ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА... 8
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих способностей у
детей 8
1.2. Особенности развития творческих способностей у старших
дошкольников 15
1.3. Художественно-игровая деятельность как средство развития творческих
способностей у старших дошкольников 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
УСЛОВИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей старших
дошкольников в условиях художественно-игровой деятельности 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
Во все времена высокоразвитое, творческое мышление человека рассматривается как высшая ценность в любой национально-культурной традиции. Особое внимание уделяется его специальному развитию в системах образования современной России. В современном мире ясно осознано, что будущее страны, как ближайшее, так и отдаленное, зависит от уровня развития интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.
Актуальность развития творческих способностей человека сформулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [47]. В целевых ориентирах процесса образования говорится наряду с интеллектуальным, духовно-нравственным и о творческом развитии личности. Одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [46].
Подготовка творчески мыслящих людей должна начинаться уже в период дошкольного развития ребенка для того, чтобы как можно раньше выявить склонности и способности детей к какой-либо деятельности и направить их в нужное русло. Кроме того, дошкольный возраст с характерными для него особенностями в психической сфере выступает как сензитивный период в развитии творчества.
Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, талант, одаренность. Проблемой развития способностей, в том числе детей дошкольного возраста, занимались Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков, Э.П. Торренс, А.И. Савенков, Д.Б. Богоявленская.
Важная роль в процессе реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста принадлежит художественно - игровой деятельности ребенка. В дошкольном возрасте художественная деятельность является устойчивым увлечением всех детей. Занимаясь художественной деятельностью, они имеют возможность выражать свое эмоциональное отношение к окружающей их жизни во всех видах художественной деятельности: изобразительной, музыкальной,
художественно-речевой, игровой и других. Художественная деятельность является одним из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. В то же время - это среда для развития творческого потенциала ребенка, помогающая его самореализации. Однако, анализ литературы по проблеме развития творческих способностей старших дошкольников показал недостаточность разработанности содержания педагогической работы на основе организации художественно-игровой деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, возникает противоречие между возможностью развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-игровой деятельности и недостаточной разработанностью методического материала по развитию творческих способностей у детей в условиях художественно-игровой деятельности.
На основе выделенного противоречия возникает проблема исследования: как организовать процесс по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности».
Объектом исследования является процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий по художественно-игровой деятельности, направленный на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий на основе художественно-игровой деятельности, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «развитие творческих способностей» применительно к детям старшего дошкольного возраста;
2. Проанализировать особенности развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть возможности художественно-игровой деятельности в процессе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
4. Подобрать диагностические методики и провести диагностику по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе практического исследования;
5. В ходе проектировочной работы разработать комплекс занятий по художественно-игровой деятельности, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов, изучающих творческие способности (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Леонтьев, Л.Г. Карпова, А.И. Савенков, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, В.А. Сластёнин и др.), работы исследователей, раскрывающие особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), художественно¬игровая деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста представлена в работах следующих авторов: Э.П. Торренс, В.А. Синельников, В.Т. Кудрявцев, О.М. Дьяченко, А.И. Савенков.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов художественно-изобразительной деятельности детей, анализ и обработка результатов проектировочной работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе проектировочной работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного образования по развитию творческих способностей у старших дошкольников. Также следует отметить практическую значимость комплекса занятий по художественно-игровой деятельности, который также может использоваться педагогами дополнительного образования в данном направлении.
База проектировочной работы: Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №587.В проектировочной работе приняло участие 20 детей старшей группы «Теремок».
Проектировочная работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась в два этапа:
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; определялись особенности старших дошкольников, выявлялся потенциал художественно-игровой деятельности в развитии творческих способностей, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня развитости творческих способностей у старших дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей у старших дошкольников, разрабатывалось содержание комплекса занятий по художественно-игровой деятельности, определялись методы и приемы организации художественно-игровой деятельности, направленные на развитие выделенных нами критериев развитости творческих способностей у старших дошкольников.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
На основании изученной литературы таких авторов, как С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков, В.А. Сластёнин, Т.С. Комарова, Л.Г. Карпова, А.А. Мелик-Пашаев, А.И. Савенков и др., сделаем следующие выводы:
1. Творческая способность - это способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения (В.А. Сластёнин).
