции особые права. В том числе и против выдвижения этих законов выступали студенты.
В данной исследовательской работе используются материалы журнала «Шпигель», который был мишенью для нападок студенческого движения. Если говорить более конкретно, то взяты статьи о феминизме и женском движении , об экологическом движении и партии зелёных .
Помимо «Шпигель» о новых социальных движениях и происходящих переменах в обществе писало издание «Телос», которое изначально вводило идеи западного марксизма, а с распадом новых левых и превращением отдельных групп в политические партии стало более критически относится к левым в целом .
Так же в работе использованы высказывания и мнения современников событий. Это выражается в письмах Руди Дучке , высказываниях по поводу ГКП Ульрихи Майнхоф , речи Хельке Сандер на 23-й конференции делегатов «Социалистической немецкой студенческой ассоциации» .
Использованы в качестве источников официальные сайты партий, рассмотрение которых используется в работе: ГКП , СДПГ .
П.К. Келли в статье «Четвёртая партия» одна из первых представляет «зелёных» как совершенно новую, альтернативную «антипартийную партию». Однако, статья интересна главным образом не этим, она интересна скорее своим автором, ведь Келли - одна из основателей партии «зелёных».
Методологическая основа. Работа основана на применении методов, соответствующих принципам историзма и объективности. Исследование основано на системном подходе для целостного рассмотрения предмета исследования, чтобы выявить механизмы действия различных связей в немецком обществе и политике. В работе использовались частные методы исследования. Особую роль для достижения цели исследования сыграл историко-генетический метод, заключающийся в анализе объекта на различных стадиях его развития, что дает возможность проследить его эволюцию. Кроме того, приме¬нялся системный метод. Он помогает рассмотреть предмет исследования исходя из нескольких задач: 1) вычленение элементов, которые входят в систему; 2) анализ характера отношений между элементами; 3) изучение взаимодействия системы с внешней средой. Помимо частных методов были использованы общие: анализ, логическая формализация, описание.
Новизна исследования состоит в том, что в нем на основе современных подходов, и с учетом складывающихся в объединенной Германии разноаспектных реалий, дан анализ последствий немецкого студенческого движения протеста. Эта работа отличается комплексным подходом ко всем элементам движения протеста. Необходимо отметить, что речь в ней идет о молодом поколении ФРГ, которая практически по всем направлениям выходит на лидирующие позиции в мире. Принципиально важно, что, раскрывая проблему, указываются не только положительные, но одновременно с ними, и отрицательные моменты последствий студенческого движения 1968 года.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе изучены генезис студенческого протеста 1960-х годов и причины его радикализации. Основное внимание уделено противоречиям, которые назревали между студентами, молодежью и правительством ФРГ, руководящими должностями в образовании. Проанализирован пик студенческого протеста - события 1968 года. Во второй главе исследован распад движения на примере эволюции экологического движения. Акцентируется внимание на рассмотрении итогов, которые принесло студенческое движение протеста 1960-х для всего общества ФРГ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Студенческое движение протеста в Западной Германии развернулось чрезвычайно масштабно. Зародившись еще в 1940-е годы, взяв идеи из США, которые переработала в большинстве своём Франкфуртская школа, движение прокатилось по стране. Оно принесло в общество как явления со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Движение было реакцией против авторитаризма, лицемерия правительства ФРГ и плохих условий жизни молодых людей, учащихся в высших заведениях.
Научно-техническая революция, которая обусловливала в свою очередь и успешное развитие экономической системы в западных странах, привела к структурным изменениям в социальной сфере обществе, вызвав активизацию различных социальных групп, таких как студенты и женщины, ранее не проявляющих свою социальную активность в таких масштабах. Опять же научнотехнический прогресс, с его тенденцией к автоматизации производства и восприятием человека лишь как потребителя, инициировал появление различных теоретических концепций «технотронного общества», «общества потребления», «постиндустриального общества», которые рисовали не лучшие перспективы будущего человечества и повлияли главным образом на мировоззрения молодых людей, которым предстояло жить в этом будущем.
