Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр

Работа №15466

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития эмпатии старших
дошкольников в театрализованной деятельности 7
1.1 Сущность понятия «эмпатия», его основные
характеристики
7
1.2. Технология воспитания эмпатии у старших
дошкольников в театрализованной деятельности 12
1.3 Театрализованная деятельность и ее характеристика 18
Глава 2 Экспериментальное исследование по развитию
эмпатии старших дошкольников театрализованной деятельности 26
2.1 Выявление уровня развития эмпатии старших
дошкольников
26
2.2 Театрализованная деятельность как средство развития
эмпатии старших дошкольников
32
2.3. Анализ результатов исследовательской работы 35
Заключение 41
Список используемой литературы 44
Приложение 1. Методика выявления понимания ребенком
эмоциональных состояний людей, изображѐнных на картинке
(Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)

Приложение 2. Количественные результаты диагностики
Приложение 3. 58-79

В соответствии с ФГОС одним из важнейших навыков социально-коммуникативного развития личности дошкольника является способность сопереживать окружающим. Полноценное социально-коммуникативное развитие ребенка невозможно представить без развития его способности к сочувствию, сопереживанию, к пониманию состояний других людей, что и
обусловило актуальность выбранной темы.
Слово эмпатия происходит от rpe4eckoroempatheia, что означает сопереживание. В современной психологии, эмпатия обозначает способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику - значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние.
Эмпатия - понимание чувств других людей и готовность оказать эмоциональную поддержку.
Эмпатияс- способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию, способность воспринимать внутренний мир другого точно с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков.
Старший дошкольный возраст исследователи рассматривают, как благоприятный период для развития эмпатии. Первые проявления эмпатии формируются гораздо раньше, но в старшем дошкольном возрасте у детей под влиянием опыта, общения и совместной деятельности формируется способность сочувствовать другим людям, переживать печали и радости других людей, как свои собственные.
В старшем дошкольном возрасте проявление эмпатии характеризуются тем, что у ребенка происходит преобразование непосредственного эмоционального реагирования в форму эмпатийного переживания, которое строится на фоне нравственных взаимоотношений с окружающими людьми. Развитие эмпатии дошкольника происходит от сопереживания к сочувствию, а затем к реальному действию.
Изучением проблемы появления и развития эмпатии в дошкольном детстве занимались многие отечественные психологи: Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и другие. Исследования показали, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, в которой эмпатиязанимает ведущее место.
Цель исследования: выявить эффективность театрализованной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников.
Объект исследования: педагогический процесс дошкольного образования, направленный на развитие эмпатии старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: заключается в том, чтотеатрализованная деятельность является эффективным средством в развитии иэмпатии старших дошкольников.
В соответствии с целью исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1) теоретически обосновать проблему эмпатииу детей старшего дошкольного возраста.
2) выявить уровень развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности;
3) формирование способности понимать и активно выражать переживание других людей;
4) развивать стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
5) воспитывать готовности постоянно проявлять заботу о себе и других людях;
В решении задач проводимого поиска были использованы следующие методыисследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, и учебно-методических материалов, обобщение систематизация собранных данных;
2) эмпирические методы:наблюдение, беседа, педагогический
эксперимент;
3) Количественной и качественной обработки результатов
исследования.
Практическая значимость исследования заключается в результативности воздействия театрализованной деятельности на развитие эмпатии как необходимого психолого-педагогического качества, может быть более глубоко и длительно использовано в процессе обучения старших дошкольников. Данный разработанный комплекс театрализованных игр может применяться для, качественного развития эмоциональной сферы старших дошкольников в понимании себя и других людей.
База экспериментального исследования: МБДОУ «Детский сад №
54г. Бийска, Алтайского края, дети старших групп № 5, № 6 в количестве 48
детей, из них: экспериментальная группа - 24 ребенка, контрольная группа - 24 ребенка.
Апробация результатов исследования: Результаты исследования и опыт внедрения обсуждались на педагогическом совете коллектива МБДОУ «Детский сад № 54»; в сборнике материалов ХХВсероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018г.) опубликована статья «Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр».
