Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности

Работа №95552

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы111
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА... 8
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих способностей у
детей 8
1.2. Особенности развития творческих способностей у старших
дошкольников 15
1.3. Художественно-игровая деятельность как средство развития творческих
способностей у старших дошкольников 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
УСЛОВИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 39
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей старших
дошкольников в условиях художественно-игровой деятельности 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90


Во все времена высокоразвитое, творческое мышление человека рассматривается как высшая ценность в любой национально-культурной традиции. Особое внимание уделяется его специальному развитию в системах образования современной России. В современном мире ясно осознано, что будущее страны, как ближайшее, так и отдаленное, зависит от уровня развития интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.
Актуальность развития творческих способностей человека сформулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [47]. В целевых ориентирах процесса образования говорится наряду с интеллектуальным, духовно-нравственным и о творческом развитии личности. Одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [46].
Подготовка творчески мыслящих людей должна начинаться уже в период дошкольного развития ребенка для того, чтобы как можно раньше выявить склонности и способности детей к какой-либо деятельности и направить их в нужное русло. Кроме того, дошкольный возраст с характерными для него особенностями в психической сфере выступает как сензитивный период в развитии творчества.
Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, талант, одаренность. Проблемой развития способностей, в том числе детей дошкольного возраста, занимались Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков, Э.П. Торренс, А.И. Савенков, Д.Б. Богоявленская.
Важная роль в процессе реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста принадлежит художественно - игровой деятельности ребенка. В дошкольном возрасте художественная деятельность является устойчивым увлечением всех детей. Занимаясь художественной деятельностью, они имеют возможность выражать свое эмоциональное отношение к окружающей их жизни во всех видах художественной деятельности: изобразительной, музыкальной,
художественно-речевой, игровой и других. Художественная деятельность является одним из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. В то же время - это среда для развития творческого потенциала ребенка, помогающая его самореализации. Однако, анализ литературы по проблеме развития творческих способностей старших дошкольников показал недостаточность разработанности содержания педагогической работы на основе организации художественно-игровой деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, возникает противоречие между возможностью развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-игровой деятельности и недостаточной разработанностью методического материала по развитию творческих способностей у детей в условиях художественно-игровой деятельности.
На основе выделенного противоречия возникает проблема исследования: как организовать процесс по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности».
Объектом исследования является процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий по художественно-игровой деятельности, направленный на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий на основе художественно-игровой деятельности, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «развитие творческих способностей» применительно к детям старшего дошкольного возраста;
2. Проанализировать особенности развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть возможности художественно-игровой деятельности в процессе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
4. Подобрать диагностические методики и провести диагностику по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе практического исследования;
5. В ходе проектировочной работы разработать комплекс занятий по художественно-игровой деятельности, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов, изучающих творческие способности (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Леонтьев, Л.Г. Карпова, А.И. Савенков, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, В.А. Сластёнин и др.), работы исследователей, раскрывающие особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), художественно¬игровая деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста представлена в работах следующих авторов: Э.П. Торренс, В.А. Синельников, В.Т. Кудрявцев, О.М. Дьяченко, А.И. Савенков.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов художественно-изобразительной деятельности детей, анализ и обработка результатов проектировочной работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе проектировочной работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного образования по развитию творческих способностей у старших дошкольников. Также следует отметить практическую значимость комплекса занятий по художественно-игровой деятельности, который также может использоваться педагогами дополнительного образования в данном направлении.
База проектировочной работы: Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №587.В проектировочной работе приняло участие 20 детей старшей группы «Теремок».
Проектировочная работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась в два этапа:
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; определялись особенности старших дошкольников, выявлялся потенциал художественно-игровой деятельности в развитии творческих способностей, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня развитости творческих способностей у старших дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей у старших дошкольников, разрабатывалось содержание комплекса занятий по художественно-игровой деятельности, определялись методы и приемы организации художественно-игровой деятельности, направленные на развитие выделенных нами критериев развитости творческих способностей у старших дошкольников.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании изученной литературы таких авторов, как С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков, В.А. Сластёнин, Т.С. Комарова, Л.Г. Карпова, А.А. Мелик-Пашаев, А.И. Савенков и др., сделаем следующие выводы:
1. Творческая способность - это способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения (В.А. Сластёнин).
Развитие творческих способностей - это динамический процесс преобразования творческих способностей, при котором происходит закономерное и качественное изменение структурных компонентов изучаемого феномена в процессе специально организованной деятельности (Л.Г. Карпова).
Говоря о результатах процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на классификацию критериев и показателей по А.И. Савенкову:
• продуктивность мышления - способность вырабатывать максимальное количество идей в ответ на проблемную ситуацию;
• оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных;
• гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения проблемной задачи.
2. Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.
3. Игровая деятельность - одна из форм организации художественно-эстетического развития, которая является средством интеграции творческой деятельности ребенка со всеми видами искусства, а также является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
В игре ребенок развивается как личность, происходит формирование тех сторон психики, которые будут в дальнейшем влиять на успешность в социальной практике. В процессе игровой деятельности формируется база для следующего ведущего вида деятельности - учебной. Следовательно, важнейшая задача педагогической практики состоит в оптимизации и организации в ДОУ необходимого пространства, способствующего активизации, обогащения и расширения игры дошкольника.
4. В соответствии с критериями и показателями развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественно-игровой деятельности подобраны и применены следующие диагностические задания (по А.И. Савенкову):
• по определению продуктивности мышления - методика «Рисуем профессии», методика «Разукрашиваем колечки»;
• по определению оригинальности мышления - диагностическое задание «Несуществующее животное», диагностическое задание «Нарисуй красивый платок»;
• по определению гибкости мышления - методика «Воображаем и рисуем», методика «Придумываем рисунки настроения».
Практическое исследование на начальном этапе позволила нам выявить исходный уровень развитости творческих способностей детей в совокупности выделенных показателей: на низком уровне находится 8 (40%) человек, на среднем - 8 (40%), а на высоком всего 4 (20%).
5. Разработан комплекс занятий, направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях художественно-игровой деятельности. Комплекс занятий разрабатывался с учетом выделенных критериев и показателей уровня развития творческих способностей, определенных в первой главе исследования.
На занятиях по художественно-игровой деятельности дети знакомятся с различными видами изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), картинами русских художников (Б. Кустодиев, В. Васнецов, А. Боголюбов, И. Айвазовский и др.), используются дидактические игры («Оживи картину», «Соотнеси картины с эмоциями», «Определи палитру цветов, которые использовал художник на картине» и др.).
Процесс развития творческих способностей можно выстраивать при помощи следующих методов: методы наглядности - демонстрация репродукций картин русских художников; словесные - фронтальная беседа, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя, рассказы детей; практические (продуктивная деятельность); игровые (дидактические игры).
При организации процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественно-игровой деятельности учитывался ряд принципов, предложенных Е.Н. Бородиной: целостности, эмоциональной включенности, культуросообразности, проблемности, событийной общности взрослых и детей.



1. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству [Текст] / Д.Б. Богоявленская - М.: Знание, 1991. - 96 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст]./ Д.Б. Богоявленская. - Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 1983. - 173 с.
3. Бородина, Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности [Текст] :моногр. / Е.Н. Бородина -Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015 - 176 с.
4. Ветлугина, Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугиной - М.: Просвещение, 1978. - 240 с.
5. Ветлугина, Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников [Текст] / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, В.А. Езикеева и др. -М. : Педагогика, 1980. - 208 с.
6. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] /В. В. Иванова, Л.С. Выготского, В. В. Иванова -М.: Искусство, 1986. - 326 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1991, - 134 с.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Книга для учителя, 3 издание, 1991. - 93 с.
9. Грибовская, А.А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий [Текст] / А.А. Грибовская. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.
10. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. - М.: Мозаика-Синтез, 1986. - 160 с.
11. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 2008. - № 6. - С.30-33.
12. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 44 - 51.
13. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает? [Текст] / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса. - М. : Знание, 1994. - 160 с.
14. Карпова, Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. психолог. наук : 19.00.07 / Л.Г. Карпова ; ОмГПУ. Москва, 2011. 23 с.
15. Карпова, Л. Г. Исследование творческих способностей [Текст] // Сборник научных трудов аспирантов, соискателей и молодых учёных. - Тара: Изд-во ОмГПУ, 2006. - С. 42-44.
16. Концепция дошкольного воспитания [Электронный ресурс] : Организация жизни ребенка. Условия развития (Одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. N 7/1). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (дата обращения: 20.04.2018)
17. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-синтез, 2006. - 84 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