Послевоенный социально-политический консенсус традиционных официальных системных сил, таких как консервативные, либеральные и социал- демократические партии, на основе концепций «государства всеобщего благосостояния» вызвал появление новых или преобразование старых идеологических течений, таких как анархизм, маоизм, троцкизм, «новые левые», которые пытались заполнить оппозиционный вакуум внесистемных течений. Приверженцами этих идей, пытавшихся на практике осуществить их положения, стала молодежь, противопоставляющая себя «системе» и старшему поколению, представляющему в их глазах эту систему.
Из разрозненных групп, каждая из которых пыталась отстоять свои интересы, в итоге получились целые политические партии. Экологическое движение в этом плане не просто не уступало по масштабам влияния на политику и жизнь ФРГ, а скорее больше всех остальных движений преуспело в этом.
Усвоив все ошибки и уроки, которые дал 1968 год, Руди Дучке и остальные лидеры, участники студенческого движения протеста смогли превратить движение за экологию в социально значимый феномен, привели его к созданию партии. Зелёное движение поэтапно переходило с уровня на уровень, пока не добралось до особо значимой вершины, где оно могло официально, легально брать управление или отдельные вопросы управления страной на себя.
У социальных движений своя судьба, они не исчезают бесследно и в никуда. Опыт экологического движения и гражданских инициатив оказался востребован в 2000-х гг. в альтерглобалистских движениях и движениях сопротивления нынешнему мировому экономическому кризису.
Косвенным эффектом движения можно было считать еще «Радикальный указ» 1972 года. Он позволял правительству запрещать людям работать в государственных учреждениях, если их можно было заподозрить в том, что они не поддерживают свободные и демократические принципы.
Помимо этого, произошла масса изменений в общественном сознании, искусстве, политике, управлении Западной Г ермании. Изменения в духовной сфере жизни общества инициировали появление новых структур, таких как «контркультура», разнообразные субкультуры, которые затем плотно вошли в общую систему культуры западных стран. Изменения повседневной жизни общества, опосредованные развитием коммуникации, новых технологий, также повлияли на образ мышления, прежде всего молодых людей, которые в силу своих возрастных особенностей быстрее откликаются на новые веяния жизни.
Говоря о результатах и значении «революции 1968 года» многие исследователи склонны рассуждать о «поражении революции», однако подчеркивают, что события 1968 г. имели далеко идущие перспективы, которые вопло-
62 тились позже в событиях 1990 г. в ГДР и ФРГ. Некоторые считают всю современную цивилизацию продуктом 1968-го года. Конечно, столь масштабные события не могли пройти бесследно и остаться незамеченными.
Именно из-за и после «68-го» в странах Запада начались реформы образования, когда под видом «демократизации» стала внедряться примитивизация образования. Идея была простой: раз эти бунтующие студенты оказались слишком умны и слишком образованны для капитализма (чем и порождены их «необоснованные» требования и «завышенные» претензии), значит, следующие поколения должны быть примитивнее, ограниченнее, невежественнее, образованны лишь в той минимальной степени, в которой это нужно хозяевам - владельцам средств производства. Тогда они будут целиком зависеть от хозяев, не смогут мыслить критически (то есть теоретически вообще) и, следовательно, не смогут бунтовать .
Движение, не смотря на его критику, явило всему миру ту мощь, которую в себе несло новое, уже послевоенное поколение молодежи. Ничто не может быть однозначно плохим или хорошим, так же, как и мир не делится на «черное» и «белое». В данном случае, положительные моменты движения протеста - это развитие культуры, заявление о себе, как о самостоятельных, свободных личностях, у которых есть мнение и амбиции, планы по улучшению своей страны для себя и для потомков. Но, в то же время, террористические группировки и акции с применением физической силы -это отголоски того же движения, и здесь тоже можно провести свою параллель. Все эти люди хотели для своей страны лучшего, просто разными способами.
Поколение «шестидесятников» критиковали за то, что они могли действовать силой, разрушительными акциями, их сравнивали с фашистами. Но, с другой стороны, им каким-то образом нужно было привлекать к себе внимание, показывать свою силу. Если движение протеста дало такую плодотворную почву для развития множества альтернативных движений и инициатив,
то получается официальная власть не смогла до конца удержать власть в своих
руках оставив всё без изменений.
