Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Патриотическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства

Работа №110797

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы105
Год сдачи2021
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы патриотического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства 13
1.1 Сущность понятия «патриотическое воспитание» 13
1.2 Особенности патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста 20
1.3 Декоративно прикладное искусство, его виды, влияние на патриотическое воспитание и общее развитие ребенка в целом 27
Глава 2 Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию школьников средствами декоративно-прикладного искусства 39
2.1 Диагностика уровня патриотического воспитания младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 39
2.2 Разработка и внедрение модели по патриотическому воспитанию младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства на формирующем этапе опытно-поисковой работы 49
2.3 Сравнительный анализ результатов уровня патриотического воспитания детей младшего школьного возраста на контрольном этапе опытно-поисковой работы 61
Заключение 75
Список используемой литературы 77
Приложение А Методические разработки к занятиям по патриотическому воспитанию младших школьников 85
Приложение Б Создание автопортрета 95
Приложение В Упражнение «Хохломская роспись» 96
Приложение Г Хохломская роспись «Подарок маме» 97
Приложение Д Создание плоскостного изображения «Новый год в моей семье» 99
Приложение Е Создание рельефного изображения «Моя Родина - Россия» 100
Приложение Ж Создание открытки «День победы» 103

Сегодня, в эпоху информационных технологий, гаджетов и интернета, проблема патриотического воспитания приобрела свое особое значение и актуальность. Поток западной культуры, стремительно вливающийся в нашу жизнь с экранов телевизоров и других средств массовой информации, приводит не только к появлению новых ценностей, но и навсегда стирает прошлое. Для подрастающего поколения материальные ценности доминируют над духовными, деформируя и трансформируя в сознании представления о доброте, сострадании, справедливости, любви к семье и к Родине.
Патриотическое воспитание личности является одной из важнейших задач современного общества, системы воспитания и образования. Молодое поколение является ответственным за будущее своей страны, за сохранение и преумножение народной культуры, истории, национального и духовного единства. Вследствие этого, особую актуальность в сфере образования приобретает освоение национальных ценностей, с целью приобщения детей к основам традиционной народной культуры, передачи творческого опыта мастеров следующему поколению. Воспитание как неотъемлемая часть образовательного пространства направлено не только на развитие этических норм и правил поведения, сколько на формирование нравственных чувств, мировоззренческих взглядов на жизнь.
В современных условиях патриотическое воспитание трудно осуществлять без учета образовательно-воспитательного потенциала традиций искусства и народного творчества. Этническое многообразие русской культуры, ее взаимодействие и взаимопроникновение во все сферы жизни позволяет сформировать ценностно-смысловые нарративы, пробуждающие развитие и формирование патриотических чувств, мировоззренческих убеждений, эстетических и нравственных ориентиров. Это приводит к более осмысленному восприятию, пониманию и отношению к окружающему миру. Искусство, как никакой другой вид творчества обладает устремленностью к воспитанию и сохранению общечеловеческих ценностей, помогает в осознании ребенка идентифицировать себя гражданином, патриотом своей страны, знающего и принимающего историю, традиции, законы своей страны. В содержании искусства существуют собственные моральные, эстетические, нравственные смыслы, относящиеся к личности, типу культуры, к конкретным этническим традициям.
Таким образом, искусство становится источником, в котором содержатся идеи, смыслы, пробуждающие в человеке патриотические чувства. Обладая идейно-эмоциональной универсальностью, искусство как система норм и ценностей содержит в себе нравственные нарративы: символическая борьба человека за право быть личностью свободной. В этом отношении искусство остается мощным социальным фактором, объединяющим человечество в понимании мира, в познании объективных и субъективных форм жизни. Искусство содержит в себе огромный энергетический, духовно-эстетический, социальный, символический, психологический потенциал, о котором мы говорим, как о наследии национальной культуры обогащенный своими, яркими образами восприятия мира.
Следовательно, воспитание патриотических чувств у ребенка начинается с уважения к традициям своего народа, к самобытным промысловым центрам художественной культуры. Именно через декоративно-прикладное искусство в сознании маленького человека складываются основные черты и качества ответственной, морально-нравственной личности.
