Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самообъективация и эмоциональный интеллект у девушек с нарушениями пищевого поведения

Работа №91044

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы123
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические подходы к проблеме нарушений
пищевого поведения 11
1.1 Нарушения пищевого поведения: теоретические положения 11
1.2 Клиническая картина и психологические особенности лиц с
нарушениями пищевого поведения 16
1.3 Концепция самообъективации: основные положения 23
1.4 Эмоциональный интеллект: основные положения и обзор концепций 29
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и самообъективации у девушек с нарушениями пищевого поведения 40
2.1 Программа и методы эмпирического исследования 40
2.2 Результаты исследования 44
2.2.1 Результаты корреляционного анализа выраженности пищевых
нарушений и эмоционального интеллекта 44
2.2.2 Результаты сравнительного анализа эмоционального интеллекта у девушек с наличием и отсутствием выраженных пищевых нарушений ... 49
2.3 Обсуждение результатов 52
2.4 Практическое применение результатов эмпирического исследования 77
Выводы по главе 2 80
Заключение 83
Список использованной литературы 85
Приложение 1 103
Приложение 2 110
Приложение 3 119


Актуальность исследования. Проблема нарушений пищевого поведения в настоящее время обретает все большую актуальность, что связано с растущей распространенностью расстройств пищевого поведения в популяции. Имеющиеся статистические данные свидетельствуют о весьма безрадостной картине: расстройства пищевого поведения занимают около 20% от всех психических расстройств и стоят на первом месте по уровню смертности вследствие наличия психического расстройства [1, 22, 62, 109, 110, 129]. При этом большую часть людей с нарушениями питания занимают девушки и женщины, начиная уже с подросткового возраста. Более того, различные источники указывают на значительный рост показателя заболеваемости расстройствами питания с течением времени, и особенно быстро этот процесс происходит в настоящее время, что связывается с развитием информационных систем и увеличением влияния социогенных факторов на жизнь людей [17, 89, 116].
Обеспокоенность проблемой нарушений пищевого поведения обусловлена высоким уровнем смертности среди больных расстройствами данного спектра, а также в целом серьезностью последствий на физиологическом уровне. Высокие суицидиальные риски (почти 20 % больных нервной анорексией заканчивают жизнь самоубийством) и в целом большой процент смертности среди больных с расстройствами пищевого поведения являются следствием тяжелых соматических нарушений, например, в работе желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, органов выделения и других систем организма, изменениями в личности и психической деятельности пациентов. Кроме того, специалисты обеспокоены нарушениями эндокринной системы у женщин, имеющих опыт заболевания расстройством питания, что негативно сказывается на репродуктивной функции и приводит к невозможности зачатия и вынашивания ребенка [26, 27].
Значимость проблемы нарушений пищевого поведения актуальна еще и потому, что отклонение от условной нормы имеет не только серьезные биологические и физиологические последствия, но и влечет за собой изменения в сфере социального взаимодействия, а также сказывается на психологическом здоровье человека.
На наш взгляд, все многообразие значимых факторов в картине возникновения и функционирования данных нарушений может быть рассмотрено в контексте биопсихосоциальной модели, которая позволяет учесть влияние биологических, психологических, социокультурных, в том числе в совокупности их связей и отношений [68].
В качестве биологических факторов выделяют генетическую предрасположенность вследствие наличия расстройств питания у ближайших родственников, а также физиологические особенности организма. Последнее может быть осмыслено в русле теории заданности, согласно которой для каждого человека существует своя индивидуальная точка идеального веса, при котором процессы в организме протекают в комфортной среде. Отклонение от этой точки, например, в случае сокращения потребления пищи, может привести к приступам компульсивного переедания, приводящим к развитию булимии [36].
Важное место в картине возникновения расстройств питания занимают социокультурные факторы. Социальная среда оказывает решающее влияние на психические процессы и личность человека, о чем говорил Л.С. Выготский, рассматривая процесс развития ребенка как переход от «внешнего» (социального) к «внутреннему» (индивидуальному), и рассматривая культуру как источник развития [14]. В обществе происходит формирование стандартов красоты, идеалов фигуры, соответствие которым поощряется, а несоответствие влечет за собой такие реакции со стороны социума, как буллинг, насмешки, отвержение и др. Кроме того, наличие у человека стремления к идеалу, принятому в обществе, может побудить его изменить свое отношение к еде, сесть на диету, отказаться от прежних пищевых привычек, что может нарушить комфортную среду функционирования организма и привести к булимическим эпизодам.