Развитие творческих способностей - это динамический процесс преобразования творческих способностей, при котором происходит закономерное и качественное изменение структурных компонентов изучаемого феномена в процессе специально организованной деятельности (Л.Г. Карпова).
Говоря о результатах процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на классификацию критериев и показателей по А.И. Савенкову:
• продуктивность мышления - способность вырабатывать максимальное количество идей в ответ на проблемную ситуацию;
• оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных;
• гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения проблемной задачи.
2. Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.
3. Игровая деятельность - одна из форм организации художественно-эстетического развития, которая является средством интеграции творческой деятельности ребенка со всеми видами искусства, а также является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
В игре ребенок развивается как личность, происходит формирование тех сторон психики, которые будут в дальнейшем влиять на успешность в социальной практике. В процессе игровой деятельности формируется база для следующего ведущего вида деятельности - учебной. Следовательно, важнейшая задача педагогической практики состоит в оптимизации и организации в ДОУ необходимого пространства, способствующего активизации, обогащения и расширения игры дошкольника.
4. В соответствии с критериями и показателями развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественно-игровой деятельности подобраны и применены следующие диагностические задания (по А.И. Савенкову):
• по определению продуктивности мышления - методика «Рисуем профессии», методика «Разукрашиваем колечки»;
• по определению оригинальности мышления - диагностическое задание «Несуществующее животное», диагностическое задание «Нарисуй красивый платок»;
• по определению гибкости мышления - методика «Воображаем и рисуем», методика «Придумываем рисунки настроения».
Практическое исследование на начальном этапе позволила нам выявить исходный уровень развитости творческих способностей детей в совокупности выделенных показателей: на низком уровне находится 8 (40%) человек, на среднем - 8 (40%), а на высоком всего 4 (20%).
5. Разработан комплекс занятий, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности. Комплекс занятий разрабатывался с учетом выделенных критериев и показателей уровня развития творческих способностей, определенных в первой главе исследования.
На занятиях по художественно-игровой деятельности дети знакомятся с различными видами изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), картинами русских художников (Б. Кустодиев, В. Васнецов, А. Боголюбов, И. Айвазовский и др.), используются дидактические игры («Оживи картину», «Соотнеси картины с эмоциями», «Определи палитру цветов, которые использовал художник на картине» и др.).
Процесс развития творческих способностей можно выстраивать при помощи следующих методов: методы наглядности - демонстрация репродукций картин русских художников; словесные - фронтальная беседа, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя, рассказы детей; практические (продуктивная деятельность); игровые (дидактические игры).
При организации процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественно-игровой деятельности учитывался ряд принципов, предложенных Е.Н. Бородиной: целостности, эмоциональной включенности, культуросообразности, проблемности, событийной общности взрослых и детей.
1. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству [Текст] / Д.Б. Богоявленская - М.: Знание, 1991. - 96 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст]./ Д.Б. Богоявленская. - Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 1983. - 173 с.
3. Бородина, Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности [Текст] :моногр. / Е.Н. Бородина -Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015 - 176 с.
4. Ветлугина, Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугиной - М.: Просвещение, 1978. - 240 с.
5. Ветлугина, Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников [Текст] / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, В.А. Езикеева и др. -М. : Педагогика, 1980. - 208 с.
6. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] /В. В. Иванова, Л.С. Выготского, В. В. Иванова -М.: Искусство, 1986. - 326 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1991, - 134 с.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Книга для учителя, 3 издание, 1991. - 93 с.
9. Грибовская, А.А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий [Текст] / А.А. Грибовская. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.
10. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. - М.: Мозаика-Синтез, 1986. - 160 с.
11. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 2008. - № 6. - С.30-33.
12. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 44 - 51.
13. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает? [Текст] / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса. - М. : Знание, 1994. - 160 с.
14. Карпова, Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. психолог. наук : 19.00.07 / Л.Г. Карпова ; ОмГПУ. Москва, 2011. 23 с.
15. Карпова, Л. Г. Исследование творческих способностей [Текст] // Сборник научных трудов аспирантов, соискателей и молодых учёных. - Тара: Изд-во ОмГПУ, 2006. - С. 42-44.
16. Концепция дошкольного воспитания [Электронный ресурс] : Организация жизни ребенка. Условия развития (Одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. N 7/1). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (дата обращения: 20.04.2018)
17. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-синтез, 2006. - 84 с.
...