Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ОТЦА И МАТЕРИ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Работа №95653

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ОТЦА И МАТЕРИ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Феноменологический анализ категории «образ» в
психологической науке 6
1.2. Исследование образов матери и отца в зарубежной и
отечественной психологии 15
1.3. Особенности образа отца и матери в подростковом возрасте и
его специфика у подростков с девиантным поведением 25
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА ОТЦА И МАТЕРИ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ 50
2.1. Организация и методы исследования образа отца и матери 50
2.2. Сравнительный анализ образа отца и матери у девиантных
подростков и у подростков, не склонных к девиантному поведению 55
2.3. Специфические особенности образа отца и матери у девиантных
подростков 66
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 80


Образ является важнейшей компонентой действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели и разворачивая действие в пространстве и времени (В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова). По мере того как ребенок растет меняются его отношения с родителями, трансформируется их образ. Глубоко запечатленные особенности образа отца и матери продолжают влиять на ребенка, который затем становится подростком.
Образы матери и отца формируются под влиянием реальных отношений, складывающихся в семье. Они регулируют содержание и форму отношений с окружающими, побуждая ребенка к определенным поступкам (Липпо С.В.). Исследование образа отца и матери очень важно для понимания процесса становления личности девиантного подростка для того, чтобы удовлетворить потребность общества в устранении девиантного поведения со стороны подростков. Известно, что большое число таких подростков росли в неполных или деформированных семьях. Поскольку семья выполняет ведущую роль в социализации ребенка, то нарушение структуры, полноты функционирования семьи, ведет к дисбалансу в детско- родительских отношениях, что в свою очередь отражается на формировании негативных образов отца и матери. По мнению авторов, это является одним из факторов развития и закрепления девиантного поведения (Акимова М.К., Усцева М.Н.). Корректируя негативные образы отца и матери в ходе работы с подростками, можно снизить вероятность рецидива девиантного поведения.
В психологии и педагогике встречается большое количество работ, направленных на изучение различных аспектов личности подростков (Абрамов Г. С., Бурменская Г. В., Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е., Казанская В. Г., Овчарова Р. В., Хухлаева О. В.). Данный факт закономерен, поскольку именно подростковый возраст характеризуется яркими изменениями и новообразованиями, трудностями во взаимоотношении с родителями и сверстниками, становлением личности. Это именно тот возраст, когда обостряются все скрытые и явные конфликты и противоречия (Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына, Эйдемиллер Э. Г.). При использовании педагогом-психологом с лицами подросткового возраста с девиантным поведением такой формы, как коррекционная работа, полезным будет осознавать важность знания особенностей образа отца и матери у такой категории детей. На данный момент исследования образа отца и матери достаточно широко отражены в психологической литературе (Пономарева Е.В., Харламенкова Н.Е., Стоделова Т.С. и др), однако в таких исследованиях акцент стоит на взаимосвязи между образами отца и матери, а зачастую какого-либо одного образа, и выбранными переменными, например, индивидуально-личностными особенностями подростков. На наш взгляд, проблема заключается в недостатке исследований, направленных на рассмотрение образа отца и матери, существующих в сознании подростка. Также на настоящий момент нет достаточно структурированного исследования, раскрывающего особенности образа отца и матери у девиантных подростков.
Цель: теоретическое обоснование и выявление эмпирическим путем особенностей образа отца и матери у девиантных подростков.
Объект: образ отца и матери.
Предмет: особенности образа отца и матери у девиантных подростков.
Гипотеза: у подростков, склонных к девиантному поведению, образ отца и матери характеризуется специфическими особенностями: присутствием противоречивых, более негативных характеристик, по сравнению с подростками, не имеющими признаков девиации. Образ отца и матери характеризуется такими особенностями, как раздражительность, подозрительность, враждебность и автономность, использование косвенной и физической агрессии.
Задачи:
1. Осуществить феноменологический анализ категории «образ» в психологической науке;
2. Обобщить результаты исследований образов отца и матери в зарубежной и отечественной психологии;
3. Описать особенности образа отца и матери в подростковом возрасте и его специфику у подростков с девиантным поведением;
4. Провести эмпирическое исследование образа отца и матери у девиантных подростков и у подростков, не склонных к девиантному поведению;
5. Сравнить образ отца и матери у девиантных подростков и у подростков, не склонных к девиантному поведению;
6. На основании результатов эмпирического исследования выявить особенности образа отца и матери у девиантных подростков.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования выступили системно-структурный подход к изучению психики и сознания (Е. Ю. Артемьева, В. А. Ганзен, В. П. Зинченко А. Н. Леонтьев, А. Н. Ломов), психосемантический подход к исследованию образной сферы человека (Е. Ю. Артемьева, В. Ф. Петренко, А. О. Прохоров, В. П. Серкин, М. А. Холодная, А. Г. Шмелев), теоретические положения о многомерности (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев) и двойственной природе образа (О. Е. Басканский, П. Я. Гальперин, А. А. Гостев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Д. А. Ошанин, В. А. Шкуратов и др.) Теоретические подходы к рассмотрению понятия образа отца и матери (Дж. Брунер, Дж. Келли, А. Бандура, Л. Колберг, Ж. Пиаже, Бугельски Б.Р., Р.Шепард, З. Фрейд, М. Вертгаймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Дункер, К. Левин, Ананьев Б.Г., Бернштейн Н.А., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Зинченко В.П., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Теплов Б.М., Басканский О.Е., Гальперин П.Я., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы нами была достигнута цель исследования и выполнены поставленные задачи, что позволяет сделать следующие выводы:
1. Психический образ выступает как сложное системное образование,
характеризующееся многомерностью и многоуровневостью. Образ формируется на основе объединения данных всех сенсорных
модальностей, постигается сознанием, а также является источником психической реальности. Содержание образа беспрерывно обогащается, уточняется и корректируется при помощи собственного опыта субъекта. Психический образ имеет осознаваемые и неосознаваемые компоненты.
2. Выявлена проблема неоднозначности определения понятия «образ». В зарубежной психологии образ определяется как феномен, выполняющий активную, создающую функцию, а также рассматривается в русле проблемы хранения и воспроизведения информации. В изучении образа акцент ставиться на закономерностях его формирования и принципах системной организации, обусловленных внутренней активностью воспринимающего субъекта. В отечественной психологии мы видим аналогичную неоднородную картину, множество подходов к определению понятия «образ». Здесь образ может рассматриваться через исследование субъективных смыслов, закономерностей построения и его функционирования в контексте деятельности субъекта.
Опыт отношений с матерью и отцом, характер этих отношений формируют у ребенка их определенный образ. Он первым формируется в сознании ребенка и играет в нём ведущую роль, определяя и регулируя характер отношений с другими субъектами и психологическую стабильность ребенка.
Структура психического образа отражена через признаки категорий на перцептивном, семантическом и амодальном уровнях отражения.
3. Подростки более детально и дифференцированно говорят о матери, чем об отце, образ отца, как правило, не дифференцирован и эмоционально обеднен. В качестве основных категорий образа матери подростки используют ее характер, внешность и специфику материнского отношения к подростку. Образ отца, помимо характера, отношений и внешности подростки характеризуют работой, его увлечения и образованием.
Анализ исследований образа отца и матери у девиантных подростков позволил установить, что нарушение структуры, полноты функционирования семьи, а также родительских образов в негативную сторону, является факторами закрепления девиантного поведения.
В образах отца и матери у подростков с девиантным поведением присутствуют противоречивые, более негативные характеристики, по сравнению с подростками, не имеющими признаков девиации.
4. Эмпирическое исследование было проведено на основе поставленных цели и задач, учитывая теоретико-методологическую базу исследования, учтены все теоретические представления о предмете исследования и выборочной совокупности.
5. Сравнительный анализ между группами показал, что в образе отца и матери у девиантных подростков и подростков группы нормы имеются значительные различия. Различия установлены в физиологических, социальных и личностных параметрах по следующим категориям: средний возраст, образование, работа, увлечения (хобби), совместное проживание, вредные привычки, глава семьи, доверие, успешность, эталонные качества, достижение целей, личностные особенности. По данным показателям родительские образы достаточно сильно отличаются. Также сравнивались такие показатели: позитивный интерес, директивность, враждебность, автономность, непоследовательность. Образы матерей по данным критериям более схожи, чем образы отцов.
6. Удалось выявить особенности образа отца и матери у девиантных подростков. Была подтверждена гипотеза исследования о том, что подростки, склонные к девиантному поведению, имеют образ отца и матери, который характеризуется специфическими особенностями тенденция к негативизму в родительском образе отца и матери, присутствие противоречивых характеристик, по сравнению с подростками, не имеющими признаков девиации.



