Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Декоративно-прикладное искусство Самарской области, как эффективное средство художественно-эстетического воспитания школьников подросткового возраста

Работа №106492

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Роль декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании детей. принципы, компоненты, технологии 15
1.1 Роль декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании детей 15
1.2 Этнокультурный компонент в художественно-эстетическом воспитании детей 17
1.3 Народное творчество Самарского региона 20
1.4 Разработка образовательной модели художественно-эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства Самарской области 36
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию школьников подросткового возраста средствами декоративного творчества Самарской области 44
2.1 Констатирующий этап эксперимента 44
2.2 Формирующий этап эксперимента 54
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение А Иллюстративный материал к теме «Изготовление народной куклы-мотанки» 78
Приложение Б Иллюстративный материал к теме «народные традиции» 88

На современном этапе развития постиндустриального общества особо остро стоит проблема духовного развития человека. Цифровизация, COVID- 19, технологическая революция и инновации во многом изменили восприятие молодого поколения на окружающий мир, ценностные ориентации которых отражают совершено другое понимание культуры. Вместе с этим многие педагоги и психологи сигнализируют о том факте, что такое изменение в ценностных ориентациях может негативно отразиться не только на визуальной культуре, чувства эстетического вкуса, но и на эмоционально-психологическое состояние подростка. Это обращает внимание автора на проблему художественно-эстетического воспитания подростков, как к процессу способному совершенствовать индивидуально-личностное, духовное и эмоциональное развитие обучающихся. И лучше всего в решении этой цели выступает изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Эстетическая культура является духовной частью личности, оказывает влияние на многие аспекты жизни человека: его поступки, мотивы, поведение и мышление. То есть от уровня развития художественно-эстетической культуры личности зависит развитие будущего поколения и дальнейшее духовное состояние общества [1].
В современной науке, культура - открытая категория, представляющая собой нечто отличное от природы, передающееся как традиция символическими знаками, образный язык которой обусловлен стремлением человека приспособиться к миру, выразить себя, создать ценности имеющие важное значение именно для внутренней, духовной составляющей индивида.
В первые, понятие эстетической культуры было введено немецким ученым, психологом и педагогом Э. Мейманом. Автор является разработчиком эстетической теории, согласно которой развитие ребенка происходит на основе методологических аспектов обучения и воспитания.
Ученый считал, что в обучении и воспитании ребенка важно понять, что психология изучает вопрос как развивается ребенок, в то время, как педагогика ищет пути, приемы и средства развития и воспитания, способствующие достижению цели [9].
Эстетическая культура - это многогранное понятие, сложное по своей системе результат чувственно-интеллектуальных отношений и способностей человека, выражающейся в его представлениях о прекрасном, красоте и гармонии. В основе эстетической культуры лежит сознание, духовные ценности, эстетическое отношение, эстетическая деятельность, нравственное воспитание. В этом отношении искусство становится прекрасным источником для духовного развития и художественно-эстетического воспитания подростков. Воспринимая мир через призму эстетики, ребенок учится оценивать окружающие предметы с позиции эстетического идеала, формирование которого во многом зависит от уровня его воспитания, вкусовых и художественных предпочтений.
Искусство, изобразительное и декоративное творчество является одновременно и средством, и критерием под воздействием, которого у человека складывается индивидуальная система оценки окружающего мира. Получая эмоциональный опыт, индивид приобретает тот набор способностей, идеалов, взглядов и социальных навыков которые позволяют ему сформировать себя как личность обладающей определенным уровнем эстетических потребностей, вкуса, сознания и мышления, помогающих ему адаптироваться в обществе, найти средства, обеспечивающие взаимодействие и коммуникацию.
По-своей сути, искусство и художественная деятельность, отражает не только мировоззрение наших предков на окружающий мир, но и представляет собой систему смысловых, духовно-ценностных ориентаций, выраженных в традициях, в национальном сознании. Природа искусства многогранна, но развивалось и складывалась оно в социальной среде, выступая личной потребностью человека окружать себя пространством, вызывающим чувства красоты и гармонии.