В сегодняшней Германии отношение к протестному движению 1968 года двоякое. Одни считают, что оно значительно изменило страну и положило начало современному гражданскому обществу. Другие полагают, что Социалистический союз немецких студентов и «Внепарламентская оппозиция» стали хорошо удобренной почвой для появления в стране леворадикальных настроений, всеобщего огрубления и падения нравов. Отзвуки такого рода мнения явственно ощущаются, когда ныне партия «зелёных» вошла в правительство Г. Шредера, а осенью 2021 г. может стать главной силой в новой правительственной коалиции.
Бесспорным для всех исследователей истории молодежного протестного движения 1960-х гг. является одно - мир после 1968 г. изменился. Наша современная цивилизация во многом является порождением 1968-го и еще, возможно, не все тенденции и подводные течения той эпохи проявились в полной степени, поэтому вопрос о «феномене 1968-го года» во многом можно считать открытым для обсуждения.


1. Интервью Руди Дучке от 03.12.1967. http://levoradikal.ru/archives/8739.
2. История Германии: учебное пособие в 3 тт. / Под общ. Б. Бонвеча, Ю.В. Галактионова. Т. 3: Документы и материалы / отв. ред. С.А. Васютин, Ю. В. Галактионов, Л.Н. Корнева. М.: КДУ, 2008. 592 с.
3. Майнхоф У.М. Социал-демократия и ГКП «Конкрет», № 15, 1968. URL: http: //www.saint-j uste.narod.ru/GKP.htm
4. Майнхоф У.М. От протеста - к сопротивлению. Из литературного наследия городской партизанки. М.: Гилея, 2004. 190 с.
5. Briefe an Rudi D. mit einem Vorwort von Rudi Dutschke. Berlin: Voltaire Verlag, 1978. 312 S.
6. Die Deutsche Kommunistische Partei (DKP) [сайт]. URL: https://dkp.de/
7. Eder K. A New Social Movement? // Telos. 1982. № 52. P.31-46.
8. Kelly P.K. Wir sind die Antipartei-Partei // Der Spiegel. 1982. № 24. URL: https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-14341522.html
9. Kelly P.K. Die vierte Partei // Die Grünen: Personen, Projekte, Programme. Stuttgart: Seewald, 1980. S. 62 - 80.
10. Port Huron Statement. URL: http://www.progressivefox.com/misc_documents/ PortHuronStatement.pdf
11. Sander H. Rede des “Aktionsrates zur Befreiung der Frauen” auf der 23. Delegier
tenkonferenz des “Sozialistischen Deutschen Studentenbundes” (SDS) im Septem¬ber 1968 in Frankfurt // Glasnost-Archiv. URL: http://www.glas-
nost.de/hist/apo/weiber3.html
12. Schmitter E. Feminismus und Spaß // Der Spiegel. 2016 № 4. URL:
https://www.spiegel.de/spiegel/spiegelgeschichte/d-145934241.html
^.Sozialdemokratische Partei Deutschlands (SPD) [сайт]. URL: https://www.spd.de/
Литература
14. Базаркина Д.Ю. Террористическая пропаганда в ФРГ в 1960-1980-х гг. // Федерализм. 2009. № 1. С. 203-208.
15. Базаркина Д.Ю. Ультралевый терроризм в ФРГ: Основные направления деятельности «Фракции Красной армии» (РАФ) и ее коммуникационное сопровождение (1971-1992 гг.). М.: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, БФРГТЗ «Слово», 2010. 228 с.
16. Бакес У., Йессе Э. Политический экстремизм в ФРГ. М.: ИНИОН, 1996. 12 с.
17. Баталов Э.Я. «Новые левые» и Герберт Маркузе. М.: Знание, 1979. 80 с.
18. Баталов Э.Я. Философия бунта. (Критика идеологии левого радикализма). М.: Политиздат, 1973. 210 с.
19. Борозняк А.И. Прошлое, которое не уходит: очерки истории и историографии Германии XX века. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. 330 с.
20. Бяликова Т.А. «Зеленые» в ФРГ: от альтернативного движения к политической партии // Политическая культура в истории Германии и России: сборник научных статей. Кемерово, 2009. С. 95-102.
21. Бяликова Т.А. 1968 год: Разрушение? Утопия? Обновление? // Разрушение и возрождение в истории Германии и России: сборник статей международной научной конференции (Томск, 23-25 сентября 2009 г.). Томск, 2010. С. 208-214.
