Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №32463

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы125
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
559
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I. Теоретические аспекты развития эмпатии у старших
дошкольников 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших
дошкольников 7
1.2. Особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного
возраста 13
1.3. Сущность, особенности и методы развития эмпатии у старших
дошкольников 20
Выводы по I главе 26
II. Экспериментальное исследование развития эмпатии у старших
дошкольников 28
2.1. Выборка, организация и методики исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
исследования 31
2.3. Коррекционно-развивающая программа развития эмпатии у старших
дошкольников 39
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
исследования 42
Выводы по II главе 59
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложения

Актуальность исследования. Проблема развития межличностного взаимодействия с окружающим миром и другими людьми в дошкольном возрасте является одной из актуальных проблем в психологии и педагогике. Психологии эмоций в нашей жизни уделяется огромное внимание, как в традиционной, так и в современной науке, но все же вопрос развития эмпатии у детей дошкольного возраста является наименее изученной.
Формирование эмоциональной сферы в дошкольном возрасте оказывает влияние на последующую социализацию любой личности, становление межличностных отношений в любых сообществах.
Эмпатия - это ведущая социальная эмоция и рассматривается в качестве способности личности эмоционально отзываться на различные переживания других людей. Это субъективное восприятие других людей, «вхождение» в их внутренний мир, эмоциональное присоединение, понимание их переживаний, мыслей и чувств.
В содержании Государственного стандарта образования России и согласно требованиям современного мира, ведущим приоритетом в образовании является создание необходимых условий для эмоционально-нравственного воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Данный вопрос достаточно значим, ведь формирование человека, который способен к сочувствию и сопереживанию, поможет обеспечить успешную социально-психологическую адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Изучением проблемы развития особенностей эмпатии в у старших дошкольников занимались такие отечественные исследователи, как А.В. Запорожец, Л.П. Стрелкова, В.В. Абраменкова, Т.П. Гаврилова, А.Б. Николаева, А.А. Рояк, и др.. К примеру, Е.Р. Овчаренко изучал эмпатию как процесс, проектирующий поэтапное освоение дошкольником различных способов в эмоционально-нравственных отношениях к сверстнику и окружающему миру в различной практической деятельности. Т.А. Г айворонская изучала развитие эмпатии у старших дошкольников с помощью театрализованной деятельности; Е.Е. Карасева проводила исследование по развитию эмпатии средствами музыкальной игровой деятельности.
Мало изученность развития эмпатии у старших дошкольников являются факторами, затрудняющими данный процесс. Практика остро нуждается в технологических разработках по данному вопросу.
Противоречие между необходимостью проведения специальной работы по развитию эмпатии у старших дошкольников через коррекционноразвивающую работу психологов и педагогов и малоизученность методов этому способствующих.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы особенности коррекционно-развивающей работы по развитию эмпатии у старшего дошкольника?
Цель исследования - выявить эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию эмпатии у старших дошкольников.
Объект исследования - процесс развития эмпатии у старших дошкольников.
Предмет исследования - методы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие эмпатии у старших дошкольников будет эффективным, если использовать специально разработанную коррекционно-развивающую программу, где:
- будут учтены особенности развития эмпатии у старших дошкольников;
- использованы основные методы и приемы, позволяющие старшим дошкольникам через личные переживания чувств, освоить весь спектр эмпатийных переживаний;
- будут проведены родительские собрания с целью обучению методам воспитания в ребенке чувства эмпатии, заботливого отношения к окружающим и животным.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения особенностей развития эмпатии у старших дошкольников.
2. Подобрать методики диагностики и методы развития эмпатии старших дошкольников.
3. Провести анализ полученных результатов констатирующего этапа исследования.
4. На основе полученных результатов разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по развитию эмпатии у старших дошкольников.
5. Определить результативность опытно-экспериментальной работы по коррекционно-развивающей программе по развитию эмпатии у старших дошкольников.
Методологические основания исследования. В данной работе мы опирались на исследования в области развития эмпатии у старших дошкольников (А.Г. Басова, А.П. Василькова, Л.С. Выготский, Т.А. Гайворонская, В.И. Долгова, А.А. Венгер, Н.Ф. Желодова, Е.И. Изотова, В.Е. Коробкова, Л.П. Калиниский, Н.В. Богданова, Т.П. Гаврилова, О.А. Шаграева, А.П. Сопиков, Т.П. Скрипкина, Т.И. Пашукова, Е.Е. Карасева, Е.Р. Овчаренко, М.А. Пономарева, С.Н. Сорокоумова, О.С. Ушакова, Т.П. Хризман, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психологической литературы по проблеме исследования, систематизирование результатов имеющихся исследований;
- эмпирические: методика «Диагностика сформированности эмпатии у дошкольников» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, опросник «Проявление эмпатии к сверстнику» Е.Н. Васильевой и методика «Умение сочувствовать» Ю.А. Афонькина;
- экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента); метод математической статистики (Т - критерий Вилкоксона).