1. Акимова М.К. Влияние отца и его образа на возникновение аддикции у подростков // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 5. - С. 63-67.
2. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1960.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.
4. Баранов А.А. Образ как категория психологической науки. Кафедра психологии развития и диффиренциальной психологии УдГУ (Электронный ресурс).
5. Беличева С.А., Кардашина О.В., Линде Н.Д Психосоциальная
коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным
поведением // под ред. С.А. Беличевой. М.: Соц. здоровье России, 1999. 181 с.]
6. Березин, С.В. Подростковый наркотизм: семейные предпосылки / С.В.
Березин, К.С. Лисецкий, М.Е. Серебрякова. Самара: Изд-во
«Самарский университет», 2001.
7. Берко Д. В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек // Автореф. дисс. канд. психол. наук. - Ставрополь, 2000.
8. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
9. Васильченко Н.А. Особенности агрессивности и образа родителей у подростков // Из фондов Российской государственной библиотеки, Москва, 2006
10. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике: учебное пособие. СПб.: «Речь», 2004. 256 с.
11. Васягина Н.Н. Образ матери: особенности репрезентации в сознании Россиян // Психолого-педагогические проблемы в образовании, 2015.
12. Водяха Ю.Е. Сравнительный анализ образа отца и матери у подростков с интернет-зависимостью // Педагогическое образование в России, 2015.
13. Гельмут Ф. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование). М.: Наука, 1995. 376 с.
14. Гилинский Я.И., Афанасьев В.Г. Социология девиантного
(отклоняющегося) поведения. СПб.: Питер, 1993. 272 с.
15. Гостев А. А. Психология вторичного образа. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.
16. Давыдовская Н.А. Динамика формирования родительских образов и ее значение в становлении личности // Смальта, 2014, №3, с. 43-48.
17. Дружинин В.Н. Психологическое исследование образов // Психол. журнал. 1993. - № 14, 15. - С. 142-144.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