Патриотическое воспитание школьников, средствами декоративно-прикладного искусства является принципиально актуальным, поскольку именно народное творчество оставляет в душе ребенка глубокий след и формирует непритворный интерес к истории и традициям своего народа. Это влияет на воспитание успешной личности с высоконравственными и духовными качествами - настоящего патриота, преданного своей стране и способного укрепить любовь к Родине, проявить чувство ответственности за ее самобытность и могущество, а также сохранить и приумножить материальные и духовные ценности.
На основании этого, можно сказать, что составной частью развития гармоничной целостной личности является патриотическое воспитание детей через эмоционально-чувственное восприятие, чем обладает изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Существенную роль в решение проблемы патриотического воспитания внесли такие просветители, педагоги как: Г.Б. Белинский, Н.М. Добролюбов, К.Д. Ушинский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий.
Ценные методические рекомендации по патриотическому воспитанию, становлению нравственной личности средствами искусства можно увидеть в трудах и педагогических концепциях: A.A. Аронова, В.И. Бачевского, B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева, М.Б. Кусмарцева, Т.С. Комаровой, Б.М. Неменского, Н.П. Сакулиной., Т.Я. Шпикаловой, Н.Е. Хворовова, B.C. Чудного И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков.
Идеи воспитания человека в контексте культуры, то есть культуросообразного образования, отражены в трудах: М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, П.Ф. Флоренского, Е.В. Бондаревской, Э.В. Ильенкова, Е.В. Кагана, В.И. Разумного, Т.П. Мальковой, В.Я. Нечаевой.
Несмотря на существенный теоретический вклад в решение проблемы патриотического воспитания школьника средствами искусства, и сегодня этот интерес не угасает. И в современных условиях, в целях повышения качества образования, стоят педагогические задачи по усвоению ценностных установок у ребенка, идет поиск эффективных средств, методов и форм нравственного, патриотического и эстетического воспитания. Что в свою очередь требует совершенствование методов, педагогических технологий направленных на постижение ценностей культуры.
Эти факторы послужили основаниями для выделения следующего противоречия: между необходимостью воспитания патриотических чувств у школьников и недостаточной методической разработанность содержания данного вопроса в образовательном пространстве школы.
Возникает необходимость в разработке педагогической модели, уроков по изобразительному искусству направленных на приобщение к национальной художественной культуре, через воспитание внутренних, духовно-нравственных, эстетических резервов личности.
На основании этого выстраивается проблема исследования, связанная с определением методических средств, созданием определенных условий для формирования личности с высокой социальной активностью и ответственностью, обладающей духовными качествами, способной к проявлению личной гражданской позиции. В этом и заключается основа патриотического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Цель исследования: обосновать и разработать педагогическую модель, направленную на формирование патриотических чувств младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания школьников в общеобразовательной школе, средствами декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования: методы, приемы, средства, участвующие в нравственно-созидательном развитии, влияющие на процесс патриотического воспитания школьников, и сопутствующие формированию социальной ответственности, духовности, уважительного отношения к традициям своей страны.
Гипотеза исследования: процесс патриотического воспитания будет эффективным, если будет:
• определена специфика, раскрыта сущностная характеристика понятия «патриотическое воспитание» в контексте социально-педагогического и духовно-эстетического феномена, чем является декоративно-прикладное искусство;
• обозначена роль декоративно-прикладного искусства в системе патриотического воспитания школьников;
• разработана и внедрена в практику образовательного пространства модель методической системы, содержащая комплекс методов, приёмов и механизмов воздействия на патриотическое воспитание школьников;
• разработаны критерии и уровни определения степени патриотического воспитания в целостном педагогическом процессе на занятиях по изобразительному искусству.