Однако люди могут находиться в одних и тех же социальных условиях, но при этом не у каждого сформируется пищевое расстройство. Уязвимость к внешним факторам определяется наличием особых психологических характеристик («внутренних условий»), которые делают человека предрасположенным к формированию расстройств питания. Среди таких личностных особенностей исследователями были выделены перфекционизм, повышенная тревожность, ригидность мышления и другие [66, 72].
На пересечении социальных и психологических причин формирования нарушений пищевого поведения находится сравнительно недавно выделенный в зарубежной психологической науке феномен самообъективации, который подразумевает отношение к самому себе как к объекту, внешний вид которого постоянно подвергается оцениванию со стороны окружающих [120]. Изучение отечественных работ свидетельствует о практически отсутствии каких-либо упоминаний о данном психологическом понятии. Однако исследования зарубежных коллег демонстрируют наличие значимого негативного влияния самообъективации на психическое здоровье человека. Результаты таких исследований показали взаимосвязь феномена самообъективации и таких психологических проблем, как депрессия, расстройства пищевого поведения, дисморфофобия, сексуальная дисфункция [96, 113, 122, 124]. Таким образом, описанные корреляции демонстрируют необходимость изучения проблемы самообъективации и учета ее в картине возникновения и функционирования различных психических нарушений, в том числе связанных с пищевым поведением.
Многофакторность причин возникновения расстройств пищевого поведения осложняет не только процесс изучения нарушений питания, но и ситуацию терапевтического вмешательства. Сложная природа расстройств пищевого поведения требует от специалистов совершенствования подходов и возможности построения индивидуальных вариантов воздействия для пациентов.
Особое место в картине расстройств пищевого поведения занимает эмоциональная сфера пациентов. Такие процессы, как определение своего эмоционального состояния, выражение своих переживаний, в том числе вербализация, управление собственными эмоциями, переживание стресса, а также узнавание эмоций других людей и создание, и поддержание здоровых социальных контактов через эмпатичность и эмоциональную независимость, объединяются в понятие эмоционального интеллекта.
Говоря о формировании и протекании расстройств пищевого поведения, исследователи нередко обсуждают специфические эмоциональные особенности, которые могут быть как факторами возникновения и поддержания нарушений питания, так и следствием этих самых нарушений. Помимо возможного сопутствующего депрессивного состояния, исследователи отмечают наличие проблем, связанных с регуляцией эмоций, в анамнезе, которые впоследствии продолжают поддерживать определенное пищевое поведение. Ярким примером служит переедание при булимии, которое часто является стратегией совладания с напряжением, тревогой и другими негативными переживаниями. Кроме того, в качестве особенности эмоциональной сферы людей с нарушениями пищевого поведения, в частности при наличии симптомов переедания , выделяется алекситимия, которая определяется как трудность в идентификации собственных переживаний с невозможностью их вербального описания [76]. Вместе с тем, характерные для людей с расстройствами питания психологические качества и особенности эмоциональных процессов препятствуют их успешной адаптации в обществе.
Таким образом, можно говорить о том, что у людей (в частности, девушек), имеющих нарушения пищевого поведения, наблюдаются определенные особенности, связанные с их эмоциональным интеллектом. Различные пищевые стратегии помогают в процессе регуляции своего эмоционального состояния, но способны нарушить способность адаптироваться в обществе. В связи с этим, изучение процессов регуляции эмоционального состояния, стратегий совладания со стрессовыми ситуациями, а также рассмотрение социального функционала эмоциональной сферы необходимы для построения более успешного плана психологического вмешательства и возможной профилактики расстройств пищевого поведения. Однако до сих пор не было проведено достаточно исследований, которые касались бы поиска взаимосвязи между такими особенностями и другими факторами, присутствующими в картине расстройств питания.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в современной клинической психологии существует проблема в изучении характера взаимосвязи между самообъективацией и эмоциональным интеллектом у девушек с нарушениями пищевого поведения.
Цель исследования: выявление и анализ особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и самообъективации у девушек с нарушениями пищевого поведения.
Объект исследования: психологические аспекты нарушений
пищевого поведения.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и самообъективации у девушек с нарушениями пищевого поведения.
Задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ проблем самообъективации, нарушений пищевого поведения, а также концепций эмоционального интеллекта и их взаимосвязи.
2. Провести эмпирическое исследование с помощью доступных технологий взаимосвязей эмоционального интеллекта и самообъективации в картине нарушений пищевого поведения у девушек.
