ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
РОССИИ 7
1.1. Патриотическое воспитание младших школьников как педагогическая
проблема 7
1.2. Особенности патриотического воспитания у детей младшего
школьного возраста 14
1.3. Декоративно-прикладное искусство России как средство
патриотического воспитания детей младшего школьного возраста 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
РОССИИ 27
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня патриотической
воспитанности у младших школьников 27
2.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию младших
школьников на материале декоративно-прикладного искусства России...47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 95
В век инноваций и технического прогресса очень ярко стала проявляться проблема патриотического воспитания, материальные ценности для современного поколения стали превыше духовных, в связи с этим у детей утрачиваются представления о милосердии, справедливости, о любви к ближнему и к Родине. В общеобразовательной школе патриотическое воспитание личности школьников является одной из важнейших задач педагогической теории и практики эстетического воспитания и художественного образования. В Концепции национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года делается акцент на то что главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоконравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России.
Важно уже с младшего школьного возраста учить уважать культуру своей страны, гордится за свой народ, Отчизну. В этот период начинают развиваться те черты характера ребёнка, которые незримо связывают с национальной культурой, со своим народом, со всей Родиной. Младший возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка младшего школьника, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в патриотическом воспитании.
Декоративно-прикладное искусство является эффективным средством патриотического воспитания младших школьников, так как обращение к народной культуре, к её богатым традициям, способствуют комплексному воздействию на формирование и развитие патриотических чувств личности младшего школьника. Рассматривая педагогический аспект проблемы патриотического воспитания, как показывают теория и практика,
патриотизм должен пронизывать все стороны жизни школьников. А также необходимо отметить, что самая важная позиция в общей системе патриотического воспитания по праву принадлежит художественно- эстетическому образованию.
В основе общепринятой ныне методики преподавания предметов изобразительного искусства лежат большой фактический материал, теоретические и практические разработки, педагогические концепции.
Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью патриотического воспитания детей младшего школьного возраста на материале декоративно-прикладного искусства России и недостаточной разработанностью содержания и методического обеспечения в данном направлении.
На основе противоречия, сформулируем проблему исследования, которая заключается в поиске теоретических оснований и практических направлений патриотического воспитания на материале декоративно-прикладного искусства России.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы выпускной квалификационной работы: «Патриотическое воспитание младших
школьников на материале декоративно-прикладного искусства России».
Объектом исследования является процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предметом исследования является комплекс занятий на материале декоративно-прикладного искусства России, направленный на патриотическое воспитание младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс занятий на материале декоративно-прикладного искусства России, направленный на патриотическое воспитание младших школьников.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «патриотическое воспитание» применительно к детям младшего школьного возраста;
2. Выявить особенности патриотического воспитания младших школьников;
3. Рассмотреть возможности декоративно-прикладного искусства России в процессе патриотического воспитания младших школьников;
4. Провести диагностическое исследование исходно уровня патриотической воспитанности у детей младшего школьного возраста на начальном этапе практического исследования;
5. Спроектировать содержание работы по патриотическому воспитанию на материале декоративно-прикладного искусства России.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи русской философской и педагогической мысли о развитии нравственной сферы личности (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); теоретические и практические положения патриотического воспитания изобразительном искусстве (Т.Я. Шпикалова, И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков); о взаимодействии семьи и образовательной организации в патриотическом воспитании детей (А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинского, М.Б. Кусмарцев, Г.В. Агапов и др); теоретические и практические разработки, педагогические концепции Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков и др.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: диагностика, наблюдение, беседа, анализ и обработка результатов практического исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе практического исследования, могут быть использованы в непосредственной практике учителей начальных классов и педагогами дополнительного образования по направлению патриотического воспитания детей.
База практического исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждения Гимназия № 116 г. Екатеринбурга. В работе приняло участие 24 школьников 4 «В» класса.
