ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ 7
1.1. Концепция жизнестойкости в работах отечественных и зарубежных
авторов 7
1.2. Роль и место жизнестойкости в процессе самореализации
старшеклассников 14
1.3. Успеваемость как целевой показатель самореализации подростков .. 16
1.4. Мотивация и ее влияние на школьную успеваемость 20
1.5. Самооценка и ее влияние на школьную успеваемость 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ
ОБУЧЕНИЯ У УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Результаты изучения особенностей жизнестойкости и успешности
обучения у старшеклассников 29
2.2.1. Результаты, полученные по методике Тест «Жизнестойкости» С.
Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой) 29
2.2.2. Результаты, полученные по Методике диагностики мотивации
учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы Ч.Д. Спилберга, А.Д. Андреевой 36
2.2.3. Результаты, полученные по Методике изучения общей самооценки
Г.Н. Казанцевой 39
2.2.4. Результаты, полученные в ходе анализа журналов успеваемости .. 40
2.2.5 Сравнительный анализ результатов исследования 41
2.2. Корреляционный анализ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Актуальность исследования. Понять особенности подросткового возраста непросто. Подростки характеризуются определенной изоляцией: отстранение от взрослых, игнорирование младших. Это переломный, критический возраст. Он знаменуется переходом от зависимого детства к ответственной взрослости, излишней чувствительностью к влиянию средств массовой информации и близкого окружения, друзей и подруг. Подростки находятся в постоянном поиске себя, своих целей в жизни. Поэтому особую значимость формирование жизнестойкости, определение своих жизненных ценностей и ориентаций приобретает именно в подростковом возрасте, ведь условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Это может приводить к определенным нарушениям и влиять на успеваемость их обучения в школе.
В связи с этим выбранная нами тема исследования достаточно актуальна и ее дальнейшее исследование представляется необходимым.
Разработанность проблемы исследования. Особенности
жизнестойкости были рассмотрены рядом исследователей: Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В. Штерн, Э. Шпрангер, К. Роджерс, Г.Крайг и др.
Среди современных ученых, изучающиих проблемы успеваемости, можно назвать: Б.Б. Кулагина, Н.В. Соболь, Т.Ю. Курапову и других. Анализ различных подходов к проблеме оценки учебных достижений учащихся (А. Анастази, М.Н. Скаткин, М.А. Чошанцев, Г. Харман, В.А. Якунин и др.)
Однако на сегодняшний момент проблема взаимосвязи жизнестойкости и успеваемости обучения является не до конца изученной проблемой, требующей детального рассмотрения. Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости, была определена тема исследования, сформулированы объект, предмет, цель, гипотезы и задачи исследования.
Объект исследования - жизнестойкость.
Предмет исследования - связь жизнестойкости с успеваемостью учеников старших классов.
Цель исследования - определить взаимосвязь между жизнестойкостью и успеваемостью старшеклассников.
В связи с вышесказанным была выдвинута основная гипотеза исследования.
Гипотеза исследования: успеваемость у старшеклассников связана с уровнем развития жизнестойкости.
В качестве дополнительной гипотезы мы предположили, что жизнестойкость и успеваемость имеют гендерную и возрастную специфику.
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретико-методические вопросы развития концепции жизнестойкости;
2. Исследовать жизнестойкость и успеваемость старшеклассников;
3. Выявить свзь жизнестойкости с успеваемостью учеников старших классов.
Методы исследования: - Теоретические методы: анализ
психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
- Эмпирические методы: «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой); методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы Ч.Д. Спилбергера адаптированная А.Д. Андреевой в модификации А.М. Прихожан; методика изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой, также применялся метод анализа документации, а именно журналов успеваемости.
- Количественный и качественный анализ результатов. Надежность и достоверность результатов оценивались на основании методов математической статистики: были использованы коэффициент корреляции Спирмена и И-критерий Манна-Уитни.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 60 старшеклассников в возрасте от 15 до 17 лет гимназии «Менталитет» г. Екатеринбурга. Среди них - ученики 9 класса - 30 человек в возрасте 15-16 лет: 15 девочек и 15 мальчиков, и 11х классов в возрасте от 16 до 17 лет - 30 человек: 15 девушек и 15 юношей.
Первая часть настоящего исследования включает в себя анализ научной литературы, посвященной таким понятиям как жизнестойкость и успеваемость.
Само понятие жизнестойкости было введено С.Мадди и С.Кобейза. Оно является одной из важнейших частей человеческого существования. С.Мадди определял данный феномен как «паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения в окружающей действительности в возможности человека» [22]. Жизнестойкость человека включает три основы: вовлеченность, контроль, принятие риска.
Анализ общепсихологической картины подросткового возраста указывает на то, что формирование жизнестойкости в этот возрастной отрезок имеет особую значимость для личностного развития.
Понятия успеваемость и успешность схожие по значению и имеют прямую взаимосвязь. Успеваемость - это степень совпадения реальных результатов учебной деятельности с запланированными и один из основных показателей успешности, выражающийся в итоговых отметках.
Одними из основных факторов, влияющих на успеваемость обучения, являются мотивация и самооценка.