22. Бяликова Т.А. Левый терроризм в ФРГ // Политическое насилие в исторической памяти Германии и России: сборник научных статей. Кемерово, 2007. С. 52-56.
23. Бяликова Т.А. Р. Дучке и «антиавторитарное» движение в ФРГ в поисках новой модели демократии // Германия и Россия в XX веке: две тоталитарные диктатуры, два пути к демократии: материалы международной научной конференции, посвященной 10-летию объединения Германии, Кемерово, 19-22 октября 2000 г. Кемерово, 2001. С. 412-416.
24. Вайсман А. С. Основной закон ФРГ и чрезвычайное законодательство // Правоведение. 1968. № 6. С. 128-132.
25. Ватлин А.Ю. Германия в ХХ веке. М.: РОСППЭН, 2002. 336 с.
26. Вопросы истории международных отношений и международного молодёжного движения. Вып. 1-9. Томск: изд-во ТГУ, 1971-1987.
27. Витюк В.В., Эфиров С.А. «Левый» терроризм на Западе: история и современность. М.: Наука, 1987. 315 с.
28. Гётц А. Наша борьба. 1968 год. Оглядываясь с недоумением. М.: Мысль, 2018. 271 с.
29. Гинцберг Л. И. Массовые демократические движения в ФРГ и партия «зеленых» / Отв. ред. М. И. Семиряга. М., 1988.
30. Дамье В.В. Движение «зеленых» в ФРГ: идеология и политика (1970-е - середина 1980-х гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1985. 290 с.
31. Дамье В.В. Идейно-политическая эволюция «зелёных» в ФРГ // Рабочий класс и современный мир. 1985. №1. С. 112-125.
32. Дамье В.В., Корчагина М.Б. Социальные движения на Западе в 70-е и 80-е годы ХХ века. М.: ИВИ, 1994. 289 с.
33. Евдокимова Т. В. Петра Карин Келли и ее «зеленая альтернатива» // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2019. №57. С. 109-114.
34. История Германии: учебное пособие: в 3 тт. / Под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю.В. Галактионова. Т. 2: От создания Германской империи до начала XXI века / А.М. Бетмакаев, Т.А. Бяликова, Ю.В. Галактионов, [и др.]; отв. ред. Ю. В. Га¬лактионов. М.: КДУ, 2008. 672 с.
35. Истягин Л.Г. Общественно-политическая борьба в ФРГ по вопросам мира и безопасности (1947-1987). М.: Мысль. 1988. 168 с.
36. Казаков Е. ССНС и внепарламентская оппозиция в ФРГ // Неприкосновенный запас. 2008. № 5. С. 154-167.
37. Катсификас Дж. Ниспровержение политики. Европейские автономные социальные движения и деколонизация повседневности / пер. с англ. Волгоград: Перемена, 2002. 158 с.
38. Кенен Г. Веспер, Энслин, Баадер: немецкий терроризм: начало спектакля / пер. с нем. Екатеринбург: Культура, 2004. 480 с.
39. Краткая история Германии / У. Дирльмайер, А. Гестрих, У. Херманн и др.; пер. с нем. К.В. Тимофеевой. СПб.: Евразия, 2008. 542 с.
40. Кузнецов В. Ю., Юдин А. А. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. Анализ произведений Г. Маркузе. М., 2002. 12 с.
41. Мертес М. 1968-й как миф // Неприкосновенный запас. 2008. №4(60). URL: http: //magazines.russ. ru/nz/2008/4.
42. Морозов И.Л. Левый экстремизм в современном обществе: особенности стратегии и тактики // Полис. 1998. № 3. С. 211-220.
43. Морозов И.Л. Левый экстремизм как политический феномен второй поло-вины XX-XXI веков: эволюция стратегии и тактики. Саратов: Изд. Саратовского государственного университета, 2010. 180 с.
44. Морозов И.Л. Политический экстремизм: особенности эволюции при переходе от индустриального общества к информационному. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007. 458 с.
45. Морозов И.Л. «Фракция Красной Армии» в Западной Германии, «Сапатист- ская армия национального освобождения» в Мексике: сравнительный анализ моделей левоэкстремистских движений. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. 212 с.