Проблемой эстетического воспитания занимались множества философов, культурологов, педагогов, психологов, врачей, художников, писателей среди которых М.В. Алпатов, А.В. Бакушинский, М.М. Бахтин, Ю.В. Бабанский, Б.Р. Виппер, Л.С. Выготский, М.С. Каган, Г.В. Лабунская, A. Н. Леонтьев, С.П. Ломов, А.В. Луначарский, А.Ф. Лосев, А.М. Новиков, Б.М. Неменский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Самохвалова, Д.В. Сарабьянов, B. А. Сластенин, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Б.П. Юсов.
Хочется привести слова М.С. Кагана, в трудах которого эстетическая культура - это целевая установка общества, в основе которой человекообразующий потенциал, чтобы его понять нужно выявить те признаки, которые и обуславливают это состояние [11].
Искусство несет за собой информационно-содержательную, эмоционально-чувственную функции становится движущейся силой, средством созидательной, творческой и оценочной деятельностью человека, его поведения, мотивов, мышления, взглядов, морали, этики и эстетики. Это дает возможность индивиду почувствовать более полноценное, осмысленное существование и восприятие жизни (Рисунок 1).
Следовательно, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, творческая деятельность является регулирующим средством эстетического воспитания, которое определяет уровень гармоничного развития человека, демонстрирует целостность его восприятия, владения системой художественных представлений, убеждений и взглядов о прекрасном и безобразном, что в и формирует эстетическую культуру, эстетический вкус, эстетическое отношение.
Рисунок 1 - Роль искусства в развитии личности и общества
Компьютерные технологии и дистанционный формат обучения лишь усилили необходимость развития художественного-эстетической культуры. В этом аспекте многие педагоги и психологи ведут активную работу по определению методов, приемов и средств направленных на эстетическое воспитание детей в современных условиях, ведут разработку различных экспериментальных и вариативных программ, призванных не только улучшить систему образования, сколько расширить границы в формировании и развитии эстетической культуры подростков. Обосновывая эти поиски теми обстоятельствами, что только во взаимодействии человека с творчеством происходит раскрытие и эмоциональное становление личности, рождая в индивиде внутреннюю гармонию, формируя эстетический вкус.
Процесс гуманизации позволяет человеку понять сущность этих отношений, учит воплощать в своем творчестве продукты, образы, идеи, которые возвышают его духовно [12].
Как нам кажется в теории художественно-эстетического воспитания составной частью развития личности является национальная культура, определяемая менталитетом народа, его верованиями, традициями, что выразилось в искусстве и особенно в изделиях декоративно-прикладного творчества.
Национальное, народное искусство, выраженное в изделиях декоративно-прикладного творчества, занимает особое место в жизни человека в его чувственно-эмоциональном восприятии, понимании и осознании мира в котором появляется любознательность, интерес к жизни, истории, традициям и обычаем своего народа. Можно сказать, что художественно-эстетическое воспитание человека начинается со знаний о национальной культуре, выраженной в изделиях декоративно-прикладного творчества.
Национальная культура проявляется в своей самобытности и неповторимости, в творческой деятельности предков, в духовных ценностях, стиле мышления, национальных традициях, морали, образе жизни, языке. Приобщая подростков к национальному опыту, что накоплено в народном искусстве можно воспитать высоконравственную личность, гармоничную и всесторонне развитую личность [15].
Если говорить о Самарской области, то это край, имеющий свою историю, хранящий свои традиции и связан с такими именами как В.С. Аксаковой, И.Е. Репина, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, Г.И. Успенского, И.И. Спрыгина.
Самарская область известна своим хозяйствованием, широкими полями, национальным парком Самарская лука, Жигулевским заповедником. Самарская область, является уникальным этнографическом местом, где существуют многие этнические группы, проживают около 157 национальностей, где проявились традиции и национальные черты славянского, германского, тюрского и финского народов.
