Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №95609

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
209
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы изучения гендерных особенностей
совладания со стрессом у старшеклассников 6
1.1. Понятие гендера и развитие гендера в онтогенезе 6
1.2. Концепции стресса и совладающего поведения 17
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей совладания со стрессом у старшеклассников 28
2.1. Организация и проведение исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 36
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 55


Актуальность исследования. Модели гендерной социализации, которые являются общепринятыми в обществе и базирующихся на распространенных гендерных стереотипах, представлениях каким должен быть «настоящий мужчина», или «настоящая женщина», существенно влияют на формирование социальной идентичности молодого поколения [21, с. 89]. Гендер, или гендерная составляющая, при этом является обязательным компонентом социальной идентичности. Однако в настоящее время гендерные особенности подростковом и юношеском возрасте изучены недостаточно, несмотря на то, что процесс формирования социальных установок, и в том числе гендерных установок, описан в рамках различных теоретических подходов.
В настоящее время проблема преодоления стрессовых ситуаций и различных личностных ресурсов человека, которые способствуют этому, активно освещается в научной литературе. Совладающее поведение (копинг), жизнестойкость, адаптивный потенциал, нервно-психическая устойчивость и аналогичные феномены прочно стали предметом изучения современной психологии. Тем не менее, изучение совладающего поведения в основном касается зрелого возраста и профессиональных особенностей представителей различных профессий и сравнительно слабо изучено в подростковом и юношеском возрасте, несмотря на то, что этот период в жизни человека является переломным, связан с личностным и профессиональным самоопределением, выбором жизненного пути.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа проблемы преодоления личностью трудных жизненных ситуаций в подростковом и юношеском возрасте; недостаточной теоретической изученностью факторов, оптимизирующих этот процесс; необходимости эмпирического определения таких психологических свойств и качеств личности, которые обусловливают преодоление стрессовой ситуации.
Цель исследования: установить гендерные особенности стратегий совладания со стрессом у старшеклассников.
Объект исследования: стратегии совладания со стрессом у старшеклассников.
Предмет исследования: гендерные особенности стратегий совладания со стрессом у старшеклассников.
Гипотеза: существуют гендерные различия в стратегиях совладающего поведения в старшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ современных представлений о гендере и гендерных особенностях человека
2. Провести анализ современного состояния проблемы стресса и совладающего поведения
3. В соответствии с теоретическими основаниями работы обосновать выбор психодиагностического инструментария.
4. На основе эмпирического исследования определить гендерные различия и гендерные особенности стратегий совладания со стрессом у старшеклассников.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме.
2. Эмпирические методы:
• Полоролевой опросник Сандры Бем;
• Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина);
• Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса.
3. Методы математико-статистической обработки данных: Достоверность различий между группами подтверждалась с помощью t- критерия Стьюдента.
Теоретико-методологическую основу работы составляют принцип системного подхода к изучению личности и деятельности; принцип междисциплинарности; общетеоретические положения концепций гендерных различий, сформулированные в работах таких ученых как И.С.Кон, Т.В.Бендас, С.А.Бутковская, Е.П.Ильин, И.С.Клепина, А.А.Реан, И.В. Романов, С.С.Носов, А.А.Чекалина и др.); теоретические работы по проблемам стресса, совладающего поведения и эмпирические подходы к изучению копинга (Р. Лазарус, В.А.Бодров, Л.И., Вассерман, Т.Л.Крюкова, С.К.Нартова-Бочавер, Л.Мерфи, Г.Селье, Е.И. Чехлатый, Ю.В.Щербатых, и др.).
Теоретическое значение данной работы заключается в углублении знаний о психологическом содержании понятия «совладающее поведение» в старшем школьном возрасте.
Практическое значение работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике психологического консультирования по проблемам развития личности в подростковом и юношеском возрасте.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы (теоретическая и эмпирическая), заключение, список литературы, приложение. В списке литературы представлено 43 источника по теме исследования, в том числе 1 на иностранном языке. В приложении представлен протокол эмпирических данных и таблицы с математическими вычислениями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Для подросткового и юношеского возраста приобретенная в процессе социализации гендерная идентичность имеет фундаментальное значение, так как она выступает регулятором поведения личности в обществе. Гендерная идентичность возникает под влиянием гендерных стереотипов, которые существуют в каждом обществе и формируются в контексте культуры, исторического времени.
2. Копинг - это совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих стратегий, которые используются, чтобы помочь справиться с возникающими стрессовыми ситуациями. Несмотря на всеобщее признание теории «копинга» в различных исследованиях стресса и жизненных событий, на данный момент не сформировано общепринятого в оценке значения и механизма процесса, с помощью которого копинг может повлиять на стресс и самочувствие.
3. Проведённое эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
• Г ендерная идентичность не оказывает влияния на силу и глубину переживания стресса.
• Наиболее используемыми копинг-стратегиями старшеклассников вне зависимости от гендерной идентичности являются «Принятие ответственности». Таким образом, старшеклассники вне зависимости от гендера в ситуации стресса готовы признать свою ответственность в возникновении проблемы и её решении. Вне зависимости от гендера старшеклассники проявляют готовность анализировать своё поведение, искать зависимость между своими действиями и последствиями. Однако, предпочтение этой стратегии старшеклассниками может говорить о склонности старшеклассников обеих групп к неоправданной самокритике и чувству вины, что становится фактором риска развития депрессивных состояний.
• Существуют достоверные различия использования копинга «Самоконтроль» между старшеклассниками с андрогинным и маскулинным гендерами. Старшеклассники с андрогинным гендером достоверно чаще в ситуации стресса прибегают к подавлению и сдерживанию эмоций с целью преодоления негативных переживаний.


1. Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Л. Бем. - М. : РОССПЭН, 2004. - 336 с.
2. Бендас Т.В. Гендерная психология. - СПб.: Питер, 2006 - 431 с.
3. Берлингейм Д. Доэдиповы отношения между отцом и ребенком
[Электронный ресурс] / Д. Берлингейм // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2002. - №2. - Режим доступа :
http://psyjournal.ru/j3p/pap.php? id=20020210
4. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб. - Москва, 2001. - 320 с.
5. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995. - С. 97
6. Бутковская С. А. Становление гендерной идентичности в процессе профессионального самоопределения : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / С. А. Бутковская ; Дальневосточный гос. ун-т путей сообщения. - Хабаровск, 2007. - 202 с.
7. Вассерман Л.И. Совладание со стрессом: теория и
психодиагностика /Л.И. Вассерман, В.А. Абабков, Е.А. Трифонова. - СПб.: Речь, 2010 - 192с.
8. Гринберг, Дж. Управление стрессом/ Дж.Гринберг. - СПб.: Питер, 2012. - 196 с.
9. Иванова Е. М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Е. М. Ижванова ; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - М., 2014. - 215 с.
10. Иванченко С. Н. Трансгендерность, гендерная идентичность и гендерные стереотипы [Электронний ресурс]- Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n6-8/259-ivanchenko8.html
11. Ильин Е.П. Пол и гендер. - СПб., - 2010. - 689 с.
12. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая
антропология стресса. - М.: Академический Проект, 2009. - 943 с.
13. Клецина И.С. Достижения и проблемы развития гендерного направления в отечественной психологии / И. С. Клецина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. Научный журнал. - Киров, 2010. - № 4 (3). - С. 120-125.
14. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: учебное пособие / И.С. Клецина. - СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с
15. Кляйн М. Детский психоанализ / М. Кляйн. - М. : ИОИ, 2010 - 160 с.
16. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.:
Просвещение, 1989. - 255 с.
17. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л.Крюкова. - Кострома КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 296 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