Мотивация — процесс внутреннего управления поведением человека, включающий совокупность мотивов, поддерживающих, направляющих и определяющих поведение [43].
Учебная мотивация - проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения[45].
Самооценка - суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств, в сравнении их с определенным образцом, эталоном [56].
Вторая часть данного исследования была направлена на определение взаимосвязей и взаимовлияния между жизнестойкостью и успешностью обучения старшеклассников.
В рамках данного исследования нами были использованы следующие методики: тест «Жизнестойкости» С. Мадди, Методика диагностики
мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы Ч.Д. Спилбергера адаптированная А.Д. Андреевой в модификации А.М. Прихожан; Методика изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой, также применялся метод анализа документации, а именно журналов успеваемости.
Значимые различия по гендерному признаку были выявлены по трем шкалам: мотивация достижений - 185,5 (р<0,01), уровень мотивации учения -
270,5 (р<0,01), а также уровень академической успешности - 200,5 (р<0,01).
Таким образом, для старшеклассниц свойственны более высокий уровень активности, уверенность в себе, позитивная самооценка по сравнению с представителями мужского пола из нашей выборки. Иначе говоря, стремясь к успеху, девочки ставят перед собой более сложные задачи, в большей степени рискуют, повышают уровень собственных достижений.
Для девушек из нашей выборки характерен средний уровень с несколько сниженной учебной мотивации, в отличие от мальчиков, для которых наиболее свойственен 4 уровень, отличающийся сниженной мотивацией, отрицательным эмоциональным отношением, переживанием «школьной скуки».
Помимо вышеперечисленных значимых различий по гендерному признаку стоит отметить особо важное в рамках предмета данного исследования. А именно, для обследованных школьниц характерен более высокий уровень академической успешности, по сравнению с их одноклассниками.
При этом сравнительный анализ посредством И-критерия Манны-Уитни не выявил значимых различий между средними значениями показателей девятиклассников и одинадцатиклассников (возрастная специфика не обнаружена).
Во второй части данного эмпирического исследования мы сопоставили посредством коэффициента корреляции Спирмена данные по шкалам жизнестойкости, самооценки, уровня учебной мотивации и уровня успешности обучения.
В ходе анализа были выявлены взаимосвязи между компонентами жизнестойкости, и успешностью обучения (уровень мотивации учения и академическая успеваемость) у старшеклассников, в т.ч. доказано наличие прямой связи между показателями, при этом внимание акцентировано на том факте, что чем выше показатели компонентов жизнестойкости, тем выше уровень успешности обучения.
Была выявленная обратная связь между шкалой «пол» и показателями шкал «мотивация достижения», «уровень мотивации учения», а также «уровень успешности обучения», т.е. для представителей мужского пола из нашей выборки характерны снижение уровня мотивации достижений, повышение уровня страха ответственности, риска, возможных неудач, снижается показатель познавательной мотивации, преобладает негативное отношение к учебе, снижаются показатели академической успешности. В свою очередь, обратная ситуация происходит с представителями женского пола из нашей выборки - то есть можно считать обусловленность успешности обучения половыми различиями доказанной.
Взаимосвязи между компонентами жизнестойкости и гендерными различиями обнаружено не было.
Были обнаружены менее значимые связи, подтверждающие наличие взаимовлияния отдельных компонентов жизнестойкости («контроль» и «принятие риска») и возраста.
Взаимосвязей между возрастными изменениями и успешностью обучения в ходе корреляционного анализа выявлено не было.
Таким образом, сформулированная на начальном этапе работы основная гипотеза нашла свое полное подтверждение, дополнительная гипотеза подтверждена частично.
1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабаков, М. Перре. -СПб.: Речь, 2004. - 166 с.
2. Аверин В. А. Психология детей и подростков: учеб. Пособие / В. А. Аверин. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михаилова В.А., 1998. - 379 с.
3. Александрова Л. А. К концепции жизнестоикости в психологии / Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М. М. Горбатовои, А. В. Серого, М. С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат. - 2004. - С. 82 - 90
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев.- СПб.:«Питер», 2001.-288 с.
5. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. -1994. - Т. 14. - No 2. - С. 34-37
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Р. Бернс; Общ. ред. В. Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 421 с.
7. Богомаз С. А. Жизнестоикость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С. А. Богомаз // Материалы научно-практических конгрессов 4 Всероссииского форума «Здоровье нации - основа процветания России». - 2008 - Т. 2. - С. 24 - 27
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Прогресс, 1968.-290 с.
9. Брюхова Н. Г. Нравственное саморазвитие человека / Н. Г. Брюхова // Европеискии журнал социальных наук. - 2015. - N07. - С. 289-301
10. 91
11. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуации“ / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.- 186 с.
12. Василюк Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. - М.: МГУ, 1984. - 200 с.
13. Ветрова И. И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции / И. И. Ветрова // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы; под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. - М.: «Институт психологии РАН». - 2008. - С. 179-196
14. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Стратегии и модели преодолевающего поведения: практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова; под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - С. 311-329
15. Воробьева Л. И., Петровский В. А., Фельдштеин Д. И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе / Л. И. Воробьева, В. А. Петровский, Д. И. Фельдштеин // Психология современного подростка. - 1987. - С. 6-36...