Множества религий - католицизм, православие, ислам, иудаизм и протестантство, все соединилось в Поволжском регионе. В области много библиотек, краеведческих музеев, театров и филармоний. Около тысячи объектов, которые включены в список национального, культурного наследия.
Самарская область также известна своими концертными мероприятиями проведение которых формирует правильные межэтнические отношения.
Все это формирует определенный облик Самарского региона, что находит свое отражение в содержании произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, литературе, фольклоре, песнях и танцах, вышивке, одежде, игрушке. В национальной культуре Поволжья отразились не только психика народа, а его история, под влиянием которой формировалось эстетическое сознание, самобытная культура Самарской области.
Таким образом, национальная культура представляет собой достижения других наций, является совокупностью их духовных и материальных ценностей. Особенность национальной культуры в том, что она способствует сближению, взаимному обогащению и развитию.
Актуальность магистерского исследования также обосновывается тем фактом, что большинство научных публикаций и диссертаций освещают различным проблемам эстетического воспитания, где в качестве средства выступают народные промыслы, роспись, вышивка, игрушка. Особенно это ярко видно на искусстве Дагестана [10], где развитие эстетической культуры происходит на традициях одной этнической группы. Однако, Самарская область представляется нам одним из регионов, в котором отражены многонациональные традиции, история, культура, способные своими механизмами воздействовать на процесс художественно-эстетического воспитания школьников подросткового возраста.
Развитие компьютерных технологий и дистанционного формата обучения как никогда могут привести к снижению сенсорных и творческих способностей, эмоциональной-чувственной сферы подростков, что ставит вопрос о внедрении этнокультурного компонента в образовательное пространство. Где углубленное изучение истории, народного творчества, культуры и традиций обеспечит реализацию задач гармоничной и целостной личности, но и укрепит духовно-нравственное здоровье подростка [34].
Сегодня, как никогда механизм передачи духовных ценностей, убеждений, традиций и взглядов нарушен. Духовно-эстетические идеалы нельзя выучить, они формируются и развиваются только при непосредственном участии ребенка с искусством, в процессе художественной деятельности, когда выстраивается диалог духовного, эстетического, эмоционально-чувственного характера.
Внедрение этнокультурного компонента способно сформировать у подростков систему культурных ценностей, что является одной из приоритетных задач национальной политики в социально-экономическом развитии региона и страны в целом [16].
На основании изложенных позиций возникает проблема исследования, заключающаяся в поиске педагогических приемов, методов, технологий и подходов, где этнокультурный компонент и декоративно-прикладное искусство становятся связующим звеном формирующим духовно-нравственные ориентиры, средствами способные создать ряд образовательных, познавательных и развивающих ситуаций, направленных на художественно-эстетическое воспитание и приобщение подростков к национальной культуре, традициям и любви своего народа, чувству патриотизма.
Цель - изучить влияние декоративно-прикладного искусства Самарской области на процесс художественно-эстетического воспитания школьников подросткового возраста.
Объект исследования - процесс художественно-эстетического воспитания школьников подросткового возраста средствами декоративно-прикладного искусства Самарской области.
Предмет исследования - приемы, средства искусства Самарской области в художественно-эстетическом воспитании подростков
Гипотеза - процесс художественно-эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства Самарской области будет эффективным, если:
• обосновать разработку и внедрение модели методической системы направленной на художественно-эстетическое воспитание подростков, где декоративно-прикладное искусство, в единстве дидактических принципов, педагогики искусства и этнокультурного компонента выступают средствами способными создать воспитывающее, культурно-образовательное пространство, в котором процесс приобщения к национальным ценностям и традициям Самарской области сопровождается чувствами патриотизма, эстетики, вкуса, эстетического сознания и понимания прекрасного;
• определить структурные компоненты модели методической системы, содержание системы заданий и занятий по декоративно-прикладному творчеству ориентированные на художественно-эстетическое воспитание подростков;
• разработать критерии и уровни играющие существенную роль в художественно-эстетическом воспитании подростков, становлении гармоничной личности.