Исследование по патриотическому воспитанию осуществлялась в два этапа. На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме патриотического воспитания младших школьников; определялись психолого-педагогические особенности младших школьников, выявлялись возможности материала декоративно-прикладного искусства России в патриотическом воспитании, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня патриотической воспитанности младших школьников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня патриотической воспитанности младших школьников, разрабатывалось содержание комплекса занятий на материале декоративно-прикладного искусства России, определялись методы и приемы патриотического воспитания младших школьников.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Проведенное исследование подтвердило актуальность выбранной темы «Патриотического воспитания младших школьников на материале декоративно-прикладного искусства России». Очень важно в начальной школе формировать патриотическое воспитание у младших школьников прежде всего, потому, что патриотическое воспитание является одним из самых значимых компонентов формировании гражданина Российской Федераций. Важно заметить, что патриотическое воспитание, в свою очередь, есть одна из главных задач всестороннего развития личности ребёнка младшего школьного возраста.
Практическое исследование было ориентировано на теоретическое обоснование, на разработку комплекса занятий на материале декоративно-прикладного искусства России, направленное на патриотическое воспитание младших школьников. В процессе исследования раскрыты поставленные задачи.
1. На основании изученной литературы Г.В. Агаповой, Е.Н. Бородиной, А.Н. Леонтьева, К.Д. Ушинского, М.Б. Кусмарцева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др., сделаем следующие выводы: Патриотическое воспитание - это процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства, результатом которого является сформированность у детей патриотических ценностей на основе деятельностного проявления чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье, родному дому и краю (Е.Н. Бородина).
На основе анализа литературы и позиции автора Е.Н. Бородиной, мы определяем патриотическую воспитанность в единстве трех критериев и их показателей: образно-содержательного, эмоционально-мотивационного,
действенно-практического. Образно-содержательный проявляется в наличии представлений о родственных связях, истории, достижениях в художественной культуре, культурных традициях, владении определенными понятиями и знанием произведений ДПИ, в которых выражены патриотические ценности (уважение к культурному наследию, знание художественных традиций семьи, народа); эмоционально-мотивационный проявляется в эмоциональной отзывчивости на образы- носители патриотических ценностей (эмоциональное восприятие произведений ДПИ, культурный интерес), наличие желания поддерживать художественные традиции своей семьи и народа; действенно-практический - в способности к пониманию, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных патриотической позиции в продуктах декоративно-прикладного творчества.
2. Таким образом, мы выяснили, что младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение нравственных норм и правил поведения, формируется собственная позиция. Особенности восприятия и мышления у младших школьников необходимо учитывать при формировании представлений об истории, достижениях, культурных традициях своей семьи и народа, знакомстве с определенными понятиями (образно-содержательный критерий). Особенности эмоциональности младших школьников необходимо использовать в развитии эмоциональной отзывчивости на образы-носители патриотических ценностей и при формировании интереса и желания поддерживать традиции своей семьи и народа (эмоционально-мотивационный критерий). Особенности отношений со значимыми взрослыми (учителем или родителями), способность к мышлению, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных патриотической позиции в продуктах творчества (действенно-практический критерий) - все это необходимо учитывать при выборе тематики занятий или уроков по декоративно- прикладному искусству.
3. Таким образом, рассмотрев сущность ДПИ России и его роль в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста, можно сделать следующий вывод, ДПИ даёт возможность задействовать не только знания, опыт, но и чувства, эмоции, которые оказывают содействие «в погружение» в ценностно-значимый материал. На занятиях по декоративно¬прикладному искусству у школьников младшего возраста систематизируются знания о ДПИ России, формируется художественный вкус, эстетическое восприятие, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию, проявляется уважение и гордость к обычаям и традициям народа, воспитанию любви к малой Родине.
