ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОБУЧЕНИЮ МЕРАМ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ 7
1.1. Характеристика опасностей и рисков в быту школьников 7
1.2. Анализ программы ООШ в аспекте проблемы обучения школьников
мерам безопасности в быту 15
1.3. Содержание организации деятельности педагога по обучению
школьников мерм безопсности в быту 21
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЕРАМ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 33
2.1. Диагностика уровня формирования основ безопасности
у детей школьного возраста 33
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по обучению мерам безопасности в быту на уроках «Безопасно
сти жизнедеятельности» 49
2.3. Деятельность учителя ОБЖ по профилактике опасностей и рисков
школьников в быту 53
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Безопасность жизнедеятельности человека - одно из приоритетных и важнейших направлений развития современного общества. Данная тема находит отражение в документах на уровне социальной политики Российской Федерации, а также в исследованиях многих отечественных учёных, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А. А. Скочинского и др. Также большой вклад в решение научной проблемы самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных учёных Л. Адлера, Б. Паскаля, З. Фрейда, П. Маслоу и др.
Ключевую роль в формировании опыта безопасного поведения ребенка играет система образования. Отдельное внимание отводится безопасному образу жизни в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в котором отмечена необходимость формирования у учащихся среднеобразовательных школ культуры здорового и безопасного образа жизни [2, с. 214]
В условиях модернизации современного школьного образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, стало очевидно, что проблемы формирования опыта безопасного поведения у учащихся могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к осуществлению педагогической деятельности [2, с. 25]
Благодаря новому Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования был введен термин «безопасный образ жизни». В ФГОС ОО дано детальное описание интеграции безопасного образа жизни в процессе обучения - от выполнения правил до формирования установок и ценностей.
В данном документе говорится, что одним из составляющих компонентов социально - личностной компетенции выпускника школы являются умения безопасного поведения, и о необходимости их формирования.
Целью преподавания ОБЖ в средней школе является, по словам Белова С.В., освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций [5, с. 25]
Актуальность обучения мерам безопасности в быту на уроках «Охраны безопасности жизнедеятельности» связана с тем, что:
• во-первых, наше общество нуждается в подготовке высокообразованных людей, владеющих знаниями правил и умениями личной безопасности;
• во-вторых, в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством опасности разной природы возникновения, что требует сформи- рованности определенных, практических умений безопасного поведения;
• в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня овладения умениями безопасного поведения, т.к. при организации образовательного процесса не всегда используются эффективные формы и средства, направленные на формирование данных качеств.
Изучению проблемы обучения мерам привития навыков основ безопасности детям отражены в научных трудах Гафнер В.В., Бубнова В.П., Никитенко М.И., Пустовит В.Т., Мурашко В.Ф., Колобкова В.Н., К.Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.
Проблеме обучения мерам безопасности в быту у детей школьного возраста посвящен ряд исследований последних десятилетий.
Тема обучения мерам безопасности в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» является одной из самых острых проблем в современной школьной педагогике. Ценность нравственно - правового воспитания для развития обучающихся признается практически всеми специалистами. Доказано, что именно практико - ориентированная учебная деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований личности современног человека: нравственного поведения, правового и законопослушного самосознания и пр. Именно учебная деятельность является содержанием общения обучающихся, в ней складываются межличностные отношения и практические умения безопасного поведения детей.
Несмотря на распространенность изучения данного вопроса в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе, его актуальность и практическую значимость, в настоящий момент существуют противоречивые взгляды на исследуемую проблему. С одной стороны, накоплен большой теоретический и эмпирический материал о методике обучения мерам безопасности обучающихся, ее сущность, структура и функции, и специфике обучения в школьном возрасте. С другой стороны - нечетко обозначены психолого-педагогические условия обучения
обучающихся, и что особенно важно не в полном объеме разработан адекватный психодиагностический инструментарий для выявления уровня сформированности знаний о мерах безопасности, именно в школьном возрасте.
Объектом исследования является процесс обучения мерам безопасности в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности».
Предметом исследования является методика обучения мерам безопасности в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности».
Цель исследования: разработка и теоретическое обоснование методики обучения мерам безопасности в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» детей школьного возраста.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме обучения мерам безопасности в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности».
2. Провести анализ результатов диагностики сформированное™ уровня знаний о мерах безопасности у детей школьного возраста.
3. Разработать и теоретически обосновать комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по обучению мерам безопасности в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» детей школьного возраста.
4. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: ана
лиз философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; контент-анализ нормативной и учебно
методической документации, наблюдение; изучение результатов и продуктов деятельности детей.
Теоретическую основу исследования составили труды педагогов, психологов В.В. Гафнер, Н.Н. Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, И.Ю. Мата- совой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г. Хромцовой и других.
База исследования: МАОУ «Каменноозерская ООШ» ГО Богданович, село Каменноозерское, ул. 8 Марта, д.4
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Обучение детей мерам безопасности в быту, их жизнедеятельности - является актуальной педагогической задачей.
В теоретической части исследования выполнен анализ психологопедагогической литературы и были сделаны выводы:
1. Ребенок школьного возраста должен овладеть мерами безопасности в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности», которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Данные знания и практические умения - это составляющая компетенций выпускника ООШ (см. приложение 9).
2. Приемы и методы обучения детей школьного возраста мерам безопасности в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» очень разнообразны. Представлены в работе с позиции технологии личностно - ориентированного подхода, а также ведущих методов организации - педагогического взаимодействия и организации деятельности (см. приложение 4).
3. В проанализированной рабочей программе «Основы безопасности жизнедеятельности», 5класса МАОУ «Каменноозерская ООШ», на наш взгляд, отведено мало времени обучению мерам безопасности в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности». Основанием для вышесказанного, служат данные статистики Министерства здравоохранения Свердловской области. N 1076-п. Управления федеральной службы по надзору от 20.09.2019 г., в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Выше обозначенные выводы теоретической части работы, послужили причина - следственной связи организации практической части исследования.
В ходе организации работы над практической частью, был включен диагностический этап. Цель: определить начальный уровень формирования основ безопасности у обучющихся школьного возраста.
Для определения уровня сформированности основ безопасности у детей школьного возраста были использован тест на тему «Правила безопасного поведения в быту». Автор Гусева Н.С. (см. приложение 10).
В соответствии с выявленным проблемным полем были разработаны:
1. Комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по обучению мерам безопасности в быту на уроках «Безопасности жизнедеятельности» .
2. В рамках практической части исследования, рассмотрена деятельность учителя ОБЖ по профилактике опасностей и рисков школьников в быту. Разработана авторская рабочая программа «Истоки безопасности» (см. приложение 13), сборник «Правила безопасного поведения школьника» (см. приложение 16).
Среди родителей, как равных объектов образовательно - воспитательного процесса, было проведено домашнее задание и произведен анализ результатов (см. приложение 11).
Для успешной реализации комплекса мероприятий, был составлен план мероприятий, который необходимо решать в семье, учитывается равное участие родителей во внеурочной работе, а также в школе (таблица 3, 4).
Итак, нами были разработаны и апробированы:
1. Комплекс мероприятий, который способствует обучению мерам безопасности в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» детей школьного возраста.
2. Авторская рабочая программа «Истоки безопасности».
Данный методический продукт имеет практика - ориентированный характер, Содержание предусматривает формирование у школьников общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Эффективность применения подтверждают результаты вторичной диагностики. Динамика уровня обучения мерам безопасности детей школьного возраста в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности», определена на достаточном уровне. Цель исследования достигнута.