Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние семьи и акцентуации на девиантное поведение подростков

Работа №110444

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ
СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Семья в современном обществе 8
1.2. Девиации как социально- психологическая проблема 16
1.3. Стиль родительского отношения и его влияние на формирование
девиантного поведения подростков 26
Выводы по первой главе 38
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИНИЯ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Результаты исследования 43
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования влияния семьи на
формирование девиантности подростков 56
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71


Актуальность исследования. Личность формируется, прежде всего, под воздействием социальных факторов, среди которых главенствующую роль играет семья. В связи с этим в психологической наукой исследованы такие вопросы, как взаимоотношения ребенка с родителями, взаимоотношения между родителями, отношение матери и отца к воспитанию детей, общий психологический климат семьи и другие. Экспериментально показано влияние воспитательного воздействия родителей на формирование патохарактерологических и психологических особенностей социально дезадаптированных подростков.
Роль семьи в формировании нарушений поведения у подростков особенно заметна. Общеизвестно, что семья является сложной системой взаимоотношений, в которой каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других, поддерживает приемлемый уровень межличностных взаимодействий. Нарушение семейных отношений ведет к невыполнению этих функций, происходит их смещение вплоть до искажения.
Наукой выделены ряд факторов, играющих существенную роль в генезе последующих нарушений поведения у подростков: неправильное воспитание ребенка, длительность воздействия неблагоприятной обстановки, отсутствие психологической «понятости» подростка. Гурьевой В.А. описываются три способа влияния семейной среды на формирование личности: фиксация путем подражания; закрепление негативистических реакций; прямое культивирование, подкрепление психопатических реакций подростка со стороны окружающих [19].
В литературе встречается понятие динамического «семейного диагноза» (Захаров И.А.), под которым подразумевается определение типа семейной дезорганизации и неправильного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в
семье и нарушениями поведения, аномалиями нормирования личности у подростков. При нарушении структуры и функций семьи возникает психологическая напряженность и конфликтность внутрисемейных отношений, родители не в состоянии управлять воспитанием детей, привить им положительные социальные качества, необходимые для становления полноценного члена общества.
Проблема влияния семьи на формирование девиантности у подростков нашла свое отражение в работах А.Я. Варга [9], В.Т. Кондратенко [24], Ю.В. Попова [34], П.И. Сидорова [39], Э.Г. Эйдемиллера [47], В.В. Юстицкиса [48], Н.М. Ветрова [11] и других.
Таким образом, вопросы дезадаптации родительских семей широко и многосторонне изучены в современной науке. Однако проблема нарушений поведения подростков, их профилактика остается чрезвычайно актуальной и существующая система профилактики асоциального поведения детей и подростков требует поиска новых механизмов и повышения ее эффективности, прежде всего через работу с семьей.
Объект исследования: семья девиантного подростка.
Предмет исследования: влияние семьи на формирование девиантности у подростков.
Цель исследования: выявить влияние особенностей воспитательной практики родителей на формирование нарушений поведения у подростков.
Гипотеза исследования: социально-психологическое неблагополучие семьи создает условия повышающее вероятность ослабления социальной адаптации, формирование социально неприемлемых стереотипов поведения, определяемых негативными чертами акцентуаций характера.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему дезадаптации родительских семей, предрасполагающих к раннему формированию поведенческих отклонений у подростков.
2. Сравнить воспитательные практики родителей девиантных подростков и подростков без нарушения поведения.
3. Оценить влияние на формирование девиантного поведения подростков длительно действующих негативных факторов в семье.
Методы исследования.
1. Метод теории.
2. Диагностические методы
- Для выявления воспитательной практики родителей подростков использован опросник Шафера Э. «Поведение родителей и отношение подростков к ним» ADOR.
- «Методика определения акцентуаций характера» К. Леонгарда.
3. Методы математической статистики.
Обработка полученного эмпирического материала производилась с помощью критерия х2Пирсона и ранговой корреляции Спирмена.
База исследования: исследование проводилось на базе МБУ «Школа 28» г.о. Тольятти. Выборка составила 44 человека. Из них 16 подростков стоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних за различные правонарушения. В контрольную группу вошли социально-адаптированные подростки, обучающиеся вместе с девиантными подростками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследовании сделана попытка исследования влияния семь, воспитательной практики родителей на девиантность подростков. Проведен эксперимент с участием экспериментальной (девиантные подростки) и контрольной групп (подростки из полных семей с нормой социализированности). Кроме выявления воспитательной позиции матерей и отцов по отношению к сыновьям, проведено измерение типов акцентуаций подростков, которое позволило оценить характерологические особенности испытуемых.