Задачи:
• раскрыть содержание процесса художественно-эстетического воспитания как ключевой установке в развитии и формировании эмоционально-ценностных ориентаций, реализующих в знаниях, умениях и навыков традиции национальной и эстетической культуры, отношений, вкуса;
• определить специфику этнокультурного компонента, принципов педагогики искусства, сферу воздействия декоративно-прикладного искусства на процесс художественно-эстетического воспитания подростков;
• создать образовательное пространство, в котором процесс художественно-эстетического воспитания сопровождается приобщением подростков к традициям национальной культуры Самарской;
• разработать, внедрить и апробировать модель методической системы, структурные компоненты которой, система заданий и занятий по декоративно-прикладному творчеству ориентированы на художественно-эстетическое воспитание подростков;
• разработать критерии и уровни художественно-эстетическом воспитания подростков;
Методологическую базу исследования составили научные труды, М.В. Алпатова, П.К. Анохина, М.М. Бахтина, А.В. Бакушинского Л.С. Выготского, Б.Р. Виппера, М.С. Кагана, Г.В. Лабунской, А.Н, Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.В. Сарабьянова.
Обогатившие понимание процесса эстетического воспитания труды отечественных философов, педагогов и искусствоведов H.A. Бердяев, Ю.В. Бабанский, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Т.С. Комарова, Л.Н. Толстой, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, С.П. Ломов, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, И.М. Раджабов, Н.В. Сокольникова, Б.П. Юсов, В.С. Соловьев, В.А. Сластенина, П.А. Флоренский, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикаловой.
Методы исследования:
• методы теоретико-методологического анализа отечественной и зарубежной литературы, публикаций, научных статей и диссертаций .
• методы эмпирического исследования (наблюдение, беседы, педагогический эксперимент, проведение констатирующего и формирующего этапов).
• статистические методы (построение диаграмм, графиков и таблиц и исходными данными, позволяющие оценить контрольные точки в воспитании подростков, увидеть динамику развития данного процесса). Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании проблемы художественно-эстетического воспитания подростков средствами декоративно-прикладного искусства, как главного фактора в формировании ценностных основ в культуре индивида. Что стало основанием для использования аксиологического, гуманистического, этнокультурного, культурологического, личностно-ориентированного подходов, разработки целого комплекса воспитательных мероприятий и принципов направленных на приобщение школьников к ценностям национальной культуры средствами декоративно-прикладного искусства.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании проблемы художественно-эстетического воспитания на современном этапе, в обогащении методологического инструментария, педагогических средств, приемов, технологий по развитию и воспитанию у подростков гармоничной личности ее эстетической культуры, духовных ориентаций средствами декоративно-прикладного искусства Самарской области. В исследовании доказано, что художественно-эстетическое воспитание является важным компонентом в формировании эстетической культуры, чувства патриотизма, становлении и развитии социально ответственной, целостной и гармоничной личности, так как приобщение к национальным традициям, искусству и наследию народа находится в прямой зависимости от нравственного, духовного потенциала молодежи.
Практическая значимость исследования состоит в разработке, внедрении и апробации модели методической системы, структурные компоненты которой ориентированы на художественно-эстетическое воспитание подростков с использованием средств декоративно-прикладного искусства, как как системы формирующей духовно-нравственные качества, эстетическую культуру, вкус, отношения, традиций.
В содержании модели, разработанные специальные задания базируются на слиянии принципов педагогики искусства и этнокультурного компонента, обеспечивая художественно-эстетическое воспитание подростков посредством декоративно-прикладного искусства Самарского региона.