3. Провести статистическую обработку данных, полученных в исследовании.
4. Проанализировать полученные в ходе обработки результаты на наличие взаимосвязей между самообъективацией и эмоциональным интеллектом у девушек с нарушениями пищевого поведения.
5. Качественно охарактеризовать выявленные взаимосвязи между самообъективацией и эмоциональным интеллектом у девушек с нарушениями пищевого поведения.
Основная гипотеза работы заключается в том, что у девушек с нарушениями пищевого поведения наблюдается зависимость между выраженностью самообъективации и показателями эмоционального интеллекта. Данное предположение конкретизируется в следующих частных гипотезах:
1. Чем выше уровень самообъективации у девушек с нарушениями пищевого поведения, тем ниже показатель эмоционального интеллекта у этих девушек;
2. Способность к использованию адаптивных стратегий эмоциональной регуляции у девушек с нарушениями пищевого поведения ниже, чем у девушек без нарушений питания;
3. Выраженность показателей эмоционального интеллекта у девушек с ограничительным типом пищевого поведения выше, чем у девушек с преобладанием эмоциогенного и экстернального типов пищевого поведения.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- трансдиагностическая теория расстройств пищевого поведения в контексте когнитивно-поведенческой терапии (К. Дж. Фэйрберн);
- концепция самообъективации (Б. Фредриксон и Т.-Э. Робертс);
- базовые положения культурно-исторической и деятельностной психологии о природе личности и функционировании эмоциональной сферы (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев);
- модели эмоционального интеллекта (П. Сэловей и Дж. Мейер и Р. Бар-Он);
- когнитивно-поведенческий подход к вмешательству при нарушении регуляции эмоций (Дж. Бек, А. Бек).
Методы исследования: 1) теоретические - анализ литературы по проблеме исследования; 2) эмпирические - тестирование; 3) математико-статистические (W-критерий согласия Шапиро-Уилка, корреляционный анализ - Пирсона, Спирмена, критерии сравнения - Стьюдента, Уэлча, Манна-Уитни).
Методики исследования:
- тест отношения к приему пищи (EAT-26) (Д. Гарнер и др.);
- Голландский опросник пищевого поведения (DEBQ) (Татьяна ван Стриен и др.);
- шкала самообъективации (Н. Мак-Кинли, Дж. Хайд);
- опросник эмоционального интеллекта ЭмИн (Д.В. Люсин).
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие девушки (п = 58) в возрасте 16-30 лет (M = 20; SD = 2,96), проживающие на территории Российской федерации, которые были поделены на две группы по признаку наличия или отсутствия у них нарушений пищевого поведения.
Научная новизна исследования заключается в выявлении характера взаимосвязи эмоционального интеллекта и самообъективации у девушек с нарушениями пищевого поведения, что ранее не было представлено в работах других авторов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты и сформулированные выводы позволяют расширить научно-психологические представления об особенностях девушек с нарушениями пищевого поведения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при построении более эффективного терапевтического вмешательства с пациентами, имеющими нарушения пищевого поведения. Диагностические методики, использованные в работе, могут найти применение в дальнейших эмпирических исследованиях.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список литературы (160 наименований, 65 из которых на иностранном языке), 3 приложений. Работа содержит 3 таблицы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема особенностей эмоциональной сферы девушек, имеющих нарушения пищевого поведения, давно поднимается в психологической литературе. Накоплены некоторые знания о том, какие переживания характерны для расстройств пищевого поведения, какими личностными особенностями обладают девушки, имеющие нарушения питания.
Настоящее исследование позволило расширить уже имеющиеся представления об особенностях эмоциональной сферы при нарушениях пищевого поведения, при этом затрагивая не только относительно статичные характеристики личности, а исследуя особенности связанных с эмоциями процессов. Ключевой способностью, связанной как с самообъективацией, так и с нарушениями пищевого поведения, оказалась способность регулировать эмоции, в особенности собственные переживания.
Таким образом, проведенное в рамках настоящей работы исследование подтвердило основные поставленные гипотезы об особенностях взаимосвязи между выраженностью самообъективации и показателями эмоционального интеллекта. Исследование показало, что чем выше уровень самообъективации у девушек с нарушениями пищевого поведения, тем ниже показатель эмоционального интеллекта у этих девушек. Кроме того, удалось выяснить, что способность к использованию адаптивных стратегий эмоциональной регуляции у девушек с нарушениями пищевого поведения ниже, чем у девушек без нарушений питания.