Дисгармоничные взаимоотношения родителей и подростков, проявляющиеся во враждебности, недоверчивости, безразличии, игнорировании духовного мира мальчиков, присущи подавляющему большинству родительских семей девиантных подростков. В этих семьях существуют так называемые формальные взаимоотношения, когда функции отца и матери сводятся к выполнению элементарных обязанностей: материальному обеспечению (одежда, пища, предметы обихода) и санкциям. Однако и это они не всегда выполняют (например, во время запоев и т. д.). Кроме того, большинство родителей девиантных подростков проявляют равнодушие к своему ребенку, совершенно не интересуясь его будущим, уклоняются от контроля за поведением детей. Все это приводит к тенденции все большего распространения саморазрушающего поведения у подростков. Данное исследование согласуется с представлением о саморазрушающем поведении, возникающем под влиянием деструктивных тенденций микросоциума, как о нарушении иерархии связей между элементами личности подростков. Одним из условий, необходимых для формирования прочных духовных контактов между родителями и детьми, является их высокий уровень информированности, который становится фундаментом гармоничных, доброжелательных взаимоотношений. Такие семьи дают позитивный жизненный опыт формирующейся личности подростка, способствуют адекватному познанию мира и своего места в нем, формированию морально-этических норм поведения в социуме. Большинство социально адаптированных подростков выросло именно в таких семьях.
Матери девиантных подростков навязывают сыну чувство вины, культивируют недоверчивость и подозрительность в отношениях с ним. Отцы подростков с девиацией отличаются противоречивостью требований, недовольством сыном и скептицизмом в отношении его дальнейшей судьбы. Позитивный интерес преобладает у матерей по сравнению с отцами, а директивность и враждебность доминируют у отцов.
Враждебность, автономность и непоследовательность воспитательной практики матерей девиантных подростков влияет на формирование у них подозрительности и мстительности, склонность к лживости и интригам, гипертрофированнную потребность в признании, провокационность и вспыльчивость, неуживчивость и властность. Враждебность и автономность матерей социализированных подростков обуславливают развитие гипертимной акцентуации.
Отцы подростков оказывают большее воздействие на развитие характерологических свойств личности, как девиантных подростков так и подростков с нормой социализированное™. Директивность, непоследовательность и автономность отцов оказывают противоположное воздействие на характер сыновей. Директивность отрицательно связана с неуравновешенностью и возбудимостью, а автономность и непоследовательность наоборот, положительно. Это противоречивость воспитательной позиции приводит к тому, что уровень чувствительности и эмпатичности девиантных подростков очень низкий, жесткость и грубость, отсутствие способности к децентрации в межличностных отношениях делает их не чувствительными к боли другого человека.
Результаты исследования приводят к выводу о том, что не существует прямолинейных и однозначных корреляций девиантного поведения только с факторами социальной среды. Следует отметить роль биологических механизмов, в значительной степени ответственных за то, что духовное содержание, высокая нравственность, моральная ответственность, благоприятная семейная обстановка в отдельных случаях не срабатывают. Следовательно, нарушения поведения в подростковом возрасте с их динамичностью и изменчивостью, нестойкостью и обратимостью представляют собой междисциплинарную проблему, так как ведут к комплексной дезадаптации: педагогической, медицинской, юридической и социальной.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем утверждать, что подобные экспериментальные исследования окажутся полезными для выработки перспективных психотерапевтических моделей в работе как с социально адаптированными, так и социально дезадаптированными подростками.



1. Азаров, А. Семейная педагогика [Текст] / А. Азаров. - М.: Аспект - Пресс, 2007. - 362 с.
2. Адлер, А. Комплекс неполноценности и анализ ранних воспоминаний Альфреда Адлера [Текст] / Под. ред. Е.В. Сидоренко. - СПб.: Питер, 2003. - С. 107-190.
3. Антонян, Ю. М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности [Текст] / Ю.М. Антонян, Е.Г. Самичев. - М.: Мысль, 2003. - 271 с.
4. Байярд, Д. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Д. Байярд. - М.: Сфера, 2006. - 322 с.
5. Баженов, В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков [Текст] / В.Г. Баженов. - М.: Мысль, 2006. - 195 с.
6. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева. - М.: Мысль, 2001. - 211 с.
7. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи [Текст] / М.И. Буянов. - М.: Сфера, 2008. - 188 с.
8. Валицкас, Г. О перспективах развития социально- психологической помощи делинквентным подросткам [Текст] / Г.О. Валицкас, А. Суславичус, Л. Булетайте. - Вильнюс: Издательство Вильнюсского ун¬та, 2005. - 352 с.
9. Варга, А. Я. Дела семейные [Текст] / А.Я. Варга. - М.: Мысль, 2008. - 296 с.
10. Варга, А. Я. Типы неправильного родительского отношения [Текст] /А.Я. Варга. - М.: Мысль, 2006. - 272 с.
11. Ветров, Н. М. Профилактика правонарушений среди молодежи [Текст] / Н.М. Ветров. - М.: Мысль, 2006. - 277 с.
12. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Мысль, 2006. - 259 с.
13. Габиани, А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы [Текст] /А.А. Габиани. - М.: Мысль, 2000. - 220 с.
14. Гарбузов, В. И. Нервные дети [Текст] / В.И. Гарбузов. - М.: Просвещение, 2010. - 167 с.
