Глава 1. Теоретические основы изучения гендерных особенностей
совладания со стрессом у старшеклассников 6
1.1. Понятие гендера и развитие гендера в онтогенезе 6
1.2. Концепции стресса и совладающего поведения 17
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей совладания со стрессом у старшеклассников 28
2.1. Организация и проведение исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 36
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 55
Актуальность исследования. Модели гендерной социализации, которые являются общепринятыми в обществе и базирующихся на распространенных гендерных стереотипах, представлениях каким должен быть «настоящий мужчина», или «настоящая женщина», существенно влияют на формирование социальной идентичности молодого поколения [21, с. 89]. Гендер, или гендерная составляющая, при этом является обязательным компонентом социальной идентичности. Однако в настоящее время гендерные особенности подростковом и юношеском возрасте изучены недостаточно, несмотря на то, что процесс формирования социальных установок, и в том числе гендерных установок, описан в рамках различных теоретических подходов.
В настоящее время проблема преодоления стрессовых ситуаций и различных личностных ресурсов человека, которые способствуют этому, активно освещается в научной литературе. Совладающее поведение (копинг), жизнестойкость, адаптивный потенциал, нервно-психическая устойчивость и аналогичные феномены прочно стали предметом изучения современной психологии. Тем не менее, изучение совладающего поведения в основном касается зрелого возраста и профессиональных особенностей представителей различных профессий и сравнительно слабо изучено в подростковом и юношеском возрасте, несмотря на то, что этот период в жизни человека является переломным, связан с личностным и профессиональным самоопределением, выбором жизненного пути.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа проблемы преодоления личностью трудных жизненных ситуаций в подростковом и юношеском возрасте; недостаточной теоретической изученностью факторов, оптимизирующих этот процесс; необходимости эмпирического определения таких психологических свойств и качеств личности, которые обусловливают преодоление стрессовой ситуации.
Цель исследования: установить гендерные особенности стратегий совладания со стрессом у старшеклассников.
Объект исследования: стратегии совладания со стрессом у старшеклассников.
Предмет исследования: гендерные особенности стратегий совладания со стрессом у старшеклассников.
Гипотеза: существуют гендерные различия в стратегиях совладающего поведения в старшем школьном возрасте.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ современных представлений о гендере и гендерных особенностях человека
2. Провести анализ современного состояния проблемы стресса и совладающего поведения
3. В соответствии с теоретическими основаниями работы обосновать выбор психодиагностического инструментария.
4. На основе эмпирического исследования определить гендерные различия и гендерные особенности стратегий совладания со стрессом у старшеклассников.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме.
2. Эмпирические методы:
• Полоролевой опросник Сандры Бем;
• Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина);
• Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса.
3. Методы математико-статистической обработки данных: Достоверность различий между группами подтверждалась с помощью t- критерия Стьюдента.
Теоретико-методологическую основу работы составляют принцип системного подхода к изучению личности и деятельности; принцип междисциплинарности; общетеоретические положения концепций гендерных различий, сформулированные в работах таких ученых как И.С.Кон, Т.В.Бендас, С.А.Бутковская, Е.П.Ильин, И.С.Клепина, А.А.Реан, И.В. Романов, С.С.Носов, А.А.Чекалина и др.); теоретические работы по проблемам стресса, совладающего поведения и эмпирические подходы к изучению копинга (Р. Лазарус, В.А.Бодров, Л.И., Вассерман, Т.Л.Крюкова, С.К.Нартова-Бочавер, Л.Мерфи, Г.Селье, Е.И. Чехлатый, Ю.В.Щербатых, и др.).
Теоретическое значение данной работы заключается в углублении знаний о психологическом содержании понятия «совладающее поведение» в старшем школьном возрасте.