Задачи исследования:
• изучить, проанализировать и систематизировать научно-методическую литературу по теме исследования;
• определить значение декоративно-прикладного искусства как средства педагогического воздействия участвующее в создании определенных условиях влияющее на процесс патриотического воспитания школьников;
• разработать, внедрить и апробировать модель методической системы, содержащую комплекс методических приемов и средств, направленных на патриотическое воспитание школьников;
• разработать критерии и уровни определения степени патриотического воспитания в целостном педагогическом процессе;
• провести опытно-экспериментальное исследование на момент эффективности модели методической системы патриотического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Методологическую основу исследования составили положения следующих ученых, философов, просветителей в области гуманитаризация образования, развивающего и воспитывающего педагогических подходов: Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, AT. Асмолов, М.М. Бахтин, Г.Б. Белинский Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, ВВ. Давыдов, Н.М. Добролюбов М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, A.C. Макаренко, A. A. Мелик-Пашаев, В.И. Разумный, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, B. А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, П.Ф. Флоренского, Д.Б. Эльконин; в области использования изобразительного и декоративно-прикладного искусства в качестве основного средства, влияющего на процесс патриотического воспитания, можно увидеть в трудах следующих педагогов, ученых: П.К. Анохина, В.Ф. Афанасьева, А.В. Бакушинского, Д.Б. Богоявленской, Ю.Б. Бореева, Т.Н. Дорониной, Л.В. Занкова, В.А. Иванникова, В.А. Кан-Калика, Т.С. Комаровой, В.А. Крутецкого, B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева, С.П. Ломов, Б.М. Неменского, Я.А. Пономарева, И.М. Раджабова, Л.Г. Савенкова, Н.П. Сакулиной, Т.Я. Шпикаловой, Б.И. Юсова, Е.А. Флериной.
Методы исследования.
• методы эмпирического исследования (наблюдение, беседы, анкетирование, педагогический эксперимент, проведение сравнительного анализа полученных результатов на всех этапах опытно-поисковой работы);
• методы теоретического анализа отечественной и зарубежной научно-методической литературы, диссертаций, научных статей и публикаций в научно-практических конференциях, монографий, нормативно-правовых документов, различных концепций развития ребенка;
• прогностические методы (оценочно-статистические, позволяющие не только смоделировать активное, развивающее пространство, но и оценить, полученные результаты на констатирующем и контрольном этапах эксперимента).
Экспериментальной базой исследования являлась ГБОУ СОШ села Александровка. В исследовании приняли участие ученики 3-го класса, общее количество которых составило 15 человек.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом анализе и систематизации полученных знаний в области патриотического воспитания школьников путем определения факторов, условий, средств, технологий и методов воздействия, влияющих на данный процесс в ходе занятий по изобразительному искусству. Патриотическое воспитание определяется как целостный комплекс в воспитании гармоничной личности, способствующий приобщению индивида к национальным традициям и государственной общности, и в этом существенную роль играют деятельностный, аксиологический, культурологический, этнокультурный, личностно-ориентированный педагогические подходы и игровые технологии, словесные и наглядные методы. На основании этого была разработана обоснованная и экспериментально проверена структурно-содержательная модель методической системы, влияющая на процесс патриотического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании проблемы патриотического воспитания на современном этапе развитии общества и личности, в углублении теоретико-методологических подходов, концепций, методов и средств, обеспечивающих и влияющих на уровень патриотического самосознания; в определении степи влияния искусства на процесс патриотического воспитания, что расширяет и обогащает научные познания поликультурной природы развития ребенка.
Практическая значимость исследования состоит в разработке структурно-содержательной модели, влияющей на процесс патриотического воспитания школьников, ее апробации и внедрения в практику образовательного пространства; в специально разработанной программе, упражнениях, заданиях, которые могут быть использованы в педагогической практике учителя и направлены на патриотическое воспитание школьников.