46. Павлов Н. В. История современной Германии, 1945-2005: курс лекций. М.: Астрель: АСТ, 2006. 511 с.
47. Патрушев А.И. Германская история: через тернии двух тысячелетий. М.: Издательство «Весь Мир», 2003. 256 с.
48. Политика правящих кругов развитых капиталистических стран в отношении молодежи / Отв. ред. С. В. Вольфсон. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. 256 с.
49. Социальная политика и социальное государство в Германии: учебное пособие / ред. Л. Н. Корнева. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2014. 455 с.
50. Супрыгина Г.Г. Вклад «новых левых» в общественно-политическое развитие ФРГ // Молодежь Европы и России. Европа и Европейский Союз глазами ученых: материалы международной научной конференции (Томск, 17-19 мая 2018 г.). Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2018. С. 67-71.
51. Тарасов А.Н. Затмение. Не по Антониони. Студенческие беспорядки и mass media: исследование одного явления // Полис. 1997. № 6. С. 87-103.
52. Уоддис Д. «Новые» теории революции. (Критический анализ взглядов Ф. Фанона, Р. Дебре, Г. Маркузе) / пер. с англ. М.: Прогресс, 1975. 521 с.
53. Ференбах О. Крах и возрождение Германии / пер. с нем. М.: Аграф, 2000. 317 с.
54. Форрестер Д. Мировая динамика. М.: Наука, 1978. 167 с.
55. ФРГ: молодежь и молодежная политика (60-80-е гг.) / Под ред. Н. С. Черкасова (отв. ред.), А. Г. Тимошенко. Томск: Издательство Томского университета, 1990. 196 с.
56. Хайнрих П. Краткая история СДПГ. 1848-2002. М.: Памятники исторической мысли. 2003. 560 с.
57.Чхиквадзе В. М. Чрезвычайное законодательство ФРГ, М.: Юрид. лит., 1970. 279 с.
58. Щепов К.П. Идеология и политика западногерманской социал-демократии. М.: Мысль. 1984. 136 с.
59. Щербаков В.Ю. Движение гражданских инициатив ФРГ в начале XXI В.: поворот вправо? // Гуманитарные и юридические исследования. 2017. №3. С. 123-127.
60. Юдин А. Парадоксы великого отказа // Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: «АСТ», 2003. С. 518.
61. Ясперс К. Куда движется ФРГ? М.: Междунар. отношения, 1969. 224 с.
62. Albrecht W. Der Sozialistische Deutsche Studentenbund (SDS). Vom parteikonformen Studentenverband zum Repräsentanten der Neuen Linke. Bonn: Dietz Verlag J.H.W. Nachf, 1994. Bd. 35. 539 S.
63. Aufbruch in eine andere Gesellschaft. Neue soziale Bewegungen in der Bundesrepublik. / ed. Brand K.W., Büsser D., Rucht D. Frankfurt; New York, 1983. 300 S.
64. Aust S. Der Baader Meinhof Komplex. Hoffmann und Campe, Hamburg 1985.
65. Brown T. S. West Germany and the Global Sixties. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 397 p.
66. Chapman J. Politics, Feminism and the Reformation of Gender. London: Routledge, 1992. 334 p.
67. Chaussy U. Die drei Leben des Rudi Dutschke: Eine Biographie: Mit einem neuen Nachwort für die Taschenbuchausgabe. München, Zürich: Pendo, 1999. 384 S.
68. Die Autonomen: Ursprünge, Entwicklung und Profil der Autonomen. / ed. Schulze T., Gross A. Hamburg: Konkret-Literatur-Verlag, 1997. 224 S.
69. Fischer M. Horst Mahler. Biographische Studie zu Antisemitismus, Antiamerikanismus und Versuchen deutscher Schuldabwehr [Europäische Kultur und Ideengeschichte. Studien 9]. Karlsruhe: KIT Scientific Publishing, 2015. 529 S.
70. Gilcher-Holtey I. A Revolution of Perception? Consequences and Echoes of 1968. New York: Oxford, Berghahn Books, 2014. 216 p.
71. Hauck R. Jugendprotest im demokratischen Staat. Enquete-Komission des Deutschen Bundestages. Stuttgart: Edition Weilbrecht, 1983. 476 S.