Гипотеза о выраженности показателей эмоционального интеллекта у девушек с ограничительным типом пищевого не нашла своего эмпирического подтверждения и по результатам анализа была опровергнута. Было показано, что девушки с ограничительным типом нарушений пищевого поведения обладают более низкими показателями эмоционального интеллекта, чем девушки с преобладанием эмоциогенного и экстернального типов пищевого поведения.
В настоящее время существует немало исследований, посвященных психологическим аспектам расстройств пищевого поведения. Различные авторы из психологии, психиатрии, социологии и др. занимаются изучением особенностей людей с данным типом расстройств. Однако проблемы эмоционального интеллекта и самообъективации в ключе нарушений питания не имеют достаточного описания в научной литературе. Несмотря на то, что цель настоящей работы была достигнута, а поставленные в соответствии с этой целью задачи нашли свое решение, полученные в рамках данного исследования результаты затрагивают лишь некоторые особенности данных психологических феноменов девушек с наличием расстройств пищевого поведения и нуждаются в дальнейшей более углубленной разработке.
Несмотря на это, проведенный анализ представляется значимым в рамках не только диагностической процедуры, но и в плане построения плана терапии и выбора мишеней вмешательства. По результатам настоящего исследования уже можно сказать, что одной из основных задач терапии нарушений пищевого поведения должно быть обучение пациентов навыкам регуляции эмоций. Полученные данные позволят специалистам выбирать более точные направления в психодиагностической и психотерапевтической работе с пациентами, которые демонстрируют признаки нарушений пищевого поведения. Продолжение работы по изучению особенностей эмоционального интеллекта и самообъективации, сопровождающих расстройства пищевого поведения, позволит в будущем построить подробную схему терапии, разработать превентивные методы работы, а также даст возможность спроектировать новые специализированные техники для работы с теми или иными проблемами людей с нарушениями питания.



1. Александрова Р.В., Мешкова Т.А. Некоторые особенности самооценки у девочек-подростков с риском нарушения пищевого поведения // Человеческий капитал. 2015. Т.9. N 81. С. 28-31.
2. Александрова Р.В., Мешкова Т.А. Особенности внутрисемейных отношений девочек-подростков с риском нарушений пищевого поведения // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. N 2. С.33-45.
3. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. N 5. С. 57-65.
4. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен
современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.
5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование
феномена // Вопросы психологии. 2006. N 3. С. 78-87.
6. Балакирева Е.Е. Расстройства пищевого поведения у детей и подростков // Психиатрия. 2013. N 4. С. 16-21.
7. Бек Дж. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям. Питер, 2018. 416 с.
8. Березовская Т. Эмоциональное развитие старшеклассников в детском театральном объединении (гендерный аспект) // Женщина. Образование. Демократия: материалы 5-ой междунар. междисцип. науч.- практич. конф. Минкс, 6-7 нояб. 2002 г. Мн, 2003. С. 196-198.
9. Бобров А.Е. Психопатологические аспекты нервной анорексии // Альманах клинической медицины. 2015. N 1. С. 13-23.
10. Братусь Б.С. Аномалии личности. Психологический подход. Никея, 2019. 912 с.
11. Буркова В.Н. Исследование взаимосвязи размеров тела и социального статуса детей и подростков в коллективе сверстников (на примере русских школьников) [Электронный ресурс] // Science for Education Today. 2020. N 6. С. 74-99. URL: http://sciforedu.ru/article/4673
(дата обращения: 20.11.2021).
12. Валитова И.Е., Галиновская А.А. Психологическая оценка предрасположенности девушек-подростков к нарушениям пищевого поведения // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2017. Т. 8. N 3. С. 362-374.
13. Ваньке А. Мужская сексуальность в дискурсе журнала Men’s Health // Здоровье и интимная жизнь: социологические подходы: сб. ст. / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. С. 178-208.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В б-ти т. Т.З. Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
15. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) // Современная терапия психических расстройств. 2006. N 1. С. 31-40.
16. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления / под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 433 -456.
17. Гладышев О.А. Нервная анорексия: механизмы формирования и типология // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ), Медицинские науки. 2014. N 10. С.29-30.
18. Голландский опросник [Электронный ресурс] // Википедия :
Свободная энциклопедия. URL :
https://psylab.info/index.php?title=Голландский_опросник_пищевого_поведе ния&mobileaction=toggle_view_desktop (дата обращения: 16.11.21)
19. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: «МИФ», 2015. 218 с.
20. Давыдова Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. N 2. С. 92-100.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