На защиту выносятся следующие положения:
• в соответствии с целями современного обучения и воспитания определена целесообразность становления гармоничной и целостной личности путем развития духовно-нравственной сферы и патриотического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства;
• в организации образовательно-воспитательного пространства деятельностный, аксиологический, культурологический, этнокультурный, личностно-ориентированный педагогические подходы обеспечивают процесс патриотического воспитания школьников;
• процесс патриотического воспитания определяется социально-психологическими, мировоззренческими, нравственными и эстетическими характеристиками о многообразии представлений о истории, культуре и ее своеобразии, является фактором, активизирующим гражданственную ответственность личности, обеспечивая высокую степень патриотического сознания, чувства верности и гордости за свою Родину;
• сущностная характеристика понятия патриотического воспитания раскрывается в изобразительной деятельности, в процессе социальных отношений, межкультурного диалога, в результате которых школьник осваивает многообразие представлений о своей национальной культуре и ее самобытности, получает основы эстетического и уважительного отношения, формируя в сознании духовно-нравственные идеалы, знания и ценности о традициях свой страны;
• процесс патриотического воспитания обеспечивается разработкой структурно-содержательной модели методической системы, комплексом заданий, упражнений, с учетом традиций народного творчества, наглядных средств и методов декоративно-прикладного искусства; разработкой критериев и уровней определения степени патриотического воспитания в целостном педагогическом процессе;
Этапы исследования (исследование проводилось с 2019-2021 гг.):
На первом этапе (2019 г.) в ходе теоретического анализа рассматривалась проблема патриотического воспитания школьников, определялось значение, роль и влияние декоративно-прикладного искусства на данный аспект воспитания.
Второй этап (2019-2021 гг.) связан с определением научно-методологического аппарата исследования, уточнением основных положений, а также разработкой модели методической системы, ее структурно-содержательных компонентов, влияющих на процесс патриотического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства
Третий этап (2021 г.) связан с систематизацией полученных результатов, определением основных выводов по педагогическому эксперименту, проводилась качественная и количественная обработка данных, корректировались и уточнялись основные положения и перспективы дальнейшего развития темы магистерской диссертации.
Личный вклад автора состоит в проведении анализа состояния исследуемой проблемы; в разработке экспериментальной модели методической системы, направленной на формирование и развитие патриотических чувств младших школьников средствами ДНИ; во внедрении результатов исследования в практику учебных занятий.
Достоверность результатов исследования отражены участием автора в научно-практических конференциях с последующей публикаций в сборнике.
Структура магистерской диссертации обусловлены логикой научного исследования и состоит из введения, двух основных глав, каждая, которая содержит три параграфа, выводы по главам, а также заключение, список используемой литературы и используемых источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подрастающее поколение в ответе за бедующее своей страны, сохранение и приумножение культурного наследия. В связи с чем, видна важность патриотического воспитания, которое на сегодняшний день в числе приоритетных задач государства, общества и системы образования.
В стенах современной школы, перед педагогами стоит важная задача - сформировать и развить в детях чувство любви к Родине, к окружающей действительности, истории своей страны и родного края, что невозможно осуществить без народной культуры.
В данном исследовании произведен анализ научной литературы, рассмотрено понятие патриотического воспитания, его сущность и содержание. Это позволило определить, что эффективным способом формирования патриотической воспитанности обеспечивается путем приобщения и соприкосновения детей с декоративно-прикладным искусством.
Целью данного исследования являлась разработка теоретической модели методической системы патриотического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Практическая часть исследования была проведена на базе ГБОУ СОШ села Александровка. В исследовании приняли участие 15 детей младшего школьного возраста. Диагностика первичных знаний, показала, что патриотическое воспитание у учащихся 3-го класса недостаточно развито. На основе чего, была выявлена необходимость разработки и проведение программы для повышения уровня патриотической воспитанности, средствами декоративно-прикладного искусства.
После проведения разработанного цикла занятий, направленных на формирование патриотических чувств, была проведена повторная диагностика уровня патриотического воспитания младших школьников. Анализ результатов исследования констатирующего и контрольного эксперимента опытно-поисковой работы, определил, что применение предлагаемых занятий в исследуемом классе повысило общий уровень патриотического воспитания младших школьников, что говорит об эффективности разработанной программы.
Таким образом, в ходе исследования была доказана правильность выдвигаемой гипотезы и реализованы поставленные задачи:
• просмотрена, изучена и проанализирована научно-методическая литература по теме исследования;
• выявлено значение декоративно-прикладного искусства как средства педагогического воздействия на процесс патриотического воспитания школьников;
• в соответствии с выделенными показателями, были разработаны критерии и уровни определения степени патриотического воспитания в целостном педагогическом процессе;
• разработана и апробирована модель методической системы, содержащая комплекс методических приемов и средств, направленных на патриотическое воспитание школьников;
• произведен анализ результативности программы патриотического воспитания младших школьников, средствами декоративно прикладного искусства.