Структурадипломной работы: Работа состоит из введения, двух глав: теоретической «Теоретические основы развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности», и практической «Исследование деятельности по развитию эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Во введении определена актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования, практическая значимость исследования, база экспериментального исследования, апробация результатов исследования.
Дан анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.
В первом параграфе анализируется сущность понятия «эмпатии», его основные характеристики.
Второй параграф посвящен технологии воспитания эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
В третьем параграфетеатрализованная деятельность и ее характеристика.
Во второй главе представленаэкспериментальное исследование работ по развитию эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности. Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий, и контрольный.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, эмпатия - это социально-психологическое свойство личности, представляющее совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии.
Термин эмпатия используется как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле, эмпатия: сопереживание, сочувствие, понимание эмоционального состояния другого человека. Под эмпатией в широком смысле, понимают с одной стороны нерациональное познание одним человеком внутреннего мира другого, т.е. вчувствование. С другой стороны, эмпатия представляет собой разновидность социальных эмоций и эмоциональную отзывчивость человека на переживания других людей.
По мере взросления развивается способность к сопереживанию, вчувствованию. В дошкольном возрасте ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; чувства с помощью взрослого становятся более осознанными, обобщенными, разумными; формируются высшие чувства - нравственные, эстетические.
Сформированные моральные черты характера помогут ребенку отличить хорошее от плохого, прочувствовать на себе и злость, и доброту, и высокомерие.
В дошкольной педагогике говорится, что эмпатия у дошкольников наилучшим образом формируется в игре, где ребенок может проявить свою инициативу и самостоятельность. Одной из разновидностей таких игр выступает - театрализованная игра.
В процессе театрализованной игры, помимо всех психических процессов, происходит развитие эмоций, воли, характера. Театрализованная игра позволяет детям пережить те чувства, которые должны испытывать изображаемые ими персонажи: симпатию, сочувствие к больным, к детям, уважение к старшим и т.п. Таким образом, можно сказать, что театрализованная игра создает условия для формирования различных личностных качеств старшего дошкольника. Ведь в процессе театрализованной игры он учится сопереживать, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать его в разных формах и продуктах деятельности.
В практической части для подтверждения гипотезы, поставленной нами в начале данной работы было проведеннаяэкспериментальной работы. Таким образом, проведенная экспериментальная работа состояла из трех этапов. На констатирующем этапе нами был выявлен изначальный уровень развития эмпатии старших дошкольников, по итогам которого был сделан вывод, что большинство детей (60%) в экспериментальной группе находятся на начальном уровне развития эмпатии.
Исходя из полученных результатов был сделан вывод о необходимости проведения формирующего этапа исследования, целью которого стало - реализовать комплекс занятий, направленных на развитие эмпатии у старших дошкольников. Всего было предложено 11 театрализованных игры, направленных на развитие эмпатии старших дошкольников.
Данный комплекс театрализованных игр, направленных на развитие эмпатии у детей 5-6 лет, включал в себя следующие этапы:
1 этап: доминировали театрализованные игры, ориентированные на констатацию эмоциональных состояний, т.е. на повышение уровня эмоционального компонента эмпатии;
2 этап: доминировали игры, направленные на восприятие внутреннего мира, чувств и переживаний другого человека, т.е. на развитие когнитивного компонента эмпатии;
3 этап: преобладали театрализованные игры, направленные на помогающее, содействующее поведение в ответ на переживание другого, т.е. игры на развитие поведенческого компонента эмпатии.
В ходе театрализованных игр дети обогатили эмпатийный опыт действиями и умениями проявления Сорадости, Согрусти, Взаимопомощи,
Взаимопонимания, Соучастия и т.д. В результате данной работы у детей появились любимые формы проявления отношения к другому, что нашло отражения в реальных взаимоотношениях и игровом взаимодействии.
По итогам формирующего эксперимента было проведено контрольное исследование направленное на выявление разработанного комплекса театрализованных игр для старших дошкольников.
По итогам контрольного этапа исследования был сделан вывод, что большинство детей (73%) продемонстрировали высокий уровень развития эмпатии. Таким образом, предложенная в начале исследования основная гипотеза, была нами экспериментально подтверждена. Нам удалось установить, что наше предположение верно, и использование театрализованных игр оказывает большое влияние на процесс развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста.