На защиту выносятся следующие положения:
• роль и значение дидактических принципов, педагогики искусства этнокультурного, гуманистического и аксиологического подходов, декоративно-прикладного искусства Самарской области в художественно-эстетическом воспитании школьников, как наиболее важного и эффективного средства приобщения к национальным традициям и культуре народа;
• модель методической системы, структурные компоненты которой, ориентированы на художественно-эстетическое воспитание подростков, раскрывающие особенности эстетического потенциала декоративно-прикладного искусства Самарского региона в развитии эстетическом культуры подростков;
• система заданий и занятий по декоративно-прикладному творчеству ориентированных на художественно-эстетическое воспитание подростков, раскрывающие значение эстетических качеств и свойств произведений народного творчества;
• комплект наглядного пособия демонстрирующее особенности декоративно-прикладного искусства Самарской области на примере тряпичной игрушки;
• критерии и уровни, обеспечивающие эффективность художественно-эстетического воспитания подростков путем приобщения к культуре Самарской области;
Экспериментальной базой исследования является детская изостудия, организованная на базе муниципального бюджетного учреждения «Школа №79»
Этапы исследования
1 этап - Теоретико-методологический (2020 год), позволил осуществить анализ необходимой научной литературы по теме исследования.
2 этап - Опытно-экспериментальный (2020-2021 год). Была апробирована модель методической системы, проведены основные этапы педагогического эксперимента, способствующие художественно-эстетическому воспитанию подростков.
3 этап - аналитический (2022 год). Проводился анализ полученных данных, обобщение и систематизация результатов исследования, формулировались выводы и рекомендации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью теоретических положений, принципов и концепций, применением методов и средств всестороннего и качественного анализа полученных данных. Отражением результатов исследования в публикациях сборников по материалам научно-практических конференций различного уровня.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Богатый потенциал Самарской области, в ее многонациональном, поликультурном обществе, позволяет успешно реализовывать процесс художественно-эстетического воспитания детей. Богатство традиций, многообразие религий и языковых культур дают широкий спектр для развития творческого потенциала.
Изучая на занятиях традиции разных национальностей, дети дружелюбному отношению к людям разных национальностей и вероисповеданий. Пониманию что несмотря на различия - базовые ценности у всех схожи, а значит и многовековое дружеское соседство присутствует неспроста. Именно в различиях и взаимопроникновение культур кроется единство не только Самарской области, а всей России [28].
Декоративное народное искусство украшает не только быт человека, но и формирует визуальную культуру, эстетический вкус. Развивается чувство прекрасного, гармонии. Без этого не вырастить цельную, успешную личность, эмоционально-стабильную и духовно-богатую.
Традиции народного искусства всегда отражали внутренний мир человека, народа, его индивидуальной, духовные потребности. Понимание народной культуры ведет к пониманию своего народа. А любовь к народному творчеству формирует любовь и уважение к своей стране.
С самых ранних времен, народное творчество являлось носителем информации о ценностях того или иного народа, служило транслятором опыта и знаний от поколения к поколению [27].
Современная школа не способствует углубленному изучению народной культуры. В образовательном пространстве просматривается бессистемное, выборочное использование этнокультурного компонента на уроках по предметам. Требуется пересмотр образовательных систем, внедрение последовательных, целостных образовательных моделей, где изучение традиций народной культуры будет межпредметно и взаимосвязано. Современному образованию необходимы педагогические и художественные технологии, включающие в себя основы изучения декоративно-прикладного искусства и этнокультурные особенности родного края, помогая ребенку познакомиться с традициями, особенностями своей культуры, научится понимать и воссоздавать народного искусства, развить патриотические чувства в отношении своей страны.
Безусловно, работа по художественно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения должна вестись комплексно. Необходимо взаимодействие с муниципальными структурами, детскими клубами, музеями, выставочными площадками. Создание образовательной и культурной среды [29].
Одна из задач национальной политики - сохранение и преемственность традиций. Внедрение этнокультурного компонента успешно способствует формированию у подростков системы культурных ценностей, что является одной из приоритетных задач национальной политики в социально-экономическом развитии региона и страны в целом.


1. Абдина Р.П. Художественно-эстетическое воспитание детей в этнокультурной среде // МНКО. 2015. №4 (53). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/hudozhestvenno-esteticheskoe-vospitanie-detey-v- etnokulturnoy-srede (дата обращения: 18.02.2022).