В результате проведения комплекса занятий были сделаны выводы о том, что: благодаря разнообразию видов и произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми учащиеся знакомятся на занятиях, формируются духовно-нравственные, мировоззренческие патриотические чувства. Народное искусство оказывает положительное воздействие на детей, воспитывает их духовно-богатыми, высококультурными - настоящими патриотами, преданными своей стране.


1. Агаев М.Г. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 - Теория и история педагогики / Агаев М. Г.; Министерство высшего и среднего специального образования Азербайджанской ССР, Азербайджанский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. - Баку: [б. и.], 1981. - [2], 25 с.: табл.; 19 см.
2. Белла Шапиро. «История кружева как культурный текст», изд-в «Новое литературное обозрение», 2018г., — с. 272.
3. Бородина Е.Н. Наследие [Текст] / метод. рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в полихудожественной игровой деятельности / Е. Н. Бородина. Екатеринбург.: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. -140 с.
4. Бородина Е.Н. Результаты экспериментального исследования по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в полихудожественной деятельности // Педагогическое образование в России. 2015. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-esperimentalnogo-issledovaniya-po-nravstvenno-patrioticheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov-v- polihudozhestvennoy (дата обращения: 12.02.2021).
5. Бородина Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности [Текст] : моногр. / Е. Н. Бородина; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». Екатеринбург, 2015. -176 с.
6. Быков А.К. Интегративная природа патриотического воспитания в образовательных организациях как основание классификации его основных направлений // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. №4 (808). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrativnaya-priroda-patrioticheskogo- vospitaniya-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah-kak-osnovanie-klassifikatsii-ego- osnovnyh (дата обращения: 21.02.2021).
7. Виноградова Н.В. Этнокультурная коннотация в условиях дополнительного образования детей // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnaya- konnotatsiya-v-usloviyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 21.02.2021).
8. Виноградова Н.В., Сорока А.В. Проблема ценностно-смысловых ориентаций в системе художественного образования детей // МНКО. 2018. №3 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-tsennostno-smyslovyh- orientatsiy-v-sisteme-hudozhestvennogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 14.03.2021).
9. Дозорова В.А., Шарапова Н.В. Искусство как инструмент патриотического воспитания молодёжи // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018015171 (дата обращения: 18.02.2021 )
10. Дузь Л.П. Воспитание историей: место и роль исторических и краеведческих музеев в патриотическом и интернациональном воспитании трудящихся, на материалах деятельности музеев УССР, вторая половина 50-х - 1987 гг.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Одес. гос. ун-т им. И. И. Мечникова. - Одесса, 1988. - 144 с.
11. Забельская Т.В. Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие нравственной стороны личности ребенка // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-na- razvitie-nravstvennoy-storony-lichnosti-rebenka (дата обращения: 11.04.2021).
12. Запорожец Е.В., Шишлянникова Н.П. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников средствами школьного музея // Инновационная наука. 2016. №6-2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-mladshih- shkolnikov-sredstvami-shkolnogo-muzeya (дата обращения: 12.05.2021).
13. Игнатьева Е.Е Духовно-нравственное воспитание школьников. Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.Калинина Н.Е. «Героико-патриотическое воспитание».
14. Казиев Н.Э., Магаррамов М.Д., Юсупова Г.И., Алибекова С.Я. Опыт реализации программно-целевого подхода к патриотическому воспитанию молодежи как условие обеспечения духовной безопасности государства // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2018. №4. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/opyt-realizatsii-programmno-tselevogo-podhoda-k-patrioticheskomu-vospitaniyu-molodezhi-kak-uslovie-obespecheniya- duhovnoy (дата обращения: 12.02.2021).
15. Казиев Н.Э., Магаррамов М.Д., Нухова З.К. Механизм патриотического воспитания современной российской молодёжи // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2017. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZmehanizm-patrioticheskogo-vospitaniya- sovremennoy-rossiyskoy-molodyozhi (дата обращения: 7.03.2021).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