Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №95513

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие «эмпатия» в психологии и педагогике 6
1.2. Развитие эмпатии в дошкольном возрасте 14
1.3. Возможности игровой деятельности как средства развития
эмпатии у детей дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Исследование уровня развития эмпатии у детей 5-6 лет 28
2.2. Комплекс сюжетно-ролевых игр по развитию эмпатии детей
старшего дошкольного возраста 40
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 63

Актуальность исследования. Большинство авторов, которые изучают эмпатию, утверждают, что для формирования эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста важно развитие общественных эмоций, способствующих развитию межличностных отношений, а, следовательно, вхождению ребенка в социум.
Считается, что одной из важных социальных эмоций человека утверждается эмпатия, то есть способность эмоционально откликаться на переживания другого человека.
Изучение проблемы эмпатии анализируется в связи с эстетическими и нравственными чувствами (А.А. Бодалев, Т.П. Гаврилова), а также как один из аспектов человеческих отношений (Л.И. Божович, Е.А. Сорокоумова, А.М. Щетинина). Именно понятие эмпатии характеризуется, как способность эмоционально откликаться на состояние другого человека, умение точно определять эмоциональное состояние, выражать сочувствие, стремление к содействию и оказанию содействия, сопереживание. Несмотря на имеющиеся исследования в современной психологии, феномен эмпатии и ее формирование у дошкольников является недостаточно изученным.
Умение проявлять эмпатию к окружающим является обязательной формой общения детей и складывается в коллективе дошкольников, которая проявляется в их поведении, в различной деятельности. Опыт этого первого взаимодействия считается основным для социализации ребёнка, его самосознания. В период дошкольного формирования ребенка происходит установление первых отношений и связей, образующих которые образуют новое высшее единство деятельности и одновременно новое высшее единство субъекта - единство личности. Всестороннее исследование особенностей старшего дошкольного возраста анализировалась многими педагогами [23, с. 80-81].
В отечественной педагогике указанные вопросы освещены в работах Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Н. Лозоцева, А. Маслоу, Г.И. Метельский, Т.А. Немчин,И.Г. Осухова, К. Роджерс, Е.В. Субботский, В. Франкл, Т.Х. Шингаров, А.Э. Штейнемц и др.
На сегодняшний день в отечественной психологии существует множество работ, которые посвящены изучению эмпатии. Однако в большинстве источников раскрыты общие механизмы, особенности и возрастные рамки эмпатийных проявлений. У старших дошкольников уже имеются обобщенные представления о способах выражения эмпатии (оказание помощи, сочувствие).
Способность к сочувствию и сопереживанию у детей больше всего развивается в игровой деятельности. Именно в игре ребенок может занять место переживающего и, выполняя игровые действия, продемонстрировать разнообразные варианты взаимоотношений с людьми. В игре ребенка проявляются самые разнообразные эмоции: радость, восторг, удивление и т.д. [31, с. 111].
Таким образом, создаются условия для применения игровой деятельности в качестве средства формирования, воспитания личности дошкольника, а также в целях профилактики и коррекции его психических состояний.
Актуальность поставленной проблемы обусловлена потребностью психологов, педагогов, родителей в современных методах психолого­педагогического воздействия, игровых методов на развивающую личность ребенка для формирования эмпатии у детей по отношению к сверстникам, к близким и окружающим людям, закрепляющим положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивают нравственно-волевую личность.
Объектом исследования является развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования выступает игровая деятельность, как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить на практике возможности игровой деятельности для развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятия «эмпатия» и «игровая деятельность» в психологии и педагогике.
2. Дать психологическую характеристику игровой деятельности дошкольников и ее возможности в развитии эмпатии у детей дошкольного возраста.
3. Осуществить педагогическую диагностику развития эмпатии у детей 5-6 лет.
4. Предложить практику формирования эмпатии у детей
дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что реализация специально разработанного комплекса сюжетно-ролевых игр будет способствовать развитию эмпатии детей старшего дошкольного возраста, если:
• проводить предварительную работу с детьми по обогащению представлений об окружающем мире;
• создавать игровые ситуации, в которых дети могут проявить эмпатию.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение);
эмпирические (опрос, педагогическое наблюдение).
База исследования: муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Бродовской детский сад», Каменский район.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема выпускной квалификационной работы является актуальной и недостаточно изученной.
Анализ теории по данной теме показал, что эмпатия понимается, как способность человека эмоционально отзываться на чувства других людей.
Изучать данную тему стали в середине XX века. Исследованием эмпатии занимались К. Роджерс, С.Батсон, М. Хофман и многие другие.
Таким образом, понятие эмпатии изучается в свете различных теорий, которые по-своему определяют понятие и структуру изучаемого явления.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования эмпатии. Также известно, что игровая деятельность - ведущий вид деятельности детей данной возрастной группы, и она может выступать в качестве эффективного средства развития эмпатии. Действия и взаимоотношения ребенка в рамках игры помогают понять другого, а также учесть его эмоциональное состояние.
В связи с этим целью исследования стало изучение возможностей игровой деятельности в формировании эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальная работа по развитию эмпатии детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности проводилась на базе муниципального казённого дошкольное образовательное учреждение «Бродовской детский сад», Каменский район. В работе участвовало 20 детей старшей группы (12 мальчиков и 8 девочек), в возрасте 5-6 лет.
На этапе констатирующего эксперимента нами были выбраны следующие методики для изучения эмпатии: наблюдение за детьми в свободной деятельности, анкетирование воспитателя, опросник А.М. Щетининой «Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей».
На основании полученных данных было принято решение разработать серию сюжетно-ролевых игр для развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста.
Серия сюжетно-ролевых игр состояла из проблемных ситуаций, предполагающих проявление эмпатии.
В процессе игр дети стали более активными, инициативными, проявляли заботу, отзывчивость по отношению к сверстникам.
Эффективность серии сюжетно-ролевых игр была подтверждена проведением повторной диагностики эмпатии.
Гипотеза, поставленная в начале исследования, доказана: использование сюжетно-ролевых игр способствует развитию эмпатии детей старшего дошкольного возраста.