72. Hendrichs J. Bürgerinitiativen in der Gesellschaft. Villingen-Schwenningen: Neckar-Verlag, 1980. 552 S.
73. Horx M., Seilner A., Stephan C. (Hrsg.). Infrarot. Wider die Utopie des totalen Lebens. Zur Auseinandersetzung mit Fundamentalopposition und «neuem Realismus». Berlin: Rotbuch Verlag, 1983. 167 S.
74. Huber J. Anders arbeiten, anders wirtschaften. Frankfurt a. M.: Fischer-Taschenbuch-Verl, 1979. 229 S.
75. Kätzel U. Die 68erinnen: Porträt einer rebellischen Frauengeneration. Berlin: Rowohlt, 2002. 317p.
76. Kießling S. Die antiautoritäre Revolte der 68er. Postindustrielle Konsumgesell-schaft und säkulare Religionsgeschichte der Moderne. Köln, 2006. 314 S.
77. Klimke M. The other alliance: Student protest in West Germany and the United States in the global sixties. New Jersey: Princeton University Press, 2010. 368 p.
78. Koenen G. Das rote Jahrzehnt. Unsere kleine deutsche Kulturrevolution 1967-1977. Köln: Kiepenheuer & Witsch, 2001. 554 S.
79. Krahl H.-J. Konstitution und Klassenkampf. Zur historischen Dialektik von bürgerlicher Emanzipation und proletarischer Revolution. Schriften, Reden und Entwürfe aus den Jahren 1966-1970. Frankfurt a.M.: Neue Kritik, 1971. 149 S.
80. Kraus J. 50 Jahre Umerziehung. Die 68er und ihre Hinterlassenschaften [50 years of reeducation. The 68-Generation and her legacy]. Manuscritpum Verlagsbuchhandlung, Lüdinghausen/Berlin, Germany, 2018. 189 s.
81. Kuhn A. Die Chronik der Frauen. Dortmund: Chronik-Verlag, 1992. 640 p.
82. Lenz I. Die Neue Frauenbewegung in Deutschland: Abschied Vom kleinen Unterschied Eine Quellensammlung. Wiesbaden: Vs Verlag Fur Sozialwissenschaften, 2010. 1196 p.
83. Mahler H., Maschke G., Oberlercher R. Kanonische Erklärung zur Bewegung von 1968 // Staatsbriefe. 1999. № 1. S. 16.
84. Maschke G. Das bewaffnete Wort. Aufsätze aus den Jahren 1973-1993. Wien; Leipzig: Karolinger Verlag, 1997. 196 S.
85. Nassehi A. Gab es 1968? Eine Spurensuche. Hamburg: Kursbuch, 2018. 200 S.
86. Neue soziale Bewegungen in der Bundesrepublik Deutschland. / ed. Roth R., Rucht D. Frankfurt, New York: Campus, 1987. 406 S.
87. Perincioli C. Berlin wird feministisch. Das Beste, was von der 68er-Bewegung blieb. Berlin: Querverlag, 2015. 242 S.
88. Rabehl B. National-revolutionäres Denken im antiautoritären Lager der Radikalopposition von 1961 bis 1980 - Denkverbote // Mitteilungen der Gesellschaft für Kulturwissenschaft. 1999. Juni. S. 14-22.
89. Rabehl B. Feindblick. Der SDS im Fadenkreuz des Kalten Krieges. Berlin: Philosophischer Salon, 2000. 155 S.
90. Raschke J. Soziale Bewegungen. Frankfurt: Campus, 1985. 501 S.
91. Stolz R. Ein anderes Deutschland. Grün-alternative Bewegung und neue Antworten auf die Deutsche Frage. Berlin: Edition Ahrens im Verlag C. Zerling, 1985. 157 S.
92.Stolz R. Der deutsche Komplex. Alternativen zur Selbstverleugnung. Erlangen, Bonn, Wien: Straube Verlag, 1990. 154 S.
93. Tilman F. SDS und SPD. Opladen, 1988. 418 S.
94. Tilman F. Macht und Ohnmacht der Studenten: kleine Geschichte des SDS. Hamburg, 1998. 207 S.
95. Wiesendahl E. Neue soziale Bewegungen und moderne Demokratietheorie. Frankfurt, New York, 1987. 124 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