2. Бадаев, Вячеслав Семенович. Формирование художественной культуры школьников в процессе освоения искусства декоративной росписи: На примере народных промыслов России: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02. - Набережные Челны, 2005. - 399 с.: ил.
3. Башатов Василий Александрович История изучения «Воротничковой» керамики на территории Среднего Поволжья // Известия Самарского научного центра РАН. 2017. №3-1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/istoriya-izucheniya-vorotnichkovoy-keramiki-na- territorii-srednego-povolzhya (дата обращения: 18.02.2022).
4. Буровкина, Людмила Александровна. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в художественной школе: монография / Л. А. Буровкина ; Департамент образования г. Москвы, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования г. Москвы "Московский гор. пед. ун-т" (ГОУ ВПО МГПУ). - Москва: МГПУ, 2008. - 123 с.; 21 см.; ISBN 978-5-243-00303-2
5. Горбунова О.А., Анисимов А.В. Сущность эстетического воспитания младших школьников // МНКО. 2017. №4 (65). URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZsuschnost-esteticheskogo-vospitaniya-mladshih- shkolnikov (дата обращения: 18.02.2022).
6. Ежова П. А. Эстетическая культура, ее сущность и структура // Актуальные исследования. 2021. №1 (28). С. 63-65. URL:
https:ZZapni.ruZarticleZ1735-esteticheskaya-kultura-ee-sushchnost-i-strukt (дата обращения: 18.02.2022)
7. Елизарова Галина Васильевна Особенности национальной культуры: "время" и "пространство" по-русски // Universum: Вестник Герценовского университета. 2009. №10. URL:
https:ZZcyberleniHka.ru/articleZH/osobeHHosti-natsionalnoy-kultury-vremya-i- prostranstvo-po-russki (дата обращения: 18.02.2022).
8. Иманмурзаева, А. У. Возможности декоративно-прикладного искусства в формировании личности младшего школьника / А. У. Иманмурзаева // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 3(58). - С. 151-153.
9. Иманмурзаева, А. У. Формирование эстетического отношения младших школьников, в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству / А. У. Иманмурзаева // Педагогика и современность. - 2015. - № 3(17). - С. 40-43.
10. Кандаева, Н. А. Декоративно-прикладное искусство Дагестана в эстетическом воспитании и творческом развитии младших школьников / Н. А. Кандаева // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1(80). - С. 207-209. • DOI 10.24411/1991-5497-2020-00085.
11. Кириллова Екатерина Ивановна Вопросы современного эстетического воспитания ребенка посредством художественной творческой деятельности // Вестник евразийской науки. 2013. №6 (19). URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZн/voprosy-sovremenнogo-esteticheskogo- vospitaniya-rebenka-posredstvom-hudozhestvenнoy-tvorcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 18.02.2022).
12. Корешков, В. В. Декоративно-прикладное искусство и дизайн в системе профессиональной подготовки будущих учителей / В. В. Корешков, Л. В. Новикова // Вестник Нижневартовского государственного университета. • 2017. - № 3. - С. 26-30.
13. Королев Аркадий Иванович Некоторые аспекты изучения самарской культуры // Поволжская археология. 2013. №1 (3). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/nekotorye-aspekty-izucheniya-samarskoy-kultury (дата обращения: 18.02.2022).
14. Королев Аркадий Иванович, Шалапинин Антон Александрович К вопросу о хронологии и периодизации энеолита степного и лесостепного Поволжья // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. №3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-hronologii-i-periodizatsii-eneolita- stepnogo-i-lesostepnogo-povolzhya (дата обращения: 18.02.2022).
15. Кузьмина Рузольда Ивановна Культура как внутренняя потребность ребенка в контексте рассмотрения подходов художественно-эстетического воспитания // ПНиО. 2016. №4 (22). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-kak-vnutrennyaya-potrebnost-rebenka-v- kontekste-rassmotreniya-podhodov-hudozhestvenno-esteticheskogo-vospitaniya (дата обращения: 18.02.2022).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