1. Адлер, А. Индивидуальная психология и развитие ребенка / А. Адлер. - М.: ИОИ, 2017. - 176 с.
2. Андрейчинкова, К.И. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста / К.И. Андрейчинкова. - Сургут. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad (дата обращения: 21.01.2020).
3. Бавина, П.А. Проект по формированию навыков эмпатии у детей дошкольного возраста / П.А. Бавина // Теория и методика дошкольного образования. - 2019. - № 1. - С. 11-15.
4. Басова, А.А. Формирование эмпатии / А.А. Басова // Молодой ученый. - 2015. - № 5 (52). - С. 631-633.
5. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. - М.: Владос. - 2014.- 248 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Академия, 2015. - 352 с.
7. Бреслав, Г.М.Эмоциональные особенности формирования личности / Г.М. Бреслав. - М., 2015. - 309 с.
8. Бэн, А. Психология / А. Бэн // Ассоциативная психология. - 2018. - № 5. - С. 209-511.
9. Валиева, А.Ф. Игра как способ развития эмоций дошкольника / А.Ф. Валиева // Молодой ученый. - 2017. - № 24 (158). - С. 301-396.
10. Выговская, Л. П. Эмпатийные отношения младших школьников,
воспитывающихся вне семьи : автореферат / Л.П. Выговская. - 19.00.01. - Киев, 2018 . - 20 с.
11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 2017. - 480 с.
12. Гаврилова, Т. П. Сопереживание и сочувствие / Т.П. Гаврилова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С. 26.
13. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 149.
14. Грицанов, А.А. Новейший философский словарь / А.А. Грицанов. - Москва: Книжный дом, 2015. - 528 с.
15. Голдаева, Г. Педагогика переживания / Г. Голдаева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 6. - С. 95-97...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