Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЕРАМ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Работа №95643

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы115
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯ­ТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОБУЧЕНИЮ МЕРАМ БЕЗОПАС­НОСТИ В БЫТУ 7
1.1. Характеристика опасностей и рисков в быту школьников 7
1.2. Анализ программы ООШ в аспекте проблемы обучения школьников
мерам безопасности в быту 15
1.3. Содержание организации деятельности педагога по обучению
школьников мерм безопсности в быту 21
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЕРАМ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ НА УРОКАХ «ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯ­ТЕЛЬНОСТИ» 33
2.1. Диагностика уровня формирования основ безопасности
у детей школьного возраста 33
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по обучению мерам безопасности в быту на уроках «Безопасно­
сти жизнедеятельности» 49
2.3. Деятельность учителя ОБЖ по профилактике опасностей и рисков
школьников в быту 53
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 72

Безопасность жизнедеятельности человека - одно из приоритетных и важнейших направлений развития современного общества. Данная тема на­ходит отражение в документах на уровне социальной политики Российской Федерации, а также в исследованиях многих отечественных учёных, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А. А. Скочинского и др. Также большой вклад в решение научной проблемы самосохранения и безо­пасности человека внесли исследования зарубежных учёных Л. Адлера, Б. Паскаля, З. Фрейда, П. Маслоу и др.
Ключевую роль в формировании опыта безопасного поведения ребенка играет система образования. Отдельное внимание отводится безопасному об­разу жизни в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федера­ции», в котором отмечена необходимость формирования у учащихся средне­образовательных школ культуры здорового и безопасного образа жизни [2, с. 214]
В условиях модернизации современного школьного образования и реа­лизации Федеральных государственных образовательных стандартов, стало очевидно, что проблемы формирования опыта безопасного поведения у уча­щихся могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повыше­ния компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способ­ного к осуществлению педагогической деятельности [2, с. 25]
Благодаря новому Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования был введен термин «безопасный образ жиз­ни». В ФГОС ОО дано детальное описание интеграции безопасного образа жизни в процессе обучения - от выполнения правил до формирования уста­новок и ценностей.
В данном документе говорится, что одним из составляющих компонен­тов социально - личностной компетенции выпускника школы являются уме­ния безопасного поведения, и о необходимости их формирования.
Целью преподавания ОБЖ в средней школе является, по словам Белова С.В., освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвы­чайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здо­ровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций [5, с. 25]
Актуальность обучения мерам безопасности в быту на уроках «Охраны безопасности жизнедеятельности» связана с тем, что:
• во-первых, наше общество нуждается в подготовке высокообразованных людей, владеющих знаниями правил и умениями личной безопасности;
• во-вторых, в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством опасности разной природы возникновения, что требует сформи- рованности определенных, практических умений безопасного поведения;
• в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня овла­дения умениями безопасного поведения, т.к. при организации образователь­ного процесса не всегда используются эффективные формы и средства, на­правленные на формирование данных качеств.
Изучению проблемы обучения мерам привития навыков основ безо­пасности детям отражены в научных трудах Гафнер В.В., Бубнова В.П., Ни­китенко М.И., Пустовит В.Т., Мурашко В.Ф., Колобкова В.Н., К.Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.
Проблеме обучения мерам безопасности в быту у детей школьного воз­раста посвящен ряд исследований последних десятилетий.
Тема обучения мерам безопасности в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» является одной из самых острых проблем в современной школьной педагогике. Ценность нравственно - правового воспитания для развития обучающихся признается практически всеми специалистами. Доказано, что именно практико - ориентированная учебная деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований личности современног человека: нравственного поведения, правового и законопослушного самосознания и пр. Именно учебная деятельность является содержанием общения обучающихся, в ней складываются межличностные отношения и практические умения безопасного поведения детей.
Несмотря на распространенность изучения данного вопроса в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе, его актуальность и практическую значимость, в настоящий момент существуют противоречивые взгляды на исследуемую проблему. С одной стороны, накоплен большой теоретический и эмпирический материал о методике обучения мерам безопасности обучающихся, ее сущность, структура и функции, и специфике обучения в школьном возрасте. С другой стороны - нечетко обозначены психолого-педагогические условия обучения
обучающихся, и что особенно важно не в полном объеме разработан адекватный психодиагностический инструментарий для выявления уровня сформированности знаний о мерах безопасности, именно в школьном возрасте.
Объектом исследования является процесс обучения мерам безопасно­сти в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности».
Предметом исследования является методика обучения мерам безо­пасности в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности».
Цель исследования: разработка и теоретическое обоснование методи­ки обучения мерам безопасности в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» детей школьного возраста.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литерату­ру по проблеме обучения мерам безопасности в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности».
2. Провести анализ результатов диагностики сформированное™ уровня знаний о мерах безопасности у детей школьного возраста.
3. Разработать и теоретически обосновать комплекс мероприятий, направ­ленный на организацию деятельности педагога по обучению мерам безо­пасности в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» де­тей школьного возраста.
4. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: ана­
лиз философской, педагогической, психологической литературы по про­блеме исследования; контент-анализ нормативной и учебно­
методической документации, наблюдение; изучение результатов и про­дуктов деятельности детей.
Теоретическую основу исследования составили труды педагогов, психологов В.В. Гафнер, Н.Н. Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, И.Ю. Мата- совой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г. Хромцовой и других.
База исследования: МАОУ «Каменноозерская ООШ» ГО Богданович, село Каменноозерское, ул. 8 Марта, д.4
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обучение детей мерам безопасности в быту, их жизнедеятельности - является актуальной педагогической задачей.
В теоретической части исследования выполнен анализ психолого­педагогической литературы и были сделаны выводы:
1. Ребенок школьного возраста должен овладеть мерами безопасности в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности», которые приго­дятся ему в дальнейшей жизни. Данные знания и практические умения - это составляющая компетенций выпускника ООШ (см. приложение 9).
2. Приемы и методы обучения детей школьного возраста мерам безо­пасности в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» очень разнообразны. Представлены в работе с позиции технологии личностно - ориентированного подхода, а также ведущих методов организации - педаго­гического взаимодействия и организации деятельности (см. приложение 4).
3. В проанализированной рабочей программе «Основы безопасности жизнедеятельности», 5класса МАОУ «Каменноозерская ООШ», на наш взгляд, отведено мало времени обучению мерам безопасности в быту на уро­ках «Основ безопасности жизнедеятельности». Основанием для вышесказан­ного, служат данные статистики Министерства здравоохранения Свердлов­ской области. N 1076-п. Управления федеральной службы по надзору от 20.09.2019 г., в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Выше обозначенные выводы теоретической части работы, послужили причи­на - следственной связи организации практической части исследования.
В ходе организации работы над практической частью, был включен ди­агностический этап. Цель: определить начальный уровень формирования ос­нов безопасности у обучющихся школьного возраста.
Для определения уровня сформированности основ безопасности у де­тей школьного возраста были использован тест на тему «Правила безопасно­го поведения в быту». Автор Гусева Н.С. (см. приложение 10).
В соответствии с выявленным проблемным полем были разработаны:
1. Комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педа­гога по обучению мерам безопасности в быту на уроках «Безопасности жиз­недеятельности» .
2. В рамках практической части исследования, рассмотрена деятельность учителя ОБЖ по профилактике опасностей и рисков школьников в быту. Разработана авторская рабочая программа «Истоки безопасности» (см. при­ложение 13), сборник «Правила безопасного поведения школьника» (см. приложение 16).
Среди родителей, как равных объектов образовательно - воспитательного процесса, было проведено домашнее задание и произведен анализ результа­тов (см. приложение 11).
Для успешной реализации комплекса мероприятий, был составлен план мероприятий, который необходимо решать в семье, учитывается равное участие родителей во внеурочной работе, а также в школе (таблица 3, 4).
Итак, нами были разработаны и апробированы:
1. Комплекс мероприятий, который способствует обучению мерам безопас­ности в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» детей школьного возраста.
2. Авторская рабочая программа «Истоки безопасности».
Данный методический продукт имеет практика - ориентированный характер, Содержание предусматривает формирование у школьников общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых ком­петенций. Эффективность применения подтверждают результаты вторичной диагностики. Динамика уровня обучения мерам безопасности детей школь­ного возраста в быту на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности», определена на достаточном уровне. Цель исследования достигнута.


1. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалав­ров. 19-е изд., пер. и доп. / Э.А. Арустамов. - Москва.: Дашков и К, 2016. -
348 с.
2. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда в 2 т. том 2 3-е изд., пер. и доп. учебник для академического бакалавриата / авт. сост. Г.И. Беля­ков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 352 с.
3. Безопасность жизнедеятельности:: электрон. учеб. пособие. - Москва : 1С, 2016. - 1 СБ-RQM : зв., цв. - (1С: Школа). - Загл. с титул. экрана. - Текст. Изображение. Устная речь : электронные.
4. Белов, С.В. Профилактика и безопасность жизнедеятельности. Терминоло­гия: Учебное пособие / С.В. Белов, В.С. Ванаев, А.Ф. Козьяков. - М.: МГТУ им. Баумана, 2007. - 304 с.
5. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности : Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, Башкин, В.Н. Под общей редакцией С.В. Белова. - 8-е издание, стереотипное - Москва.: Высшая школа, 2016. - 616 с.
6. Большой психологический словарь онлайн рзусйо1од1са1.з1оуагоп1те.сош . - Москва : Айрис : МадпаМеЛа, 2014. - 1 СБ-RQM. - Загл. с титул. экрана. - Текст. Устная речь : электронные.
7. Большая российская энциклопедия : электрон. правовой справ. - Электрон. дан. - Санкт-Петербург : Кодекс, сор. 2000. - 1 электрон. опт. диск (СБ- RQM)..
8. Бондин, В.И. Теория и практика. Безопасность жизнедеятельности: Учеб­ное пособие / В.И. Бондин, Ю.Г. Семехин. - Москва.: НИЦ ИНФРА-М, Ака- демцентр, 2013. - 349 с.
9. Вишняков, Я.Д. Безопасность жизнедеятельности 4-е изд., пер. и доп. учебник / Я.Д. Вишняков. - Люберцы: Юрайт, 2015. = 543 с.
10. Вишняков, Я.Д. Безопасность жизнедеятельности. Теория и практика 4-е
изд., пер. и доп. учебник для бакалавров / Я.Д. Вишняков. Люберцы: Юрайт,
2015. - 543 с.
11. Всеобщая декларация прав человека : [принята и провозглашена Г енер. Ассамблеей QQH 10 дек. 1948 г.] // Российская газета. - 1998. - 10 дек. - с. 4.
12. Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам граж­данской обороны и чрезвычайных ситуаций., [сайт]. Москва, 2014 -
http://www.аmpe.ru/web/guest/russiаnhttp://kuhtа.сlаn.su. (дата обращения: 06.11.2019).
13. Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизне­деятельности. «Доступная среда» // Министерство Образования Российской Федерации : офиц. сайт. - 2017. - URL: www.rusоlymp.ru. (дата обращения: 11.09.2019).
14. Гафнер В.В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности // Безопасность жизнедеятельности.
2013. № 9, 18-73 с.
15. Девятовская И. В.. Развитие основ личной безопасности ребенка в подростковом возрасте / И.В. Девятовская // Психологический журнал. -
2014. - Т. 13, № 7. - С. 61-89...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