4. Следовательно, можно подвести итог, содержание работы по патриотическому воспитанию младших школьников разработано в соответствии с выбранными критериями и показателями. План занятии по внеурочной деятельности на тему «Сердцу милый уголок» способствуют увеличению интереса детей младшего школьного возраста к ДПИ России, традициям семьи и народа, ну и в целом ко всему народному наследию. В ходе занятий по внеурочной деятельности младшие школьники прослушают 10 часов теории и 10 часов практики по декоративно-прикладному искусству России. Школьники на собственном опыте смогут прочувствовать значимость народных промыслов для русского народа через рассказ учителя, стихотворений, загадок, исторических фактов, наглядных материалов, иллюстрации, изделии народного промысла, презентации с поэтапной инструкцией для продуктивной деятельности, а экскурсии позволят надолго закрепить в памяти у ребёнка младшего школьного возраста теоретический и практический материал по декоративно¬прикладному искусству России. Сопровождение русской народной музыкой погружает школьников в творческий мир, данный компонент играет на занятии очень важную роль для эмоционального восприятия информации. На внеурочной деятельности младшие школьники кроме теоретических знаний по декоративно-прикладному искусству России приобретут практические умения и навыки изготавливать изделия и декорировать.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - Екатеринбург.: Деловая книга, 1999 - 624 с.
2. Абрамовских Н. В. К проблеме духовно-нравственного воспитания
младших школьников [Электронный ресурс] / Н.В. Абрамовских // Педагогическое образование в России. 2016 №5. Педагогическое
образование в России. 2016 №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-
probleme-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov
(дата обращения: 23.01.2017).
3. Буткевич, В. В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность / В. В. Буткевич. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010.
-208 с.
4. Белова, Л. С. Воспитание патриотизма школьников с использованием информационных технологий [Текст] / Л. С. Белова // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 12. - С. 23-28.
5. Бородина Е. Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности [Электронный ресурс] / Е. Н. Бородина // Воспитание и обучение детей
младшего возраста: сб. мат. Ежегодной международной научно-практической конференции, 2016 №5.
URL:http://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-i-patrioticheskoe- vospitanie-detey-v-period-detstva-v-hudozhestvenno-igrovoy-deyatelnosti
(дата обращения: 26.12.2018).
6. Бородина, Е. Н. Наследие [Текст] / метод. рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в полихудожественной- игровой деятельности / Е. Н. Бородина. Екатеринбург.: Урал. гос. пед. ун-т, 2016.
-140 с.
7. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности [Текст] : моногр. / Е. Н. Бородина; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». Екатеринбург, 2015. -176 с.
8 Бунаков, Н. Ф. Идеалы и средства нравственного воздействия школы и воспитывающее обучение на учеников [Текст] / Н. Ф. Бунаков - М.: ГИТИС, 1953. - 266 с.
9. Бэкон, Ф. Сочинения [Текст] / В 2-х т. Т. 2 / Ф. Бэкон. М.: Мысль, 1978.
-582 с.
10. Валукин, М. Е. Эволюция движений в мужском классическом танце [Текст] / М. Е. Ваоукин. - М.: ГИТИС, 2006. - 251 с.
11. Власенко, И. Г. Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению «Я - гражданин России» [Текст] / И. Г. Власенко // Завуч начальной школы, 2011. №9. С. 44-56.
12. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы [Текст]: Монография. - М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. -175 с.
13. Дыбина О. В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи [Текст] / учеб.-метод. пособие / О. В. Дыбина [и др.] ; под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Центр пед. образования, 2009. - 77 с.
14. Дыбина, О. В. Направленность ребенка на мир семьи в контексте патриотического воспитания [Текст] / О. В. Дыбина // Ребенок в детском саду. -2009. - № 2. - С 5.
15. Елисеев, А. В. Воспитание уважения к истории, культуре, национальным традициям народов России [Текст] / А. В. Елисеев // География и экология в школе XXI века, 2012. № 7. C. 30-35.
16. Ефремова, Г. М. Патриотическое воспитание школьников [Текст] // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. С. 10-15.
...