1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст]: книга для учителя / Н. П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: методическое пособие / Л. В. Артемова. - М: Изд-во Просвещение, 1991. - с.103
3. Бэн, А. Психология [Текст]: учебник / А. Бэн. - М.: Дрофа, 2008. - 104 с.
4. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет
[Текст]: учебно-методическое пособие / Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
5. Венгер, Л. А. Психология [Текст]: учебное пособие для учащихся педучилищ / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
6. Выговская, Л. П.Эмпатийные отношения младших школьников,
воспитывающихся вне семьи [Текст]: автореф. дис. канд. псих.наук / Л. П. Выговская. - Киев: НИИ Психологии, 1991. - 20 с.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Том 4. Детская психология [Текст]: сборник сочинений. / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1987. - 367 с.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст]: учебное пособие / Л. С. Выготский. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 199 с.
9. Буре, Р СВоспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада [Текст]: учебное пособие / Под ред. Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др. - М.: Педагогика, 1989. - 96 с.
10. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии [Текст]:/ Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - №2. - 147-168 с.
11. Гаврилова, Т. П. Сопереживание и сочувствие[Текст]:/ Т.П. Гаврилова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - 26-35 с.
12. Гайворонская, Т. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности [Текст]: методическое пособие / Т. А.
Гайворонская, В. А. Деркунская. - М.: Центр педагогического образования,
2007. - 144 с.
13. Гайворонская, Т. А.Педагогическая технология развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности [Текст]: / Т. А. Гайворонская // Детский сад от «А» до «Я». - 2008. - №4. - 51-61 с.
14. Голдаева, Г. Педагогика переживания [Текст]:/ Г. Голдаева // Дошкольное воспитание. - 2014. - №6. - 95-97 с.
15. Грачева, Т. А. Педагогическая технология развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности [Текст]: методическое пособие / Т. А. Грачева, В. А. Деркунская, А. Ю. Комилова, Е. В. Пасечная, Л. А. Сидорова. - СПб.: Издательство «Детство-пресс», 2016.
16. Грицанов, А. А. Новейший философский словарь [Текст]: словарь / А. А, Грицанов. - М.: Книжный дом, 2003. - 1280 с.
17. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст]: словарь / Сост. С. Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 301 с.
18. Жарова, Д. В. Формирование эмпатии в дошкольном возрасте [Текст]: / Д.В. Жарова, Е. В. Иванова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. Т. 20. с. 1621-1625.
19. Запорожец, А. Роль игры в воспитании детей [Текст]: Е методическое пособие / А. Запорожец. - М: Просвещение,1976. - 96с.
20. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов [Текст]: учебное пособие / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. - СПб. : Питер, 2013. - 214 с.
21. Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]: учебное пособие / А. В. Запорожец [и др.]. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
22. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребёнка. Теория и практика [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - М.: Академия, 2004. - 172 с.
23. Изотова, Е. И.Феноменология эмоционального развития современных дошкольников [Текст]: / Е. И. Изотова // Психологические исследования. -
2013. Т. 6. - № 29. - С. 8.
24. Коломенского, Я. Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст]: учеб.пособие / Под ред. Я. Л. Коломенского, Е. А. Панько. - М.: Просвещение, 1997. - 237 с.
25. Карягина, Т. Д. Философские и научные контексты проблемы эмпатии [Текст]: / Т. Д. Карягина // Московский психотерапевтический журнал. - 2009. - № 4. - С. 50-74.
26. Карягина, Т. Д. Проблема формирования эмпатии [Текст]:/ Т. Д. Карягина // Консультативная психология и психотерапия. - 2010. - № 1. - С. 38-54.
27. Карягина, Т. Д. Феномен конгруэнтнойэмпатии [Текст]: / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Вопросы психологии. - 1993.
- № 4. - С. 61-68.
28. Козлова, С. А.Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. - М.: Академия, 2004. - 416 с.
29. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]: учебное пособие / А. Д. Кошелева. - М.: Просвещение, 2000. - 176 с.
30. Крупская, Н. К. О дошкольном воспитании [Текст]: учебник / Н. К. Крупская. - М.: просвещение, 1998. - 287 с.
31. Леонтьев, А. Н. Психология игры [Текст]: учебник / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2010. - 426 с.
32. Логиновой, В. И. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. 4.2. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988. - 270 с.
33. Логиновой, В. И. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. 4.2. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988. - 270 с.
34. Липпс, Т. Руководство к психологии [Текст]: методическое пособие / Т. Липпс. - СПб.: Наука, 2008. - 394 с.
35. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей [Текст]: избранные педагогические сочинения / А. С. Макаренко. - М.: Слово, 2007. - 486 с.
36. Маханева, М. Д. Ребенок в детском саду сочувствие [Текст]: / М.Д. Маханева // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 8. - С. 26-35.
37. Менджерицкая, Ю. А.Особенностиэмпатии субъекта затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного 54 взаимодействия [Текст]: учебное пособие / Ю. А. Менджерицкая. - Ростов-на-Дону, 1998. - 372 с.
38. Овчаренко, Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Е. Р. Овчаренко. - Волгоград, 2003. - 32 с.
39. Орлов, А. Б. Феномены эмпатии и конгруэнтность [Текст]: / А.Б. Орлов, М. А. Хазанова // Вопросы психологии. - 1993. - №4. - С. 42-49.
40. Вераксы Н. Е.От рождения до школы. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]: / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозайка- синтез, 2011. - 36 с.
41. Пономарева, М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие [Текст]: монография / М. А. Пономарева. - Минск :Бестпринт, 2006. - 76 с.
42. Роджерс, К.Эмпатия [Текст]: / К. Роджерс// Психология эмоций. - М.: МГУ, 1984. - С. 234-238.
43. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учебник / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
44. Спиваковская, А. С. Игра - это серьезно [Текст]: методическое пособие / А. С, Спиваковская. - М.: Педагогика, 1981. - 144 с.
45. Сутурина, Ю. В. Эмпатия как профессионально значимое свойство личности [Текст]: Ю. В. Сутурина // Вестник Бурятского государственного университета. - 2008. - № 5. - С. 108-113.
46. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Тест]: сборник / В. А. Сухомлинский. - Киев, 1969. - 270 с.
47. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст]: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип / Г. А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
48. Федотов, В. Д. Большой словарь медицинских терминов [Текст]: словарь / В. Д. Федотов. - М.: Центрполиграф, 2007. - 959 с.
49. Штерн, К. Основы генетики человека [Текст]: учебник / К. Штерн. - М.: Наука, 1965. - 177 с.
50. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Б. Д. Эльконина; 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 194 с.
51. Юсупов, И. М. Психология эмпатии: теоретич. и прикладн. аспекты [Текст]: автореф. Дис. д-ра психол. наук / И. М. Юсупов. - СПб.: Питер, 1995. - 252 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