Научная новизна исследования:
- систематизирован материал по проблеме развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте;
- составлена и апробирована коррекционно-развивающая программа по развитию эмпатии в старшем дошкольном возрасте, проанализированы возможности проведения данной программы.
Практическая значимость исследования:
- составленная и апробированная коррекционно-развивающая программа по развитию эмпатии у старших дошкольников может быть использована педагогами и психологами дошкольных образовательных учреждений;
- результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами с целью разработки практических рекомендаций, направленных на развитие эмпатии в старшем дошкольном возрасте.
База исследования: исследование проводилось в МБДОУ №11 г. Бугульма Республики Татарстан.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основное содержание изложено на страницах данной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольный период — это особый этап в развитии социальноэмоциональной чувствительности, а также это время открытий себя окружающему миру и окружающий мир для себя. В связи с этим для детей дошкольного возраста важное значение имеет взаимодействие с окружающим миром - это общение со взрослыми и их сверстниками, с самой природой, освоение межличностных отношений. Именно поэтому педагогам и психологам дошкольных учреждений очень важно на данном возрастном этапе развивать эмпатические особенности, а именно научить их основным правилам жизни среди других людей, стать отзывчивыми, сопереживающими, формировать гуманность по отношению к окружающему миру. Именно поэтому мы и решили изучить данную проблему.
В качестве особенностей развития эмпатии у дошкольников нами были выделены сопереживание, распознавание эмоций, уподобление эмоциональному состоянию другого, симпатия, сочувствие, сравнения себя с положительным литературным героем, кооперативность, моральные оценки собственных действий и поступков сверстников.
Анализ методов и способов развития эмпатии у дошкольников показал, что основными являются: упражнения, которые направлены на развитие мимических движений; игры с целью определения и передачи эмоциональных состояний людей и животных при помощи жестов и мимики; игры по обучению выразительным движениям; ситуации «сочувствия- переживания», направленные на развитие умения чувствовать и понимать другого; психолого-педагогическое просвещение родителей о возрастных и психологических особенностях личности дошкольника; формирование навыков и приемов позитивных эмоциональных отношений в семье, взаимодействия в супружеских отношениях в семье; выполнение ролевых функций в сюжетно-ролевой игре, ее обыгрывание, взаимоотношения ролей в игре.
Опираясь на основные компоненты эмпатии, которые можно наиболее эффективно использовать для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста нами был разработан коррекционно-развивающий цикл занятий с целью развития эмпатии у старших дошкольников «Учимся сочувствовать, сопереживать».
В практической части исследования на констатирующем и контрольном этапе была проведена диагностика уровня развития эмпатии у дошкольников в двух группах - экспериментальной и контрольной.
В рамках данного исследования мы выявили, что коррекционноразвивающая программа с целью развития эмпатии у старших дошкольников «Учимся сочувствовать, сопереживать» достаточно эффективна, т.к. мы обнаружили положительные изменения в общем уровне сформированности эмпатии у старших дошкольников в экспериментальной группе.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нами подтверждена.
В целом в нашем исследовании получены данные, которые могут быть использованы в психологической науке в разных ее отраслях и практике дошкольных образовательных организациях.



1. Айдашева, Г.А. , Пичугина Н.О. , Ассаулова С.В. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 384 с.
2. Борисова, Л.Г. Психологическая служба в системе образования / Л.Г. Борисова. - Бердск: МОУ-ЦО «Пеликан», 2011. - 55 с.
3. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. - М.: Просвещение, 2014. - 241 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование / Л.И. Божович.- М.: Педагогика, 2011.164 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. - 139 с.
6. Басова, А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А.Г. Басова // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 254-256.
7. Басова, А.Г. Формирование эмпатии / А.Г. Басова // Молодой ученый. -
2013. - №5. - С. 631-633.
8. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко.- М.: МГУ, 2016. - 195 с.
9. Василькова, А.П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов: автореф. дис. канд. психол. наук / А.П. Василькова. - СПб.: СПбГУ, 2017. - 31 с.
10. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте / Б. С. Волков. - СПб.: Питер, 2013. - 272 с.
11. Венгер, А.А., Эльконин Д.Б. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / Д.Б. Эльконина и А.А. Вегнер. - М.: Просвещение, 2011. - 283 с.
12. Возрастная и педагогическая психология / Под.ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2014. - 427 с.
13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2011. - 355 с.
14. Гаврилова, Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком / Т.П. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар. - 1975. - С. 17-19.
15. Гущина, У.В. Развитие эмпатии у дошкольников 5 - 6 лет / У.В. Гущина // Актуальные проблемы формирования и развития инновационной культуры её носителя. - 2015.- Выпуск 1. - С.59-64.
16. Гайворонская, Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности / Т.А. Гайворонская, В.А. Деркунская. - М.: Центр педагогического образования, 2013. -144с.
17. Данилина, Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - М.: Айрис-пресс, 2014. - 146 с.
18. Дьяченко, О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М.: Педагогика, 2014. - 128 с.
19. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, 3.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: Акцидент, 2013. - 130 с.
20. Долгова, В.И., Мельник Е.В. Эмпатия / В.И. Долгова, Е.В.Мельник. - М.: Перо, 2014. - 185 с.
21. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Е.Н. Панова. — Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2014. - 96 с
22. Детская практическая психология / Под ред. Богдан Н.Н. - Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2013. - 116 с.
23. Журавых, О. Пойми меня.../ О. Журавых // Дошкольное воспитание. - 2012. - №2. - С. 18-20.
24. Желудова, Н.Ф. Роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семье / Н.Ф. Желудова. - М.: МГППУ, 2015. - 360 с.
25.Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург: «Новая волна», 2015. - 132 с.
26.Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2013. - 383 с.
27. Изотова, Е.И, Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2013. - 193 с.
28. Калиниский, Л.П., Богданова Н.В., Петрова Т.Е., Смоленская Л.М. Функциональная классификация эмпатии как феномена социальной перцепции / Л.П. Калиниский, Н.В. Богданова, Т.Е. Петрова, Л.М. Смоленская // Психология общения и проблемы коммунистического воспитания: Тезисы окладов. - Омск, 2016.
29. Коломенский, Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 2013. - 143 с
30. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 2013. - 365 с.
31. Коробкова, В.Е. Изучение возможностей развития эмпатии у детей / В.Е. Коробкова. - Чита: Молодой ученый, 2013. - С. 96-102.
32. Карасева, Е.Е. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста посредством музыкальной игровой деятельности / Е.Е. Карасева. - http://obrkonkurs.ru/razvitie-empatii-detev-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom- muzvikalnov-igrovov-devatelnosti/
33. Куликова, Т.А., Козлова С.А. Дошкольная педагогика / Т.А. Куликова, С.А. Козлова. - М.: Академия, 2011. - 416 с.
34. Леонтьев, А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. - 144 с.
35. Матусик, А.И., Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре / А.И. Матусик, А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с.
36. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества / В.С. Мухина. - М.: Институт практической психологии, 2011. - 309 с.
37. Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: ГНОМ и Д, 2014.
- 96 с.
38. Менджерицкая, Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия / Ю.А. Менджерицкая. - М.: Проспект-М, 2015. - 154 с.
39. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: ЭКСМО - Пресс,
2014. - 352 с.
40. Недоспасова, В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст[Текст]: пособие для воспитателей и родителей / Недоспасова
B. А. - Москва: Просвещение, 2002. - 94 с.
41.Овчаренко, Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии детей 5-7 лет / Е.Р. Овчаренко // Начальная школа плюс: До и После. - 2013. - №10. -
C. 11-15
42.Овчаренко, Е.Р. Развитие эмпатии как профессионально значимое личностное качество педагога / Е.Р. Овчаренко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С.163-178.
43. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие / Л.Ф. Обухова.
- М.: Педагогическое общество России, 2011. - 410 с.
44. Орлов, А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности / А.Б. Орлов, М.А. Хазанова // Вопросы психологии. - 2013. - №4. - С. 68-73.
45. Пашукова, Т.И. Мотивирующая функция эмпатии / Т.И. Пашукова. - М.: Смысл, 2014. - 67 с.
46. Пашукова, Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах / Т.И. Пашукова // Вопросы психологии межличностного познания и общения. -2016. - С. 76-92.
47. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. - Минск: Бестпринт, 2016. - 76 с.
48. Скрипкина, Т.П., Гулъянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. В помощь практическим психологам: Учебное пособие / Т.П. Скрипкина, Э.К. Гулъянц. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2016. - 354 с.
49. Сопиков, А.П. Механизм эмпатии / А.П. Сопиков // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. - 2017. - С. 89-86.
50. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2011. - 368 с.
51. Сластенин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Академия, 2011. - 480 с.
52. Ушакова, О.В. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста / О.В Ушакова. - Волгоград, 2012. - 61 с
53. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника / Г.А. Урунтаева.- М.: Академия, 2014. - 96 с.
54. Хайдаров, Ж.С. Игровые составляющие и процесс развития дошкольников / Ж.С. Хайдаров. - СПб.: Питер, 2014. - 78 с.
55. Хризман, Т.П. Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка / Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева, Т.Д. Лоскутова. - М.: Педагогика, 2013. - 232 с.
56. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 2013. - 128 с.
57. Фолькельт, Г. Экспериментальная психология дошкольника / Г. Фолькельт. - М.: Государственное издательство, 2014. - 180 с.
58. Шаграева, О.А. Детская психология: теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2017. - 368 с.
59. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / Под ред. Башаева Т.В., Васильева Н.Н., Клюева Н.В. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 480 с.
60.Эльконин, Д.Б. Введение в детскую психологию / Д.Б. Эльконин / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. - 266 с.
61. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2012. - 233 с.
62. Юсупов, И.М. Психология эмпатии: (Теоретические и прикладные
аспекты): диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.01. /
И.М. Юсупов. - СПб., 1995. - 252 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