15. Гарбузов, В. И. Неврозы у детей и их лечение [Текст] / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. - М.. Медицина, 1997. - 138 с.
16. Гарбузов, В. И. Нервные дети [Текст] / В.И. Гарбузов. - М.: Просвещение, 2000. - 167 с.
17. Гилинский, Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль [Текст] / Я. И. Гилинский. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. — 322 с.
18. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни [Текст] / И.В. Гребенников. - М.: Мысль, 2010. - 194 с.
19. Гурьева, В. А. Юношеские психопатии и алкоголизм [Текст] / В.А. Гурьева, В.Я. Гиндикин. - М.: Медицина, 2008. - 271 с.
20. Дубровина, И. В. Особенности психического развития детей в
семье и вне семьи [Текст] // Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М.: Мысль, 2002. - С. 34-123.
21. Зейгарник, Б. В. Патопсихология [Текст] / Б.В. Зейгарник. - М.: Мысль, 2006. - 184 с.
22. Коломенский, Я. Л. Человек - психология [Текст] / Я.Л. Коломинский. - М.: Просвещение, 2006. - 196 с.
23. Ковалев, С. В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. - М.: Сфера, 2003. - 382 с.
24. Кондратенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков [Текст] / В.Т. Кондратенко. - Минск: Беларусь, 2008. - 432 с.
25. Кон, И. С. В поисках себя [Текст] / И.С. Кон. - М.: Мысль, 2002. - 388 с.
26. Кулаков, А. С. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе [Текст] / А.С. Кулаков. - СПб.: Питер, 2006. - 278 с.
27. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - М.: Академия, 2005. - 267 с.
28. Лисина, М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребёнка раннего возраста [Текст] / М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 2001. - №3. - С.117-124.
29. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков
[Текст]/ А.Е. Личко. - Л.: Медицина, 2006. - 215 с.
30. Масищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мящищев. - М.: Наука, 2006. - 281 с.
31. Мятейчик, З. Родители и дети [Текст] / З. Мятейчик. - М.: Сфера, 2005.
- 281 с.
32. Прихожан, А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми [Текст] / А.М. Прихожан. - М.: МГУ, 2000. - 274 с.
33. Петровский, А. В. Дети: тактика семейного воспитания [Текст] /
А.В. Петровский. - М.: Знание, 2001. - 295 с.
34. Попов, Ю. В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков [Текст] // Саморазрушающее поведение у подростков / Ю.В. Попов. - М.: Академия, 2009. - 372 с.
35. Пятницкая, И. Н. Клиника, диагностика, лечение и профилактика подросткового алкоголизма [Текст] / И.Н. Пятницкая. - М.: Мысль, 2010. - 281 с.
36. Разумихина, Г. П. Мир семьи [Текст] / Г.П. Разумихина. - М.: Просвещение, 2006. - 262 с.
37. Рязанцев, В. А. Как предупредить алкоголизм [Текст] / В.А. Рязанцев.
— Киев, 2004. - 301 с.
38. Сагатовская, Л. Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива [Текст] / Л.Г. Сагатовская. - Томск, 2010. - 169 с.
39. Сидоров, П. И. Саморазрушающее поведение у подростков как
интегральное качество девиантного образа жизни [Текст] // Саморазрушающее поведение у подростков / П.И. Сидоров. - М.:
Академия, 2009. - 372 с.
40. Сирота, Н. А. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. - М.: Мгфпшк, 2004. - 156 с.
41. Социально-психологические, социально-педагогические и инди-видуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несо-вершеннолетних [Текст] / Под ред. В. Ф. Пирожкова. — М.: Сфера, 2010. - С. 18-43.
42. Столяренко, Л. Д. Сто экзаменационных ответов по педагогике [Текст] / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов-на-Дону, 2001. - 300 с.
43. Фрейд, З. Массовая психология и анализ человеческого Я [Текст] / З. Фрейд. - М.: Академия, 2009. - 372 с.
44. Фелинская, Н. И. Клиническая дифференциация пограничных состояний [Текст] / Н.И. Фелинская // Невропатология и психиатрия.- 1996. - № 6. - С. 23-45.
45. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка [Текст] / Г.Т. Хоментаускас. - М., 2009. - 294 с.
46. Хрипкова, А. Г. Мальчик — подросток — юноша [Текст] / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. - М.: Академия, 2002. - 294 с.
47. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
48. Эйдемиллер, Э. Г. Семейная психотерапия [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - СПб.: Питер, 2002. - 356с.
49. Эриксон, Э. Юность: кризис идентичности [Текст] / Э. Эриксон. - М.: Мысль, 2007. - 284 с.
50. Юнг, К. Г. Психология бессознательного [Текст] / К.Г. Юнг. - М.: Сфера, 2006. - 372 с.
51. Яковлев, А. М. Социальная структура общества и право [Текст] / А.М. Яковлев. - М.: Академия, 2005. - 277 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