Практическое значение работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике психологического консультирования по проблемам развития личности в подростковом и юношеском возрасте.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы (теоретическая и эмпирическая), заключение, список литературы, приложение. В списке литературы представлено 43 источника по теме исследования, в том числе 1 на иностранном языке. В приложении представлен протокол эмпирических данных и таблицы с математическими вычислениями.
1. Для подросткового и юношеского возраста приобретенная в процессе социализации гендерная идентичность имеет фундаментальное значение, так как она выступает регулятором поведения личности в обществе. Гендерная идентичность возникает под влиянием гендерных стереотипов, которые существуют в каждом обществе и формируются в контексте культуры, исторического времени.
2. Копинг - это совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих стратегий, которые используются, чтобы помочь справиться с возникающими стрессовыми ситуациями. Несмотря на всеобщее признание теории «копинга» в различных исследованиях стресса и жизненных событий, на данный момент не сформировано общепринятого в оценке значения и механизма процесса, с помощью которого копинг может повлиять на стресс и самочувствие.
3. Проведённое эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
• Г ендерная идентичность не оказывает влияния на силу и глубину переживания стресса.
• Наиболее используемыми копинг-стратегиями старшеклассников вне зависимости от гендерной идентичности являются «Принятие ответственности». Таким образом, старшеклассники вне зависимости от гендера в ситуации стресса готовы признать свою ответственность в возникновении проблемы и её решении. Вне зависимости от гендера старшеклассники проявляют готовность анализировать своё поведение, искать зависимость между своими действиями и последствиями. Однако, предпочтение этой стратегии старшеклассниками может говорить о склонности старшеклассников обеих групп к неоправданной самокритике и чувству вины, что становится фактором риска развития депрессивных состояний.
• Существуют достоверные различия использования копинга «Самоконтроль» между старшеклассниками с андрогинным и маскулинным гендерами. Старшеклассники с андрогинным гендером достоверно чаще в ситуации стресса прибегают к подавлению и сдерживанию эмоций с целью преодоления негативных переживаний.
1. Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Л. Бем. - М. : РОССПЭН, 2004. - 336 с.
2. Бендас Т.В. Гендерная психология. - СПб.: Питер, 2006 - 431 с.
3. Берлингейм Д. Доэдиповы отношения между отцом и ребенком
[Электронный ресурс] / Д. Берлингейм // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2002. - №2. - Режим доступа :
http://psyjournal.ru/j3p/pap.php? id=20020210
4. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб. - Москва, 2001. - 320 с.
5. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995. - С. 97
6. Бутковская С. А. Становление гендерной идентичности в процессе профессионального самоопределения : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / С. А. Бутковская ; Дальневосточный гос. ун-т путей сообщения. - Хабаровск, 2007. - 202 с.
7. Вассерман Л.И. Совладание со стрессом: теория и
психодиагностика /Л.И. Вассерман, В.А. Абабков, Е.А. Трифонова. - СПб.: Речь, 2010 - 192с.
8. Гринберг, Дж. Управление стрессом/ Дж.Гринберг. - СПб.: Питер, 2012. - 196 с.
9. Иванова Е. М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Е. М. Ижванова ; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - М., 2014. - 215 с.
10. Иванченко С. Н. Трансгендерность, гендерная идентичность и гендерные стереотипы [Электронний ресурс]- Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n6-8/259-ivanchenko8.html
11. Ильин Е.П. Пол и гендер. - СПб., - 2010. - 689 с.
12. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая
антропология стресса. - М.: Академический Проект, 2009. - 943 с.
13. Клецина И.С. Достижения и проблемы развития гендерного направления в отечественной психологии / И. С. Клецина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. Научный журнал. - Киров, 2010. - № 4 (3). - С. 120-125.
14. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: учебное пособие / И.С. Клецина. - СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с
15. Кляйн М. Детский психоанализ / М. Кляйн. - М. : ИОИ, 2010 - 160 с.
16. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.:
Просвещение, 1989. - 255 с.
17. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л.Крюкова. - Кострома КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 296 с.
...